Виды циклов и их теоретическая интерпретация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 02:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении цикличного развития экономики в Республике Беларусь, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.
Объектами исследования данной курсовой работы являются: экономический цикл и его государственное регулирование. В более широком понятии в данной работе раскрываются следующие задачи:
Изучить сущность цикличного развития экономики;
Рассмотреть основные этапы экономического цикла;
Изучить теории цикличного развития экономики;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ: ПОНЯТИЕ, ФАЗЫ, ВИДЫ ЦИКЛОВ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. 5
1.1 Понятие экономического цикла 5
1.2 Фазы экономических циклов 6
1.3 Виды циклов 7
1.4 Государственное регулирование экономического цикла: стабилизационная политика 9
1.5 Антициклическая политика. 11
2. АНАЛИЗ ЦИКЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………… 15
3. АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_tsiklam.docx

— 210.10 Кб (Скачать файл)

В январе – июне 2008 г. макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с  аналогичным периодом 2007 года характеризовалась  поддержанием высоких темпов экономического роста, сохранением высокой инвестиционной активности в большинстве отраслей экономики, ростом реальных денежных доходов  населения, а также ускорением инфляционных процессов, существенным отрицательным  сальдо внешнеторговых операций.

В первом полугодии 2008 г. монетарная политика проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на 2008 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2007 г. № 687.

Официальный курс белорусского рубля к доллару США на 1 июля 2008 г. составил 2 125 рублей за 1 доллар США  и с начала 2008 года укрепился на 1,2 процента[2].

Динамика процентных ставок по операциям Национального банка  определялась ставкой рефинансирования, которая в первом полугодии 2008 г. не изменялась и оставалась равной 10 процентам годовых, что на 0,8 процентного пункта ниже, чем в январе – июне 2007 г.

В целях стимулирования роста  рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц, повышения  доходности сбережений населения ставка рефинансирования с 1 июля 2008 г. установлена  на уровне 10,25 процента годовых.

Для регулирования ставки межбанковского рынка Национальным банком использовались как постоянно  доступные инструменты (кредит и  депозит «овернайт», сделки СВОП), так  и аукционные операции. В первом полугодии 2008 г. уровень ставок по постоянно  доступным инструментам, а также  нормативы обязательных резервов не изменялись.

Ставка рефинансирования и ставки межбанковского рынка оказываливлияние на формирование процентных ставок по кредитам и депозитам внациональной  валюте. В январе – июне 2008 г. средняя  процентная ставка по новым рублевым кредитам банков составляла 13,2 процента годовых, что на0,9 процентного пункта ниже, чем в январе – июне 2007 г.; по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц – 9,5 процента годовых, что на 2,2 процентного пункта ниже, чем в аналогичном периоде2007 года.

В первом полугодии 2008 г. рублевая денежная масса возросла на 14,4 процента (на 2,41 трлн. рублей) и на 1 июля2008 г. достигла 19,18 трлн. рублей, широкая денежная масса соответственно –на 15,4 процента (на 3,78 трлн. рублей) и 28,29 трлн. Рублей.

Коэффициент монетизации  экономики по широкой денежной массе увеличился с 19,9 процента на начало 2008 года до 21,1 процента на 1 июля2008 г., по рублевой денежной массе – с 13,5 до 14,1 процента.

В январе – июне 2008 г. рублевая денежная база приросла на 12 процентов(на 822,1 млрд. рублей) и на 1 июля 2008 г. составила 7,74 трлн. Рублей.

На 1 июля 2008 г. международные  резервные активы Республики Беларусь(золотовалютные резервы страны) в национальном определении  оценивались в5,55 млрд. долларов США  и увеличились с начала 2008 года на 555,1 млн.долларов США, в определении  Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда – 4,62 млрд. долларов США и на 435,3 млн. долларов США соответственно.

Активы банков возросли на 22,3 процента (на 9,31 трлн. рублей), требования банков к экономике – на 24,6 процента (на 7,47 трлн. рублей), в том числе в национальной валюте – на 24,4 процента (на 4,57 трлн. рублей).

На 1 июля 2008 г. доля проблемных активов в активах банков, подверженных кредитному риску, составила 1,8 процента, доля проблемной задолженности в задолженности заемщиков по кредитам и иным активным операциям банков – 0,71 процента.

По итогам работы за первое полугодие 2008 г. рентабельность капитала банковского сектора сложилась на уровне 11,9 процента, прибыль банков достигла 402,1 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в аналогичном периоде 2007 года.

В январе – июне 2008 г. в автоматизированной системе межбанковских расчетов проведено 27,9 млн.платежей на сумму 295 трлн. рублей, что на 11,6 процента по количеству и на 17,9 процента по сумме выше, чем в аналогичном периоде 2007 года.

Инфляция в Беларуси в 2008 году составила 13,3%, что на 1,2% больше, чем в 2007 году и на 6,7% больше, чем  в 2008 году (табл 6).

 

Таблица 6. Инфляция в Беларуси за 1995-2008 гг.

Показатели

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Индекс потребительских цен(декабрь  к декабрю предыдущего года; 
в процентах)

344,0

207,5

134,8

125,4

114,4

108,0

106,6

112,1

113,3

Индекс цен производителей промышленной продукции 
(декабрь к декабрю предыдущего года; 
в процентах)

221,8

268,0

142,6

128,1

118,8

110,0

109,0

116,8

116,4


 

На характер динамики изменения  индекса потребительских цен  в 2007-2008 году значительное влияние оказал рост издержек производства вследствие значительного роста цен на импортируемые из Российской Федерации энергоносители, рост цен на продукты питания на мировых рынках, а также прочие внутренние и внешние факторы.

