Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:53, курсовая работа
Капитал может принимать различные формы, это может быть: акционерный, ссудный, основной, оборотный, авансированный, промышленный, товарный, земледельческий, фиктивный и др., а также венчурный или особо рискованный капитал. Венчурный капитал является одной из малоизученных проблем в современной экономической теории. Однако, анализируя опыт развитых стран, можно с большой долей уверенности утверждать, что данная форма капитала напрямую способствует развитию науко-технологической отрасли в экономике страны. Развитие технологий позволяет оптимизировать процесс производства, что в конечном итоге ведет к повышению эффективности экономики.
Введение........................................................................................................ 3
1. Теоретические основы исследования венчурного капитала.................... 5
1.1. История возникновения и развития венчурного капитала...................... 5
1.2. Сущность венчурного капитала, особенности его финансирования.......7
1.3. Процесс формирования венчурного капитала........................................ 10
2. Анализ практического применения венчурного капитала..................... 12
2.1. Мировая практика применения венчурного каптала............................. 12
2.2. Применение венчурного капитала в экономике современной России.18
3. Государственное регулирование венчурного капитала в современных условиях...................................................................................................... 24
Заключение................................................................................................. 31
Список литературы....................................................................................
Каждый день финансовую поддержку получают в среднем, по крайней мере, две начинающие компании и две — на выкуп контрольного пакета акций менеджерами предприятий.
Почти 15 % средств венчурных фондов были собраны за пределами Европы.
Поддержанные венчурным
Европейское сообщество уделяет серьезное
внимание поддержке становления
и развития венчурного бизнеса в
странах Центральной и
В результате уже сейчас венчурный бизнес
имеет прочные позиции и продолжает активное
развитие в Польше, Чехии, Румынии, Венгрии.
Членами EVCA стали национальные ассоциации
Чехии и Венгрии.
С 1994 г. зарубежный венчурный капитал начал
действовать в России, Казахстане, Белоруссии,
Украине. Образованы Российская ассоциация
венчурного инвестирования (РАВИ), ставшая
членом EVCA, и Украинская ассоциация венчурного
капитала.
2.2. Применение венчурного капитала в экономике современной России.
Годом начала создания венчурной индустрии в России следует считать 1993 год. Венчурная индустрия зародилась не в результате частной инициативы отечественных «бизнес-ангелов» или национальных финансовых институтов, а была привнесена «варягами», чтобы ускорить процесс перехода страны к рыночной экономике27. На встрече глав государств Большой семерки и Европейского союза в апреле 1993 года было принято решение об оказании России помощи на проведение структурных реформ. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) во исполнение этого решения организовал 11 региональных венчурных фондов (РВФ).
Согласно различным источникам, на конец 1997 года в России действовало около 25 различных инвестиционных институтов с капиталом примерно 1,6 млрд. долл. К концу 2000 года количество фондов в стране увеличилось до 35-40, а их суммарный капитал составил около 3,7 млрд. долларов.
В 1997 году была создана Российская
ассоциация венчурного инвестирования
(РАВИ), учредителями и членами которой
в то время стали упомянутые РВФ,
американские венчурные фонды (TUSRIF,
Agribusiness) и фонды прямого инвестирования
(SEAF). Миссия РАВИ заключалась в содействии
становлению и развитию венчурной
индустрии в России в целом, а
основной задачей было лоббирование
интересов венчурного сообщества.
Кризис 1998 года стал переломным событием
как для страны в целом, так и еще не окрепшей
венчурной индустрии. Из действовавших
в России около 40 венчурных фондов и фондов
прямых инвестиций больше половины свернули
свою деятельность. Региональные венчурные
фонды путем, в том числе слияний были
укрупнены, а неэффективные управляющие
команды заменены более дееспособными.
Из 11 управляющих компаний РВФ ЕБРР к 2001
году остались три наиболее сильные группы:
немецкая Quadriga Capital, голландская Eagle и скандинавская
Norum.
В течение трех лет после августовского
кризиса 1998 года объем прямых иностранных
инвестиций в Россию по сравнению со странами
Восточной Европы неуклонно сокращались
в абсолютном выражении и в сопоставимых
показателях.
Некоторые признаки изменения в лучшую
сторону позиции зарубежных инвесторов
обнаружились с начала 2000 года. Более благосклонное
отношение зарубежных инвесторов к России
стало возможным во многом благодаря существенному
улучшению макроэкономических показателей
страны, а также серьезному изменению
характера взаимоотношений в политической
и экономической области между Российской
Федерацией и промышленно развитыми странами
Запада. Как следствие, значительно возросло
доверие инвесторов к нашей стране.
