Влияние цен на нефть в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:09, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - системный анализ предпосылок и последствий влияния мирового рынка нефти на развитие экономики нашей страны.
Задачи данной дипломной работы:
дать характеристику современному состоянию рынка нефти;
оценить роль России как крупнейшего экспортера нефти;
провести анализ влияния нефтяных цен на экономику России.

Содержание работы

Введение
1. Механизм формирования мировых цен на нефть
1.1 Факторы, влияющие на формирование нефтяных цен
1.2 Эволюция механизма ценообразования на нефтяном рынке
1.3 Биржевое ценообразование и внебиржевой рынок
1.4 Анализ специфики развития нефтяного рынка РФ
1.5 Масштабы доходов нефтяного сектора
2. Взаимосвязь между ценами на нефть и уровнем экономического развития РФ
2.1 Влияние цен на нефть на формирование бюджета РФ
2.2 Взаимосвязь между ценами на нефть и ВВП РФ
2.3 Взаимосвязь между ценами на нефть и внешнеторговым балансом РФ
2.4 Взаимосвязь между ценами на нефть и платежным балансом РФ
2.5 Взаимосвязь между ценами на нефть и уровнем инфляции
3. Направления снижения зависимости экономического развития РФ от нефтяных цен
3.1 Проблема нефтяной зависимости России
3.2 Модернизация российской экономики
3.3 Развитие обрабатывающей промышленности России
3.4 Развитие малого и среднего бизнеса в РФ
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Диплом мировые цены на нефть.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

 

Рисунок №7. Поле корреляции

 

Вывод.

В Российской Федерации нет прямой взаимосвязи между ценами на нефть и уровнем инфляции, так как ЦБ РФ принимает меры по сдерживанию инфляции.

ЦБ РФ также контролирует курс национальной валюты, что видно из корреляционного анализа зависимости курса рубля от цены нефти марки Urals. В России нет прямой зависимости между этими факторами.

Проведем корреляционный анализ.

 

Таблица №9

Рабочая таблица корреляционного анализа

 

год

Курс нац. валюты (стоимость руб. в долл) yi

Цена на нефть

Urals (долл)

xi

 

 

 

 

2000

28,2689

26,8

-7,01

6,15

49, 20

37,83

2001

28,369

22,8

-11,01

6,25

121,32

39,07

2002

30,4826

23,7

-10,11

8,36

102,31

69,96

2003

31,817

27,1

-6,71

9,70

45,09

94,06

2004

28,8388

34,2

0,39

6,72

0,15

45,16

2005

28,0156

52,1

18,29

5,90

334,36

34,78

2006

28,222

61

27, 19

6,10

739,05

37,25

2007

26,5302

69,29

35,48

4,41

1258,50

19,46

2008

24,4957

94,4

60,59

2,38

3670,59

5,65

2009

32,5

54,2

20,39

10,38

415,56

107,78


 

= 33,81, = 22,12

= 6736,12

= 491

= 526,8

 

Степень взаимосвязи между курсом национальной валюты и ценой на нефть марки Urals определим с помощью нормированного коэффициента корреляции Браве-Пирсона, используя формулу (1)

 

= 0,3923

 

Т. к. значение коэффициента корреляции равно 0,3923, то степень связи между исследуемыми факторами довольно низкая, что подтверждает форма поля корреляции. Рассчитаем конечный вид уравнений прямолинейной регрессии методом наименьших квадратов МНК, используя формулы (2) и (3)

 

14 a0 +456,59a1 = 287,5398;

456,59a0 + 26789,33 a1 = 13068,71

 

Уравнение прямой регрессии имеет  вид:

 

Y=-0,0624x + 31,658

 

Рисунок №8. Поле корреляции

 

Можно сделать вывод, что курс национальной валюты зависит от цены нефти марки  Urals на 39,23%. Это является результатом деятельности ЦБ РФ, контролирующего курс рубля.

