Во-вторых, проблема продолжающей
сохраняться невосприимчивости отечественных
предприятий к инновациям. Причины ее
таятся и в стесненном финансовом состоянии
предприятий, что делает их неспособными
осуществлять инвестиции в инновации,
и в отсутствии заинтересованности производителей
в инновациях, и в недостаточном уровне
подготовки управленческого персонала
и отсутствии критической массы инновационно
ориентированных управленческих и инженерных
кадров. В итоге доля инновационно активных
предприятий в общем их количестве в республике
составляет лишь около 20 %, тогда как в
развитых в технологическом отношении
странах она превышает 80 %.
Небезынтересны следующие выводы
Европейской комиссии по анализу механизмов
государственной поддержки научных исследований
в странах Евросоюза (март 2003 г.). Было установлено,
что главной причиной отставания Европы
являются менее привлекательные условия
для частных венчурных инвестиций, менее
эффективные методы государственной поддержки
и наличие различного рода административных
барьеров на пути коммерческого использования
объектов промышленной и интеллектуальной
собственности.
Совокупность этих факторов
привела к утечке европейских высокотехнологичных
инвестиций из региона. Небезынтересно
отметить тот факт, что, несмотря на неустойчивость
экономики, особенно рынка высоких технологий,
крупные европейские компании по-прежнему
планируют существенные инвестиции для
финансирования научных исследований.
Однако они не намерены осуществлять инвестиции
в научно-исследовательские проекты на
территории ЕС, а предпочитают другие
регионы, такие как США и некоторые азиатские
страны, где созданы наиболее привлекательные
условия для развития венчурного предпринимательства
и проведена реформа интеллектуальной
собственности.
В-третьих, проблема отсутствия
должных внутренних инвестиций в научно-технологическую
сферу может быть отчасти решена за счет
привлечения иностранных инвестиций,
которые могут быть реализованы, в частности,
через венчурные фонды с иностранным участием.
При этом серьезным препятствием для привлечения
иностранного венчурного инвестора является
как неразвитость законодательства о
венчурных фондах, так и правовые пробелы
в праве интеллектуальной собственности
и механизмах ее передачи, особенно для
организаций, которые осуществляли НИОКР
и ОТР с привлечением бюджетных средств.
Таких организаций в республике большинство.
Поэтому задача формирования венчурного
законодательства, хотя она сама по себе
объективно послужит ускорителем и рычагом
к решению проблемы реформирования интеллектуальной
собственности, должна решаться одновременно
с внесением изменений в правовые документы
об интеллектуальной собственности, регулируемые
Гражданским кодексом Республики Беларусь,
патентным законодательством и законодательством
о трансфере технологий. Другими словами,
потребуется пакетный принцип разработки
и подачи совокупности документов, обеспечивающих
развитие инновационной инфраструктуры
как наиболее эффективный.
Проблемы
создания инновационной венчурной
системы
На пути создания инновационной
венчурной системы в Беларуси имеется
ряд барьеров. Негативные факторы развития
венчурного бизнеса в республике:
– отсутствие опыта реализации
венчурных проектов (самый главный фактор);126
– незащищенность прав инвесторов;
– отсутствие практики защиты
прав интеллектуальной собственности;
– отсутствие достаточно широкой
информации за рубежом о потенциале белорусских
научно-технологических разработок;
– отсутствие спроса и предложения
венчурных инвестиций;
– низкая инновационная активность
малых, средних и крупных предприятий;
– высокое налогообложение
доходов инвесторов;
– высокое налогообложение
доходов от операций с ценными бумагами;
– отсутствие экономических
стимулов (льгот, преференций) для иностранных
венчурных инвесторов;
– низкая ликвидность венчурных
инвестиций;
– отсутствие развитого фондового
рынка;
– отсутствие возможности беззалогового
предоставления венчурных инвестиций;
– усложненная процедура операций
с ценными бумагами;
– неупорядоченная процедура
банкротства несостоявшихся венчурных
предприятий;
– отсутствие государственной
финансовой поддержки венчурных проектов
на ранних стадиях их реализации;
– отсутствие практики экономической
отчетности для иностранных венчурных
инвесторов по МСФО (Международным стандартам
финансовой отчетности);
– высокое налоговое бремя
для молодых инновационных компаний;
– отсутствие экономической
истории реализованных инновационных
и венчурных проектов;
– отсутствие приемлемого механизма
частно-государственного партнерства;
– отсутствие информации о
потенциальных объектах венчурного инвестирования;
– отсутствие квалифицированных
управляющих венчурными фондами;
– низкое качество корпоративного
управления;
– низкий уровень инвестиционной
культуры предпринимателей;
– недостаточная информационная
поддержка венчурной индустрии в республике.