Рост доверия зарубежных инвесторов к
России и повышение ее инвестиционной
привлекательности выразились в том, что
сразу несколько крупных западных финансовых
структур объявили о своих намерениях
создать новые венчурные фонды, ориентирующиеся
на страны СНГ и в первую очередь на Российскую
Федерацию.
С 2000 года получила развитие Российская
венчурная ярмарка – коммуникативная
площадка, на которой технологические
компании из разных регионов России, прошедшие
тщательный отбор и специальную подготовку,
представляют свой бизнес венчурным инвесторам.
Последние оценивают представляемые бизнесы
с точки зрения вложения инвестиций, а
именно, качество менеджмента, перспективности
технологий, коммерческой жизнеспособности
и потенциала роста того или иного бизнеса.
Венчурная ярмарка ставит перед собой
следующие цели:
- повышение интереса финансовых институтов
к перспективным малым высокотехнологичным
предприятиям;
- получение владельцами и менеджерами
компаний опыта практического общения
с венчурными капиталистами;
- помощь компаниям-участникам в привлечении
внешнего капитала для роста и развития.
В ярмарке принимают участие представители
венчурных фондов и фондов прямых инвестиций,
инвестиционных компаний и банков, крупнейших
юридических и консалтинговых организаций,
инфраструктурных организаций и фондов
поддержки малого предпринимательства,
а также Аппарата Правительства РФ, Аппарата
полномочных представителей Президента
РФ в федеральных округах, депутаты Государственной
Думы, члены Совета Федерации и главы региональных
администраций.
В настоящее время венчурное
финансирование в России весьма слабо
развито. Проблема состоит в несовершенстве
правового, технического и организационного
обеспечения различных аспектов
инвестиционной поддержки инновационной
деятельности. В нашей стране только
зарождаются отдельные элементы
сложной инфраструктуры поддержки
венчурной деятельности (венчурные
фонды, экспертные и консалтинговые
службы, компании по управлению венчурными
предприятиями и проектами, специализированные
информационные службы и др.). Кроме
того, многие разработчики новых продуктов
и услуг не владеют знаниями о
процессе венчурного финансирования инновационной
деятельности от начальных этапов вплоть
до коммерциализации её результатов
в рыночной экономике. Слабая инновационная
активность на многих предприятиях связана
с отсутствием достаточных
В современных условиях в России все же имеются необходимые предпосылки для развития венчурного предпринимательства. Прежде всего, это наличие развитого рынка ценных бумаг. Далее - все возрастающее проникновение зарубежных фирм на российский рынок интеллектуальной собственности. Причем это проникновение носит не только характер прямой экспансии, но и форму инвестирования в отечественные инновационные проекты.
Также, надо отметить определенный
интерес, который проявляют российские
предприниматели к
Все это свидетельствует
о том, что венчурное
Всю совокупность венчурных
фондов, действующих сейчас в России,
можно подразделить на несколько
групп34. К первой группе относятся
фонды, созданные при активном участии
иностранного капитала, прежде всего международных
организаций и фондов. Как правило, данные
фонды являются "старожилами" российского
рынка. Они созданы в середине 90-х годов
XX века и уже показали весьма хорошие результаты,
успев несколько раз увеличить собственный
капитал и осуществить удачные "выходы"
из сделанных ранее инвестиций. Помимо
фондов, созданных ЕБРР, к данной группе
можно отнести - Delta Private Equity Partners, Baring Vostok
Capital Partners, Zindel Investment Partners.
Во вторую группу фондов входят частные
российские компании. История их деятельности
на рынке обычно гораздо короче, чем у
иностранных фондов. Зачастую они могут
даже не иметь примеров "выхода" из
объектов инвестирования. Значительная
часть российских компаний представлена
финансово-инвестиционными группами,
которые в качестве одной из услуг предлагают
участие в закрытых инвестиционных фондах,
вкладывающихся в "венчуры". Вместе
с тем, на наш взгляд, венчурные проекты
не играют значительной роли в структуре
доходов данных компаний.
Кроме того, существуют и российские компании,
занимающиеся только венчурными инвестициями,
например, венчурный инвестиционный фонд
НИКОР, управляемый ОАО "Научно-инвестиционная
корпорация развития технологий "НИКОР",
венчурный фонд "Русские Технологии",
созданный консорциумом Альфа-Групп35.
К третьей группе фондов относятся организации,
созданные при активном участии государственных
и муниципальных органов власти. Зачастую
данные фонды аккумулируют целый комплекс
функций, связанных с финансированием
наукоемких технологий. Так, помимо традиционного
финансирования компаний в обмен на долю
в бизнесе они могут осуществлять финансирование
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
разработок, компенсацию части процентных
ставок по банковским кредитам и купонной
ставки по облигационным займам предприятий,
предоставлять гранты научным коллективам
для реализации НИОКР. Наиболее наглядными
примерами таких фондов выступают Инновационный
венчурный фонд аэрокосмической и оборонной
промышленности, Инвестиционно-венчурный
фонд Республики Татарстан, Фонд содействия
развитию малых форм предприятий в научно-технической
сфере.
