Влияние инвестиций на развитие национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть сбережения как основной источник инвестиций и понять, какую роль они играют в рыночной экономике.
Задачи курсовой работы – рассмотреть понятие и виды инвестиций и их источники; рассмотреть сущность сбережений как основного источника инвестиций.

Содержание работы

Введение 3
Понятие инвестиций, их виды и источники 4
Инвестиционные процессы в экономике и 12
мультипликатор инвестиций
Отличительные черты инвестиций в современной России 21
(проблемы и главные пути их решения)
Заключение 28
Список использованной литературы 29
КТЗ 30
Разбор экономической ситуации 30

Файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

 

Понятие «мультипликатор» было введено в экономическую теорию в 1931 г. экономистом Р. Каном. Он обратил внимание, что государственные затраты на организацию общественных работ, проводимые администрацией Рузвельта для сокращения безработицы, привели к мультипликативному эффекту занятости – появлению не только первичной занятости, но и вторичной, третичной и т. д. В итоге первоначальные затраты приводили к мультипликации покупательной способности и занятости населения.

Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора. Дж. Кейнс рассматривает мультипликатор (KМ) как показатель, выражающий взаимосвязь между приростом инвестиций и увеличением дохода.

  ,где

 DВНП – прирост ВНП;

DI – прирост инвестиций.

При росте инвестиций ВНП может дать многократный прирост  и, наоборот, сокращение инвестиционных расходов может привести к значительному уменьшению ВНП. Теория Д. Кейнса предполагает стимулирование инвестиций со стороны государства, тем самым вызывая оживление производства и рост занятости.

Дж. Кейнс уточнил, что  прежде всего происхождение эффекта обусловлено спецификой взаимосвязи между величиной располагаемого дохода и объемом потребления, а именно предельной склонностью к потреблению (МРС). Предельная склонность к потреблению определяет поведение потребителей таким образом, что в случае сокращения реального дохода они снижают свое потребление в такой же пропорции. Подобные действия потребителей усиливают последствия любого рода изменений величины плановых инвестиций.

Так, если величина плановых инвестиций падает в первом цикле  на 100 млн. ден. ед., то следствием этого является сокращение доходов работающих в строительстве, которые в соответствии с предельной склонностью к потреблению, предположительно равной 0,75, сокращают объем расходов на собственное потребление на 75 млн. ден. ед. (второй цикл). На эту же сумму теряют доход те, кто обеспечивал строителей потребительскими благами. Соответственно и их потребление снижается на 0,75 или на 56 250 тыс. ден. ед. (75 млн. * 0,75). К тому времени, когда этот процесс повторится неопределенно большое количество раз (циклов), величина совокупных расходов (инвестиции плюс потребление) сократится на сумму, в четыре раза превосходящую первоначальное уменьшение инвестиций.

Таким образом, чем больше величина предельной склонности к потреблению, тем больше сокращение потребления  в каждом цикле и выше значение мультипликатора, и наоборот. Следовательно, мультипликатор может быть исчислен как коэффициент, отражающий зависимость изменения чистого национального продукта от изменения инвестиций, или, как величина, обратная предельной склонности к потреблению. Другими словами можно сказать, что прирост ВНП, возникший от увеличения объема инвестиций, делится на личное потребление и сбережения. Мультипликатор и прирост потребления находятся в прямой пропорциональной зависимости. Мультипликатор и прирост сбережений находятся в обратно пропорциональной зависимости.

.

Следовательно, модель мультипликатора  позволяет определить при прочих равных условиях (неизменных налогах, условиях внешней торговли, ценах, заработной плате и т. п.) изменение ЧНП при том или ном изменении инвестиций.

Явление мультипликатора  связано с тем, что, во-первых, для  экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и  расходов, где доходы одних экономических  субъектов являются расходами других. Во-вторых, любое изменение дохода повлечет за собой изменения и в потреблении, и в сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода, при этом пропорциональность потребления и сбережения сохраняется при любом изменении дохода. Отсюда логически вытекает вывод о том, что исходное изменение величины расходов порождает своего рода цепную реакцию, которая, хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к многократному изменению ЧНП.

