Влияние цен на нефть в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:09, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - системный анализ предпосылок и последствий влияния мирового рынка нефти на развитие экономики нашей страны.
Задачи данной дипломной работы:
дать характеристику современному состоянию рынка нефти;
оценить роль России как крупнейшего экспортера нефти;
провести анализ влияния нефтяных цен на экономику России.

Содержание работы

Введение
1. Механизм формирования мировых цен на нефть
1.1 Факторы, влияющие на формирование нефтяных цен
1.2 Эволюция механизма ценообразования на нефтяном рынке
1.3 Биржевое ценообразование и внебиржевой рынок
1.4 Анализ специфики развития нефтяного рынка РФ
1.5 Масштабы доходов нефтяного сектора
2. Взаимосвязь между ценами на нефть и уровнем экономического развития РФ
2.1 Влияние цен на нефть на формирование бюджета РФ
2.2 Взаимосвязь между ценами на нефть и ВВП РФ
2.3 Взаимосвязь между ценами на нефть и внешнеторговым балансом РФ
2.4 Взаимосвязь между ценами на нефть и платежным балансом РФ
2.5 Взаимосвязь между ценами на нефть и уровнем инфляции
3. Направления снижения зависимости экономического развития РФ от нефтяных цен
3.1 Проблема нефтяной зависимости России
3.2 Модернизация российской экономики
3.3 Развитие обрабатывающей промышленности России
3.4 Развитие малого и среднего бизнеса в РФ
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Диплом мировые цены на нефть.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

предприятий с участием иностранного капитала доля экспортеров составляет 74%, у почти половины предприятий  этой группы экспорт превышает 10% от выручки. В группе предприятий с иностранным участием наблюдается и более совершенная региональная структура экспорта: свыше 60% составляет экспорт в страны дальнего зарубежья против примерно 30% у предприятий с частным российским капиталом.

Российская обрабатывающая промышленность в значительной мере находится вне глобальной конкуренции. Существенная часть предприятий обрабатывающей промышленности ориентирована на внутрироссийский или на еще более узкий региональный рынок, на которых они конкурируют преимущественно с такими же отечественными производителями. Пятая часть респондентов вообще не испытывает серьезного конкурентного давления, 1/3конкурирует только с российскими производителями; 13% - с зарубежными производителями и менее 40% - с теми и другими. Только легкая и химическая отрасли сталкиваются с достаточно сильной конкуренцией с иностранными производителями, работающими в России. Также уровень конкуренции оказался чувствительным к ситуации на товарных рынках: на быстро растущих конкуренция снижается, но резко обостряется на стагнирующих либо сжимающихся.

3.4 Развитие малого и среднего бизнеса в РФ

 

Развитие малого и среднего бизнеса  является одним из условий преодоления  зависимости экономики России от экспорта энергоресурсов. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости населения, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Успех малого бизнеса в этих областях объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках приводит к тому, что в большинстве случаев небольшие фирмы идут по более быстрому и рискованному пути, работают в менее перспективных отраслях. Мелкие предприятия охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся быстро наладить массовое производство. Это приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего бизнеса.

Важность малых предприятий  заключается в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они  постоянно развиваются и адаптируются к текущим условиям рынка, ведь чтобы  существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше  других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

Мелкие и средние фирмы, в  свою очередь, являются опорой для крупных  компаний, т.к. массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т.д.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Малые предприятия с меньшими затратами  удовлетворяют потребности в  дефицитных товарах и услугах  на основе разработки местных источников и обеспечивают при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантией политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым предпринимательством является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

Таким образом, малый бизнес ведет  к оздоровлению экономики в целом  и, следовательно, лучший выход для  России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в стране.

Для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики  требуется содействие государства  в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса должна состоять в следующем:

1) создание институциональных основ;

2) управленческая научно-методическая поддержка;

3) правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;

4) финансово-кредитная поддержка;

5) налоговая политика;

6) антимонопольная политика.

Динамичное развитие малого бизнеса  и его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ.

К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки  малого и среднего бизнеса, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром "Москва", 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам РФ. Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства.

Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а  также через различные программы на местах. Сюда же относятся финансирование и участие в работе учебных и консультационных центров и других организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение

разработки учебных пособий, курса  лекций для начинающих предпринимателей. А так же создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационных технологий.

Одну из прогрессивных и действенных  форм поддержки малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Главное назначение бизнес-инкубатора в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для "выращивания" малых предприятий путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) на льготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.

Важным инструментом государственной  поддержки малым предприятиям в  большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Финансово-кредитная поддержка  малому бизнесу осуществляется путем  реализации государственных целевых  программ, предоставление льготных и  безвозмездных субсидий прежде всего  на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей. Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств. Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.

К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения - союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.

Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов.

