Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 11:23, дипломная работа
В дипломном проекте освещается тема влияния мировой валютной системы на национальную экономику России. Рассматриваются следующие вопросы: история становления МВС до момента создания европейской валютной системы, значение и последствия введения единой европейской валюты евро для экономической безопасности нашей страны, тенденции развития и перспективы финансовой системы в XXI веке, место и роль России в ней.
Введение 5
Глава 1. История становления и развития мировой валютной системы 7
1.1 От золотомонетного к золото-девизному стандарту 7
1.2 Бреттон-вудская валютная система 10
1.3 Ямайская валютная система 14
1.4 Европейская валютная система 16
Глава 2. Единая европейская валюта евро и национальные интересы России 17
2.1 Евро и экономическая безопасность России 20
2.2 Использование евро во внешнеторговых расчетах 25
2.3 Внешний долг и внешние заимствования 30
2.4 Курсовая политика и политика резервов 36
2.5 Выводы 42
Глава 3. Финансовый рынок в рыночной экономике 43
3.1 Роль финансового рынка в рыночной экономике 43
3.2.Валютный рынок 46
3.3 Новый вид бизнеса в России 50
3.3.1 Преимущества для России 50
3.3.2 Инвестиции на Forex 53
3.3.3 Forex в России 54
Глава 4. Фундаментальный анализ 55
4.1 Основы фундаментального анализа 55
4.2 Фундаментальные факторы 58
4.3 Основные направления государственной политики 67
4.4. Связь между банковскими резервами и денежным товарооборотом или снабжением деньгами экономики страны - money supply 69
4.5 Значение для национальной экономики 71
5. Глобализация мировой валютной системы и проблемы преодоления финансового кризиса в России 73
5.1 Причины финансового кризиса в России 73
5.2 Финансовая система XXI века 77
5.2 Выводы и рекомендации 85
Глава 6. Рекомендации по использованию компьютерной техники 87
Таким образом, платежный баланс получает два растущих минуса дефицита: в торговом балансе и в счете операций с капиталом. Компенсировать это приходится новыми займами. Так воспроизводится долговой тип экономики, независимо от того, внутренний это или внешний долг.
Итогом такого развития всегда является крах бюджетных возможностей по обслуживанию долга и девальвация национальной валюты с новым витком инфляции и нарушением денежно-кредитного обращения.
Проследим динамику кризиса российского рубля, итогом которого стал август 1998 года.
Летом 1995 года в силу появившихся проблем с обслуживанием внешнего долга в Российской Федерации был установлен так называемый долларовый коридор или фиксированный курс рубля к доллару. Возражать против стабильного курса нашего рубля, что нам, в общем-то, хотелось бы иметь, да и против стабильности валют других наших экономических партнеров не приходится. Но нельзя закрывать глаза на последствия таких мер, если они не сопровождаются дополнительными экономическими регуляторами со стороны правительства.
Фиксация рубля остановила инфляцию, мы это заметили. Но стартовал более тяжелый процесс - инфляция затрат внутри цен. Это была фактически ревальвация обменного курса рубля по отношению к его паритету покупательской способности. Она создала убийственную нагрузку на национальных экспортеров и на всю экономику.
Только за вторую половину 1995 года рентабельность в основных отраслях нашей страны упала с 24 копеек до 8 копеек на рубль продукции. И никто не забил тревогу. Дело в том, что сокращение с 24 до 8 копеек рентабельности на рубль продукции означало, что в три раза или на 300 процентов за полгода была вырезана основная доходная часть бюджета. Итог - бюджет в 1996 году был профинансирован лишь на 50 процентов от назначений. То есть на уровне около 35 копеек к рублю 1995 года. Страна за один год потеряла 70 процентов своего бюджетного капитала. Кредитование экономики было парализовано. С этого момента кризис неплатежей стал технически не разрешимой проблемой, и кризис логически лег на всю бюджетную, банковскую систему страны.
В ответ на это, при сдерживании денежной массы на всех уровнях экономической системы, началась эмиссия суррогатов денег без какого-либо их обеспечения. Началось резкое ухудшение торгового баланса. Финансовая система превратилась как бы в два потока денег ( приводятся вычисления по данным платежных балансов за 1996-1997 годы). За два этих года государственный сектор и сектор банков, финансовый сектор экономики вместе заимствовали по различным статьям, включая и просрочку оплаты обязательств около 50 миллиардов долларов. Это еще надо отработать. А частный сектор экономики вывел из страны за это же время 70 миллиардов долларов. При падающей экономике каждый год-минус 14 миллиардов долларов вывоза капитала.
Падение абсолютного размера бюджетной базы доходов привело к тому, что в расходах бюджета затраты по обслуживанию долга возросли с 6% в 1995 году до более чем 40% в 1998 году. Итогом стал типичный мексиканский синдром в августе 1998 года.