 

3. Направления снижения зависимости экономического развития РФ от нефтяных цен

3.1 Проблема нефтяной зависимости России

 

В адрес России давно звучат обвинения  в зависимости благосостояния страны от высокого уровня нефтяных цен, в  шантаже ближних и дальних стран, а также в использовании запасов энергоносителей для "экономического терроризма"25.

Традиционной темой дискуссий  экономистов является проблема "нефтяной иглы", на которой "сидит" Россия и варианты решения этой проблемы. Здесь прослеживается аналогия, так как характеризуя положение дел с зависимостью экономики от нефти используют сленг наркоманов ("сесть на иглу"). Потому, как и у наркомана, вслух мечтающего "слезть с иглы" и в то же время продолжающего вести привычный образ жизни, так и в нашей стране - ведутся долгие разговоры, а затем вновь упорно развивается нефтегазовый сектор.

Для нефтегазового сектора предназначены 80% всех иностранных инвестиций, которые  поступают в Россию. Это при том, что природных ресурсов у РФ около 40% от мировых запасов (платина, кобальт, медь, никель, золото, каменный уголь, лес и т.д.)

Нефтяную зависимость России нужно  сломать так, чтобы не потерять все плюсы сырьевого экспорта.

Для выполнения вышеприведенных условий  по сокращению добычи и поддержанию высокого уровня мировых нефтяных цен РФ, возможно, следует вступить в картель ОПЕК. Причем членство в ВТО принесет России гораздо меньше выгод, чем членство в ОПЕК. Идея не является новой, и до

настоящего времени российские политики отвергали эту возможность. Здесь на первом плане выступает вопрос престижа - картель ОПЕК состоит в основном из стран Третьего мира.

Так как членство в ОПЕК предполагает соблюдение определенной квоты нефтедобычи, то вступление нашей страны в картель  может решить проблему дальнейшего роста добычи нефти. Россия представляет собой желанную для стран-членов ОПЕК поддержку как в плане объемов нефтяного производства, так и в плане военной и политической мощи, способной защитить интересы стран, входящих в ОПЕК.

На саммите в Алжире картелем стран-экспортеров нефти ОПЕК в январе 2009 года принято решение сократить добычу нефти на 2,2 миллиона баррелей26.

ОПЕК выступил с призывом к странам, не входящим в картель, сократить  величину экспорта нефти на 600 тыс. баррелей в сутки. Мексика и Норвегия отказались, а Саудовская Аравия сократила добычу еще до саммита.

Во время саммита в Алжире на предложение присоединиться к  картелю российские дипломаты ответили, что РФ пока ограничится ролью  постоянного наблюдателя при  ОПЕК. О полном вхождении нашей страны в ОПЕК речи пока нет. Проводятся переговоры также о присоединении к картелю Норвегии и Мексики.

Несмотря на существующие во взаимоотношениях между Россией и ОПЕК проблемы, 12 декабря 2008 года Президент РФ Д. А Медведев отметил, что не исключено вступление нашей страны в картель стран - экспортеров ОПЕК или в другие организации поставщиков углеводородов, если они будут созданы.

Вопрос вступления страны в ОПЕК необходимо решать в срочном порядке, т.к наша страна давно "больна" голландской болезнью.

В 1959 году в Голландии было открыто  новое месторождение природного газа Гронинген (400 км от Рура), оказавшегося настоящей золотой жилой. Увеличение объемов экспорта газа привело к стремительному росту инфляции и безработицы, снижению темпов роста доходов населения.

Рост доходов от экспорта нефти ведет к росту притока иностранной валюты в страну. В результате спрос на национальную валюту повышается, следствием становится ее удорожание. Кроме того, создается дополнительный спрос на обмениваемые и необмениваемые блага в результате постоянного роста доходов. Внутренняя цена обмениваемых благ является фиксированной на уровне мировой, т.к. эти блага принимают участие в международной конкуренции. Поэтому влияния на уровень цены обмениваемых благ дополнительный спрос не оказывает.

