Венчурное предпринимательство в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2014 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и анализ теоретических и практических аспектов венчурного предпринимательства.
Объектом исследования выступает феномен венчурного капитала в инновационном предпринимательстве, в том числе в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в результате предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

kursach_TANYa.docx

— 83.06 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема работы: «Венчурное предпринимательство в условиях рыночной экономики».

Венчурное предпринимательство сегодня - это новая форма малого предпринимательства, роль которого на современном этапе, в эпоху новейших технологий существенно возросла, поэтому актуальность темы очевидна.

Название «венчурное предпринимательство» происходит от английского «venture» - рискованное предприятие или начинание. Сам термин «рисковый» подразумевает, что во взаимоотношениях инвестора и предпринимателя, претендующего на получение от него денег, присутствует элемент авантюризма.

Действительно, рисковое (венчурное) инвестирование, как правило, осуществляется в малые и средние частные или приватизированные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования.

Венчурное финансирование представляет собой специальный вид высокого риска, когда прямые инвестиции предоставляются в обмен на долю акций компании, что обосновано лишь верой в успех венчурной деятельности и отсутствием условий для собственных исследований и коммерческой реализации перспективной технологии, а возмещение длительного ожидания инвесторов возможно только при продаже их доли в поддержанном бизнесе.

Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.

Следует отметить, что в постсоветской Республике Беларусь предпринимательство было развито слабо. Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Но попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов к своеобразным белорусским условиям. Скорее всего, следует ожидать, что период, на протяжении которого новое поколение белорусских предпринимателей методом проб и ошибок будет осваивать практическую философию бизнеса, окажется длительным. Пройдет немало времени, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.

Экономический строй, базировавшийся на безграничном господстве государственной собственности, не смог обеспечить условий для творчества и инициативы, без которых невозможно широкое распространение нововведений. Следует признать, что непременным условием развития предпринимательства является частная собственность. 
Приватизация призвана возродить частную собственность как основу предпринимательства. Она также должна возродить конкуренцию, предоставить свободу действия предпринимателям и руководителям - менеджерам предприятий различных форм собственности.

Для развития предпринимательства нужны и другие условия. Они включают в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Предприниматели должны иметь возможность свободного выхода на внешний рынок. Следует создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ теоретических и практических аспектов венчурного предпринимательства. 

Объектом исследования выступает феномен венчурного капитала в инновационном предпринимательстве, в том числе в Республике Беларусь. 

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в результате предпринимательской деятельности. 

Данная работа базируется на теоретических исследованиях, периодических изданиях, в которых затронута тема венчурного предпринимательства и его особенностей в Республике Беларусь. 

 

1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕСА  И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Сущность, цели и мотивы предпринимательской деятельности

 

Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности. По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом.

Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство. Для развития предпринимательства необходима стабильность государственной социальной и экономической политики, льготный налоговый режим, усовершенствованная инфраструктура поддержки предпринимательства, наличие гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей, эффективной системы защиты интеллектуальной собственности. Предприниматели должны иметь возможность свободно выходить на внешний рынок. Также для развития предпринимательства немаловажно создать доступную кредитную систему, предоставить возможность приобретать средства производства, сырье и необходимые комплектующие изделия.[2]

На наш взгляд, важно понять, что движет собственниками, когда они принимают решение начать новый проект. От того на сколько будет высокой мотивация предпринимателя, зависит успех всей его деятельности.

Под мотивом подразумевается, совокупность побуждений людей к тем или иным действиям. Мотив предпринимательской деятельности направлен на удовлетворение общественных потребностей, побудительным мотивом которой, выступает личный интерес.

В предпринимательской деятельности присутствует взаимодействие двух аспектов. Первый аспект — материально-мотивационный, он связан с рыночной оценкой деятельности, размерами вознаграждения в форме дохода или прибыли. Второй аспект — общеэкономический, связанный с реализацией индивидуальных способностей, возможностями полноценного воплощения потребности в самостоятельную, инициативную деятельность. [8]

Определяющая мотивация, с которой выходит предприниматель на рынок — это мотивация доходности, вопрос рентабельности и достижение цели. В большинстве случаев проект запускается с целью повышения эффективности. Предприниматель смотрит, сможет ли он обеспечить снижение затрат, начать выпуск более качественной продукции, вывести на рынок продукт с новыми свойствами, но с меньшей себестоимостью. То есть инвестпроект рассматривается, как возможность сэкономить, и уже за счет этого обеспечить рост. Стремление предпринимателя повысить эффективность — правильное и разумное.

Выраженный в доходе материальный интерес, является побудительным мотивом предпринимательской деятельности. Прибыль является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, психологическим стимулом, а также оценкой его успеха. Это свидетельствует о том, что, не проявляясь внешне, прибыль, все же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.

Цель заработать денег может быть ведущим мотивом предпринимателя, но не единственным.

Личность предпринимателя отличается своей сложностью и многогранностью. Предприниматель — это человек, который, тем или иным образом, пытается изменить условия, по которым живет остальное общество, этим он отличается от других. Предпринимателя характеризует умение быстро находить подходящее для данной ситуации действие и определить его темп, реализовать гибкую модель поведения при достижении цели, отыскать плодотворные идеи и нужную информацию. Именно нестандартный подход приносит результат. [2]

 

1.2 Факторы предпринимательства

 

Предприниматель постоянно находится под воздействием самых разнообразных факторов, оказывающих влияние на те или иные стороны его деятельности.

