Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 00:46, курсовая работа
Эффективное функционирование национальной экономики в системе мирохозяйственных связей предлагает выработку каждой страной собственной валютной политики.
Валютное регулирование является одним из основных средств реализации валютной политики государства. На фоне происходящих процессов
интеграции отдельных стран в мировую экономику и глобализации финансовых рынков государственное валютное регулирование необходимо для поддержания равновесия платежного баланса, противодействия утечке капитала и обеспечения притока иностранных инвестиций, зашиты внутреннего валютного рынка от негативного воздействия иностранного спекулятивного капитала и достижения других целей валютной политики.
Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.
5. Перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.
В статье 19 ФЗ четко прописаны обязанности резидентов обеспечить репатриацию соответствующих валютных средств.
Ст. 20 ФЗ говорит о том, что Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.
Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.5
Напомним, что экспорт товаров - это вид таможенного режима, в соответствии с которым товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их обратном ввозе. Участниками валютного контроля, осуществляемого при экспорте товаров, являются три категории субъектов: юридическое лицо, уполномоченный банк или иная кредитная организация, территориальный таможенный орган. При этом целью валютного контроля при экспорте товаров является предотвращение сокрытия выручки – денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера импортером-нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.
Валютный контроль при экспорте основан на сопоставлении информации об общей фактической стоимости по экспортному контракту, дате перемещения товаров через таможенную границу, сроках оплаты. Указанные сведения передаются экспортером в таможенный орган или уполномоченный банк или иную кредитную организацию. Обязательным требованием валютного контроля при экспорте товаров субъектом внешнеэкономической деятельности на свой счет, открытый в уполномоченном банке в валюте Российской Федерации (рублевый счет) или иностранной валюте (валютный счет).
Процесс валютного контроля при экспорте товаров предполагает прохождение нескольких последовательных стадий, среди которых выделяют следующие.
Срок поступления валютной выручки от экспорта товаров составляет 90 дней со дня фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации. Если же срок поступления валютной выручки, установленный в условиях внешнеторгового контракта, превышает 90 дней, тогда экспортер должен получить соответствующее разрешение на продление общего срока. Полученная от импортера валютная выручка в полном объеме должна быть зачислена на валютный счет экспортера, открытый в уполномоченном банке. После этого в течение 7 дней до 30% иностранной валюты подлежит обязательной продаже на внутреннем рынке Российской Федерации. Оставшаяся часть переводится на текущий валютный счет экспортера, а образовавшаяся вследствие продажи иностранной валюты рублевая масса должна быть перечислена на расчетный счет экспортера. При этом размер валютной выручки, подлежащей обязательной продаже на внутреннем рынке Российской Федерации, является единым для всех экспортеров.6
3.2 Валютный контроль за импортными поставками
Схема проведения валютного контроля при импорте товаров аналогична схеме проведения валютного контроля при экспорте товаров. Однако в данном случае тремя этапами внешнеторговой деятельности являются:
Валютный контроль при импорте товаров осуществляется не во всех случаях, а лишь в случаях помещения товаров под следующие таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления, реимпорт, таможенный склад, беспошлинная торговля, переработка на таможенной территории и под таможенным контролем, временный ввоз, свободная таможенная зона, свободный склад, отказ в пользу государства, уничтожение, реэкспорт.
По каждому заключенному импортному контракту импортер составляет паспорт импортной сделки, содержащий сведения из договора, который в качестве средства оплаты за товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, предусматривает валюту или валютные ценности. Уполномоченный банк импортера осуществляет платежи по импортному контракту только после подписания им паспорта сделки. Однако банк вправе отказать в таком подписании в следующих случаях:
Взаимодействие между уполномоченным банком и таможенным органом осуществляется в электронном виде по телекоммуникационной сети. Таможенные органы ведут списки участников внешнеэкономической деятельности, находящихся в зонах их таможенного регулирования. Осуществляя импортную операцию, субъект внешнеэкономической деятельности ввозит на таможенную территорию РФ товары, стоимость которых эквивалентна сумме ранее переведенной партнеру валюты в полном объеме. Если же ввоз данных товаров на таможенную территорию РФ оказывается в последствии невозможным, тогда импортер обязан обеспечить возврат валюты в полном объеме. Срок ввоза товаров на таможенную территорию РФ или возврата валюты не может превышать 90 дней. При этом участник внешнеэкономической деятельности должен обратиться в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации юридического лица. Такое обращение должно быть сделано до момента совершения валютной операции.7
Государство осуществляет свою валютную политику через валютное регулирование. Валютный контроль же является частью валютной политики, обеспечивающей и защищающей экономические интересы государства.
