Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:14, контрольная работа

Описание работы

Финансы как экономическая категория – это экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребителей.
Однако, не следует отождествлять финансовые и денежные отношения, так как денежные отношения по своему содержанию шире финансовых и включают в свой состав : денежный учет и контроль за всеми видами затрат, определение цен, учет и хранение выручки, регулирование денежного обращения, определение курсов валют, оплата транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных услуг, движение денег при дарении и наследовании.

Содержание работы

Финансовая система Республики Беларусь
Изучение доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь за последние 3 года, анализ источников доходов и направления расходов. Основные проблемы формирования государственного бюджета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Копия Учреждение образования.doc

— 202.78 Кб (Скачать файл)

Учреждение  образования

«Могилевский  государственный университет продовольствия»

 

 

 

 

 

Кафедра

Экономика и организация производства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Корнеева Анастасия Игоревна

ФКЗ -112

 

 

 

 

 

 

Могилев 2013

 

Содержание:

  1. Финансовая система Республики Беларусь
  2. Изучение доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь за последние 3 года, анализ источников  доходов и направления расходов. Основные проблемы формирования государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовая  система Республики Беларусь

 

Финансы как экономическая категория  – это экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования  денежных фондов для обеспечения  общественных потребителей.

Однако, не следует отождествлять финансовые и денежные отношения, так как  денежные отношения по своему содержанию шире финансовых и включают в свой состав : денежный учет и контроль за всеми видами затрат, определение цен, учет и хранение выручки, регулирование денежного обращения, определение курсов валют, оплата транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных услуг, движение денег при дарении и наследовании.

Система финансовых отношений имеет следующий  состав: ( Рис.1)

 

 

Рис.1 Состав системы финансовых отношений.

 

В зарубежной литературе в финансовые потоки включается движение и денег, и ценных бумаг, и капитала, соответственно которым  существуют финансовые рынки. Они представлены разнообразными средствами обращения  и платежа – наличные деньги, кредит, акция, облигация, сертификат, залоговый документ и др. Поэтому в составе финансового рынка существуют относительно обособленные части:

- деньги, кредит и ценные бумаги.

Финансовые  рынки – это совокупность рыночных институтов, направляющих поток денег  от собственников к заемщикам. Они  существуют для обеспечения перемещения  потоков денежных средств от домашних хозяйств и фирмам и наоборот.

Функции финансов:

1. Распределительно - перераспределительная.

Первичное распределение денежных средств  обеспечивает процесс расширенного воспроизводства. В результате формируются  целевые денежные фонды.

2. Контрольно-стимулирующая  функция проявляется в осуществлении  контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов стимулировании их правильного использования. Показатели прибыли, рентабельности, выручки, фондоотдачи позволяют контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность экономических процессов.

Финансовая  система – это совокупность финансовых отношений и соответствующих  им учреждений.

Финансовые  учреждения – национальный банк и  коммерческие банки, финансово-кредитные  учреждения и финансовые небанковские посредники, а также финансовый аппарат (министерство финансов, отраслевые министерства, ведомства, предприятия).

 

 

 

Рис.2 Структура финансовой системы.

 

Принципы  построения финансовой системы:

- демократический  централизм;

- фискальный  федерализм.

Демократический централизм означает, что при централизации  ресурсов в разных государствах осуществляет одновременно децентрализация оставшихся средств.

Поэтому в Республике Беларусь финансы подразделяются:

- на  централизованные (общегосударственные)  и

- децентрализованные (финансы предприятий (фирм), домохозяйств, различных фондов).

Принцип федерализма означает, что существует четкое разграничение функций между  финансовыми звеньями разных уровней. Так, правительство контролирует расходы  на национальные программы, космос, оборону. А местные органы власти финансируют  развитие школ, охрану окружающей среды  и общественного порядка.

Основным  звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет – это финансовый счет, в  котором представлена сумма доходов  и расходов государства за определенный период (обычно за год).

финансовый  бюджетный налог олигополия

Госбюджет можно рассматривать на стадии его  окончательного утверждения законодательной  властью как сумму ожидаемых  налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов.

Помимо  государственного бюджета существуют внебюджетные фонды социальной сферы.

