Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:53, курсовая работа
В современных конкурентных условиях перед каждым субъектом хозяйствования и страной вообще явилась проблема достижения и удержания конкурентных позиций. Для стран, которые стали на путь построения рыночной экономики, победа в конкуренции означает, прежде всего, победу в разработке и внедрении инноваций. Этот вопрос приобретает первостепенное значение, ведь те страны, которые будут не способны реально конкурировать со странами „золотого миллиарда”, будут экономически подавлены в ближайшие годы и вытеснены на периферию мирового хозяйства.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения инновационной активности персонала……………………………………………………………………………..4
1.1 Активность и ее признаки……………………………………………………….4
1.2 Особенности, классификации и функции инноваций ………………………...9
1.3 Основные методы стимулирования инновационной активности персонала.14
Глава 2. Влияние инновационной деятельности на экономическое развитие отдельных предприятий……………………………………………………………17
2.1 Стимулирование инновационной активности персонала на предприятии………………………………………………………………………...17
2.2 Результаты деятельности предприятия ОАО «Газпром» и их экономическая оценка……………………………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
аспекты изучения инновационной активности
персонала………………………………………………………
1.1 Активность и
ее признаки……………………………………………………….
1.2 Особенности, классификации и функции инноваций ………………………...9
1.3 Основные методы стимулирования инновационной активности персонала.14
Глава 2. Влияние
инновационной деятельности на экономическое
развитие отдельных предприятий…………………………………………………
2.1 Стимулирование
инновационной активности персонала на
предприятии…………………………………………………
2.2 Результаты деятельности
предприятия ОАО «Газпром» и их экономическая
оценка………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………...
Введение
В современных конкурентных условиях перед каждым субъектом хозяйствования и страной вообще явилась проблема достижения и удержания конкурентных позиций. Для стран, которые стали на путь построения рыночной экономики, победа в конкуренции означает, прежде всего, победу в разработке и внедрении инноваций. Этот вопрос приобретает первостепенное значение, ведь те страны, которые будут не способны реально конкурировать со странами „золотого миллиарда”, будут экономически подавлены в ближайшие годы и вытеснены на периферию мирового хозяйства.
Близким по аналогии есть положение предприятия. Лишь усвоение инновационной модели развития, которой придерживаются экономически развитые страны, может дать укрепление конкурентных позиций предприятия на внутреннем и внешнем рынках. Вместе с тем, мировой опыт все больше убеждает в том, что экономический и социальный прогресс, в конечном счете, зависит не столько от систем управления качеством, организации производства, его технического оснащения, сколько от творческой активности человека, ее желание работать с высокой трудовой отдачей, энтузиазмом, стремлением к постоянному обновлению знаний и их реализации в трудовом процессе.
Сегодня лишь каждое десятое предприятие имеет непосредственное отношение к инновации, творчество и изобретательство на производстве практически не поощряется, угрожающие масштабы приобрело старение научных кадров, критической границы достигла изношенность парка научного и технического оборудования. Отсутствие развитой инфраструктуры инновационной деятельности на протяжении многих лет, необходимой мотивации товаропроизводителей к применению нововведений как средства конкурентной борьбы, - эти и другие факторы определили отставание России в инновационной сфере еще в начале рыночных преобразований.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения инновационной активности персонала.
Активность — это постоянное разрешение субъектом проблем его жизнедеятельности, даже при отсутствии выраженных форм действия, поведения. Пространство активности - пассивность существует как поле борьбы мотивов, выбора форм действий, утверждения принципов и т.д., где пассивность занимает важное место в выработке позиции субъекта. Активность/пассивность представляет собой сложноструктурированное состояние, присущее в разных формах каждому индивиду. Поэтому очень важно различать разные типы, уровни и формы проявления активности.
При
рассмотрении человеческой активности
выделяются и анализируются самые разные
ее уровни и типы:
- физиологический (Владимир
Бехтерев, Иван Павлов и др.);
- психофизиологический (К. Анохин, Н.А.
Бернштейн);
- психический (Михаил
Басов, Лев Выготский и др.);
- социальный (К.А. Абульханова-Славская,
А.Г. Асмолов и др.);
- субъектный (В.А. Петровский, В.И. Слободчиков
и др.).
Так, Ананьев Б.Г. выделял три основные формы человеческой активности: познание, труд и общение, которые проявляются в процессе жизнедеятельности в связи с решением определенных задач, в конкретных поступках.
Как
особая форма активности, выделяется
техническое и научное творчест
К формам активности также относят: рефлексию и поведение (В. И. Секун); ценностно-ориентационную, преобразовательную, творческую, коммуникативную, художественную (М.С. Каган); практическую, когнитивную (А.А. Грачев); информационно-коммуникативную, побудительную (Г.М. Андреева, Л.А. Карпенко, Б.Ф. Ломоа)
По
мнению Д.Н. Узнадзе, формы активности
образуют определенную иерархию:
• активность индивида - общение, потребление,
удовлетворение любознательности, игра;
• активность субъекта - удовлетворение
эстетических потребностей, развлечения,
уход за другими и за собой, выполнение
общественных требований;
• активность личности - художественное
творчество, спорт умственный и физический,
обслуживающий труд, общественная деятельность.