Основы организации и осуществление валютного регулирования в Российской Федерации закреплены в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Связанные с валютными отношениями вопросы также обозначены в других нормативно-правовых актах, например, Центрального банка РФ.
Главная цель валютного контроля – обеспечить соблюдение валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности.
Анализ статьи Т.В. Маняхина дает представление о методах валютного регулирования, относительно которых накоплен значительный мировой опыт. Данные методы классифицируют на административные и экономические. И выбор того или иного метода зависит от ряда факторов, таких как состояние валютного рынка, и экономики страны в целом.
В России наиболее распространенной формой валютного регулирования выступают валютные ограничения. Зарубежный опыт показывает, что в нашей стране нецелесообразно проводить шоковую либерализацию по причине отсутствия стабильной экономики и присутствия внешней задолженности. В связи с этим, главная задача регулирующих органов видится в разработке программы поэтапной либерализации. Важным условием развития валютного регулирования является совершенствование нормативной базы.
Субъекты и объекты валютного регулирования и валютного контроля внешнеторговых операций, а также их права и обязанности определены Федеральным законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Валютной контроль в Российской Федерации осуществляется с целью обеспечения своевременного поступления экспортной валютной выручки в РФ, что поможет оздоровить федеральный бюджет, поспособствует развитию внутреннего валютного рынка и пополнению валютных резервов государства.
В мировой практике имеет место быть заключение фиктивных импортных контрактов для «перекачивания» валюты за границу. Валютный контроль же помогает искоренить сию практику, путем его применения при импортных операциях.
1. Российская Федерация. Законы. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ от 02 декабря 1990 № 395-1 (ред. от 30.12.2008) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.
2. Российская Федерация. Законы. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон РФ от 10 декабря 2003 №173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.
3. Российская Федерация. Законы. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон РФ от 30 декабря 2008 № 86-ФЗ (ред. от 22.07.2008) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.
4. Акопов В. С. Мировой опыт и
проблемы валютного регулирован
5. Валютное регулирование и
6. Валютный рынок и валютное регулирование / Под ред. И.Н. Платоновой. М., 2006.
7. Внешнеэкономическая
8. Дегтярева О.И. Внешнеэкономическая деятельность [текст]: учебное пособие / О.И. Дегтярева, Т.Н. Полянова, С.В. Саркисов. – 4-е изд. Испр. и доп.. – М.: Дело, 2004. – 424 с.
9. Калимов Д.А. Валютное регулирование
в Российской Федерации / Д.А. Калимов.
М.: Издательство деловой и
10. Мировая практика валютного регулирования: основные методы и проблемы их применения//Финансы и кредит, 2006, № 25, с. 66-72.
11. О совершенствовании валютного регулирования в России//Консультант директора, 2007, № 23, с.14-16
12. Платонова И H. Валютное регулирование
как часть структурной
13. Романова Е.В. Таможенное право [текст]: учебник для вузов. – М., 2006.-194 с.
14. Саттарова Н. А. Система мер валютно-правового ограничения // Финансовое право. - 2007. - № 12. - с. 35-40.
15. Смирнов В.В. Экспортно-импортные операции в международном бизнесе. М., 2006.
16. Таможенный альманах. Валютный контроль: что может ФТС России. – М.: ООО фирма «Благовест-В», 2006. – 136 с.
17. Хамаганова Л. Д. Мировой опыт
в организации валютного
18. Щеголева Н. Г. Валютные операции. – М. : Маркет ДС Корпорейшн, 2004.
Информация о работе Валютное регулирование: основные функции, цели, задачи и механизмы