До недавнего времени государство
в незначительной степени оказывало поддержку
малому предпринимательству, в том числе
инновационному, вследствие чего до сих
пор было мало создано бизнес-инкубаторов,
центров поддержки малого предпринимательства,
имелись организационные и финансовые
трудности в создании и становлении инновационных
предприятий.
Современное
состояние и основные направления развития
инновационной венчурной системы
Учитывая, что на современном
этапе развития республики государственному
сектору принадлежит доминирующая роль
в экономике, будет обоснованным создание
венчурной системы осуществлять в рамках
четкой государственной стратегии. Это
подтверждается опытом таких стран, как
Великобритания, Финляндия, 127
Израиль, Китай и Сингапур, где
государство брало на себя инициативу
и ответственность за развитие рынка венчурных
инвестиций, а также выделяло бюджетные
средства для создания венчурных фондов
(организаций).
С целью создания, формирования
и развития с участием государства в Республике
Беларусь начального этапа системы венчурного
инвестирования как одного из механизмов
финансового рынка подписан Указ Президента
Республики Беларусь от 17 мая 2010 г. № 252
«О внесении дополнений и изменений в
некоторые указы Президента Республики
Беларусь».
Указ регулирует деятельность
венчурных организаций, дает определения
понятиям «венчурный проект» и «инновационная
организация», устанавливает систему
льгот, стимулирующих развитие венчурного
предпринимательства, предусматривает
придание Белорусскому инновационному
фонду (Белинфонду) дополнительных функций
венчурной организации в части финансирования
венчурных проектов.
Данным указом предусматривается,
что в состав внереализационных доходов
венчурных организаций и Белинфонда для
целей налогообложения не включаются
и не подлежат обложению налогом на прибыль
суммы полученных от инновационных организаций
доходов в виде процентов за предоставление
в пользование денежных средств на финансирование
инновационных проектов, а также дивидендов
и приравненных к ним доходов, признаваемых
таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 Общей
части Налогового кодекса Республики
Беларусь. Указанная налоговая льгота
применяется, если доля выручки от реализации
высокотехнологичных товаров (работ, услуг,
имущественных прав на объекты интеллектуальной
собственности) составляет не менее 50
% в общем объеме выручки инновационной
организации.
При этом получаемые дополнительные
средства будут направляться в дальнейшем
венчурными организациями и Белинфондом
на финансирование новых венчурных проектов,
создание новых инновационных организаций
и осуществление других видов их уставной
деятельности. Данная норма предполагает
стимулирование венчурных организаций
в создании инновационных организаций,
не ущемляя интересы иных учредителей
указанных организаций. Кроме того, она
гармонизирована с Особенной частью Налогового
кодекса Республики Беларусь.
Реализация указа позволит
оптимизировать условия для формирования
рынка венчурных инвестиций как одной
из составляющих финансового рынка Республики
Беларусь при комплексном решении всех
поставленных задач, создать благоприятные
условия для деятельности венчурных инвесторов.
При реализации норм данного указа будет
создан дополнительный устойчивый поток
денежных средств для развития новых и
высокотехнологичных производств в Республике
Беларусь.
Учитывая, что деятельность
Белинфонда, в том числе и венчурное финансирование,
регламентирована действующим законодательством,
уже есть возможность осуществить начало
финансирования венчурных проектов на
возвратной основе в пределах средств
инновационных фондов, выделяемых Белинфонду
в установленном порядке из республиканского
бюджета на финансирование инновационной
и венчурной деятельности. Кроме того,
в настоящее время разработаны и утверждены
Государственным комитетом по науке и
технологиям Республики Беларусь (ГКНТ)
формы документов, необходимые для осуществления
реализации венчурных проектов Белинфондом.
Основными направлениями государственной
политики в развитии инновационной венчурной
системы являются:
– формирование инновационной
инфраструктуры;
– обеспечение подготовки кадров;
– формирование благоприятной
экономической среды;
– корректировка законодательства
для потенциальных инвесторов;
– предоставление льгот для
малого инновационного предпринимательства;
– защита прав на интеллектуальную
собственность;
– оказание поддержки научно-технологическому
бизнесу на ранней стадии его образования
и развития;
– обеспечение ликвидности
венчурных инвестиций;
– повышение престижа предпринимательской
деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы отметим,
что современные венчурные предприятия
представляют собой гибкие и мобильные
структуры и характеризуются чрезвычайно
высокой и целенаправленной активностью,
которая объясняется прямой личной заинтересованностью
работников фирмы и партнеров по венчурному
бизнесу в скорейшей успешной коммерческой
реализации разрабатываемой идеи, технологии,
объекта, изобретения, причем с минимальными
затратами. В темпах доведения разработки
до коммерческой реализации с ним не могут
конкурировать ни крупные, ни тем более
средние и мелкие промышленные фирмы.
