Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 19:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в следующем:
- обобщение теоретических исследований иностранных и российских учёных в области методологии валютных и банковских кризисов;
- выявление причин валютных и банковских кризисов и их взаимодействие;
- описание основных правил построения моделей валютных кризисов;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..........3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАНКОВСКИХ И ВАЛЮТНЫЫХ КРИЗИСОВ………………………………………………………………………….. 5
1.1 Понятие валютных и банковских кризисов…………………………………..5
1.2 Модели кризисов и их взаимодействие………………………………………9
2. ВАЛЮТНЫЙ И БАНКОВСКИЙ КРИЗИС В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ…………14
3. ВЛИЯНИЕ ВАЛЮТНОГО И БАНКОВСКОГО КРИЗИСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РБ…………………………………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..................................23
Попытаемся рассмотреть эти три компонента совместно: причина девальвировать, причина не девальвировать и некоторая причина, по которой ожидания девальвации сами по себе нарушают баланс преимуществ и недостатков фиксированного паритета. Как отмечено Кругманом, эти элементы можно соединить так, чтобы выработать общую схему валютных кризисов, которая укладывается в каноническую модель. Допустим, рыночные операторы предполагают, что равновесие между стоимостью поддержания курса и стоимостью отказа будет иметь тенденцию изменяться в сторону превышения первого над вторым. В результате страна будет вынуждена девальвировать валюту даже при отсутствии спекулятивной атаки. Учитывая это, рыночные операторы будут пытаться избавиться от активов в национальной валюте до момента её девальвации. Поступая таким образом, они ухудшат положение правительства, что приведёт к более ранней девальвации. Понимая это, самые квалифицированные инвесторы будут пытаться продавать активы ещё раньше. В результате произойдет кризис, который вынудит отказаться от фиксированного курса раньше, чем индикаторы экономической ситуации оправдали бы девальвацию [2, c. 258].
В описанном механизме, как и в канонической модели, кризис вызывается противоречиями между различными направлениями государственной политики. В этом смысле кризис обуславливается макроэкономическими причинами. Тем не менее, в момент начала кризиса часто кажется, что он вызывается действиями рыночных операторов, а не объективными причинами: государство считает, что оно готово защищать обменный курс в течение долгого периода времени и действительно будет делать это, а спекулятивная атака заставляет отказаться от поддержания курса из-за недостаточной устойчивости государственных финансов.
Кризис рассматривается как следствие экономической политики. Особое внимание уделяется конфликту внутренних экономических целей и фиксации курса, в результате чего его коллапс становится неизбежным.
2. ВАЛЮТНЫЙ И БАНКОВСКИЙ КРИЗИС В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Одним из наиболее известных валютных потрясений последнего времени стал финансовый кризис в странах юго-восточной Азии. Первой страной, которая ощутила наступления кризиса, стал Таиланд. В июле 1997г., центральный банк Таиланда объявил об ослаблении привязки тайского бата (национальная валюта Таиланда) к корзине валют. В результате тайский бат стал стремительно обесцениваться, и за 2 месяца он потерял около трети своей стоимости. Девальвация также не обошла стороной и малайский ринггит, индонезийскую рупию, филиппинский песо [1, c. 113].
Причины возникновения такой ситуации различны. По мнению некоторых экспертов, основные причины финансового кризиса в странах ЮВА сводились к следующему: повышение реального курса, чрезмерная государственная задолженность и уязвимость финансового сектора.
Появление на мировом рынке таких гигантов-экспортеров как Индия, Китай, поставляющих продукцию по низким ценам, привело к снижению конкурентоспособности стран юго-восточной Азии. Кроме того, в определенной степени этому поспособствовало заключение соглашения о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой в 1994г.
В условиях жесткой борьбы за рынки и необходимости сохранения экспортных позиций, страны юго-восточной Азии вынуждены были пойти на некоторую девальвацию валюты. 1996 год стал годом наибольшего, значительного падения экспорта в ряде стран. Все это привело к ухудшению состояния платежного баланса, увеличению дефицита текущего счета [8].
Одной из причин валютного кризиса стало неконтролируемое расширение и диверсификация на местных финансовых рынках. Этому способствовала в определенной мере финансовая либерализация, начатая в странах юго-восточной Азии в 80-е годы. В результате финансовых реформ были отменены ограничения в деятельности коммерческих банков, в том числе иностранных, ослаблен валютный контроль, появились небанковские структуры, такие как страховые кампании, пенсионные фонды, финансовые кампании, деятельность которых не подвергалась существенным ограничениям.