Понятие мультипликатора  может создать впечатление, что  этот эффект положительно сказывается на экономике и следует стремиться к увеличению значения мультипликатора. Если, например, МРС = 0,9, то для того, чтобы ЧНП возрос на 100 млрд., достаточны 10-миллиардные инвестиции. Однако необходимо учитывать и обратные последствия мультипликативного эффекта – так называемый «парадокс бережливости». Суть его состоит в том, что любое экзогенное уменьшение совокупных расходов, в частности инвестиций, приведет к многократным, умноженным на мультипликатор, потерям для общества, то есть снижению ЧНП. Таким образом, парадокс состоит в том, что попытки общества больше сберегать могут фактически привести к такому же или даже меньшему объему сбережений. Поэтому для обеспечения стабильности экономики желательно иметь оптимальный вес (не столь) высокий уровень мультипликатора.

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ (ПРОБЛЕМЫ И ГЛАВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ)

Инвестиционная политика, которой придерживается государство  имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание.

Вопрос улучшения инвестиционного  климата является достаточно острым, поскольку мировая экономическая ситуация не позволяет России, если говорить о формировании бюджета, и далее полагаться на нефтегазовые доходы. Поэтому наряду с этими доходами, если говорить о бюджетном аспекте, нужны доходы от других секторов, нужна их развитость, и нужны инвестиции. При этом в других секторах инвестиции более чувствительны к составляющим инвестклимата. Текущий уровень инвестиций по отношению к ВВП сегодня составляет около 20%, и по сравнению со странами, которые активно развивались, этого недостаточно, данный показатель должен быть на уровне не менее 30%.

Министр финансов Алексей  Кудрин на инвестиционном форуме «Россия 2010» 3 февраля 2010 года привел цифры, согласно которым в период кризиса ПИИ  сократились на 30 млрд. долларов. При  этом чистый отток капитала составил 52 млрд. Хотя до кризиса, в процентах  к ВВП, по иностранным инвестициям мы вышли на уровень Китая.

Факторы, препятствующие развитию инвестиционной активности (неблагоприятный  инвестиционный климат), включают: политическую нестабильность в стране; социальную напряженность (этнические и религиозные беспорядки, забастовки, коррупция, войны мафиозных структур, бюрократия, снижение уровня жизни большей части общества); неблагоприятные макроэкономические показатели (отрицательная динамика экономического развития, высокий уровень инфляции, ставки рефинансирования внутреннего и внешнего долгов, дефицит бюджета, дефицит платежного баланса); неразвитость законодательства, регулирующего инвестиционную сферу и инвестиционную инфраструктуру в целом; высокие транзакционные издержки; неблагоприятную для производителя амортизационную политику.

Для России основным сдерживающим фактором является недостаточно стабильная, учитывающая международную практику, правовая база, регулирующая деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России.

Весьма негативное влияние  на инвестиционный климат в России оказали финансовые кризисы  1998 г. и 2008 г., которые подорвали доверие к России со стороны многих инвесторов капитала. Определенную тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в связи с тяжелым материальным положением значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований.

Поэтому целесообразным было бы эффективное продолжение  реформ в социально-экономической, финансовой, налоговой и других сферах, проводимых государством в течение последних двух-трех лет, в результате которых повышается уровень жизни населения.

Весьма существенным фактором, влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие сектора экономики России.

Развитие процессов  глобализации предопределяет необходимость  унификации российского инвестиционного  законодательства по стандартам международного инвестиционного сотрудничества. Таким  образом, требования к благоприятности  ИК в связи с развитием международного инвестиционного сотрудничества возрастают.

К настоящему моменту  созданы правовые основы регулирования  иностранных инвестиций. Существуют Федеральные законы «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», законодательство, регулирующее реализацию соглашений о разделе продукции.

В целом новый закон  об иностранных инвестициях оказался недостаточно эффективным и не улучшил  инвестиционную привлекательность России. Он не устранил многочисленные преграды на пути привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

Другая проблема связана  с несовершенством российской налоговой  системы, которая, не должна иметь лазеек для нарушителей. 

