Валютное регулирование: основные функции, цели, задачи и механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Эффективное функционирование национальной экономики в системе мирохозяйственных связей предлагает выработку каждой страной собственной валютной политики.
Валютное регулирование является одним из основных средств реализации валютной политики государства. На фоне происходящих процессов
интеграции отдельных стран в мировую экономику и глобализации финансовых рынков государственное валютное регулирование необходимо для поддержания равновесия платежного баланса, противодействия утечке капитала и обеспечения притока иностранных инвестиций, зашиты внутреннего валютного рынка от негативного воздействия иностранного спекулятивного капитала и достижения других целей валютной политики.

Файлы: 1 файл

валютное регулирование.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Ввоз в  Российскую Федерацию иностранной  валюты и  внешних    ценных бумаг в  документарной форме  осуществляется резидентами  и    нерезидентами   без   ограничений   при   соблюдении    требований    таможенного законодательства Российской Федерации.

5.  Перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и  внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации,  на  счет  (раздел  счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

В статье 19 ФЗ четко прописаны обязанности резидентов обеспечить репатриацию соответствующих валютных средств.

Ст. 20 ФЗ говорит о том, что Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности   по  валютным  операциям  в соответствии с  настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Паспорт  сделки должен  содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.  Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов,  имеющихся  у резидентов.

Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.5

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ  

3.1. Валютный контроль при экспортных поставках

 

Напомним, что экспорт товаров - это вид таможенного режима, в соответствии с которым товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их обратном ввозе. Участниками валютного контроля, осуществляемого при экспорте товаров, являются три категории субъектов: юридическое лицо, уполномоченный банк или иная кредитная организация, территориальный таможенный орган. При этом целью валютного контроля при экспорте товаров является предотвращение сокрытия выручки – денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера импортером-нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.

Валютный контроль при экспорте основан на сопоставлении информации об общей фактической стоимости по экспортному контракту, дате перемещения товаров через таможенную границу, сроках оплаты. Указанные сведения передаются экспортером в таможенный орган или уполномоченный банк или иную кредитную организацию. Обязательным требованием валютного контроля при экспорте товаров субъектом внешнеэкономической деятельности на свой счет, открытый в уполномоченном банке в валюте Российской Федерации (рублевый счет) или иностранной валюте (валютный счет).

Процесс валютного контроля при экспорте товаров предполагает прохождение нескольких последовательных стадий, среди которых выделяют следующие.

  1. Предварительный валютный контроль при экспорте товаров. На данном этапе экспортер заполняет паспорт сделки и представляет его для подписания в уполномоченный банк, где проверяется достоверность содержащейся в паспорте сделки информации и соответствие условий внешнеторговой деятельности нормам действующего законодательства. Паспорт экспортной сделки – это основной документ, необходимый для проведения валютного контроля при экспорте товаров. На каждый внешнеторговый контракт оформляется один паспорт сделки. Данный паспорт оформляется в двух экземплярах: один экземпляр остается у экспортера, а второй передается в уполномоченный банк и служит основанием для открытия валютного контроля. В досье валютного контроля банком включаются следующие документы:
    • копия внешнеторгового контракта;
    • оригинал паспорта сделки;
    • грузовая таможенная декларация;
    • копия разрешения на предоставление отсрочки по поступлению валютной выручки и другие необходимые документы.
  2. Информационно-аналитический валютный контроль при экспорте товаров. На данном этапе пакет документов, составляющих досье валютного контроля, передается банком в таможенный орган для формирования карточки таможенно-банковского валютного контроля. Учетная карточка содержит информацию по одной произведенной отгрузке товаров экспортером. Учетная карточка после каждого заполнения передается таможенным органом банку, который вычисляет размер предполагаемой выручки. После этого учетная карточка вновь возвращается таможенному органу для внесения сведений об очередной отгрузке товаров. Кроме того, на данном этапе валютного контроля при экспорте товаров производится сопоставление и анализ сведений о дате фактического пересечения таможенной границы Российской Федерации и дате поступления денежных средств.
  3. Окончательный документальный валютный контроль при экспорте товаров. Данный этап валютного контроля является факультативным и имеет место быть лишь тогда, когда проводятся целевые проверки экспортеров по фактам непоступления валютной выручки, т.е. при наличии нарушений валютного законодательства.

