Виды циклов и их теоретическая интерпретация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 02:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении цикличного развития экономики в Республике Беларусь, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.
Объектами исследования данной курсовой работы являются: экономический цикл и его государственное регулирование. В более широком понятии в данной работе раскрываются следующие задачи:
Изучить сущность цикличного развития экономики;
Рассмотреть основные этапы экономического цикла;
Изучить теории цикличного развития экономики;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ: ПОНЯТИЕ, ФАЗЫ, ВИДЫ ЦИКЛОВ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. 5
1.1 Понятие экономического цикла 5
1.2 Фазы экономических циклов 6
1.3 Виды циклов 7
1.4 Государственное регулирование экономического цикла: стабилизационная политика 9
1.5 Антициклическая политика. 11
2. АНАЛИЗ ЦИКЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………… 15
3. АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_tsiklam.docx

— 210.10 Кб (Скачать файл)

Последствия финансового  кризиса для Республики Беларусь могут быть более ощутимыми, если расценки на газ, поставляемый Россией, повысятся, что увеличит нагрузку на бюджет страны. Общая экономическая  и финансовая обстановка в мире продолжит  оказывать свое влияние на стабильность положения в Белоруссии, и кризисная  ситуация еще проявит себя во всей красе в виде ухудшения платежного баланса страны.

Но, вполне возможно, что  при помощи своевременного принятия мер, прослеживания кризисных явлений  и внесения корректирующих действий, улучшить или стабилизировать ход  самого кризисного процесса. Это зависит  от профессионализма и политической гибкости тех, кто находится у  руля власти.

Экономический кризис –  это не только экономические и  социальные проблемы. Экономический  кризис – это путь к оздоровлению экономики, это процесс санации  экономической системы, ее очищения от различных явлений, таких, как  спекулятивный перегрев, высокая  коррупционность, чрезмерный монополизм отдельных структур и других, становящихся серьезным тормозом на пути ее прогрессивного развития. Экономический кризис высвобождает финансовые, трудовые, интеллектуальные, материальные ресурсы за счет сворачивания деловой активности в стагнирующих отраслях экономики. Выход из кризиса  начинается в тот момент, когда  общество оказывается способным  создать новые точки роста  и сформировать механизмы по постепенному перемещению ресурсов в новые, перспективные, направления хозяйственной деятельности. И в этом смысле экономический  кризис – это шанс перехода страны к качественно более высокому уровню экономического развития. Не упустить этот шанс – дело профессионализма и ответственности.

  1. АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Меры антициклического регулирования  в Республике Беларусь проявляются  в первую очередь в денежно-кредитной  и антиинфляционной политике и поддержания  минимального уровня безработицы.

Денежно-кредитная политика - это особая деятельность государства. Она заключается в разработке и осуществлении системы мероприятий, предпринимаемых правительством в  денежно-кредитной сфере с целью  регулирования экономики страны. Денежно-кредитная политика является составной частью всей экономической  политики государства. Эта часть  государственной политики играет стабилизирующую  роль в макроэкономике и является инструментом антициклического регулирования. Сущность денежно-кредитной политики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка, т.е. поддержать баланс между количеством денег в  обращении и потребностью в них.

В формировании денежно-кредитной  политики Беларуси как суверенного  государства есть основание выделять несколько основных этапов.

Начало первому этапу было положено принятием Верховным Советом Республики Беларусь XII созыва в октябре 1994 года стратегического решения о признании «белорусского расчетного билета» в качестве национальной валюты Национальному банку Республики Беларусь де-юре было поручено отвечать за дальнейшее состояние белорусской денежной единицы как символа суверенного государства.

Начало второго этапа пришлось на 1997 год, когда в денежно-кредитной политике стали преобладать идеи монетизации ВВП и целесообразности форсированной кредитной экспансией.

Начало третьего этапа приходится на 2001 год, когда в стратегии и тактике Национального банка Республики Беларусь произошли некоторые позитивные изменения.

К концу 1994 года в Беларуси функционировал валютный рынок, сформировался  единый обменный курс. На весьма льготных условиях от МФВбыли получены стабилизационные кредиты. Доминировало убеждение о необходимости ограничения кредитной экспансии. На основе установления положительной процентной ставки была обеспечена сохранность вкладов населения в белорусских рублях. Открытие для коммерческих банков специальных, депозитных счетов в Национальном банке позволило уменьшитьденежное предложение и подавить гиперинфляцию.