Уровень цен на необмениваемые блага  зависит от равновесия внутреннего  рынка. Резкое увеличение спроса приводит к росту цен. В результате происходит еще большее укрепление национальной валюты и рост инфляции, что приводит к снижению конкурентоспособности национальной продукции.

Таким образом, потребительский спрос  растет за счет притока капитала в  страну, но промышленность не успевает за увеличением дохода, что усиливает  инфляцию.

Эффект Гронингена характеризуют  несколько "симптомов", свидетельствующих о начале деградации экономики.

В долгосрочной перспективе "голландская болезнь" приводит к перемещению ресурсов из обрабатывающего сектора в добывающий, который создает меньшую величину добавленной стоимости. Кроме того, длительная зависимость экономики от экспорта природных ресурсов ослабляет стимулы для развития обрабатывающих отраслей и создания новых технологий. При том, что именно технический прогресс, а не накопление факторов производства, является источником долгосрочного роста. Российской экономике можно смело ставить диагноз "голландская болезнь".

"Голландская болезнь" - объективный феномен экономического развития стран, обладающих значительными ресурсами сырья. Бороться с ее негативными последствиями очень трудно. Так, Е. Гайдар говорил: "Беда "голландской болезни" в том, что есть паллиативные рецепты, как с этим бороться (что делать, чтобы она развилась не слишком быстро), но надежных способов ее предотвращать или лечить, в общем, не существует. В принципе, то, что делали правительство и Центральный банк в последние два года - это максимум возможного". С тех пор Правительство и Центральный Банк предпринимают огромные усилия, чтобы не допустить большой ревальвации рубля. Если бы Правительство не выплатило в 2005-2006 гг. досрочно долги странам - членам Парижского клуба кредиторов в объеме более 39 млрд. долл., а ЦБ не скупал избыток валюты, наращивая золотовалютные резервы (ЗВР), то доллар мог бы уже стоить 20 рублей и менее. Однако "нефтедолларовая эмиссия" усиливает инфляцию, что приводит к укреплению реального курса рубля. При этом часть эмиссии стерилизуется Правительством РФ путем "замораживания" огромных бюджетных средств на счетах в ЦБ.

Для "лечения" экономики следует использовать весь спектр инструментов государственного регулирования экономики. Необходимо перейти к государственной экономической политике, нацеленной на обеспечение высоких темпов технологического прогресса в экономике в целом. Например, в статье Забелиной О. предлагается осуществлять субсидии в сектор торгуемых ненефтяных товаров, когда сектор показывает потенциал значительного эффекта "обучение в процессе работы" (learningbydoing), обусловливающего повышение производительности.

Нужно радикально снизить налоговую  нагрузку на несырьевые секторы экономики  при сохранении высоких экспортных пошлин на вывоз сырья Снижение социального налога - давно назревшая задача. Ее можно решить путем финансирования сфер здравоохранения и среднего образования за счет рентных доходов. Пособия по безработице следует заменить социальными кредитами, что не только снизит ставку социального налога, но и уменьшит роль "инфляции издержек".

Для избежания развития симптомов "голландской болезни" или эффекта Гронингена, характерного для государств с сырьевой экономикой в условиях гипервысокого уровня цен на ресурсы, в России был создан Стабилизационный фонд.

Стабилизационный фонд Российской Федерации - часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения текущей цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой27.