Срок поступления валютной выручки от экспорта товаров составляет 90 дней со дня фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации. Если же срок поступления валютной выручки, установленный в условиях внешнеторгового контракта, превышает 90 дней, тогда экспортер должен получить соответствующее разрешение на продление общего срока. Полученная от импортера валютная выручка в полном объеме должна быть зачислена на валютный счет экспортера, открытый в уполномоченном банке. После этого в течение 7 дней до 30% иностранной валюты подлежит обязательной продаже на внутреннем рынке Российской Федерации. Оставшаяся часть переводится на текущий валютный счет экспортера, а образовавшаяся вследствие продажи иностранной валюты рублевая масса должна быть перечислена на расчетный счет экспортера. При этом размер валютной выручки, подлежащей обязательной продаже на внутреннем рынке Российской Федерации, является единым для всех экспортеров.6

 

3.2 Валютный контроль за импортными поставками

 

Схема проведения валютного контроля при импорте товаров аналогична схеме проведения валютного контроля при экспорте товаров. Однако в данном случае тремя этапами внешнеторговой деятельности являются:

  • заключение импортером импортного контракта;
  • перечисление денежных средств в счет оплаты импортируемого товара;
  • ввоз импортируемого товара в страну.

Валютный контроль при импорте товаров осуществляется не во всех случаях, а лишь в случаях помещения товаров под следующие таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления, реимпорт, таможенный склад, беспошлинная торговля, переработка на таможенной территории и под таможенным контролем, временный ввоз, свободная таможенная зона, свободный склад, отказ в пользу государства, уничтожение, реэкспорт.

По каждому заключенному импортному контракту импортер составляет паспорт импортной сделки, содержащий сведения из договора, который в качестве средства оплаты за товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, предусматривает валюту или валютные ценности. Уполномоченный банк импортера осуществляет платежи по импортному контракту только после подписания им паспорта сделки. Однако банк вправе отказать в таком подписании в следующих случаях:

  • если данные, указанные в импортном контракте, не соответствую сведениям, указанным в паспорте импортной сделки;
  • если указанные в импортном контракте валютные операции противоречат законодательству РФ;
  • если паспорт импортной сделки был оформлен импортером с нарушением условий, установленных действующим законодательством;
  • если импортером представлен не весь пакет необходимых документов, из которых формируется досье валютного контроля, ведомость банковского контроля(содержит сведения об операциях по импортному контракту), карточка платежа(содержит информацию об осуществляемых платежах), учетная карточка импортируемых товаров( содержит сведения из грузовой таможенной декларации об общей фактурной стоимости товаров);
  • если в контракте отсутствуют условия, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Взаимодействие между уполномоченным банком и таможенным органом осуществляется в электронном виде по телекоммуникационной сети. Таможенные органы ведут списки участников внешнеэкономической деятельности, находящихся в зонах их таможенного регулирования. Осуществляя импортную операцию, субъект внешнеэкономической деятельности ввозит на таможенную территорию РФ товары, стоимость которых эквивалентна сумме ранее переведенной партнеру валюты в полном объеме. Если же ввоз данных товаров на таможенную территорию РФ оказывается в последствии невозможным, тогда импортер обязан обеспечить возврат валюты в полном объеме. Срок ввоза товаров на таможенную территорию РФ или возврата валюты не может превышать 90 дней. При этом участник внешнеэкономической деятельности должен обратиться в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации юридического лица.  Такое обращение должно быть сделано до момента совершения валютной операции.7

 

 

 

 

Заключение

 

Государство осуществляет свою валютную политику через валютное регулирование. Валютный контроль же является частью валютной политики,  обеспечивающей и защищающей экономические интересы государства.

Основы организации и осуществление валютного регулирования в Российской Федерации закреплены в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Связанные с валютными отношениями вопросы  также обозначены в других нормативно-правовых актах, например, Центрального банка РФ.