В целом мероприятия по стабилизации денежно-кредитной сферы  осуществлялись в рамках реализации специально Антикризисной программы. Тем самым были созданы определенные предпосылки для проведения экономической реформы, хотя упомянута программа так и не была выполнена должным образом.

Нарастание кризиса неплатежей и обострение других проблем в  условиях сдерживания радикальных  преобразований, отсутствие должной  теоретической концепции предопределили принятие курса на смягчение проводимой денежно-кредитной политики. Некритически были восприняты идеи позитивного значения высокой степени монетизации. ВВП. В соответствии с таким подходом основная причина экономических проблем усматривалась в якобы необоснованном сжатии денежной массы и лишении реального сектора экономики весомой кредитной поддержки со стороны банковского сектора.

Сама по себе высокая степень  монетизации ВВП свидетельствует  об устойчивости экономического развития. При этом процесс монетизации  во многом имеет объективный характер. Он связан с уровнем инфляции, высокой  склонностью населения к сбережениям, уровнем прибыльности реального  сектора экономики, со скоростью  движения денег, наконец, и со степенью доверия населения к денежным властям. По крайней мере, отсутствуют  более или менее значимые возможности  резко повысить монетизации ВВП  за счет административного принуждения.

Усилия печатного станка привели к тому, что каналы денежного  обращения стали быстро заполняться  новой денежной массой. Коммерческие банки побуждались направлять краткосрочные  ресурсы в долгосрочные вложения под отрицательные процентные ставки. При инфляции в 200-380% годовых льготные кредиты на жилищное строительство  выдавались под 5% годовых па срок до 40 лет.

Тем самым узкому кругу  льготников была предоставлена возможность  присваивать инфляционный налог, собираемый со всего населения республики.

Денежная масса постоянно  обесценивалась, поэтому не удивительно, что денег в обращении (в долларовом эквиваленте) становилось все меньше и меньше. В результате инфляционного  обесценения денежной массы возросли неплатежи в национальной экономике, а столь желанный коэффициент  монетизации ВВП даже снизился: с  имевшихся 10-12% до 5-6%. Зато скорость движения денег, косвенно отражающая факт «бегства от денег», возросла до 10-12 оборотов в  год.

В условиях нарастающей кредитной  эмиссии стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля. Кроме того, стал увеличиваться разрыв (спрэд) между официальным и теневыми (наличным и безналичным) обменными  курсами.

Кризис национального  валютного рынка пришелся на середину марта 1998 года. Был закрыт внебиржевой  валютный рынок, а белорусский рубль  был срочно выведен из международного оборота и перестал выполнять  на территории СНГ функцию резервного средства.

В дальнейшем при нарастании кризиса денежно-кредитной, платежной  и валютной системы Беларуси были открыты переговоры с Россией  о введении единой «союзной валюты», которые привели к принятию соглашения о внедрении на территории Беларуси российского рубля.

Гипертрофированными темпами  нарастала дебиторско-кредиторская задолженность, возрос бартер и обострился кризис неплатежей. Денежное обращение  стало наполняться всевозможными  суррогатами. Резко возросла «долларизация» экономики. Белорусский рубль окончательно утратил функцию сбережений и  накоплений. Чистые иностранные активы Национального банка приобрели  отрицательные значения. Оборотные  средства предприятий непрерывно обесценивались. Из-за отрицательных процентных ставок население республики ежегодно теряло значительную часть рублевых вкладов.

Таким образом, концепция  «форсирования монетизации ВВП  и канализации кредитной эмиссии» с учетом заявленных стратегических приоритетов (экспорт, жилье и продовольствие), активно внедряемая с начала 1997 года в условиях нереформированной экономики, закончилась дестабилизацией денежно-кредитной  сферы.

Необходимость формирования приемлемых условий функционирования белорусской экономики заставили  внести некоторые неотложные коррективы в проводимую денежно-кредитную  политику. Такие изменения был  приняты под давлением нарастающих  проблем, при участи МВФ и Центрального банка России, с которым в конце 1999 года было подписано соответствующее  соглашение.

В первую очередь с учетом интересов предприятий-экспортеров  и российских партнеров была ликвидирована  множественность валютных курсов и  восстановлена валютная биржа.

Сняты административные ограничения  по объему приобретения наличной иностранной  валюты физическими лицами, по максимальному  объему сделок купли-продажи иностранной  валюты на внебиржевом рынке для  юридических лиц; обеспечен доступ нерезидентам на валютный рынок республики; отменены ограничения расчетами  белорусскими рублями по импорту  и обеспечена конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям. Беларусь приняла на себя обязательство (предусмотренное  статьей VIII Устава МФВ) в последующие 5 лет обеспечить либерализацию валютных операций с капиталом и постепенно отказаться от обязательной продажи  хозяйствующими субъектами валютной выручки.

