Пятый этап: распоряжаясь чужими
деньгами, но имея узаконенную возможность
присваивать эти средства, а также часть
прибыли от внедрения собственных проектов,
исполнители проектов ученые, инженеры,
техники становятся богатыми людьми. По
некоторым оценкам ежегодно в США около
50 тысяч человек становятся миллионерами
из числа исполнителей проектов инновационных
фондов. Имея свободные средства, исполнители
проектов вкладывают их в собственные
программы. Это освобождает ученых от
необходимости пассивного ожидания субсидий
от материнских и дочерних фондов. Таким
образом, формируются внучатые инновационные
фонды.
Шестой этап: владельцы внучатых
инновационных фондов свои личные избыточные
денежные средства помещают не только
в инновационные исследования, но и в государственные
ценные бумаги, акции корпораций, делают
вклады в банки. В конечном счете эти деньга
финансируют общественный инновационный
процесс, все его стадии. [7]
Деятельность инновационных
фондов имеет ряд особенностей, которые
отличают их как от коммерческих, так и
некоммерческих организаций. Особенности
эти связаны с процессами аккумулирования
денежных средств, с методами их расходования
и контроля, с правами исполнителей проектов.
Аккумуляция средств инновационных фондов
осуществляется в виде пожертвований
со стороны корпораций, государственных
ведомств, банков. Эти деньги передаются
фондам безвозмездно, а следовательно,
фонды владеют, пользуются и распоряжаются
ими независимо от спонсоров. Необычность
этого явления заключается в том, что корпорации,
вместо того, чтобы расходовать деньги
на проведение своими силами крайне нужных
им, но очень рискованных для них собственных
исследований и разработок, создают специальный
общественный инновационный фонд, который
распоряжается деньгами по своему усмотрению.
Однако, несмотря на безвозмездный характер
пожертвований, их стоимость не исчезает,
а напротив существенно возрастает для
общества. Инновационные фонды не имеют
права использовать эти деньги в качестве
капитала (кредитно-финансового, торгового,
промышленного).
Используя накопленные денежные
средства, инновационные фонды привлекают
специалистов различных профилей, заинтересовывают
их в тщательном изучении содержания проблемы,
поиске новых путей решения, проводят
конкурсы предложений. На основе тщательного
отбора определяются лучшие предложения
и на их реализацию выделяются необходимые
денежные субсидии. Таким образом, деятельность
фондов главным образом сводится к аккумулированию
денежных средств и их распределению.
При распределении денежных
средств, фонды используют ряд стимулов
в отношении к научным кадрам. Во-первых,
работа над проектом фондов является альтернативой
будничной работе в традиционных научных
учреждениях, где деятельность отдельных
ученых порой сдерживается корпоративными
обязательствами. Во-вторых, субсидии,
выдаваемые фондами, передаются авторам
проектов в полное распоряжение. Более
того, исполнителям предоставляется право
присваивать денежные средства, сэкономленные
ими за счет рационального расходования.
Контроль со стороны фонда или учредителей
фонда за расходованием средств исполнителями
практически минимальный. В-третьих, исполнителям
проектов гарантируются отчисления от
прибыли при внедрении результатов работы
в производство. Указанная доля прибыли
бывает весьма значительной.
Благодаря возможности распоряжаться
деньгами инновационных фондов и присваивать
сэкономленные средства, а также получать
долю прибыли от внедрения, исполнители
проектов становятся обеспеченными, а
иногда очень богатыми людьми. Они начинают
активно участвовать в инвестиционных
процессах в промышленности, а также субсидировать
инновационные фонды, в том числе и те,
в рамках которых они начинали работать.
Создается пласт технократической элиты,
который по своему общекультурному и нравственно-этическому
уровню, позволяет развивать экономику
страны на основе внедрения инноваций,
представляя для этого обществу средства.
Таким образом, инновационные фонды, ускоряют
оборот финансового капитала, повышают
эффективность производства, создают
условия для наращивания товарной массы.
[2]
3 РАЗВИТИЕ ВЕНЧУРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Тенденции развития инновационно
активных субъектов малого предпринимательства
в Республике Беларусь
Инновационное развитие является
ключевой экономической задачей для всех
субъектов хозяйствования Беларуси, так
как способствует постоянному обновлению
и повышению конкурентоспособности отечественной
продукции. Наши ученые имеют достаточную
квалификацию и опыт проведения научных
изысканий для обеспечения предприятий
новыми высокотехнологичными разработками.
Однако при переходе к рыночной
экономике нарушился действовавший ранее
четкий механизм продвижения инноваций
от их создателя к потребителю. Часто проведенные
за бюджетные деньги исследования остаются
невостребованными. Это может быть вызвано
разными причинами. Например, тем, что
НИИ стараются продолжить работу над проектами,
начатыми в советские времена, поскольку
для этого имеются подготовленные кадры,
задел и оборудование.