Как уже выше было отмечено, первым валютный «шок» испытал Таиланд. По мнению некоторых экспертов, главной причиной тайского кризиса являлась слабости банковского сектора. Именно она привела к ослаблению валюты. Ситуация также усугубилась на фоне резких валютных сдвигов. При этом расходы, связанные с улучшением ситуации, достаточно велики. Так, в Аргентине затраты, связанные с неплатежеспособными банками, составили в 1980-1982гг 55.3% , в Чили - 41.2%, Израиле - 30%, Мексике - 12-15%. В Таиланде безнадежные долги в банковском секторе составили около 40 млрд. долларов США или около 15% от ВВП [1, c. 134].
В предкризисный период экономика Таиланда развивалась быстрыми темпами, которые колебались в пределах 8-12% ежегодно. Пример Таиланда очень часто использовался в качестве модели для развивающихся стран. В Таиланде были успешно проведены финансовые реформы, в результате которых были отменены все ограничения по процентной ставке, реализованы меры по поддержке небанковского рынка капитала (акций, облигаций), либерализирован валютный режим, введены стандарты банковского надзора [6].
Проведение финансовой либерализации позволило увеличить объемы кредитования частного сектора и тем самым способствовать росту экономики, привлечь иностранные инвестиции. Так, объем займов частному сектору за 1990- 1995гг вырос с 64.3% до 99.8% от ВВП. Что касается всей финансовой системы, то объем займов частному сектору увеличился с 71.9% к ВВП в 1990г до 142% в 1995г. Чистый приток капитала извне возрос с 8% к ВВП в 1990г. до 14% к ВВП в 1995г. Это позволило преодолеть разрыв между сбережениями и инвестициями. Резкий приток капитала в Таиланд был обусловлен ослаблением валютного контроля и введением в практику нового вида банковских операций. Получение лицензии на такой вид операций позволял получить не только льготы по налогообложению, но и возможность работать по всем стандартам международной банковской деятельности и открывать отделения за пределами Бангкока. Это позволило привлечь в тайскую экономику 12 млрд. долларов США [8].
Финансовые институты получили право самостоятельно проводить кредитную политику. После отмена валютных ограничений они получили доступ к финансовым средствам из- за рубежа в виде краткосрочных кредитов и займов. Широкое развитие получили оффшорные операции. Поэтому одной из главных задач стал поиск кредитных проектов.
Такая благоприятная обстановка стала постепенно ухудшаться со второй половины 90-х годов. В 1996 г. рост тайского экспорта составил ноль (0.2%). Огромный поток иностранного капитала способствовал быстрому росту невыплаченного внешнего долга. Общий его объем увеличился с 28 млрд. долларов США в 1990г. (33.8% к ВВП) до 94.3 млрд. долларов США (50.9% к ВВП) к концу 1996г. В основном это были долги частного сектора, которые представляли собой краткосрочные кредиты, что привело к росту доли краткосрочных заимствований в общем объеме внешнего долга: удельный вес возрос с 35% в 1990г. до 55.6% в 1995г.
В Таиланде используется очень хорошая система управления внешним государственным долгом, но в частном секторе такого эффективного механизма не было. Многие проблемы возникли из-за недостатка финансовой дисциплины. В этот период начался бум на рынке недвижимости, но финансовые посредники были недостаточно готовы к реальной оценке кредитных проектов. Банки и финансовые компании, как правило, кредитовали правительство, государственные предприятия и компании с очень высокой репутацией, так называемых «голубых фишек». Кроме того, появились новые компании менее консервативные, чем прежние, и более агрессивные в своей кредитной политике [8].
Некоторые фирмы получали займы в объеме, превышающем размер их капитала. В ряде случаев краткосрочные кредиты выдавались на долгосрочные проекты. Поскольку курс местной валюты был привязан к доллару США, финансовые кампании и банки при кредитовании инвестиционных проектов не принимали в расчет валютные риски.
Рост международных резервов, обусловленный значительным притоком капитала в экономику Таиланда (за период 1990-1995 гг. объем международных резервов увеличился почти в три раза), при всех своих положительных моментах имел отрицательные последствия, связанные с тем, что основная доля была создана за счет краткосрочных заимствований. Ситуация с международными резервами стала существенно ухудшаться после того, как к середине 1997г. центральный банк Таиланда был вынужден продать значительную часть международных резервов в целях защиты местной валюты от спекулятивных атак. К этому моменту ситуация обострилась настолько, что центральному банку Таиланда не оставалось ничего другого, как объявить о девальвации местной валюты и обратиться к МВФ за оказанием финансовой помощи [8].
Финансовый кризис охватил такие страны, как Индонезия, Сингапур, Малайзия, Южная Корея и другие. Особенно тяжело он сказался на экономике Индонезии. Пик кризиса пришелся на конец 1997г., когда обменный курс рупии упал в несколько раз. Правительство Индонезии было вынуждено просить помощь у МВФ. По требованию МВФ были закрыты 16 коммерческих банков, и начался процесс слияния некоторых банков [7].