В Республике Беларусь существует внебюджетный фонд социальной защиты населения (на 1 июля 1993 г.). Объединены (как Пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования).

Отраслевые  фонды – инвестиционные фонды. При  президенте: фонд поддержки талантливой  молодежи.

Через госбюджет перераспределяется значительная часть (от 35 до 55%) национального дохода.

Расходы государственного бюджета и его  доходы не всегда совпадают.

Если  расходы больше доходов, то правительство  сталкивается с бюджетным дефицитом.

Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над  расходами называется бюджетным  профицитом или излишком.

Различают:

- первичный;

- фактический;

- структурный;

- циклический дефициты госбюджета.

1. Первичный  дефицит – это общий дефицит  государственного бюджета, уменьшенный  на сумму процентных выплат  по государственному долгу.

По  аналогии определяет и первичный профицит.

2. Фактический  дефицит – это отрицательная  разница между фактическими (действительными)  доходами и расходами правительств.

3. Структурный  дефицит – это разность между  доходами и расходами госбюджета, рассчитанная для уровня национального  дохода, соответствующего полной  занятости.

4. Цикличный  дефицит – это разность между  фактическим и структурным дефицитом  государственного бюджета.

Циклический дефицит представляет собой следствие  колебаний экономической эффективности  в ходе делового цикла.

Графическое изображение бюджетного дефицита и  бюджетного профицита (излишек) дано на рисунке 3.

 

 

Рис.3

 

В т. левее Е: Y=60 млрд. руб.

Т=600х2=120 млн.

G=200 млн.

(20% или 0,2 – это ставка подоходного  налога)

Фактический бюджетный дефицит = Т-6=120-200 = -80 (млрд. руб.)

Бюджетный профицит: Т-G

Т=1200х0,2=240 млрд. руб.

G=200; Т-G=240-200=40 (млрд.руб.)

Циклический дефицит это разница между  фактическим и структурным дефицитом: -80 - 40 = -120

Если  в экономике есть дефицит бюджета, то S ¹ J. Государство будет использовать часть сбережений для финансирования бюджета. [ 1, с.223 ]

При равенстве :

 

S (утечки) = J (инъекции).

 

Подход  «утечки – инъекции» можно  применить и здесь, т.к. государство  осуществляет государственные расходы  и собирает мелочи.

«Утечки»  это

1) сбережения (S)

2) чистые  налоги (T)

«Инъекции»  это

1) инвестиции (J)

2) государственные  расходы (G)

Следовательно:

 

S+T = J+G;

отсюда S-J = G-T.

 

Положительная разница между S и J = дефициту госбюджета.

Если  представить это уравнение на S=(G-T), то видим, что увеличение дефицита (G-T) при неизмененном объеме сбережений ведет к снижению инвестиций.

Если  в экономике есть дефицит, то S ¹ J.

Экономическая теория рассматривает два основных способа финансирования бюджетного дефицита:

1. Выпуск  новых денег, т.е. эмиссионный  способ финансирования.

2. Займы  (внутренние или внешние). Это  называют неэмиссионным способом финансирования бюджетного дефицита.

В основном бюджетный дефицит покрывается  за счет займов. «Нажимать на печатный станок» для правительств многих стран оказывается невозможным. Например, США вообще запрещено финансировать  дефицит госбюджета за счет печатания  денег, так как возникает гиперинфляция.

Поэтому увеличение денежной массы происходит иным путем.

Первый  Минфин берет в долг определенную сумму в ЦБ, продавая государственные  ценные бумаги. Взамен Нацбанк увеличивает сумму средств на текущем счете Минфина. Минфин тратит эти деньги, они поступают на счета коммерческих банков. А эти последние выдают ссуды. Денежная масса растет, чековое обращение расширяется.

Налицо  эффект монетизации государственной  задолженности.

В условиях полной занятости это ведет к  инфляционному росту цен.

Второй  неинфляционный способ финансирования дефицита – заем средств не у ЦБ, а у коммерческих банков населения.

Государство продает им облигации. Денежная масса  уменьшается, процентные ставки возрастут, частные инвестиции уменьшаются. Сократятся и те потребительские расходы, которые  связаны с покупкой товаров длительного  пользования. В результате государство  вытеснит с кредитного рынка частных  заемщиков. Расходы государств вырастут, но сократятся частные инвестиции.