Несколько сократились объемы кредитной эмиссии. Национальный банк Беларуси стал обеспечивать положительный уровень официальной ставки рефинансирования (т.е. выше уровня инфляции). Процентная политика стала учитывать элементарные требования по недопущению обесценения депозитов населения в национальной валюте, а также по обеспечению более высокой доходности активов в белорусских рублях над активами в иностранной валюте.

Вместе с тем следует  признать, что процесс стабилизации денежно-кредитной сферы еще далек  от завершения. Так, объемы прироста кредитной  эмиссии (чистый внутренний кредит Национального  банка) превышают официальные темпы  прироста реального ВВП. Кредитная  эмиссия в меньших объемах, но все же по-прежнему используется на финансирование жилищного строительства, покрытие дефицита республиканского бюджета  и на компенсацию вкладов населения. Сохраняется ярко выраженная «долларизация» белорусской экономики.

Принятые меры по стабилизации валютного рынка способствовали перетоку основной массы наличной иностранной валюты на легальный валютный рынок, повысили степень его ликвидности, расширили активность внебиржевого валютного рынка, закрепили принципы рыночного курсообразования, увеличили прозрачность операций нерезидентов, в целом повысили предсказуемость валютного рынка.

Среди других положительных  результатов проводимой денежно-кредитной  политики следует отметить увеличение золотовалютных резервов страны. За 2001 – 2005 годы чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования возросли на 1,23 млрд. долларов США, или в 9,2 раза [1].

Доля рублевой денежной массы  в широкой денежной массе посравнению  с 1 января 2001 г. увеличилась на 28,7 процентного  пункта и на1 января 2006 г. составила 68,4 процента. В структуре рублевой денежной массы доля срочных депозитов возросла с 21,3 процента на 1 января 2001 г.до 41 процента на 1 января 2006 г., в том числе доля срочных рублевых депозитов населения увеличилась с 13,9 до 31,7 процента, при уменьшении соответственно доли наличных денег в обращении с 38,3 до 23,5 процента на 1 января 2006 г.

По мере замедления темпов инфляции, стабилизации ситуации на финансовом рынке Национальный банк последовательно снижал ставку рефинансирования (с 80 процентов годовых в январе 2001 г. до 11 процентов годовых в конце 2005 года) и процентные ставки по инструментам. Это стимулировало также снижение процентных ставок на кредитном рынке, сохраняя привлекательные условия для осуществления сбережений физическими и юридическими лицами.

Сохранение положительного уровня реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам содействовало заинтересованности осуществления сбережений в белорусских рублях, что, в свою очередь, сказывалось наросте ресурсного потенциала банков. Денежные средства населения и организаций, являясь основными источниками наращивания ресурсной базы банков, способствовали ее увеличению за 2001 – 2005 годы в 8,1 раза.

За 2001 – 2005 годы требования банков к экономике (предприятиям и населению) возросли в 8,8 раза, в том числе в белорусских рублях – в 12,2 раза.

На 1 января 2006 г. задолженность  банкам по долгосрочным кредитам(без  учета финансового лизинга) составила 6,4 трлн. рублей и по сравнению с началом 2001 года возросла в 6,3 раза. Объем задолженности по долгосрочным кредитам экономике (без учета финансового лизинга) по отношению к валовому внутреннему продукту (далее – ВВП) в годовом исчислении на1 января 2006 г. составил 10,1 процента против 5,9 процента на 1 января2001 г. Доля задолженности по долгосрочным инвестиционным кредитам(без учета финансового лизинга) в объеме кредитных вложений на 1 января2006 г. составила 51,4 процента против 44,2 процента на 1 января 2001г.

Вместе с тем следует  отметить, что наблюдаемые в 2001-2005 гг. низкая эффективность производства, напряженное состояние предприятий, более интенсивное развитие инфляционных процессов и, соответственно, более интенсивный рост номинального ВВП по сравнению с параметром, предусмотренным Концепцией (в 1,4 раза в 2005 году), обусловили недовыполнение отдельных макропоказателей развития банковского сектора в процентном отношении к ВВП (ресурсов и кредитов банков). По указанным причинам не достигнут также прогнозируемый уровень коэффициента монетизации экономики.

Информация о работе Виды циклов и их теоретическая интерпретация