Валютное регулирование: основные функции, цели, задачи и механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Эффективное функционирование национальной экономики в системе мирохозяйственных связей предлагает выработку каждой страной собственной валютной политики.
Валютное регулирование является одним из основных средств реализации валютной политики государства. На фоне происходящих процессов
интеграции отдельных стран в мировую экономику и глобализации финансовых рынков государственное валютное регулирование необходимо для поддержания равновесия платежного баланса, противодействия утечке капитала и обеспечения притока иностранных инвестиций, зашиты внутреннего валютного рынка от негативного воздействия иностранного спекулятивного капитала и достижения других целей валютной политики.

Файлы: 1 файл

валютное регулирование.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 2. Субъекты и объекты валютного регулирования и валютного контроля

 

2.1. Субъекты валютного регулирования и валютного контроля

Рассмотрим субъекты валютного регулирования и валютного контроля на примере Российской Федерации.

Субъектами валютной деятельности  в РФ согласно ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» являются резиденты и нерезиденты.

К резидентам относятся:

  • физические   лица,   являющиеся   гражданами   Российской    Федерации,   за   исключением   граждан   Российской    Федерации,    признаваемых постоянно  проживающими в  иностранном государстве  в    соответствии с законодательством этого государства;
  • постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы,  представительства и иные  подразделения   резидентов – юридических лиц,  созданных    в   соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • дипломатические представительства, консульские учреждения Российской  Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации,   находящиеся за  пределами территории Российской Федерации, а также постоянные   представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным   законом  и принятыми в соответствии с ним иными федеральными  законами и другими    нормативными правовыми актами;3

К нерезидентам относятся:

  • физические лица, не являющиеся резидентами, а именно – не являющиеся гражданами Российской Федерации,   за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно  проживающими в  иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства и постоянно проживающих в  Российской Федерации на  основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • юридические лица, созданные в соответствии с  законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в    соответствии с законодательством иностранных государств и  имеющие    местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • аккредитованные в Российской  Федерации  дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства    указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  • находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов;
  • иные лица, не являющиеся резидентами в соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

 Исчерпывающий перечень органов, осуществляющих валютное регулирование в РФ и их статус определен законодателем в ст. 5 закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Органами  валютного  регулирования в  Российской  Федерации    являются Центральный  банк  Российской Федерации  и  Правительство    Российской Федерации.

В целях   реализации   функций,   предусмотренных   настоящим    Федеральным  законом,  Центральный  банк  Российской  Федерации  и    Правительство Российской   Федерации   издают   в  пределах своей    компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для    резидентов и нерезидентов.

Центральный  банк   Российской  Федерации,   Правительство    Российской Федерации,  а  также специально  уполномоченные  на  то    Правительством    Российской    Федерации    федеральные    органы    исполнительной власти  осуществляют  все  виды  валютных операций,    регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

Согласно ст.23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле органы и агенты валютного контроля и их должностные лица  в    пределах своей компетенции  и в  соответствии с  законодательством    Российской Федерации имеют право:

•    проводить проверки  соблюдения резидентами и  нерезидентами    актов валютного  законодательства  Российской  Федерации  и  актов    органов валютного регулирования;

•    проводить  проверки  полноты   и  достоверности  учета   и    отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

•    запрашивать  и  получать документы  и  информацию,  которые    связаны с  проведением  валютных операций,  открытием  и  ведением    счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам    органов и  агентов валютного  контроля не  может составлять  менее    семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в  пределах    своей компетенции имеют право:

•    выдавать  предписания  об устранении  выявленных  нарушений    актов валютного  законодательства  Российской  Федерации  и  актов    органов валютного регулирования;

•    применять   установленные   законодательством   Российской    Федерации  меры  ответственности  за  нарушение  актов   валютного    законодательства Российской  Федерации и  актов органов  валютного    регулирования.

Порядок    представления    резидентами   и   нерезидентами    подтверждающих документов и информации при осуществлении  валютных    операций агентам валютного контроля устанавливается:

•    для    представления   агентам   валютного   контроля, за исключением уполномоченных  банков,  -  Правительством  Российской    Федерации;

•    для  представления  уполномоченным  банкам  -  Центральным    банком Российской Федерации.

