Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:09, дипломная работа
Цель дипломной работы - системный анализ предпосылок и последствий влияния мирового рынка нефти на развитие экономики нашей страны.
Задачи данной дипломной работы:
дать характеристику современному состоянию рынка нефти;
оценить роль России как крупнейшего экспортера нефти;
провести анализ влияния нефтяных цен на экономику России.
Введение
1. Механизм формирования мировых цен на нефть
1.1 Факторы, влияющие на формирование нефтяных цен
1.2 Эволюция механизма ценообразования на нефтяном рынке
1.3 Биржевое ценообразование и внебиржевой рынок
1.4 Анализ специфики развития нефтяного рынка РФ
1.5 Масштабы доходов нефтяного сектора
2. Взаимосвязь между ценами на нефть и уровнем экономического развития РФ
2.1 Влияние цен на нефть на формирование бюджета РФ
2.2 Взаимосвязь между ценами на нефть и ВВП РФ
2.3 Взаимосвязь между ценами на нефть и внешнеторговым балансом РФ
2.4 Взаимосвязь между ценами на нефть и платежным балансом РФ
2.5 Взаимосвязь между ценами на нефть и уровнем инфляции
3. Направления снижения зависимости экономического развития РФ от нефтяных цен
3.1 Проблема нефтяной зависимости России
3.2 Модернизация российской экономики
3.3 Развитие обрабатывающей промышленности России
3.4 Развитие малого и среднего бизнеса в РФ
Библиографический список
Кроме спот-сделок на внебиржевом
рынке торгуются срочные
Для нефти марки Brent нет спот-цен, так как данный сорт добывается на море. Поэтому котировки Brent dated, которые публикуют в специализированных агентствах (Petroleum Argus, Platt’s), используются вместо спот-цены. Согласно методологии Platt’s уровень цены Brent dated оценивают по реальным сделкам, а также двусторонним котировкам на форвардную поставку не раньше, чем через 7 дней и не позже, чем через 17 дней. В порту Sullom Voe происходит отгрузка товара, являющегося смесью Brent с плотностью 38° API и содержанием серы 0,4%. Объем нефти марки Brent, поставляемый в порт Sullom Voe, равен 575 тыс. барр. в сутки. Если конкретная дата поставки не определена, марка Brent торгуется на 1, 2, 3 и более месяцев. Котировки ближайших фьючерсов на бирже LIPE и ежедневные котировки Brent dated значительно коррелируют, так как их связывает между собой механизм арбитража.
Уровень нефтяных цен на биржевом и внебиржевом рынках определяется главным образом двумя факторами: текущей и ожидаемой конъюнктурой нефтяного рынка и динамикой издержек. Не существует точных данных о текущем соотношении спроса и предложения в мире, поэтому нефтяные трейдеры вынуждены ориентироваться на данные об изменении складских нефтяных запасов (промышленных и стратегических) 8. Эти данные публикуются в обзорах API (Американский институт нефти), EIA (информационное агентство Департамента энергетики США), IEA (Международное энергетическое агентство). Если запасы растут, то величина предложения нефти выше величины спроса. При этом, как правило, происходит падение цен.
Возникающий время от времени на рынке нефти дисбаланс связан в основном с "шоками" предложения (со стороны ОПЕК), тогда как спрос на нефть является инерционным. По результатам исследований нефтяное потребление очень неэластично по отношению к цене на временных интервалах менее 1 года. "Шоки", которые влияют на потребление, обычно вызывают сильные колебания уровня цен. Например, повышенное предложение нефти со стороны ОПЕК и экономический кризис в Юго-Восточной Азии привели к обвалу нефтяных цен в 1998г.
Значительные краткосрочные
Нефтяные цены на краткосрочных интервалах имеют сильно выраженную сезонную компоненту. Западная Европа и США расположены в северном полушарии планеты и отапливают помещения топочным мазутом. Летом растет потребление бензина. США - лидер по потреблению нефти (19419 тысяч баррелей в день, что составляет 22,5% общемирового потребления) (Приложение №7). На втором месте Страны Европейского союза - 14765 тысяч баррелей в день, что составляет 17,9% общемирового потребления. По данным Международного энергетического агентства (Приложение №7) потребление нефти до 2008 года стабильно росло,
соответственно росли и
Основной проблемой
Создание эффективных
Следует принимать в расчет также особый менталитет менеджеров, так как для них риском является только изменение уровня цены, приводящее к убыткам, а не любое изменение уровня цены.
