Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:11, курсовая работа
Цель данной работы заключается в выявлении диспропорций и недочётов в проводимой валютной политике России в периоды кризисных явлений.
Достижение заданной цели будет осуществлено путём решения следующих задач:
• анализ действий правительства РФ и ЦБ и выявление ошибок
• уточнение понятия и принципов валютной политики
• анализ и обоснование целей проводимой денежно-кредитной политики ЦБ России.
Введение
Глава 1. Сущность и принципы валютной политики
1.1 Центральный банк и его функции
1.2 Цели и инструменты валютной политики
1.3 Передаточный механизм и эффективность валютной политики
Глава 2. Валютная политика и мировой финансовый кризис
2.1 Антикризисные меры правительства России во время МФК
2.2 Инновационный и антиинфляционный векторы экономической политики России
2.3 Система мер стимулирующей валютной политики
Заключение
Использованная литература
Лидер монетаризма М. Фридмен на большом фактическом материале показал тесную связь между динамикой денежной массы в экономике и номинальным ВВП. Так при возрастании денежного предложения с некоторым временным отставанием начинается и рост номинального ВВП. При этом вначале растет реальный выпуск при относительно стабильных ценах. Постепенно рост производства замедляется и увеличение номинального ВВП достигается за счет повышения цен. Напротив, уменьшение количества денег сначала ведет к сокращению реального ВВП, а затем – с некоторой задержкой – влияет и на темпы инфляции.
Было показано, что неправильная денежная политика неоднократно приводила к сильной инфляции, наносившей большой вред экономике. Она же ответственна за углубление и длительность Великой Депрессии 30-х гг. Таким образом, валютная политика представляет собой грозное оружие, могущее, при неверном использовании, подорвать экономику.
Монетаристы (как и сторонники ТРО) выступают не против валютной политики как таковой, но против дискреционной валютной политики, при которой денежная масса изменяется Центральным банком произвольно под влиянием сиюминутных целей. С их точки зрения именно произвольное денежное регулирование, а не внутренняя неустойчивость экономики (как считают кейнсианцы) порождает экономическую нестабильность. Поэтому монетаристы выступают за установление твердого правила, согласно которому денежное предложение ежегодно расширяется с тем же темпом, что и прирост потенциального ВВП (3-5%). В этом случае совокупный спрос будет автоматически совпадать с совокупным предложением при полной занятости, а любые отклонения экономики от равновесного состояния станут непродолжительными.
Идея монетаристов заслуживает, разумеется, серьезного внимания, но вряд ли ее можно безоглядно применять в переходной экономике, вдобавок подверженной сильным внешним шокам.
Глава 2. Валютная политика и мировой финансовый кризис
2.1 Антикризисные меры правительства России во время МФК
По мере углубления мирового финансового кризиса в 2008 г. кризисные явления усиливались и в нашей стране. За период с 1 января по 17 октября текущего года индекс РТС (на момент закрытия) упал на 71,7% — до 668 пунктов. Последний раз такое значение наблюдалось 1 июня 2005 г., а с учетом инфляции — гораздо раньше.8 Для сравнения: индекс Dow Jones Industrial Average упал с максимального значения 1165 пунктов (9 октября 2007 г.) до минимального — 815 пункта (10 октября 2008 г.), то есть «всего» на 40,3%.9 Надежда на то, что Россия станет «островом стабильности» в бушующем финансовом море, оказалась призрачной. Правительству пришлось принимать экстренные меры по стабилизации финансового сектора. Эти меры производят двойственное впечатление.
С одной стороны, государство не только наращивало масштабы поддержки экономики, но и увеличивало многообразие ее форм. От помощи банковскому сектору путем размещения бюджетных средств на депозитах в банках правительство РФ перешло к прямой поддержке небанковских предприятий — предоставлению кредитов на погашение иностранных займов и выкупу их акций. Причем цель выкупа - не деприватизация или национализация компаний, а стабилизация фондового рынка и макроэкономического положения России. Это кардинальное изменение макроэкономической политики. До сих пор она проводилась с помощью инструментов косвенного регулирования — в основном монетарного (денежно-кредитного и валютного) и бюджетного.10
С другой стороны, ЦБ явно запаздывал с принятием мер, адекватных новым, все более сильным внешним и внутренним шокам. На фоне снижающихся, несмотря на ускорение роста цен, ставок рефинансирования в развитых странах спорной выглядит позиция ЦБ России, который с 19 июня 2007 г. сохранял ставку рефинансирования в 10%, а с февраля по 1 июля 2008 г. четыре раза ее повышал на четверть процентного пункта. Нормативы обязательных резервов, установленные с 1 июля 2007 г. в размере 4 — 4,5% (что вдвое выше, чем в еврозоне), в 2008 г. также четырежды11 повышались — до 5,5—8,5% 1 сентября. И лишь коллапс российских фондового и межбанковского рынков в сентябре—октябре вынудил ЦБ снизить эти нормативы до 1,5— 4,5% 18 сентября и 0,5% — с 15 октября. Здесь свою роль сыграли значительный отток капитала в августе—октябре и вызванная этим «долларовая» деэмиссия. Не обращая внимания на значительное снижение ставок рефинансирования ФРС, Банк России продолжает предоставлять кредиты по ставке рефинансирования, в несколько раз более высокой.