 Главная цель валютного контроля – обеспечить соблюдение валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Анализ статьи Т.В. Маняхина дает представление о методах валютного регулирования, относительно которых накоплен значительный мировой опыт. Данные методы классифицируют на административные и экономические. И выбор того или иного метода зависит от ряда факторов, таких как состояние валютного рынка, и экономики страны в целом.

В России наиболее распространенной формой валютного регулирования выступают валютные ограничения. Зарубежный опыт показывает, что в нашей стране нецелесообразно проводить шоковую либерализацию по причине отсутствия стабильной экономики и присутствия внешней задолженности. В связи с этим, главная задача регулирующих органов видится в разработке программы поэтапной либерализации. Важным условием развития валютного регулирования является совершенствование нормативной базы.

Субъекты и объекты валютного регулирования и валютного контроля внешнеторговых операций, а также их права и обязанности определены Федеральным законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютной контроль в Российской Федерации осуществляется с целью обеспечения своевременного поступления экспортной валютной выручки в РФ, что поможет оздоровить федеральный бюджет, поспособствует развитию внутреннего валютного рынка и пополнению валютных резервов государства.

В мировой практике имеет место быть заключение фиктивных импортных контрактов для «перекачивания» валюты за границу. Валютный контроль же помогает искоренить сию практику, путем его применения при импортных операциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Российская Федерация. Законы. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ от 02 декабря 1990 № 395-1 (ред. от 30.12.2008) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

2. Российская Федерация. Законы. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон РФ от 10 декабря 2003 №173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

3. Российская Федерация. Законы. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон РФ от 30 декабря 2008 № 86-ФЗ (ред. от 22.07.2008) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

4. Акопов В. С. Мировой опыт и  проблемы валютного регулирования в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Акопов В. С. ; [Фин. акад. при Правительстве Рос. Федерации]. - М., 2001. - 25 с.

5. Валютное регулирование и валютный  контроль : учебник / В. М. Крашенинников, В.В. Наумов, В. Д. Вагин [и др.] ; под ред. М. В. Крашенинникова. - М. : Экономистъ, 2007. - 399 с.

6. Валютный рынок и валютное  регулирование / Под ред. И.Н. Платоновой. М., 2006.

7. Внешнеэкономическая деятельность  предприятия [текст]: учебник для  студентов вузов, обучающихся по  экономическим специальностям / Л.Е. Стровский и др.; под ред. Л.Е. Стровского – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007. – 799 с.

8. Дегтярева О.И. Внешнеэкономическая  деятельность [текст]: учебное пособие / О.И. Дегтярева, Т.Н. Полянова, С.В. Саркисов. – 4-е изд. Испр. и доп.. – М.: Дело, 2004. – 424 с.

9. Калимов Д.А. Валютное регулирование  в Российской Федерации / Д.А. Калимов. М.: Издательство деловой и учебной  литературы, 2004.

10. Мировая практика валютного  регулирования: основные методы  и проблемы их применения//Финансы и кредит, 2006, № 25, с. 66-72.

11. О совершенствовании валютного регулирования в России//Консультант директора, 2007, № 23, с.14-16

12. Платонова И H. Валютное регулирование  как часть структурной политики  в рыночной экономике. Дис.д-р экон. наук. //Финансовая академия. 2000г.

13. Романова Е.В. Таможенное право [текст]: учебник для вузов. – М., 2006.-194 с.

14. Саттарова Н. А. Система мер  валютно-правового ограничения // Финансовое  право. - 2007. - № 12. - с. 35-40.

15. Смирнов В.В. Экспортно-импортные операции в международном бизнесе. М., 2006.

16. Таможенный альманах. Валютный  контроль: что может ФТС России. – М.: ООО фирма «Благовест-В», 2006. – 136 с.

17. Хамаганова Л. Д. Мировой опыт  в организации валютного регулирования  и валютного контроля : учеб. пособие / Л. Д. Хамаганова ; Нац. Фонд подготовки кадров, Байк. гос. ун-т экономики и права. - Иркутск, 2004. - 248 с.: ил. – Библиогр. : с. 243-248.

18. Щеголева Н. Г. Валютные операции. – М. : Маркет ДС Корпорейшн, 2004.

Информация о работе Валютное регулирование: основные функции, цели, задачи и механизмы