Характерные примеры – создание небольшими
венчурными предприятиями разработки
в области металлургии и в автомобилестроении,
не признанные фирмами – гигантами. Именно
мелкие венчурные фирмы дали путевку в
жизнь таким изобретениям, как электрография,
вакуумные лампы, шариковая ручка, пенициллин,
реактивный двигатель цветная фотобумага,
ферритовая печать. Статистика утверждает,
что «родителями» более 60% крупных нововведений
ХХ века явились венчурные фирмы.
В работе было указано, что венчурная
фирма создается под решение конкретной
проблемы, и после завершения этой работы
она либо расформировывается и прекращает
свою деятельность, либо самостоятельно
при благоприятной коммерческой конъюнктуре
и явной конкурентоспособности созданного
продукта выходит на рынок и путем продажи
коммерческой разработки укрепляет свое
финансовое положение, создает собственное
производство и организует коммерческие
операции на базе доработанных нововведений.
В этом случае бывшее венчурное предприятие
организует производство небольших партий
изделий, выгодно реализует их, выполняет
свои обязательства перед инвестором
и путем продажи лицензий выручают необходимые
средства для разворачивания собственного
производства. Следует подчеркнуть основную
особенность механизма венчурного инвестирования:
рисковые предприятия не должны возвращать
инвестированные в них средства. Венчурное
инвестирование осуществляется в расчете
не на процент и не на регулярные доходы
на инвестированный капитал, а на развитие
самих рисковых предприятий, их нововведений
и доход от массового выпуска продукции,
а также акций успешных венчур и размещение
их среди публики. В этом состоит важнейшее
отличие венчурного инвестирования от
обычного банковского кредитования.
Основываясь на опыте работы
в Республике Беларусь, специалисты венчурных
фондов отмечают, что неразвитость инфраструктуры,
которая целенаправленно работала бы
на решение рассмотренных выше проблем,
является серьезными препятствиями развитию
венчурного инвестирования в регионах.
До сих пор остается нерешенным целый
комплекс проблем, с которыми сталкиваются
как малые компании (недостаток менеджмента,
способного подготовить компанию к получению
прямых инвестиций, неравенство доступа
компаний к источникам венчурных инвестиций
в регионах и крупных центрах, недооценка
привлекательности венчурного капитала,
как источника инвестиций), так и фонды
(отсутствие адекватной оценки перспективности
инвестиций в российскую инновационную
сферу, недостаток объектов для инвестиций,
нехватка менеджеров, понимающих специфику
осуществления инвестиций в высокотехнологический
бизнес).
В целом, можно отметить, что
у венчурного предпринимательства в Республике
Беларусь при условии поддержки со стороны,
в первую очередь государственной, большое
будущее.
Учитывая то, что на текущий момент
государственному сектору принадлежит
доминирующая роль в экономике, и именно
государство выступает инициатором развития
этого сектора рынка, мы убеждены в том,
что создание венчурной системы Беларуси
должно осуществляться в рамках четкой
государственной стратегии. Уверенность
в правильности такого подхода основывается
на анализе опыта таких стран, как Великобритания,
Финляндия, Израиль, Сингапур, Китай, где
государство брало на себя инициативу
и ответственность за развитие рынка венчурных
инвестиций, а также выделяло бюджетные
средства для создания государственных
венчурных фондов.
Государство должно обеспечивать
своё присутствие на рынке не только путём
регулирования процедур инвестирования
венчурного капитала. Не менее важно, что
капитал Белорусской венчурной компании,
о которой говорилось выше, будет первоначально
сформирован за счет бюджетных средств.
Белорусская венчурная компания, действуя
как «фонд фондов», будет участвовать
в уставном капитале иных венчурных компаний.
Это позволит государству определять
стратегию их деятельности при помощи
рыночных механизмов. В то же время такое
участие будет обеспечиваться через процедуру
проведения конкурса предложений по созданию
венчурных фондов с участием государственных
средств.
Еще одним условием для активного
развития венчурного предпринимательства
является создание благоприятных условий
для ведения этого бизнеса. Необходимым
условием начала формирования рынка венчурных
инвестиций является значительное количество
субъектов инвестирования — инновационных
организаций. В целях формирования значительного
количества таких предприятий и повышения
инновационной активности предлагается
на ограниченный срок предоставлять им
налоговые льготы. Освобождаемые от налогообложения
средства будут направлены на выполнение
инновационных проектов.