Надо сказать, что это лишь иллюстрация процесса финансового кризиса, но не его фундаментальные причины. Россия - участник системы международных обменов товарами, услугами и капиталом. Наша экономика и финансы болеют тем, чем больна вся мировая валютная система. Поэтому от российского кризиса целесообразно перейти к тому общему процессу, в который встроены российские и не только российские реформы и соответствующие кризисные явления. Этот процесс называется «глобализация». И благополучие либо социально-экономическая деградация тех или иных стран зависит от колебания валютной системы мира, от состояния центральных финансовых рынков, от избытка капитала в одних странах или катастрофической нехватки в других.
Развитие мирохозяйственных
связей и мировой валютной
системы в 80-90-е годы проходи
Эволюция мирового валютного порядка в 90-е годы соответствовала неолиберальным идеям, которые получили концентрированное выражение в так называемом "Вашингтонском консенсусе" (ВК). Он представлял собой концепцию рыночного реформирования экономики, которая была в конце 80-х годов предложена представителями академических кругов США. Основным ее разработчиком стал сотрудник вашингтонского Института международной экономики Дж. Вильямсон. В работах этого института концепция получила свое конкретное завершение.
Идеи консенсуса были поддержаны МВФ, МБРР, МаБР, а также Казначейством США и Агентством международного развития. Его теоретическую базу составила концепция свободного рынка и экономического неолиберализма. В качестве главного препятствия на пути стабильного экономического роста идеологи ВК рассматривали активное вмешательство государства в экономику, а также неэффективность предприятий государственного сектора несмотря на предоставление им огромных субсидий. Предложенные в 1989 году Дж. Вильямсоном десять направлений реформ для стран Латино-Карибской Америки, к его собственному удивлению, стали через несколько лет рассматриваться как своего рода манифест неолиберальной политики.
Структурные преобразования в духе ВК стали составной частью "универсальных" рекомендаций МВФ и были включены при его содействии в программы стабилизации экономики большинства развивающихся государств и стран с переходной экономикой. К этим рекомендациям, приобретающим императивный характер при предоставлении Фондом кредита, относятся соблюдение фискальной дисциплины, сокращение государственных расходов, прежде всего, на оборону и субсидирование предприятий, проведение налоговой реформы, либерализация внешней торговли и движения иностранного капитала, приватизация и т.д.
В действительности же курс МВФ на неолиберальную политику и структурные преобразования получил ярко выраженные очертания еще в середине 70-х годов в связи с введением кредитов расширенного финансирования. С крушением системы фиксированных курсов валют, введением плавающих валютных курсов и подрывом "системной" функции Фонд ввел этот вид кредитов, который, с одной стороны, соответствовал реалиям мирового валютного порядка, а, с другой, стал основным средством претворения в жизнь тех его функций, которые обуславливают политику либерализации экономики в странах-заемщиках. Как ни парадоксально, содействуя глобализации через либерализацию, Фонд в значительной мере способствовал тому, что мировая валютно-финансовая система в 90-е годы стала менее стабильной и более уязвимой. Либерализация движения капитала в развитых и многих развивающихся государствах сделала мировой валютный порядок более хрупким: причиной кризисных потрясений стало резкое изменение спроса и предложения не только на валюту, но и на ссудный, в том числе, фиктивный капитал.
Возрастание масштабов
финансовых кризисов в 90-е годы, сопровождаемое затратными методами МВФ их
урегулирования, заставило мировое финансовое
сообщество, прежде всего, страны "Группы
7" и МВФ, приступить к поискам путей
стабилизации дерегулируемой мировой
валютно-финансовой системы. Однако эти
пути были сконцентрированы на принятии
мер эволюционного характера. Они не предусматривают
пересмотра учредительного соглашения
МВФ, в котором закреплены все организационные
принципы построения и функционирования
мировой валютной системы. К мерам перестроечного
характера относятся содействие прозрачности
и отчетности в использовании бюджетных
средств, упрочение финансовых систем
стран, в том числе посредством лучшего
надзора и соответствующих механизмов
управления банкротством банков, упорядоченная
либерализация рынков капитала, более
полное вовлечение частного сектора в
предупреждение и урегулирование финансовых
кризисов, обеспечение "адекватного"
рассмотрения "системных" проблем,
включая соответствующие режимы валютных
курсов и "адекватность" ресурсов
Фонда.