Согласно данным, полученным в ходе дополнительных исследований, производители проводят хеджирование в отношении лишь малой части своих рисков, которые связаны с колебаниями нефтяных цен. Большее внимание уделяется рыночным спекуляциям. Существует много подтверждений спекулятивного характера торговли на бирже. Это, например, низкая ликвидность опционов, увеличение объемов торгов с волатильностью, а также тот факт, что примерно три четверти торгов приходится на два ближайших контракта и др.
Интересен тот факт, что нефтяные компании в некотором смысле заинтересованы в повышении уровня волатильности цен, так как это увеличивает рыночную капитализацию, а также фундаментальную стоимость компании. Стоимость месторождений нефти, по сути, является сложным опционом, который связан со стратегией инвестирования. А с увеличением уровня волатильности базового актива стоимость опциона растет.
Еще одной проблемой
Ближайший Brent на бирже LIPE подешевел (последствие бэквардации) в то время как пятнадцатисуточный продолжал расти. Скачок уровня цены ссоставил 2,71 долларов за баррель в день. Котировки Brent достигли максимального значения за последнее десятилетие в результате спекулятивной игры. Конфликт между Arcadia Petroleum и Tosco уладили еще до суда, но проблема манипуляций на рынке до сих пор не решена.
Европейский союз располагает лишь 0,5% мировых запасов нефти (Приложение №6), при этом потребляет 17,9% произведенной нефти (Приложение №7), поэтому его зависимость от импорта неуклонно растет. Зависимость от импортируемой нефти в настоящее время равна 70%. Вторым важнейшим источником нефти для Европейского союза является РФ10. В настоящее время более 15% нефти ЕС получает из РФ. По сравнению с ЕС нефтяной баланс США является еще менее устойчивым. США располагают только 2,4% мировых запасов нефти (Приложение №6), а потребляют 22,5% ее мирового производства (Приложение №7). Экономика США в большой степени зависит от импорта энергоносителей. На сегодняшний день эта страна располагает запасами нефти, равными 30500 млн. баррелей (Приложение №6), которые израсходует через 4-5 лет, если откажется от импорта. Запасы нефти соседних с США стран весьма существенны: у Мексики - 11900 млн. баррелей, что составляет 0,9% мировых. В целом в на двух американских континентах расположено около 15,4% глобальных запасов нефти (Приложение №6).
В 2000 году производство нефти в РФ составило около 6178 тысяч баррелей в сутки, в 2009 году оно достигло 9886 тысяч баррелей в сутки (Приложение №8). Около 75% запасов российской нефти расположено в Западной Сибири. Существенные запасы были обнаружены на севере европейской части РФ. Самыми крупными нефтяными компаниями России являются Роснефть, Лукойл, ТНК-BP, Сургутнефтегаз, Газпром нефть, Татнефть, Славнефть, Башнефть11.
Транспортировку нефти осуществляют предприятия двух компаний: "Транснефть" и "Транснефтепродукт"12.
В РФ нефть добывают более 100 компаний, однако большая часть добычи находится под контролем десяти крупнейших вертикально интегрированных компаний.
В России также начали свою деятельность несколько иностранных нефтяных компаний. В 2001 году их объем производства достигал 6,5% российского. Основные иностранные игроки в российском бизнесе по добыче нефти: Mitsui, Agip, RD Shell, British Petroleum, Statoil, British Gas, TotalFinaElf, ChevronTexaco, Mitsubishi, Conoco, Neste Oy, ExxonMobil, Nirsk Hidro.
Сырая нефть составляет около 40% суммарного экспорта РФ13. Россия - один из ведущих операторов в мировом нефтяном бизнесе, т.к является вторым по величине чистым экспортером нефти (после Саудовской Аравии). Среди десяти самых крупных мировых экспортеров только РФ, Мексика и Норвегия не входят в ОПЕК. В 2000 году РФ экспортировала около 144,5 (Приложение №9) млн. тонн сырой нефти и 50 млн. тонн нефтепродуктов. С 2000 года величина экспорта начала расти, а в 2009 году составила около 246 млн. тонн (Приложение №9).
Увеличение экспорта сырой нефти ограничивается техническими возможностями трубопроводов (так называемые "узкие места"). Однако главной проблемой нефтепродуктов российского производства является их низкое качество.
Большая часть нефти, произведенной в России, экспортируется за пределы постсоветского пространства (Приложение №9). Так, объем нефти, поступающей в страны дальнего зарубежья, равен 85% от всей экспортируемой нефти. Основные страны-импортеры: Германия, Франция, Великобритания, Италия, Испания14.
55% российской нефти экспортируется морским путем, 40% - через трубопровод "Дружба" и 5% - железнодорожными перевозками. Трубопровод "Дружба" имеет номинальную пропускную способность 60 миллионов тонн и пересекает соседнюю Белоруссию, разделяясь на северную и южную ветки. Южная ветка пересекает север Украины, Венгрию, Словакию и заканчивается в Чехии. Северная ветка идет через Белоруссию в Польшу и Южная ветка имеет запас пропускной способности, в то время как северная загружена полностью15.