Кроме того, неблагоприятное  состояние инвестиционного климата  предопределяется: значительными размерами  неплатежей; высоким удельным весом  кредиторской задолженности предприятий  по отношению к объему произведенной  продукции; значительным по объемам вывозом отечественного капитала, существенно превышающим приток ПИИ; низким уровнем реальных доходов и накоплений населения; несовершенством российского законодательства, регулирующего инвестиционную сферу.

Таким образом, несмотря на определенное улучшение макроэкономической обстановки в стране, инвестиционный климат в России, по мнению иностранных инвесторов, в основном остается неблагоприятным из-за правовой нестабильности. Характеризуя нынешний этап во взаимоотношениях между долгосрочными инвесторами и Россией, западные эксперты отмечают, что у кредиторов определенно есть причины для положительного настроя. В частности, положительные тенденции выражаются  начавшейся подготовкой кредитных рейтинговых агентств к пересмотру в сторону повышения параметров финансовой надежности России как заемщика, что привело уже к резкому взлету цен на российские еврооблигации и акции.

Несмотря на весьма неприглядную картину с инвестиционным климатом и отношением иностранцев к состоянию  и перспективам отечественной экономики, руководство страны оптимизма не теряет. России удалось избежать панического бегства капитала из страны. По словам Дмитрия Медведева, благодаря антикризисным действиям и ранее принятым решениям, в РФ удалось создать «базовые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечить политическую и макроэкономическую стабильность».

По словам Алексея  Кудрина, «в ближайшие два-три года мы восстановим прямые иностранные  инвестиции до 60—70 млрд. долларов». Именно столько ПИИ заходило в Россию в последние докризисные годы. Глава Минфина также сообщил, что, несмотря на трудности, Россия «сохраняется как привлекательная для иностранных инвестиций страна».

Президент заявил о необходимости  разработки мер, направленных на увеличение развивающих инвестиций и качественные изменения в экономике: в частности, предполагается освободить от налогообложения доходы от прироста капитала, освободить от налога на прибыль организации, работающие в сфере образования и здравоохранения. Кроме того, должен быть выработан эффективный механизм применения налогового законодательства в части учета при исчислении налога на прибыль организаций расходов на НИОКР в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, а также механизм своевременного возмещения НДС при экспорте несырьевой высокотехнологичной продукции и осуществлении капитального строительства объектов.

Необходимо подготовить  и внести в Государственную думу законопроект, облегчающий отечественным  компаниям и организациям, реализующим  инвестиционные, научные и высокотехнологичные проекты на территории РФ, возможность привлекать для своей деятельности зарубежных специалистов. Либерализация миграционного законодательства в данном направлении должна предусмотреть в том числе упрощение порядка выдачи виз и разрешений на работу для данных категорий иностранцев, сокращение сроков рассмотрения документов, увеличение продолжительности их действия до трех лет. Кроме того, согласно законопроекту, должен быть упрощен миграционный учет при перемещениях внутри страны. 

Необходимо рассмотреть возможность снять квоты в отношении найма высококвалифицированных зарубежных специалистов, подготовить и ввести облегченный порядок таможенного оформления для предприятий, производящих машинотехническую продукцию и высокотехнологичные товары, разработать комплекса мер, направленных на сокращение сроков реализации инвестпроектов. Среди них предусматривается ускорение прохождения всех этапов администрирования, в частности связанных с землей, документооборотом, доступом к объектам инфраструктуры и т.д.

По словам главы Минэкономразвития  Эльвиры Набиуллиной, руководимое  ею ведомство уже подготовило  план мероприятий по улучшению инвестиционной работы. В его основу положены семь направлений. Это улучшение административных процедур с выделением приоритетов  по строительству производственных объектов, таможенное администрирование при импорте и экспорте высокотехнологичной продукции и снижение отраслевых административных барьеров. Изменения в миграционном режиме, снижение роли государства, оптимизация процедур по доступу инвесторов к инфраструктуре. Проведение налоговой политики, связанной со льготами для модернизации и инноваций, совершенствование правоохранительной деятельности и судебной практики, а также системная работа по улучшению инвестиционного имиджа России. 

Информация о работе Влияние инвестиций на развитие национальной экономики