Вызывает недоумение и концентрация потоков средств, вливаемых в финансовый сектор, в небольшой части банков. Это все равно не обеспечивает оживления межбанковского рынка. Непонятна эффективность размещения бюджетных средств на депозитах в избранных банках, которые, в свою очередь, должны кредитовать малые и средние банки. Фактически создается трехуровневая банковская система. Она очевидно неэффективна по сравнению с двухуровневой, в которой ЦБ — не просто контора в Москве. Он имеет разветвленную систему территориальных подразделений, хорошо информированных о финансовом состоянии банков, и развитую платежную систему. Гораздо проще и надежнее было бы увеличить в аналогичных масштабах рефинансирование Банком России коммерческих банков.
Еще одна проблема — использование при выдаче кредитов рейтингов трех западных рейтинговых агентств. Присвоение ими рейтинга предприятию — услуга дорогая. К тому же они занижают рейтинг России, а значит, и российских предприятий. Например, агентство Standard & Poor’s 23 октября 2008 г. совершенно необоснованно изменило прогноз рейтинга России со стабильного на «негативный». Для сравнения: из европейских стран негативного прогноза S&P удостоились также Исландия, Литва, Румыния, Сербия, Украина, Хорватия, Черногория и Эстония. Особенно очевидна их тенденциозность в условиях глубокого кризиса финансовой системы в США и наличия у РФ огромных международных резервов. Экспертов S&P озаботило, что российские власти начали тратить слишком большие средства из Резервного фонда для преодоления кризиса (для чего он, собственно говоря, и предназначен). Ведь это приводит к снижению валютных резервов (то есть кредитов российского государства правительствам европейских стран и США). Вывод: Банк России должен использовать рейтинги, устанавливаемые российскими агентствами, а также результаты мониторинга банков и небанковских предприятий, проводимого им самим. Аналогично должна быть перестроена вся система оценки рисков и выполнения банками экономических нормативов. При этом ценные бумаги, выпущенные правительством РФ, а также кредиты и ценные бумаги, им гарантированные, должны иметь максимальный рейтинг, как и бумаги ЦБ. А рейтинг ценных бумаг, выпущенных в США, тогда будет невысоким.
Последний, но не менее важный вопрос — о процентных ставках. Разумеется, помощь должна оказываться (за исключениями, о которых принимает решение правительство) на рыночных условиях. Но если ЦБ предоставляет кредиты Внешэкономбанку в иностранной валюте под 8% годовых, а тот выдает ссуды предприятиям с маржой не более 4 п. п., то ставки в 12% уже значительно превышают (после всеобщего понижения ставок рефинансирования) рыночные ставки на мировых рынках. Получается, что государство помогает банковской системе и реальному сектору как-то в обход ЦБ с его рестриктивной валютной политикой,12 лишь несколько смягчившейся в октябре. Такой подход, противоположный тому, который используется в странах Запада, требует обсуждения: насколько он обоснован теоретически и полезен на практике?
Антикризисные меры правительства РФ вызвали бурную дискуссию в печати. Но важны не просто «высказывания мнений», а теоретическое осмысление и обобщение опыта практической реализации этих мер. Иначе у чиновников, бизнес-сообщества и ученых не будет понимания их сути, а также перспектив развития системы госрегулирования российской экономики. И первый вопрос, который здесь возникает: имеет ли комплекс радикальных антикризисных мер, принятых правительством РФ осенью 2008 г., временный характер или это «новая экономическая политика» образца 2008 года (НЭП-2008), отвечающая вызовам эпохи глобализации?