Рассмотрим механизм аккумулирования  средств в Стабилизационный фонд РФ. Полученные в результате продажи "черного золота" нефтедоллары попадают на биржу ММВБ, там Центральный Банк РФ скупает их за российские рубли. А где ЦБ возьмет эти рубли? Он их создаст буквально из ничего. ЦБ даже не нужно их печатать, так как расчеты проводятся в безналичной форме. Значит, для создания новых рублей ЦБ РФ только вводит новые числа в компьютер. У этих рублей отсутствует товарное обеспечение, так как нефть, за которую были получены нефтедоллары, уже утекла за границу и была сожжена. В качестве обеспечения этих рублей не могут выступать также доллары, ведь сами доллары не обеспечены ничем. По материалам агентства "Dow Jones Newswires" дефицит внешней торговли США в 2009 году составил 63,12 млрд. долларов. В США производится около 20% мирового ВВП, в то время как потребляется 40%. Чтобы расплатиться за импорт США проводят эмиссию, составившую на сегодняшний день 30 млрд. долларов. Для того, чтобы вернуть нефтедоллары назад, США начали продажу своих казначейских обязательств - прирост внешнего долга США составил более 800 млрд. долларов. В целом долг США достиг суммы в 9 триллионов долларов. Ясно, что с такими экономическими показателями нет надежды на выполнение США своих долговых обязательств.

Ничем не обеспеченные рубли от продажи  нефти идут на увеличение денежной массы и усиление инфляционного  давления. Государством эти деньги забираются из экономики страны в виде налогов, которые собираются с предприятий и граждан, а затем в виде бюджетного профицита складываются в Стабилизационный фонд РФ. Таким образом проводится стерилизация избыточной денежной массы. Здесь возникает еще одна проблема: при продаже нефтедолларов рубли забираются экспортерами и обслуживающими их банками, а средства для проведения стерилизации взимаются со всех налогоплательщиков. Следует заметить, что товары за рубежом экспортерами не закупаются, а другие российские предприятия не в состоянии провести техническое переоснащение производства, так как свободные средства выдавливает налоговый пресс.

Еще одна проблема состоит в том, что российские рубли, которые аккумулированы в Стабилизационном фонде РФ, регулярно направляют для конвертации в иностранные валюты28. Значит, рубли в Стабилизационном фонде РФ не стерилизуются, а вновь попадают в оборот.

Отсюда страна получает инфляцию 11-14% в год и парадоксальную ситуацию, когда чем больше нефти Россия экспортирует за границу, тем дороже в ней бензин.

Стабилизационный фонд РФ сформирован за счёт 2-х источников, связанных с нефтью: часть НДПИ и часть экспортной пошлины, которые поступают в государственный бюджет при превышении ценового уровня в 27 долларов за баррель нефти29. В начале 2004 г. в Стабилизационный фонд РФ была перечислена сумма в 106 млрд. рублей30. По итогам 2004 г. была достигнута базовая величина Стабилизационного фонда, равная 500 млрд. рублей. Ценовая планка в 27 долларов за баррель для налога на добычу полезных ископаемых выбрана не случайно. До 2006 г. эта планка была равна 20 долларов за баррель, но из-за продолжающегося роста нефтяных цен в 2005г. было принято решение начиная с 2006 г. увеличить ценовую планку до 27 долларов за баррель нефти.

Размер Стабилизационного фонда  РФ на 1 января 2008 г. составлял 3 849,11миллиардов рублей. В феврале 2008 г. Стабилизационный фонд РФ разделили на Резервный фонд РФ размером 3069 млрд. рублей и Фонд национального благосостояния РФ размером 783 млрд. рублей. Общая величина денежных средств, зачисляемых на счета нефтегазовых трансфертов, установлена Бюджетным кодексом РФ и привязана к размеру ВВП: 2008 г. - 6,1% ВВП, 2009 г. - 5,5%, 2010 г. - 4,5%, а после 2010 г. данная величина фиксируется в размере 3,7% ВВП.

В июне 2009 года Министр финансов РФ заявил, что Резервный фонд РФ будет практически полностью израсходован в 2010 году. "Мы предполагаем, что Резервный фонд в следующем году будет практически полностью израсходован", - сказал он, подчеркивая, что фонд выполнит свою задачу поддержки бюджета страны в условиях мирового кризиса.

Информация о работе Влияние цен на нефть в России