А.В. Брушлинский все вышеназванные формы называет видами активности, дополняя их созерцанием.
Кроме того, в современной психологической литературе активность человека подразделяется на произвольную и непроизвольную формы ее проявления [7].
В исследованиях К.А. Абульхановой-Славской выделены типы активности, различающиеся по признакам: устойчивость-неустойчивость, уверенность-неуверенность, преобладание либо сочетание инициативы и ответственности. При этом для характеристики активности личности исследователь пользовалась такими показателями, как удовлетворенность - неудовлетворенность (действиями), стремление к успеху - избегание неудачи, уровень притязаний.
По
ее мнению, активность представляет собой
личностный уровень, способ и качество
удовлетворения высших ценностных потребностей личнос
Исходя
из этого понимания активности, исследователь
полагает, что она носит не универсальный,
а индивидуализированно-
Одни
личности преимущественно опираются
на внешние социально-
Указанная типология, помимо притязаний и саморегуляции (характера внешних и внутренних опор, определяющих степень автономии механизмов саморегуляции), включает удовлетворенность, то есть отношение к результату.
Итак, К.А Абульханова-Славская в своем исследовании активности личности раскрыла и обосновала различные типы личности, отличающиеся по характеру проявления активности, определяемой исследователем по взаимосвязи между проявлениями инициативы и ответственности:
I.
Гармонический тип. К нему
II. Продуктивный тип. К нему относятся
лица, которые, выдвигая проблемную инициативу
для решения задачи, не видели себя исполнителями
инициативы, однако ввиду увлеченности
брали на себя ответственность.
III.
IV. Исполнительский
тип, к которому относятся лица, принимающие
на себя ответственность за решение задачи,
но не проявляющие самостоятельность
на стадии исполнения. Они при этом прибегают
к помощи инструкций или подражания, гася
свою инициативу.
V. Функциональный
тип личности, который характеризуется
тем, что люди не принимают на себя ответственность,
однако, ориентируясь на социально-психологическое
окружение и воспользовавшись готовыми
способами исполнения заданий, не проявляя
самостоятельности, они активны при реализации
готового решения, то есть обнаруживают
продуктивность.
VI. Созерцательный
тип, к которому относятся лица, выдвигающие
сложные конструктивные инициативы, но
не берущие на себя ответственность за
их исполнение, не проявляющие самостоятельности.
Лица данного типа отличаются стремлением
заявить о себе. Проявление собственного
«Я» гасит возможность реализации выдвигаемых
инициатив.
Таким образом, инициатива, ответственность и различные формы их связи выступают как разные способы моделирования пространства активности (проблемно- или личностно-конструктивные) с преобладающим использованием внутренних или социально-психологических критериев, опор и т.д. Наиболее высокий уровень активности проявляется при гармоническом и продуктивном сочетании инициативы и ответственности с сохранением автономии личности.
В.А. Петровский обосновал особый тип проявления активности субъекта - надситуативную активность, которая «характеризует тенденцию субъекта действовать над порогом внешней или внутренней ситуативной необходимости, выходить из рамки исходной ситуации...».
Определяя
описанные случаи выхода из ситуации
как явления надситуативной активности,
В.А. Петровский выделяет два их уровня:
1) как явления «сверхеитуативности», то
есть избыточности действий субъекта
по отношению к тем требованиям ситуации,
которые определяют критерии эффективности
его поведения и принимаются им за исходные;
2) надситуативная активность может выступать
на уровне «контрситуативности». «Это
случай, когда субъект действует вопреки
побуждениям, ограничивающим возможности
свободного развития его.
Всякое контрситуативное действие сверхситуативно (избыточно), но, разумеется, не всякое действие, выполняемое над порогом ситуативной необходимости, является действием, направленным на преодоление ситуативных ограничений... Именно в случае контрситуативности говорится о факте выраженного несовпадения процессов реализации деятельности на заданном уровне и процессов развития деятельности, иначе говоря, о факте обособления момента активности в самостоятельный моментдвижения...».
Главная
особенность явлений
Итак, в настоящее время не существует единого подхода к дифференциации активности, как в определении ее сущности, так и в подходах к типологии. В ряде случаев по одним и тем же признакам выделяются формы, в других - типы, в третьих - виды или уровни наивности. То есть отсутствует четкая иерархия подразделения и взаимосвязи форм, типов, видов, уровней активности, что приводит к подвижности, неустойчивости существующей классификации активности [3].