Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:11, курсовая работа
Цель данной работы заключается в выявлении диспропорций и недочётов в проводимой валютной политике России в периоды кризисных явлений.
Достижение заданной цели будет осуществлено путём решения следующих задач:
• анализ действий правительства РФ и ЦБ и выявление ошибок
• уточнение понятия и принципов валютной политики
• анализ и обоснование целей проводимой денежно-кредитной политики ЦБ России.
Введение
Глава 1. Сущность и принципы валютной политики
1.1 Центральный банк и его функции
1.2 Цели и инструменты валютной политики
1.3 Передаточный механизм и эффективность валютной политики
Глава 2. Валютная политика и мировой финансовый кризис
2.1 Антикризисные меры правительства России во время МФК
2.2 Инновационный и антиинфляционный векторы экономической политики России
2.3 Система мер стимулирующей валютной политики
Заключение
Использованная литература
ЦБ «вытолкнет» часть краткосрочного капитала, привлеченного частными компаниями, обратно за рубеж. Заместив даже половину внешней задолженности частных банков и небанковских компаний (без учета долговых обязательств перед прямыми инвесторами) в 298,5 млрд долл. на 1 июля 2012 г. рефинансовыми кредитами, ЦБ может снизить «валютную» денежную массу еще более чем на 3,5 трлн руб. Международные резервы при этом останутся на уровне, превышающем объем трехмесячного импорта. Большего при положительном торговом балансе и не надо. Если же он станет отрицательным, девальвация тем более будет необходима.
Указанные меры (табл. 2.3) приведут к оттоку капитала и деэмиссии 7 трлн руб. Ее придется компенсировать расширением рефинансирования банков и снижением ставки рефинансирования. Поэтому, в-четвертых, надо отменить проведенные ЦБ повышения ставки рефинансирования, а также сделать снижение нормативов обязательных резервов постоянным (в части обязательств перед резидентами), ведь руководство ЦБ уже признало существование кризиса ликвидности в банковском секторе.17 Банк России должен снизить и все другие рефинансовые ставки до уровня ставок по депозитным операциям с небольшой маржой. Ставки ЦБ по ломбардным кредитам, репо, «овернайт» и прочие должны быть в диапазоне от 4 до 6%.
При этом следует кардинально расширить Ломбардный список ЦБ, другие подобные перечни ценных бумаг и требований банков к нефинансовым предприятиям, а также круг российских эмитентов, обязательства которых могут служить обеспечением кредитов ЦБ. Нужно также при предоставлении рефинансовых кредитов отказаться от использования рейтингов зарубежных агентств. Кроме того, ЦБ должен включать в указанные перечни ценные бумаги госкомпаний и других российских предприятий по списку, утверждаемому правительством.
Необходимо предоставлять беззалоговые кредиты ЦБ банкам в зависимости от величины привлеченных ими средств на срочных вкладах граждан. Это позволит повысить депозитные процентные ставки и привлечь в банковскую систему сбережения населения. Если мы по политическим соображениям не можем законодательно обеспечить безвозвратность вкладов на оговоренный в договоре срок, то тогда государство должно прийти на помощь в деле создания «длинных» пассивов. Объем кредитов ЦБ при этом не должен превышать сумму долгосрочных кредитов, выданных банком платежеспособным российским предприятиям реального сектора экономики и гражданам России.
Следует освободить от обязательного резервирования срочные вклады граждан, подлежащие страхованию. Все прочие вклады граждан и средства предприятий на расчетных счетах нужно освободить от резервирования в определенных пределах (до 1 млрд руб. на все отделения и филиалы банка в данном регионе).
Необходимо снизить или компенсировать вмененные издержки банков, чтобы снизить банковскую маржу. Для этого ЦБ должен начать платить проценты по средствам коммерческих банков в ФОРе и на корсчетах в ЦБ.