В этом состоит эффект вытеснения (при налогово-бюджетной  экспансии).

Государственный долг – это сумма накопленных  в стране за определенный период бюджетных  средств дефицитов за вычетом  накопленных бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов.

Различают:

Внутренний  долг – это то, что государство  взяло взаймы для финансирования дефицита госбюджете внутри страны.

Внешний долг – это займ государства за рубежом, т.е. долг перед нерезидентами.

Причины образования долга в разных странах.

Рафинирование долга – выпуск новых серий  государственных ценных бумаг, выручка  от которых идет на выплату процентов  по предыдущим сериям. При этом образуется финансовая пирамида.

Суверенный  дефолт (банкротство государства) возникает  в том случае, когда бюджетных  средств не хватает и государство  может объявлять об отказе выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними и внешними инвесторами.

Абсолютная  величина внешнего долга сама по себе не дает оснований говорить об угрозе внутреннему потреблению.

Важно знать относительные показатели внешнего долга (коэффициенты долговой нагрузки):

- долг  по отношению к ВВП;

- долг  по отношению к экспорту;

- обслуживание  долга по отношению к экспорту.

К концу 1990-х годов проблема государственного долга Беларуси породила очень много  вопросов. Из них самые серьезные:

1) эффект  вытеснения

2) проблема  обслуживания внешнего долга.

Нужно наращивать экспорт и сокращать  импорт, чтобы иметь источник выплаты  процентов по обслуживанию внешнего долга.

 

Налогообложение и его принцип

 

Налоги  – это обязательные платежи, взимаемые  государством с юридических и физических лиц.

Налоговые системы может быть 2-х и 3-х  звенной.

В странах  с федеральным делением (США, Германия) она осуществляется на 3-х уровнях: правительственном, региональном и  местном.

В странах, не имеющих федерального деления (Беларусь, Франция) существует 2-х уровневая  система; включающая общегосударственные  и местные налоги.

Налоги  выполняют 4 основные функции:

- Фискальная;

- экономическая  (регулирующая);

- социальная;

- контрольная;

С помощью  фискальной функции образуется государственная  казна.

Экономическая функция означает, что с помощью  налогов осуществляется перераспределение  средств (уменьшение и увеличение ставок налога).

Социальная  функция призвана обеспечивать равновесие в обществе. Путем изменения соотношения  между доходом отдельных социальных групп.

Контрольная функция позволяет количественно  отразить налоговые поступления  и сопоставить их с потребностями  государство в финансовых средствах.

 

Виды  налогов. Кривая Лаффера

 

Основными категориями в налоговом законодательстве является понятия:

- объект  налогообложения;

- налоговая  ставка;

Объект  налогообложения – имущество, по стоимости которого начисляется  налог.

Налоговая ставка- размер налога на единицу обложения.

По  способу изъятия налоги различаются: 1) прямые 2) косвенные.

Прямые  налоги взимаются с непосредственного  владельца объекта налогообложения (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение, налог  на имущество).

Косвенные налоги включают в цену товара и  услуги. Они уплачиваются конечным потребителем (НДС, налог с продаж, таможенные пошлины, акцизы – аналог налога продаж, дополнительный начисляемый на определенные виды товаров: алкогольные напитки, табак, деликатесы, ювелирные изделия).

По  характеру начисления на объект прямое налогообложение подразделяется на:

- прогрессивное;

- регрессивное;

- пропорциональное;

При прогрессивном налогообложении  с высоких доходов взимается

больший процент, чем с низких. (подоходный налог в РБ, США и др. страны).

Пропорциональный  налог взимается как одинаковый процент со всех доходов.

Регрессивный  налог – взимание более высокого % с низких доходов и

меньшего % - высоких.

В денежном выражении он равен для всех плательщиков.

Артур Лаффер (р.1941г.) – американский экономист. Кривая Лаффера описывает связь между ставками налога и налоговыми поступлениями в госбюджет.

Стремление  правительства пополнит корзину, увеличивая налоговые поступления, может привести к противоположному результату рис. 4.

Информация о работе Национальная экономика