Факторы предпринимательства — это параметры, определяющие возможности и характер проявления свойств предпринимательской функции. [8]

Различают внешние, обусловленные характером окружающей предпринимателя среды, и внутренние, обусловленные особенностями внутренней организации, факторы предпринимательства.

К внешним факторам, детерминирующим конкретные условия деятельности предпринимателя, относят следующие.

Природно-демографические факторы (климатические условия и качество земель, сырьевая база, численность и половозрастная структура населения и т.д.) определяют отраслевую специализацию и размещение предприятий, уровень издержек и возможности использования рабочей силы.

Социально-культурные факторы — нравственные и моральные нормы, религиозные воззрения, образовательный уровень населения, оказывающие влияние на формирование потребностей и особенности спроса, специфику организации предпринимательства и деловую этику, на само отношение к предпринимательству.

Технологические факторы (уровень индустриального развития страны, уровень развития науки и техники, наличие технологий и их применение и т.д.) обусловливают не только характер и формы осуществления производства, но и способы предпринимательской деятельности.

Экономические факторы — степень развития рынков, объем совокупного спроса, уровень рыночной конкуренции, устойчивость денежной системы, уровень доходов и характер их распределения, уровень сбережений, налоговая политика и т.д. — определяют условия распределения ограниченных ресурсов и определяют уровень предпринимательской активности.

Институциональные факторы — развитие банковской системы, развитие страхового дела, развитость каналов снабжения и сбыта, наличие рыночных посредников (консультационные, юридические, рекламные, транспортные и т.п. агентства), развитие средств связи и информационного обеспечения — обусловливают интенсивность товарообменных операций, расширяя возможности для предпринимательской деятельности.

Правовые факторы — степень развития хозяйственного права, регулирование взаимоотношений агентов хозяйственного оборота, законодательная защита предпринимательства, характер регулирующего вмешательства государства — не только обеспечивают предпосылки предпринимательской деятельности но и определяют уровень ее активности.

Политические факторы — устойчивость политических институтов, характер взаимоотношения общества и государства, способы управления и принятия решений — обусловливают социальную интегрированность предпринимательства в общество и его идеологию.

К внутренним факторам предпринимательства относят те, которые отражают:

− развитость отношений собственности, включая гарантии частной собственности, определяющие степень хозяйственной мотивации агентов рынка и контроля за использованием ресурсов; четкость определения прав собственности, обусловливающих возможности осуществления хозяйственных операций развитость форм собственности, обеспечивающих мобильность капитала - демократизацию отношений собственности, способствующую объединению и мобилизации свойств предпринимательской функции;

− особенности внутренней организации хозяйственных ячеек, непосредствен но влияющие на содержание и формы реализации функциональных признаков предпринимательства (масштабность организации; особенности иерархической структуры; форма и характер управления организацией).

В процессе хозяйственного развития общества действенность любого фактора может меняться. Более того, отдельные факторы утрачивают свою роль и, наоборот, начинают действовать новые, ранее не действовавшие факторы Условия переходной экономики кардинально изменяют роль и значение а так же взаимосвязь факторов предпринимательства. [7]

 

1.3 Функции предпринимательства

 

Следует различать две группы функций предпринимательства. Одна из них отражает текущие задачи приспособления к условиям среды и способность предпринимателя реагировать на ее изменения. С этой точки зрения набор предпринимательских функций представляет собой ни что иное как специфические виды управленческой деятельности. [8]

Управление финансами и производством, кадрами, материальными потоками и сбытом — вот функциональная сфера предпринимателя. Являясь управленческими по форме и по содержанию, как предпринимательские функции, они имеют особую специфику.

Управление финансами лишь на первый взгляд ограничивается вопросами привлечения и использования денежных средств. В действительности содержание этой функции глубже. Главная задача финансового управления — обеспечение максимально возможной отдачи при наименьшем риске. Решая ее, предприниматель должен, с одной стороны, минимизировать цену мобилизуемых финансовых ресурсов, а с другой — максимизировать отдачу от инвестированных средств, применяя наиболее эффективные способы их использования. Это означает, что основным содержательным моментом данной функции предпринимателя является обеспечение роста стоимости активов предприятия и его финансовой устойчивости.

Функция материально-технического обеспечения состоит в том, чтобы бесперебойное снабжение обеспечивалось при минимальных запасах. Самым сложным в решении этого вопроса является далеко не организационная сторона дета, а непредсказуемость рыночной конъюнктуры. Поэтому главная задача предпринимателя состоит в выборе оптимального сочетания рыночной и нерыночной форм осуществления материально-технического обеспечения.

Управление производством во многом связано с техническим и технологическим аспектами, содержательность его как предпринимательской функции состоит в поиске такой комбинации факторов производства, которая дала бы максимальный выпуск продукции при минимальных издержках.

Управление кадрами в современном предпринимательстве связано не только с подбором и расстановкой работников. С одной стороны, возросшее значение человеческого фактора требует заботы о развитии качества трудовых ресурсов и иных подходов к оценке труда и его стимулирования. С другой стороны; глубокая дифференциация и рассредоточение предпринимательских функций по разным уровням организации порождает проблему их консолидации и сосредоточения усилий в одном направлении. Неслучайно управление кадрами, рассматривая «человеческий капитал» как самый ценный ресурс, принимает все более стратегический характер. Поэтому экономическая содержательность данной функции сводится в основном к формированию у работников чувства сопричастности к предпринимательской деятельности, что в конечном счете, и определяет ее успех. [2]

Информация о работе Венчурное предпринимательство в условиях рыночной экономики