Разладилась система продвижения
и внедрения новых технологий на крупных
предприятиях. В свою очередь, частные
предприниматели зачастую вообще не имеют
опыта ведения бизнеса с использованием
инноваций, в то время как в странах с развитыми
рыночными отношениями в инновационном
процессе малый бизнес играет существенную
роль. Небольшие фирмы более гибкие, мобильные,
им легче реагировать на запросы потребителей,
выпуская мелкие, «пробные» партии нового
продукта. А после того, как рынок начинает
формироваться и товар получает устойчивый
спрос, к его изготовлению подключаются
крупные компании.
Для быстрой передачи разработок
из сферы науки в производство и повышения
инновационной активности белорусских
предприятий в условиях рыночных отношений
в республике развивается инновационная
инфраструктура — совокупность субъектов,
ресурсов и средств, необходимых для материально-технического,
финансового, организационно-методического,
консультационного и иного обслуживания
данных процессов.
Субъектами такой инфраструктуры
являются:
научно-технологические парки
(технопарки);
центры трансфера технологий;
венчурные организации. [10]
К субъектам малого предпринимательства
в соответствии с Законом Республики Беларусь
от 1 июля 2010 г. № 148-З «О поддержке малого
и среднего предпринимательства» относятся:
индивидуальные предприниматели,
зарегистрированные в Республике Беларусь;
микроорганизации – зарегистрированные
в Республике Беларусь коммерческие организации
со средней численностью работников за
календарный год до 15 человек включительно;
малые организации – зарегистрированные
в Республике Беларусь коммерческие организации
со средней численностью работников за
календарный год от 16 до 100 человек включительно.
Малое инновационное предприятие
– это коммерческая организация с численностью
работников до 100 человек, осуществляющая
практическую реализацию технологий (продуктов),
содержащих конфиденциальные сведения
технического, экономического, административного,
финансового или иного характера и получающая
наибольшую долю доходов от производства
и реализации инновационной продукции.
На 01.01.2014 года на учете в налоговых
органах состояли 357 127 субъектов малого
и среднего предпринимательства, в том
числе индивидуальных предпринимателей
– 248 546, микроорганизаций – 97 834, малых
организаций - 10 747, субъектов среднего
предпринимательства - 2 274.
По состоянию на 1 января 2013
года на учете в налоговых органах состояли
334 326 субъектов малого и среднего предпринимательства,
в том числе индивидуальных предпринимателей
- 232 851, микроорганизаций - 88 607, малых организаций
- 10 531, субъектов среднего предпринимательства
- 2 337. По сравнению с началом 2012 года количество
субъектов малого и среднего предпринимательства
увеличилось на 20 933 единицы, или 6,7%.
На 1 января 2012 года на учете
в налоговых органах состояло 313 393 субъекта
малого и среднего предпринимательства,
в том числе 219 285 индивидуальных предпринимателей,
81 036 микроорганизаций, 10 703 малые организации,
2369 субъектов среднего предпринимательства. [9]
Как видим, в течение последних
лет наблюдается положительная динамика
роста количества малых предприятий.
Увеличение количества субъектов
малого предпринимательства стало следствием
предпринимаемых Правительством мер по
либерализации экономики и улучшению
делового климата в стране.
Несмотря на определенные успехи,
малое предпринимательство еще не оказывает
существенного влияния на развитие экономики,
удельный вес поступлений в бюджет от
этого сектора экономики составляет около
20%, что существенно ниже уровня развитых
стран.
Современное состояние развития
малого предпринимательства в Республике
Беларусь характеризуется весьма низким
уровнем инновационной активности его
субъектов. Численность малых инновационных
предприятий в период с 1997 по 2007 г. сократилась
с 601 до 268 ед., а работающих на них - с 6200
до 3006 чел. Таким образом, доля инновационно
ориентированных МП в общем их числе и
количество занятых на них специалистов
в последнем десятилетии у нас имеют четкую
тенденцию к сокращению: с 2,8 до 0,7% и с 2,7
до 0,6% соответственно. На основании этих
данных можно сделать вывод, что инновационное
предпринимательство в Республике Беларусь
пока не получило должного развития.
Для развития инновационного
предпринимательства в Республике Беларусь
необходимо сближение законодательного
регулирования инновационной деятельности
с международными принципами и стандартами.
Необходима также разработка нормативно-правовых
актов, обеспечивающих возможность участия
малых инновационно активных предприятий
в выполнении заказов на поставку высокотехнологичной
продукции и услуг для государственных
нужд.