Прирост индекса цен на продовольственные товары в 2007 году составил15,9 процента (годом ранее - 6,5 процента). В наибольшей степени росли цены техтоваров, динамика цен которых зависит от ситуации на внешних рынках, а также товаров, цены на которые административно регулируются. Так, наиболее существенно подорожали масло растительное (в 1,73 раза), фрукты (на36,8 процента), пшено (на 29,9 процента), молоко и молочные продукты (на28 процентов).

Динамику роста цен  на продукты питания, как уже отмечалось выше, определили как рост издержек производства вследствие роста цен на импортируемые из Российской Федерации энергоносители, так и рост на мировых рынках цен на зерновые и масличные культуры (в основном из-за сокращения их валового сбора), а также на молоко и молочные продукты вследствие уменьшения объема производства молока, увеличения спроса на молочные продукты и отмены субсидий на производство молока фермерским хозяйствам в странах Евросоюза.

В стране принимаются необходимые  меры по сдерживанию инфляции. Так, в результате проверочных действий Министерства экономики Республики Беларусь при участии Комитета государственного контроля Республики Беларусь и других мер в Беларуси удалось сбить  волну необоснованного роста  цен, пресечь массовые случаи ценового беспредела.

По результатам работы за 2008 год выполнено 17 из 19 важнейших  параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, утвержденных Главой государства. В сложившейся  ситуации не удалось обеспечить достижение установленных показателей внешнеэкономической  деятельности.

Социально-экономическое  развитие страны в 2009 году характеризуется высокими темпами роста основных макроэкономических показателей и увеличением спроса на деньги. С учетом внутренних и внешних условий индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 109–111 процентов.

В 2009 году монетарная политика будет направлена на обеспечение темпов экономического роста посредством проведения соответствующих  курсовой, процентной и эмиссионной политики.

Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. Предусматривается привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро,доллар США и российский рубль). При этом колебания обменного курса белорусского рубля к доллару США оцениваются в пределах плюс/минус5 процентов.

К концу 2009 года при прогнозируемом уровне инфляции и изменении курса белорусского рубля ставка рефинансирования составит 10 – 12 процентов годовых.

Кредитно-денежная политика Республики Беларусь в 2009 году, как  и в предыдущие годы, направлена на создание условий для поддержания  высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем:

  • обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развития и укрепления банковской системы;
  • повышения эффективности, надежности и безопасности функционирования платежной системы.

В 2009 году Национальный банк продолжит соблюдение основных принципов  денежно-кредитной политики, к которым  относятся:

  • построение иерархии ее целей;
  • определение механизма применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижение ее целей;
  • обеспечение прозрачности и доступности информации о целях, задачах и действиях центрального банка страны, что предполагает постоянное информирование им общественности о принимаемых решениях, инструментах монетарной политики, публикацию статистики, отчетов;
  • единство и взаимосвязь монетарной политики с другими составляющими государственной макроэкономической политики.

Приоритетным направлением развития банковского сектора в 2009 году станет дальнейшее повышение  устойчивости его функционирования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проделанной  работы можно сделать следующие  выводы.

Неотъемлемым элементом  современного экономического кризиса  стала инфляция. Она взаимодействует  с циклическим движением экономики  и меняет механизм цикла. Это изменение  характеризуется уменьшением “чувствительности” цен к кризисному сужению рыночного  спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Дело в том, что  крупный капитал, монополии приспосабливаются  к сужению платежеспособного  спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких  цен. Государство же помогает крупным  фирмам “управлять” таким путем  кризисом. В результате в современных  кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью  крупного капитала и государства, и  понижательной, порождаемой циклическим  сокращением емкости рынка. Таким  образом, механизм современных циклов сочетает кризис и инфляцию. В связи  с этим, антициклическая направленность государственной политики сменилась  антиинфляционной.

Особенности кризисов переходных экономик обусловлены особенностями  функционирования экономик данного  типа.

Сложность протекания кризисных  явлений в переходной экономике  обусловлено тем, что данные экономики  не имеют отлаженных рыночных механизмов, не подчиняются законам рынка  и к ним не может применяться  общий подход экономической теории в развитии кризисных явлений. Переходная экономика не порождает экономический  кризис, а испытывает его последствия.

Сильное влияние государства  на развитие экономических процессов  в стране с переходной экономикой может положительно сказаться на развитии государства в период мировых  кризисов.

Особенность мировой экономики, особенно развитых стран, является защитным панцирем для экономик развивающихся  стран, в первую очередь Республики Беларусь. Современный экономический  кризис в Республике Беларусь проходит «мягко» потому, что финансовая деятельность осуществлялась и была ориентирована на внебиржевые операции, поэтому влияние фондовой биржи на стабильность экономики была максимально снижено.

Меры антициклического регулирования  в Республике Беларусь проявляются  в первую очередь в денежно-кредитной  и антиинфляционной политике и поддержания  минимального уровня безработицы.

На сегодняшний день одной  из главных причин, отрицательно влияющих на развитие экономики и общества в целом, является инфляция.

Инфляция затрагивает  множество аспектов экономической  и общественной жизни. Она создает  практические неудобства и убытки, выводит из строя основные механизмы, порождает неопределенность в обществе и оказывает нежелательное влияние  на распределение общественного  продукта. Инфляция порождает также  очень серьезные искажения и  снижение эффективности работы инструментов рыночной экономики. В частности, цены перестают играть роль индикаторов  рынка.

Инфляция – это денежный феномен, выраженный в устойчивом и  непрерывном росте цен, вызванном  избытком денежной массы в обращении. Этот процесс представляет собой  одну из наиболее острых проблем современного развития экономики Республики Беларусь.

Таким образом, необходимым  условием успешного преодоления  высокой инфляции является проведение правильного антиинфляционного  регулирования.


Информация о работе Виды циклов и их теоретическая интерпретация