Предлагаемые меры обусловят возникновение значительных убытков ЦБ, которые придется компенсировать бюджету. Однако величина ежегодно необходимых дотаций Банку России на порядок меньше объема «замороженных» на счетах в ЦБ бюджетных средств. А бюджетные инвестиции (благодаря мультипликации общественного спроса в межотраслевой системе) приведут к дополнительному увеличению объема производства ВВП, росту спроса на деньги, возврату большой части госрасходов в бюджет в виде налогов и другим известным эффектам. Последнее означает, что через налоговую систему бюджетные расходы частично автоматически стерилизуются.
Максимально широкие возможности совершенствования валютной политики возникают при использовании более общего методологического подхода к проведению социально-экономической политики — системно-структурного. Он основан на применении многопродуктовых, многорегиональных, межотраслевых, динамических, вероятностных моделей экономики с отражением интересов и поведения экономических агентов, особенностей развития институциональных, организационных, отраслевых, технологических, пространственно-региональных и социальных подсистем экономики. При этом соответствующие структурные факторы развития экономики учитываются в наибольшей степени. Такой подход позволяет расширить спектр инструментов валютной политики и дифференцировать их применение в отношении различных отраслевых, региональных и институциональных подсистем.
Комплекс мер стимулирующей валютной политики на основе системно-структурного методологического подхода:
Если считается нормальным облегчать налоговое бремя для малых предприятий, то почему не создать преференциальный режим для развития небольших банков, как это сделано в США? Например, тяжесть обременений банков под влиянием экономических нормативов и процедур пруденциального регулирования может быть дифференцирована в зависимости от степени насыщенности каждого региона кредитными организациями (включая филиалы многорегиональных банков), степени конкурентности региональных рынков банковских услуг, а также в зависимости от размеров капитала банка.
Во-первых, необходимо серьезно повысить капитализацию банковской системы. Для увеличения собственного капитала банков, кроме предоставления субординированных кредитов, надо снять надуманные ограничения по формированию их капиталов акциями предприятий, землей; разрешить включать в капитал средства от переоценки имущества ежегодно, а не через три года; прекратить уменьшение капитала на величину вкладов в акции дочерних российских банков; разрешить вкладывать капитал в независимые банки без его уменьшения.
Нужно создать систему налоговых льгот, компенсирующих вмененные издержки банков и стимулирующих капитализацию прибыли. Налог на прибыль должен быть прогрессивным, с минимальной ставкой в 10%. Кроме того, надо разработать систему региональных преференциальных коэффициентов для экономических нормативов.
Главное внимание следует обратить на замещение иностранных «длинных» пассивов банков и корпораций другими источниками. Наряду с предоставлением банкам субординированных кредитов на срок до 10 лет Центробанк может и должен предоставлять им долгосрочные рефинансовые кредиты под залог требований к предприятиям торгуемого сектора. Перечень таких предприятий и лимиты приема их ценных бумаг в залоговые пулы должно устанавливать правительство, исходя из приоритетности развития данных производств и предприятий. Для создания института рефинансовых кредитов на срок в несколько лет нужно увеличить уставный капитал ЦБ.
Таким образом, ЦБ должен не только выполнять свою основную роль — кредитора последней инстанции, как это делают ЕЦБ и ФРС, но и обеспечить рефинансирование избирательно, с приоритетностью для предприятий, отобранных по принципу не только кредитоспособности, но и их вклада в экономическое развитие. Для регулирования общего объема кредитов ЦБ можно предложить метод ограничения объема рефинансового кредита определенной долей рыночной стоимости залога (залогового пула) на момент предоставления кредита без установления маржинальных требований.