Заключение Мировые цены на нефть оказывают значительное влияние на экономику России. При рассмотрении воздействия на темпы экономического роста колебаний экспортных цен на нефть можно отметить положительное влияние благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры в результате стимулирующей денежной и фискальной политики, увеличение объемов инвестиций за счет дополнительной экспортной выручки. Между темпами роста мировых цен на нефть и темпом роста ВВП РФ прослеживается прямая пропорциональная зависимость.

Отрицательное воздействие роста цен на нефть проявляется в виде постоянной угрозы развития "голландской болезни", а также политических и экономических факторов, замедляющих рост экономики страны. В структуре российского экспорта преобладают продукты нефтегазового сектора. Причем наибольший объем экспорта приходится на продукты первичной обработки, в то время как для развития нефтяного сектора необходимо развивать вторичную переработку. Поэтому нефтеперерабатывающая отрасль России нуждается в существенной технической модернизации. Путем грамотных экономических преобразований следует "снять" Россию с "нефтяной иглы", так как, учитывая сегодняшнее состояние отечественной экономики, резкое и долгосрочное снижение нефтяных цен может привести к экономическому коллапсу.

Требует решения проблема увеличения цен на бензин, топливные ресурсы  внутри страны.

Россия занимает выгодное географическое положение, обладает богатыми природными ресурсами. Один из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов принадлежит России. На 13% территории земного шара, в стране, где проживает около 3% населения мира, сосредоточено 13% всех мировых разведанных запасов нефти. Этим

достоянием следует грамотно распоряжаться. Только при этом условии страна будет процветать.

Два инструмента государственного налогового регулирования: рентные платежи и фискальные позиции на внешнем контуре (экспортные пошлины) определяют основной баланс сил на нефтяном рынке. Сегодняшние внутренние рентные платежи законодательством РФ привязаны к мировым ценам. Они обуславливают существующую динамику внутренних цен, при этом минимизируя регулятивное воздействие экспортных пошлин на внешнем контуре.

Для развития внешнеторговых отношений  необходимо развитие системы нефтепроводов. Наша страна географически связана с тремя главными рынками сбыта нефти: Евросоюзом, США и Азиатско-Тихоокеанским регионом. В "Энергетической стратегии России" в этой связи предусмотрено развитие системы магистральных нефтепроводов и морских терминалов для поставки нефти на эти рынки.

Энергия является основой любого индустриального общества. И из всех источников энергии нефть оказалась самым главным и наиболее проблематичным вследствие своей центральной роли, географического распределения, стратегического характера, повторяющихся кризисов ее поставок и неизбежного искушения захватить ее даром.

Неистовая и жестокая борьба за нефть и за богатство, которое она дает, будет, продолжена. В наше время каждая грань цивилизации подвергается превращениям в горниле завораживающей алхимии нефти.

 

Библиографический список

 

Нормативно-правовые акты, учебная  и научная литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2006 года) /ст.96.1
  2. Андреев В.В. Справочник по добыче нефти / В.В. Андреев, К.Р. Уразаков, В.У. Далимов; под ред. К.Р. Уразакова - Москва: Изд-во: ООО "Недра-Бизнесцентр", 2000. - 374с.
  3. Дегтярева О.И. Биржевое дело: Учебник для вузов/ О.И. Дегтярева О.А. Кандинская -Москва: Изд-во: ЮНИТИ, 2000. - 503с.
  4. Диго С.Н. Биржевая деятельность: Учебное пособие/ С.Н. Диго С.С. Диго -Москва: Изд-во: УРАО, 2000. - 200с.
  5. Ергин Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть/Д. Ергин - Москва: Изд-во: ДеНово, 2001. - 968с.
  6. Иншаков О.В. Биржа. Эволюция экономического института/О.В. Иншаков, A. M. Белобородько, Д.П. Фролов - Москва: Изд-во: Москва, 2008. - 356с.
  7. Керимов М.З. Трубопроводы нефти и газа/ М.З. Керимов -Москва: Изд-во: Наука, 2002. - 256с.
  8. Мохов М.А. Нефтегазовая микроэнциклопедия: техническая литература для нефтяников / М.А. Мохов - Москва: Изд-во: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2005. - 125с.
  9. Роджерс Д. Товарные биржи. Самые горячие рынки в мире / Д. Роджерс; пер. с англ. М. Мацковская; под ред. О. Дегтяровой- Москва: Изд-во: Олимп-Бизнес, 2008. - 243с.
  10. Торговля нефтью: учебный курс, разработанный Московской нефтяной биржей и Financial Research Associates -несерийное издание -Москва: Изд-во: Нефть и Газ, 1994. - 124с.
  11. Шмаров А.И. Нефтяной комплекс России и его роль в воспроизводственном процессе / А.И. Шмаров - Москва: Изд-во: Москва, 2000. - 202с.
  12. Щелкачев В.Н. Отечественная и мировая нефтедобыча - история развития, современное состояние и прогнозы/ В.Н. Щелкачев - Москва: Изд-во: Институт компьютерных исследований, 2002. - 132с.

Информация о работе Влияние цен на нефть в России