Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 02:24, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении цикличного развития экономики в Республике Беларусь, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.
Объектами исследования данной курсовой работы являются: экономический цикл и его государственное регулирование. В более широком понятии в данной работе раскрываются следующие задачи:
Изучить сущность цикличного развития экономики;
Рассмотреть основные этапы экономического цикла;
Изучить теории цикличного развития экономики;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ: ПОНЯТИЕ, ФАЗЫ, ВИДЫ ЦИКЛОВ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. 5
1.1 Понятие экономического цикла 5
1.2 Фазы экономических циклов 6
1.3 Виды циклов 7
1.4 Государственное регулирование экономического цикла: стабилизационная политика 9
1.5 Антициклическая политика. 11
2. АНАЛИЗ ЦИКЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………… 15
3. АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Традиционным стал кейнсианский подход, направленный на управление совокупным спросом. Графически это может быть представлено на рис. 2.
а) фаза кризиса б) фаза подъема
Рис. 2. Воздействие государства на совокупный спрос
Во время кризиса и депрессии, т. е. на понижательной волне циклических колебаний, государственная политика направлена на стимулирование совокупного спроса: на (рис. 2а) это отражается сдвигом вверх кривой AD в положение ADV приближающем экономику к уровню полной занятости У*. Напротив, в фазе подъема, во избежание дальнейшего перегрева экономики, стабилизационная политика графически отражается (рис. 2б) сдвигом кривой AD вниз, в положение ADV для ликвидации инфляционного разрыва и возвращения экономики к уровню потенциального выпуска У*. Таким образом, стабилизационная политика представляет собой набор «контрдействий» по отношению к уровню деловой активности: сдерживающих во время подъемов и стимулирующих во время спадов.
Для того, чтобы правительству
узнать о том, в какой фазе среднесрочного
цикла находится экономика, необходимо
использовать данные о динамике множества
показателей экономической
Ациклические переменные можно назвать «безучастными» к фазам цикла: некоторые виды государственных расходов (на поддержку фундаментальных исследований, национальную оборону), экспорт (в некоторых странах, например, США), импорт (в Японии).
Но для действенной стабилизационной политики важно знать не только корреляцию между уровнем деловой активности, измеряемым ВВП, и названными тремя группами переменных. Правительство интересуется и тем, какие из макроэкономических показателей в своей динамике могут предсказать наступление кризиса. В связи с этим макроэкономические переменные можно подразделить на опережающие и запаздывающие показатели: так, опережающие показатели как бы «бегут впереди» поворотных точек цикла.
Например, объем товарно-материальных запасов начинает Увеличиваться, а цены на акции и уровень загрузки производственных мощностей снижаться раньше, чем наступит кризис; изменение этих же показателей в обратном направлении начинается раньше, чем наступит фаза подъема. Таким образом, опережающие показатели сигнализируют о наступающих спадах и подъемах. Напротив запаздывающие показатели в своей динамике отстают от поворотных точек: уровень безработицы, например, достигает своего максимума несколько позже, чем экономика достигла «дна».
Достоверная статистика и профессиональные действия правительства, умеющего грамотно интерпретировать динамику опережающих и запаздывающих показателей, во многом определяют успешность стабилизационных мероприятий.
В преодолении кризиса в современных условиях значительную роль играет антикризисная политика. В экономической литературе существуют разные подходы к этому вопросу. Борьба с разными перепадами экономической конъюнктуры – это самая трудная из проблем, которые приходится сегодня решать правительствам. К концу ХХ века, многие страны научились сглаживать пики колебаний экономической конъюнктуры и предотвращать экономические кризисы.
Существуют немало экономических школ и направлений, каждая из которых дает свой рецепт к достижению данной цели. Вот некоторые из основных взглядов на макроэкономическую политику:
- кейнсианский
- классический
- теория рациональных ожиданий
- неоклассический синтез
- новая кейнсианская теория
- теория реального
Однако, несмотря на значительный
разброс взглядов и различную
расстановку акцентов при выработке
антициклической политики, в целом
можно выделить два направления
регулирования: неокейнсианство и
неоконсерватизм, развившихся на базе
классической школы. Первое ориентируется
на регулирование совокупного
Таблица 1
Основные различия. | ||
Неокейнсианство |
Неоконсерватизм | |
Признаки |
На спрос |
На предложение |
Ориентация цели |
Регулирование хозяйства в целом. |
Создание стимулов деятельности отдельных фирм |
Приоритеты регулирования |
Налогово – бюджетная политика
Кредитно – денежная политика |
Кредитно – денежная политика
Налогово – бюджетная политика |
Оценка роли государства |
Поощрение |
Ограничение |
В зависимости от исходных
установок и ориентиров сторонники
того или иного направления по-
Например, сторонники кейнсианских рецептов больше внимания уделяют бюджетной политике и налоговой политике.. Сторонники неоконсервативных рецептов
уделяют больше внимания проблеме денег и кредита. Поэтому в последние
годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят вопросы объема денежной массы и его регулирования. По–разному решается проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.
Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание
этими концепциями того факта, во – первых, государство, в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во – вторых государство должно это осуществлять в условиях достижения и поддержания экономической стабильности.
Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного общего спроса, а в конечном счете и производства.
Графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос
представлена на схеме (см. рис. 3)
Рост спроса на величину D1 D2 вызывает рост национального дохода с ON1 до ON2 от уровня. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, стрела на оси абсцисс показывает увеличение национального дохода. Кредитно – денежная политика в этот период преследует те же цели, что и налогово – бюджетная политика, и предполагает проведение кредитной экспансии. Её цель – оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика денежных «дешевых денег».На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций. Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим
болезненных явлений в хозяйственных системах проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово – бюджетной и кредитно – денежной политики. Налогово – бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности (см. Рис.4).
Снижение спроса на величину D1 D2 вызывает рост национального дохода с ON1 до ON2. В кредитно – денежной политике начинают преобладать элементы кредитной рестрикции, то есть проводится политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но в этом случае необходимо весьма осторожно обращаться с элементами кредитно – денежной политики, ибо в долгосрочном плане кредитная рестрикция может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы. В общем и целом, говоря о политике, которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия: мероприятия, направленные на смягчение циклических колебаний, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. Все рекомендации по отношению цикла применялись и должны применяться на практике. Эффективность их может быть реально оценена только по истечении определенного периода времени.
После провозглашения независимости Республика Беларусь вышла на международную арену в двух качествах: как новое независимое государство, возникшее в результате распада СССР, и как европейская страна, имеющая глубокие исторические традиции государственности.
На современном этапе Беларусь ¾ одно из экономически развитых государств СНГ. В ее экономике доля промышленности составляет около 1/3 объема национального продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии является производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт.
Машиностроение и
Основным макроэкономическим показателем, для реального статистического измерения производства и потребления национального продукта (НП), является валовый внутренний продукт (ВВП). Как следует из аксиомы кругооборота, ВВП может быть определен в любой из фаз воспроизводственного процесса.
В сфере производства валовый внутренний продукт определяется как стоимость товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за определенный период времени (чаще всего за год). При такой трактовке ВВП выступает как результат деятельности основных секторов экономики за год.
В сфере потребления ВВП выступает как сумма всех затрат, на которые пошла произведенная за определенный период времени продукция.
Проанализируем изменение ВВП в Республике Беларусь за 1999-2008 года.
Таблица 2. Динамика ВВП в Республике Беларусь за 1999-2008гг.
Показатели |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
ВВП, млрд.руб. |
2890320 |
9134 |
17173 |
26138 |
36565 |
49445 |
65067 |
79231 |
97165 |
128829 |
Индекс ВВП (пред год) |
428,1 |
0,3 |
188,0 |
152,2 |
139,9 |
135,2 |
131,6 |
121,8 |
108,1 |
110,1 |
Рис.5 Динамика изменения ВВП (2000-2008 гг.)
За анализируемый период наблюдался поступательный рост ВВП, максимальный уровень которого достиг в 2008 году и равен 128829 млрд.руб. Производство валового внутреннего продукта в Республике Беларусь за 2008 года составило 110,1% к уровню 2006-го. Согласно прогнозу рост ВВП в 2008 году планировался на уровне 108-109%.
ВВП является наиболее часто употребляемым мерилом уровня развития страны и уровня жизни в ней. Для этого чаще всего используется показатель ВВП в расчете на душу населения. Республика Беларусь выглядит в мировых рейтингах по данному показателю не лучшим образом.
Информация о работе Виды циклов и их теоретическая интерпретация