В Республике Башкортостан
начал действовать Венчурный
фонд с капиталом 400 млн. руб. Фонд управляется
известной и профессиональной финансовой
компанией, имеется попечительский
и наблюдательный совет. Целью венчурного
капитала является получение высокого
дохода от инвестиций. Сформирован
закрытый паевой инвестиционный фонд
(ЗПИФ) особо рисковых (венчурных) инвестиций
«Региональный венчурный фонд инвестиций
в малые предприятия в научно-
В 2010 году совокупный объем капитала, аккумулированного в фондах, работающих на российском рынке прямого и венчурного инвестирования, вырос по сравнению с 2009 годом примерно на 10,5%, что позволяет говорить об увеличении темпов прироста капиталов фондов. Однако этот 10%-й прирост несопоставим, к примеру, с 40%-м темпом прироста, наблюдающимся в 2008 году. Что же лежит в основе столь значительного снижения темпа прироста? Тому есть множество причин, в основе которых - и относительно высокий уровень риска, и отложенность возврата вложенных средств в долгосрочной перспективе, и низколиквидность венчурных инвестиций до момента "выхода" из проектов. Однако предварительные данные за 2011 год и прогнозные оценки 2012 года вселяют пусть сдержанный, но оптимизм и позволяют говорить об оживлении рынка прямых и венчурных инвестиций.
По оценкам РАВИ, в 2011 году
объем капитала 170 действующих фондов
на российском рынке прямого и
венчурного капитала достиг примерно
17 млрд. долларов. Это не считая действующих
на глобальных рынках международных фондов
с участием российского капитала, которые
создавались в том числе с участием отечественных
институтов развития, имеющих возможность
инвестировать в российские компании.
По оценкам Национальной ассоциации бизнес-ангелов,
ежегодный объем российского рынка только
индивидуальных венчурных инвестиций
составляет примерно 15 млрд. рублей. Таким
образом, на рынке присутствует довольно
внушительный источник капитала для компаний.11
3. Государственное
регулирование венчурного
Наиболее
важными направлениями
1. Разработка обоснованной
государственной научно-
2. Создание правовой основы
для деятельности венчурных
3. Разработка мер финансового
стимулирования деятельности
4. Разработка государственных
программ финансовой поддержки
инновационных малых
5. Развитие информационной
среды, позволяющей
Последовательная реализация
этих мер позволила бы создать
благоприятные условия для
Заинтересованность
Сложившиеся в мировой практике формы и методы государственной поддержки, используемые для развития венчурного инвестирования, многообразны. В обобщенном виде они могут быть представлены, как это показано в таблице 1, в двух основных группах — прямые и косвенные.
Тип |
Цель |
Пример |
1. Прямые меры | ||
Государственные прямые инвестиции |
Прямые инвестиции в венчурные фонды или предприятия малого бизнеса |
Бельгия — Investment Company for Flanders (GIMV) |
Государственные кредиты |
Долгосрочные кредиты под низкие проценты и/или безвозмездные кредиты венчурным фондам или предприятиям малого бизнеса |
Дания — VaekstFonden (Business Development Finance) Loan Programme |
2. Косвенные меры | ||
Налоговые льготы |
Налоговые льготы, в частности налоговые кредиты (зачеты) тем, кто вкладывает средства в предприятия малого бизнеса или венчурные фонды |
Великобритания — Enterprise Investment Scheme and Venture Capital Trusts |
Гарантирование займов |
Гарантирование части банковского займа, предоставляемого малым предприятиям, отвечающим определенным требованиям |
Франция — Societe Francaise de Garantie des Financements des Petites et Moyennes Enterprises (SOFARIS) |
Гарантирование вложений в акционерный капитал |
Гарантирование части потерь от венчурных инвестиций с высокой степенью риска |
Финляндия — Finnish Guarantee Board |
Расширение круга инвесторов |
Предоставление прав таким институтам, как пенсионные фонды или страховые компании, вкладывать средства в венчурный капитал |
США — изменения, внесенные в закон о гарантированном пенсионном обеспечении |
Таблица1
Формы и методы государственной поддержки,
используемые для развития венчурного
инвестирования
Прямые меры предполагают
непосредственное участие государства
в венчурном финансировании предпринимательских
проектов, которое реализуется или
через государственные прямые инвестиции,
или через предоставление государственных
займов венчурным компаниям и
малым инновационным фирмам.