Кризис достаточно сильно повлиял и на экономику Малайзии. С ростом интеграции между внутренней и международной финансовыми системами экономика Малайзии постепенно стала объектом для международных краткосрочных потоков капитала. Это привело к существенному усложнению проведения денежной политики в 90- годах.
В 1989-1992 гг. одной из главных проблем был избыток ликвидности в банковском секторе. В целях сдерживания темпов инфляции центральный банк проводил политику сокращения спроса через рост процентной ставки. Однако это совпало с общим снижением процентной ставки на международных рынках, поэтому Малайзия стала очень привлекательна для иностранных инвесторов. В 1993 г. притоки иностранного капитала буквально затопили Малайзию. Основная часть капитала представляла собой краткосрочные фонды. Объем таких потоков превышал возможности центрального банка стерилизовать притоки капитала. Соответственно резко увеличилась денежная масса. Значительная доля роста кредитов в эти два года была профинансирована ликвидностью, полученной из-за рубежа [7].
Центральный банк Малайзии предпринял меры по введению ограничений на величину неуплаченных банковских обязательств по торговым или прямым иностранным инвестициям, резидентам было запрещено продавать нерезидентам (иностранным инвесторам) ценные бумаги центрального банка, казначейские векселя, другие ценные бумаги правительства сроком на 1 год и менее, некоторые частные ценные бумаги; резервные требования увеличились с 8.5% до 11.5%. Эти меры носили временный характер и были использованы для управления огромными потоками краткосрочных капиталов. Центральный банк осознавал, что дальнейшее использование таких мер может привести к ухудшению рыночной ситуации и неэффективному распределению ресурсов. Но центральный банк сумел нейтрализовать значительную часть притоков капитала, и этот период стал поворотным в политике центрального банка, который впервые столкнулся со всеми ограничениями в проведении кредитно-денежной политики [5].
Опыт 90-х годов позволяет сделать следующие выводы: страны становятся все более открытыми для международных взаимоотношений, это в свою очередь существенно усложняет вопросы денежного регулирования. Изменение ситуации в лучшую сторону в тайской экономике и других странах юго-восточной Азии зависит, во-первых, от того, насколько реально можно провести девальвацию номинального курса с тем, чтобы приблизить его к реальному курсу; во-вторых, от того, как будут реагировать экспортно-ориентированные сектора на девальвацию валюты. На примере латиноамериканских стран можно увидеть, что в этих государствах достичь реальной девальвации достаточно сложно, так как в странах с высокой урбанизацией заработная плата быстро растет по причине усиления инфляции, происходящей из-за номинальной девальвации. В юго-восточных странах инфляция, несмотря на валютный кризис пока остается невысокой, что дает надежду на то, что реальной девальвации можно достичь [8].
3. ВЛИЯНИЕ БАНКОВСКОГО И ВАЛЮТНОГО КРИЗИСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РБ
Сегодня Беларусь переживает наиболее сложный и болезненный процесс экономических преобразований среди стран Восточной Европы. Налицо серьезный валютный кризис. По мнению экспертов, причины, приведшие к такому положению, заключаются в следующем: во-первых, возросшая стоимость энергоносителей, во-вторых, ошибочная монетарная политика Нацбанка, в-третьих, резкий рост заработной платы в декабре 2010г. Для того чтобы стабилизировать рост экономики, следует установить единые ставки таможенных пошлин на нефть и газ. Также благоприятное воздействие окажет привлечение иностранных инвесторов для реализации совместных проектов. Важно отметить, что темпы роста заработной платы не должны превышать темпы роста производительности труда[9].
Еще одной причиной, повлекшей валютный кризис в Беларуси, стало вступление в таможенный союз с Россией и Казахстаном. Так как пошлины от продажи нефтепродуктов поступали в бюджет РФ, а в белорусскую казну прекратилось поступление пошлин от продажи автомобилей, то страна потеряла доход в размере 6-7млрд. долл. Эти статьи являлись базовыми показателями, составляющими бюджет Беларуси[10].
Главное правило экономики заключается в том, что величина платежей не должна превышать объем производства. В Беларуси это правило было нарушено. По данным профессора М. Ковалева в конце пятилетки чистый импорт потребительских товаров увеличился больше, чем в два раза с 2,8млрд. долл. до 5,7млрд. долл. Чтобы предотвратить дальнейшее развитие кризиса, необходимо приостановить импорт и прекратить потребительское кредитование населения. Также, по мнению М. Ковалева белорусскому правительству следует принять меры, связанные с расширение приватизации, так как частный сектор работает лучше, чем государственный[11].