По данным нашего анализа, ситуация
в сфере малых инновационных предприятий
остается сложной, но устойчивой. Вызывает
тревогу малое количество создаваемых
новых малых инновационных предприятий
в регионах Беларуси. Складывающееся положение
свидетельствует о недостаточной заинтересованности
предпринимательского сектора в инновационной
научно-технической деятельности и развитии
рынка инноваций, хотя малое предпринимательство
вносит определенный вклад в инновационное
развитие экономики страны и выпуск новой
продукции. В связи с этим необходимо расширить
принятие комплексных государственных
мер по стимулированию создания новых
малых инновационных предприятий в разных
отраслях, что окажет существенное влияние
на увеличение доли поставляемой на рынок
высокотехнологичной продукции и формирование
национальной инновационной инфраструктуры,
развитие которой на современном этапе
является важной задачей. При развитии
малого предпринимательства важным является
оптимальное сочетание форм и методов
государственного регулирования с использованием
рыночных рычагов и стимулов развития
научной, научно-технической и инновационной
деятельности при реализации приоритетных
направлений развития науки и технологий.
Как показывает анализ сферы
малого инновационного предпринимательства,
важной задачей активизации и поддержки
инновационного предпринимательства
на современном этапе является формирование
национальной инновационной системы и
ее инфраструктуры. Создаются инкубаторы
малого предпринимательства, технопарки,
научно-технические центры. Их основная
цель — поддержка начинающих и уже существующих
субъектов малого предпринимательства,
разрабатывающих и использующих новые
технологии и новшества научно-технического
характера. Инновационная инфраструктура
поддержки малого инновационного предпринимательства
является связующим звеном между научно-технической
разработкой и производством, изготовлением
наукоемкой продукции и ее продажей. Целью
формирования инфраструктуры поддержки
малых инновационных предприятий является
создание наиболее оптимальных условий
для их функционирования на основе обеспечения
комплексной помощи малым предприятиям
в различных направлениях.
В настоящее время в Беларуси
сформированы основы инновационной предпринимательской
инфраструктуры, организационное ядро
которой составляют: центры поддержки
предпринимательства (ЦПП), инкубаторы
малого предпринимательства, центры трансфера
технологий; инновационные центры, научно-технологические
(научные, исследовательские, индустриальные)
парки (технопарки). На сегодняшний день
в Республике Беларусь создано и функционирует
более 40 субъектов инновационной инфраструктуры,
включая 14 научно-технологических парков
и инновационных центров, 6 из которых
созданы в 2005 г., инновационные центры,
созданные в университетах, структурные
подразделения, выполняющие функции указанных
субъектов инновационной инфраструктуры.
Активно формируется республиканская
сеть трансфера технологий, включающая
около 30 субъектов инновационной инфраструктуры.
Налажена подготовка и переподготовка
кадров для инновационной сферы в 3 специализированных
центрах и институтах ведущих вузов страны. [11]
3.2 Необходимость создания, проблемы
и перспективы развития инновационной
венчурной системы
Перевод экономики Беларуси
на инновационный путь развития — приоритетная
задача нашего времени. Поэтому формируемая
государственная политика в отношении
венчурной деятельности предполагает
именно инновационный характер венчурных
инвестиций. Одним важнейших направлений
реализации приоритетов инновационного
развития республики является создание
правовых и организационных условий для
развития венчурной деятельности.
На текущем этапе развития экономики
Беларуси к наиболее существенным проблемам
ее институционального совершенствования
относится проблема осуществления инвестиций
в высокотехнологичные и инновационные
предприятия, которые сопряжены с высокой
степенью риска, создание финансового
механизма, способствующего реализации
венчурных проектов и развитию сегмента
высокотехнологичных и инновационных
производств.
Необходимость создания венчурных
фондов в современной инфраструктуре
инноваций Республики Беларусь определяется,
как показывает сравнение белорусской
инновационной системы с инновационными
системами развитых в технологическом
отношении стран мира, наличием ряда проблем.
Во-первых, проблема недостаточности
общего финансирования научной и инновационной
сферы в республике, что связано, в частности,
с преобладанием бюджетного финансирования,
которое не может справиться с высокими
потребностями в финансировании НИОКР
и ОТР, а частное коммерческое финансирование
НИОКР и ОТР практически отсутствует.
Для сравнения, общая доля бюджетных и
внебюджетных расходов на НИОКР и ОТР
в странах СНГ, в том числе в Беларуси,
не превышает 1 %, причем около 90 % из них
составляет бюджетное финансирование,
тогда как в странах ЕС доля расходов на
НИОКР и ОТР в ВВП в среднем составляет
около 3 %, при том, что 2/3 из них финансируются
за счет частного бизнеса. Согласно новой
редакции Лиссабонской стратегии инновационного
развития стран Евросоюза (2003 г.), эти целевые
ориентиры становятся обязательными к
2010 г. также и для новых стран ЕС, среди
которых бывшие страны социалистического
содружества, в том числе прибалтийские
республики бывшего СССР. Поэтому отставание
Беларуси в этом вопросе может создать
серьезную угрозу для поддержания ее международной
конкурентоспособности, да и национальной
безопасности. Другими словами, стратегически
важной задачей для нашей республики на
ближайшее время становится обеспечение
минимально допустимого уровня прямого
бюджетного финансирования НИОКР и ОТР
— 2,5–3 % ВВП. Решение этой стратегической
задачи невозможно без создания частно-государственной
системы инвестиций.