Один вариант ответа на этот вопрос дан в недавней редакционной статье журнала «Эксперт»: «Что может подвести бюджет, так это дальнейшая либерализация правил участия банков в минфиновских аукционах под предлогом финансового кризиса. Кризис уже вынудил ЦБ выдавать кредиты банкам без обеспечения и снизить требования к обязательному резервированию. Важно, чтобы антикризисные меры были временными, а требования к тем, кто берет в долг у всей страны, были по-прежнему высокими».13 Таким образом, четко сформулировано, что размещение Минфином бюджетных средств на депозитах в коммерческих банках должно рассматриваться как временная мера.
Я занимаю другую позицию и считаю, что необходима реформа методов госрегулирования экономики в России. Эта реформа должна обеспечивать не только подавление роста цен «любой ценой», но и устойчивое и быстрое повышение экономической активности и доходов граждан, что невозможно без создания инновационно активной экономики, конкурентоспособной в условиях глобализации. До сих пор ЦБ и Минфин эту задачу игнорировали. Теперь, когда Россия во многом опередила развитые страны по масштабности и разнообразию уже принятых мер помощи экономике, возникает «окно возможностей» для начала «новой экономической политики». Для этого нужно пересмотреть приоритеты целей и обновить спектр инструментов макроэкономической политики, в первую очередь валютной. Она должна обеспечивать финансирование инвестиций в развитие высокотехнологичных предприятий, конкурентоспособных не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Тогда и станет возможным переход на инновационный путь развития, предусмотренный Концепцией долгосрочного социально- экономического развития России до 2020 г., одобренной в основном на заседании правительства РФ 1 октября 2008 г.
2.2 Инновационный и антиинфляционный векторы экономической политики России
В настоящее время в российской экономической политике обозначились два вектора (Табл. 2.1), определяющие социально-экономическое развитие в ближайшие годы. Инновационный вектор действует в направлении модернизации российской экономики с использованием высоких технологий и инноваций. Реализация инновационного сценария социально-экономического развития России до 2020 г. предполагает осуществление ряда мер, стимулирующих экономическое развитие и НТП. По словам министра экономического развития, «мы пока уверенно идем по инерционному пути развития… который ведет нас в тупик… экономика серьезно недофинансирована», а «все содержательные действия по реализации приоритетов мы вынуждены планировать, фактически начиная с 2011 года. Это неприемлемо».14
Второй вектор направлен на усиление борьбы с инфляцией «любой ценой». Он является ответом на угрозу ее неконтролируемого ускорения в условиях высоких цен на энергоносители, повышения цен на продовольственные товары, приближения внутренних цен на газ к экспортным и опережающего роста доходов населения по сравнению с производительностью труда.
Табл. 2.1. Два вектора экономической политики России:
Признаки инновационного вектора |
Признаки антиинфляционного вектора |
|
|
Источник: Валютная политика России: цели, инструменты, правила стр. 2.
Эти векторы противоречат друг другу, так как предполагают осуществление взаимоисключающих мер экономической политики в целом и валютной — в частности. Основное расхождение наблюдается между двумя способами использования нефтегазовых доходов бюджета, «принесенных ветром» (windfall).
2.3 Система мер стимулирующей валютной политики
Судя по «Основным
направлениям единой государственной
денежно-кредитной политики», ежегодно
разрабатываемым ЦБ, валютная политика рассматривается
как раздел макроэкономической политики.
Более того, сам методологический подход
к проведению социально-экономической
политики в последние 16 лет можно
определить как макроэкономическо-
Во-первых, денежную базу можно уменьшить примерно на 3,5 трлн руб., снизив внешние заимствования госкомпаний путем предоставления им кредитов за счет средств Резервного фонда.15 Макроэкономический эффект этой меры тот же, что и погашения внешнего госдолга. Эту меру автор предлагал задолго до наступления кризиса.16
Во-вторых, ЦБ должен кардинально увеличить объемы привлечения средств банков на депозиты, повысив ставки до уровня соответствующих ставок по операциям рефинансирования за вычетом небольшой маржи. Стерилизуя денежную эмиссию с помощью депозитных операций, можно уменьшить объем «замороженных» средств бюджета на счетах в ЦБ. На соответствующую величину можно увеличить инвестиционные расходы бюджета. Они пройдут через денежный оборот и, в свою очередь, будут стерилизованы с помощью депозитных операций ЦБ.
В-третьих, необходимо начать постепенную девальвацию рубля. Умеренно девальвируя рубль и снизив все ставки рефинансирования,