РФ стремится соединить южную ветвь нефтепровода "Дружба" с трубопроводом "Adria". Это обеспечит прямой доступ к Адриатическому морю, где можно загружать танкеры в глубоководном порту Омисал. Глубина порта позволяет заходить туда танкерам водоизмещением до 500 тыс. тонн, что сделает экспорт нефти в США экономически целесообразным.
Еще одним преимуществом порта Омисал является маленькое расстояние до портов США. Альтернативой, которая может обеспечить более низкие издержки транспортировки экспортируемой нефти в США и Западную Европу, является строительство Мурманского порта.
Балтийская трубопроводная система (БТС) включает трубопровод от Харяги (Ненецкий автономный округ, Архангельская область) до Усы (Республика Коми) протяженностью 450 км, трубопроводы Ухта-Ярославль, Уса-Ухта, Ярославль-Кириши и Кириши-Приморск. Балтийская трубопроводная система принадлежит "Транснефти".
В 2001 году завершилось строительство трубопровода Суходольная - Родионовская протяженностью 250 км, который позволил российским компаниям транспортировать нефть до Новороссийского экспортного нефтяного терминала и не использовать ветку, проходящую по территории Украины. Пропускная способность нового трубопровода составляет от 16 до 25 миллионов тонн.
Строительство подводного нефтепровода через Татарский пролив до порта Де-Кастри протяженностью 250 км, по мнению оператора проекта "Сахалин-1" ExxonMobil, будет способствовать увеличению экспорта российской нефти в азиатские страны. Единственное слабое место проекта заключается в том, что порт Де-Кастри не является незамерзающим.
Экспорт нефти в Южную Корею, Японию, Тайвань планирует консорциум "Сахалин-2", который возглавляет RD Shell. Проект предполагает строительство нефтепровода через Сахалин к порту Пригородное протяженностью 800 км. Это позволит экспортировать нефть круглый год.
Крупнейший экспортный терминал РФ - порт Новороссийск (Черное море). Хотя порт является незамерзающим, проблемы здесь все же есть - это частые шторма. Так, в 2002 году он был закрыт 90 дней, т.е. около двух дней в неделю.
Для экспорта нефти из РФ большое значение имеют также порты на Балтийском море. Порт Вентспилс там традиционно является главным нефтяным терминалом. Но из-за быстрого развития Таллинского порта, к которому нефтепродукты можно транспортировать железнодорожным транспортом, порт Вентспилс сдает свои позиции.
Самым крупным балтийским нефтяным терминалом, находящимся на территории России, является Приморск. В 2009 году в порту Приморска было обслужено около 150 танкеров.
В 2001 году компания "Лукоил" открыла нефтяной терминал в Калининграде с объявленной пропускной способностью 2,5 млн. тонн.
ОПФ (основные производственные фонды) нефтяного комплекса РФ сильно изношены и являются устаревшими в технологическом плане. Так, в целом степень их износа составляет около 50%, а по некоторым компаниям достигла 65% (ТНК, Башнефть, ОНАКО, Татнефть, Самаранефтегаз).
В переработке износ основных производственных фондов составляет 55%. Доля полностью изношенных ОПФ, на которые не начисляется амортизация, составляет в нефтедобыче - 21%, в нефтепереработке - 39%. То есть в нефтепереработке ситуация хуже, чем в нефтедобыче (в том числе с экологической точки зрения).
В настоящее время средняя
Разработка месторождений нефти также находится в сложном положении. Сейчас накоплено существенное количество простаивающих нефтяных скважин, нарушается баланс отбора жидкостей и закачки воды, потери попутного газа весьма значительны.
В 2009 году экспорт российской нефти составил 246044,4 тысяч тонн (Приложение №10) на 125,15 млрд. долларов. Чистый экспорт нефти, а также нефтепродуктов составил 71,2% от всей добычи.
Одной из крупнейших российских вертикально интегрированных компаний является ОАО "Лукойл", на долю которого сегодня приходится
1,1% общемировых нефтяных запасов и 2,3% общемировой добычи нефти.
18% добытого и 19% переработанного российского "черного золота" приходится на "Лукойл"16.
Согласно рейтингу крупнейших компаний России, опубликованному журналом "Эксперт"17, чистая прибыль компании за 2008 год составила 227 319,8 млн. рублей. В 2009 году чистая прибыль компании вследствие мирового экономического кризиса уменьшилась на 50,9%. "ОАО "Лукойл" - крупнейший налогоплательщик в нашей стране.