Прямые инвестиции в акционерный капитал
со стороны органов государственной власти
являются важным способом «впрыскивания»
венчурного капитала в экономику. Такое
«вспрыскивание» осуществляется через
реализацию программ двух типов. Первый
вариант — государство инвестирует в
частные венчурные фонды, которые, в свою
очередь, инвестируют в компанию. Второй
вариант — государство само инициирует
создание венчурных фондов, которые предоставляют
венчурное финансирование. Создаваемые
государством венчурные фонды, получающие
часть финансов из частного сектора, принято
называть «гибридными» фондами.
В целом программы венчурного финансирования
призваны решать проблему недостаточной
ликвидности, имеющейся для определенного
класса инвестиций. Государственные прямые
инвестиции часто нацелены либо на помощь
компаниям, находящимся на стадии «посева»
или «старта», которые не могут привлечь
капиталы, поскольку для частного капитала
риск еще слишком велик, либо на поддержку
технологических компаний, долгосрочный
потенциал которых может быть не всегда
оценен по достоинству частным сектором.
Особенно активны в этом направлении правительства
тех стран, которые к началу 90-х гг. ХХ в
заметно отставали в развитии венчурного
бизнеса от основных лидеров. Государственное
содействие на начальной стадии становления
венчурной индустрии показало свою эффективность,
прежде всего в Израиле и Финляндии. За
последнее десятилетие эти две страны
сделали стремительный рывок в развитии
наукоемких производств, во многом благодаря
действию специальных государственных
венчурных фондов.
В частности, в Израиле была реализована
схема активизации механизма венчурного
инвестирования через создание системы
«фонда фондов» «Уогта», формируемого
из государственной казны. Главными его
задачами являлись поддержка и финансирование
становления новых наукоемких компаний,
предоставления грантов для проведения
НИОКР в интересах малого наукоемкого
бизнеса, передачи технологий из военных
в гражданские сектора экономики. В рамках
«Уогта» венчурные инвестиции направлялись
как во вновь создаваемые венчурные фонды,
так и напрямую в начинающие высокотехнологичные
компании. Активная государственная политика
в области венчурного бизнеса позволила
Израилю довести уровень высокотехнологичных
компаний до 75%.13
Активное развитие венчурной индустрии
в Израиле связано прежде всего с успешной
реализацией ряда программ. Одна из программ
заключалась в создании межнациональных
промышленных фондов для финансирования
НИОКР, в рамках которой было организовано
множество технологических инкубаторов,
где обучаются представители самых различных
компаний. Другая программа — это предоставление
налоговых каникул для стран, которые
экспортируют результаты НИОКР, когда
компании, попадающие под это определение,
освобождались от уплаты налогов на протяжении
10 лет.
Следующая программа «Yozma» была направлена
на поддержание инфраструктуры венчурного
капитала. Ее целью стало стимулирование
венчурных капиталистов для создания
офисов в Израиле через инвестирование
80 млн долл. в 10 новых фондов.
За счет государственных средств происходило
и формирование венчурной индустрии в
Финляндии. Они были использованы в качестве
«посевного капитала» для широкого круга
малых инновационных компаний. Главным
финансовым учреждением, финансирующим
начальный бизнес в высокотехнологичной
сфере стал Национальный фонд исследований
и развития — SITRA. Фонд имеет статус независимого
государственного фонда под эгидой парламента.
SITRA является гибридной программой, в рамках
которой осуществляется как прямое финансирование
начинающих компаний («start-up»), так и вложение
средств в региональные фонды поддержки
технологических предприятий. SITRA финансирует
фирмы венчурным способом — в обмен на
долю акций, от 15 до 40%, и на суммы от 200 тыс.
до 2 млн евро.13 Обычно фонд входит
в компанию на 3–5 лет и продает свои акции
сразу, как только другие инвесторы изъявят
готовность вкладывать в нее свои средства.
Кроме того, зачастую SITRA поддерживает
ученых еще до образования компании —
на так называемой предпосевной стадии
и помогает ей найти оптимальные пути
выхода на рынок.
Пятнадцать лет активной деятельности
SITRA на самом рискованном этапе жизни молодых
инновационных компаний свидетельствуют
о том, что венчурная индустрия в Финляндии
процветает. Так, по данным Финской ассоциации
венчурного капитала, в 2002 г. было поддержано
259 компаний, при этом общий объем инвестиций
составил 391 млн евро. В 2003 г. в 252 компании
было вложено 328 млн евро[1].
Опыт формирования «фонда фондов» сыграл
важнейшую роль в становлении венчурной
индустрии Израиля и Финляндии, наглядно
показывая, как можно компенсировать провалы
рынка в условиях неразвитой фондовой
инфраструктуры и рынков капитала. На
этапе становления венчурной индустрии
государство практически подменяет «бизнес-ангелов»,
которые являются основным источником
финансирования предприятий высокотехнологичной
сферы на самой ранней, «посевной», стадии.
Информация о работе Венчурный капитал и его роль в современных условиях