Минфин должен размещать в банках депозиты пропорционально привлеченным срочным вкладам граждан. Иными словами, вместо размещения средств в банках на платной основе следует предоставлять им долгосрочные беспроцентные бюджетные кредиты в зависимости от суммы средств на долгосрочных вкладах граждан. Это позволит решить проблему «спасения» сбережений российских граждан от инфляционного обесценения и удешевить ресурсную базу банков. Разумеется, такие бесплатные кредитные ресурсы нужно использовать только для кредитования производственно-транспортных предприятий, входящих в перечень компаний, имеющих право на получение льготных кредитов. Он должен утверждаться правительством, исходя из необходимости развития экспорта высокотехнологичной продукции и продукции торгуемого сектора в целом. Экспорт сырья, импорт товаров и их перепродажа могут осуществляться на чисто коммерческой основе.
Следует также реализовать селективные меры по борьбе с инфляцией: 1) замещение займов корпораций кредитами Банка развития за счет увеличения его уставного капитала и эмиссии им облигаций под госгарантии; 2) ужесточение антимонопольного регулирования и других немонетарных мер антиинфляционной политики; 3) широко-масштабные бюджетные инвестиции в развитие высокотехнологичного сектора, инноваций, инфраструктуры и сектора общественных услуг, что повысит эффективность экономики.
Для этого надо создать систему институтов бюджетной поддержки и кредитного стимулирования высокотехнологичных секторов экономики и инновационно активных предприятий, включая корпорации развития. Она должна состоять из: 1) различных налоговых льгот; 2) прямых субсидий на производство продукции; 3) субсидирования бюджетом фондов заработной платы (в части, облагаемой социальным налогом); 4) субсидирования бюджетом процентных ставок по привлекаемым от российских банков инвестиционным кредитам для реализации инвест-проектов, одобренных правительством (о расширении масштабов применения данного инструмента господдержки было объявлено 21 октября 2008 г.).
Кроме того, необходимо обеспечить субсидирование процентов по кредитам приоритетным секторам экономики, создать систему кредитования и страхования высокотехнологичного экспорта. Причем надо предоставлять долгосрочные кредиты в масштабах, на порядок больших, чем сейчас. Нужны госгарантии по кредитам, привлекаемым высокотехнологичными и инновационно активными предприятиями, при этом список таких кредитов и облигаций, утвержденных правительством, должен гарантировать их прием ЦБ в качестве залога при выдаче рефинансовых кредитов.
Те из вышеперечисленных мер, которые запрещены нормами ВТО, следует принимать с оговоркой, что они действуют до вступления России в эту организацию. Объем бюджетной поддержки сельского хозяйства и других отраслей, уже заявленный в ходе переговоров, необходимо использовать на практике, в первую очередь для субсидирования процентных ставок.
Заключение
Кризисы на российском фондовом рынке в 2008 г. показали, насколько еще уязвима экономика России к внешним шокам. Существует опасность, что, как и в случае с нехваткой ликвидности в 2007 г., ЦБ и Минфин России ограничатся экстренными, временными вливаниями ликвидности в экономику, не меняя по сути макроэкономическую политику. Это видно и из текста проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на 2009—2012 гг., опубликованного перед крахом фондового рынка в сентябре—октябре 2008 г.18 Однако уже ясно, что борьба с инфляцией преимущественно макроэкономическими методами в сложившихся условиях невозможна. При проведении валютной политики нужен системно-структурный подход. Снижение инфляции должно рассматриваться не как предварительное условие экономического подъема и развития высоких технологий, а как результат постоянных усилий всех органов госуправления по стимулированию развития экономики и НТП. Государство должно использовать весь спектр инструментов регулирования, чтобы повысить эффективность экономики, обеспечивая параллельно и снижение «инфляции издержек», и ускорение экономического развития на высокотехнологичной, инновационной основе.
Также в ходе проделанной работы были выполнены поставленные в начал работы задачи:
Список использованной литературы:
1. Миллер Р.Л «Современные деньги и банковское дело», 2000.
2. М. Фридмен «Теория функции потребления» 1957 г.
3. Фетисов Г. Г. «Валютная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации», 2010.
4. J. Williamson (ed.). «Adjustment: How Much Has Happened?» Wash.: Institute for International Economics.
5. Williamson J. «What Washington Means by Policy Reform // Latin American»