В целях осуществления  валютного контроля агенты  валютного контроля в пределах своей компетенции имеют  право запрашивать  и получать от резидентов и  нерезидентов следующие документы  (копии    документов), связанные с проведением валютных операций,  открытием и ведением счетов:

•    документы, удостоверяющие личность физического лица;

•  документ о государственной  регистрации физического лица  в    качестве индивидуального предпринимателя;

•    документы, удостоверяющие статус  юридического лица, -  для нерезидентов, документ о государственной регистрации  юридического лица - для резидентов;

•    свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

•    документы,   удостоверяющие   права  лиц   на   недвижимое    имущество;

•    документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных  операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получении нерезидентом такого    документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

•    уведомление налогового органа  по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

•    регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

•    документы (проекты  документов), являющиеся основанием для проведения  валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления  юридического лица; документы,  содержащие    сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы,    подтверждающие факт передачи  товаров (выполнения работ,  оказания    услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе  исключительных  прав  на  них,  акты государственных  органов;

•    документы, оформляемые и выдаваемые кредитными  организациями,    включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

•    таможенные  декларации, документы,  подтверждающие ввоз  в Российскую  Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

•    паспорт сделки.

Агенты  валютного контроля  вправе требовать  представления    только  тех  документов,   которые  непосредственно  относятся   к    проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам  валютного  контроля. По запросу агента валютного контроля представляются  надлежащим образом заверенные  переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в  какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от    государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные  официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях,  предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Органы валютного контроля, налоговые органы, осуществляющие  в соответствии  с настоящим Федеральным  законом предварительную регистрацию, в пределах своей  компетенции  обязаны  рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с настоящим Федеральным законом,  и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной    регистрации.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

•     осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов   валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

•   представлять органам валютного контроля  информацию о валютных  операциях, проводимых с их участием,  в порядке, установленном актами валютного   законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Органы  и агенты  валютного контроля  представляют  органу    валютного  контроля,  уполномоченному  Правительством   Российской    Федерации, необходимые для осуществления  его функций документы  и    информацию   в   объеме   и   порядке,   которые   устанавливаются    Правительством Российской Федерации по согласованию с  Центральным    банком Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут    ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за  неисполнение  функций,   установленных настоящим Федеральным  законом,  а  также за  нарушение  ими  прав  резидентов и нерезидентов.4

 

2.2.Объекты правового  регулирования в валютной системе  России

 

Объектом валютного регулирования являются валютные ценности. Согласно п.5 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям относятся иностранная валюта  и внешние  ценные бумаги.

Теперь более подробно рассмотрим состав валютных ценностей. Первым элементом является иностранная валюта. Законодательство определяет иностранную валюту как:

•    денежные  знаки  в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в  обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории  соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также  изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

•   средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Вторым элементом понятия валютные ценности являются внешние ценные бумаги -  ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с  Законом к внутренним ценным бумагам.

Законодатель исключил из состава валютных ценностей драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий, природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Также объектом правового регулирования в данной сфере являются валютные операции.  К валютным операциям согласно п.9 ст.1 вышеупомянутого Федерального закона законодатель отнес:

1. Приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование  валютных ценностей в качестве средства  платежа. Правовой режим валютных операций между резидентами определяет ст. 9 Закона № 173-ФЗ.

2. Приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и  отчуждение резидентом в пользу нерезидента  либо нерезидентом в пользу резидента  валютных ценностей, валюты  Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на   законных основаниях, а также использование валютных  ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

3. Приобретение  нерезидентом у  нерезидента и отчуждение нерезидентом в  пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних  ценных бумаг на  законных  основаниях, а также использование валютных ценностей,  валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства    платежа.

4. Ввоз на таможенную территорию  Российской Федерации и  вывоз    с таможенной территории  Российской  Федерации валютных  ценностей,    валюты Российской Федерации  и внутренних ценных бумаг. Правовой  режим ввоза и вывоза валютных ценностей регулируется ст. 15 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Информация о работе Валютное регулирование: основные функции, цели, задачи и механизмы