Существенным элементом "новой архитектуры
мировой валютной системы", по мнению
Директора МВФ, является упрочение финансовых
систем стран и либерализация движения
капиталов. Термин "финансовая архитектура",
то есть устройство мировой финансовой
системы был озвучен в выступлении президента
США Б. Клинтона в Нью-Йоркском совете
по внешним связям (New York`s Council on Foreign Relations)
в сентябре 1998 года. Он назвал финансовый
кризис 1997 - 1998 годов "крупнейшим финансовым
вызовом, с которым мир столкнулся за последние
полвека" и призвал страны "семерки"
"адаптировать международную финансовую
архитектуру к XXI столетию"
Старт для эволюционной
направленности реформы
Следует отметить,
что США не поддержали идею
создания системы "целевых
зон", выдвинутую министром финансов
Германии О. Лафонтеном и
Сценарий реформирования мирового валютного
порядка был изложен Г. Брауном в статьях
"Новая глобальная финансовая архитектура"
и "Строительство прочной мировой финансовой
системы", опубликованных, соответственно,
в октябре 1998 и апреле 1999 года, а также
в его речи в Школе управления им. Кеннеди
Гарвардского университета 15 декабря
1998 года. В течение 50 лет, утверждал Г. Браун,
вся политика регулирования, надзора и
управления кризисами формировалась без
учета принципов глобализации, а с ориентацией
на независимые национальные экономики
с отдельными национальными режимами
капиталов и ограниченным и медленным
движением капитала. "Теперь мы, - считает
Г. Браун, - вступили в эру взаимозависимых
и подвижных рынков капитала. Отдельные
экономики уже не могут быть в стороне
от массивных стремительных и иногда дестабилизирующих
глобальных финансовых потоков. Естественно,
мы должны дать ответ этому новому вызову,
нам нужна новая финансовая архитектура
и реформа как на национальном, так и на
глобальном уровнях: Новая финансовая
архитектура, предлагаемая нами, - это
кодексы поведения, новый глобальный регулятор
и международный меморандум понимания,
четко определяющий ответственность за
предупреждение и урегулирование кризисов:
Речь не идет о новых институтах, а о том,
как во взаимозависимом мире мы ведем
себя, соблюдаем дисциплину и достигаем
решений более координируемым образом.
Ключевым вызовом, который стоит перед
нами:, является определение новых правил
игры, которые посредством повышения кредитоспособности
и доверия инвесторов, способствуют стабильности
и процветанию".
В речи в Школе управления им. Кеннеди Гарвардского университета 15 декабря 1998 года Г. Браун подверг критике Вашингтонский консенсус 80-х годов, охарактеризовав его как попытку возврата к политике "laisser-faire", поскольку он предполагал минимум управления со стороны государства. К 1997 году неуправляемая мировая валютно-финансовая система и неадекватный надзор привели к тому, что она угрожала создать бум и взрыв в глобальном масштабе. "Нам нужно ответить, - утверждал Г. Браун, - на вызов нового глобального хозяйства. Наша цель должна состоять в создании международной финансовой системы XXI-го столетия, которая брала бы все блага глобальных рынков и движения капиталов, но сводила бы к минимуму риск крушения, к максимуму выгоды для всех и в наибольшей степени снижала уязвимость. Консенсус 80-х годов с его узкими взглядами на: дерегулирование должен вылиться в новый консенсус 90-х годов с новым и более широким акцентом на конкуренцию, надзор и необходимые условия для роста и занятости".
Реформирование мировой
валютной системы началось в конце 90-х годов
и включает принятие и внедрение согласованных
на международном уровне кодексов и стандартов,
а также реформирование кредитной деятельности
МВФ. МВФ и МБРР должны обеспечивать соблюдение
странами этих кодексов и стандартов надлежащей
практики в сфере валютно-финансовой политики
стран. В 1998 году Временный комитет МВФ
принял "Кодекс надлежащей практики
по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой
сфере", "Кодекс надлежащей практики
по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной
и финансовой политике: декларация принципов",
в 1999 году - "Кодекс надлежащей практики
фискальной прозрачности: декларация
принципов", а в рамках ОЭСР был разработан
кодекс корпоративного управления. В сентябре
1998 года был создан совместный орган МВФ
и МБРР - Комитет по связям финансовых
секторов (The Financial Sector Liason Committee), который
должен стать ключевым элементом упрочения
финансовых систем стран.
Реформирование кредитной деятельности
МВФ предусматривает превращение этой
организации в институт предотвращения,
сдерживания и урегулирования финансовых
кризисов прежде всего в странах с нарождающимися
рынками. Для этих целей, согласно плана
США, выдвинутого в декабре 1999 года, основное
место в кредитной деятельности Фонда
должно занять превентивное финансирование
в виде краткосрочных кредитных линий
для стран, которые могут стать жертвой
кризисной инфекции. Доступ к такому виду
финансирования должны иметь только те
страны, которые следуют "надлежащей
политике" и выполняют согласованные
на международном уровне кодексы. Упрочение
ямайской системы посредством кодексов
и стандартов надлежащей практики стран
в сфере валютно-финансовой политики должно
в итоге сместить акцент международного
финансового управления с урегулирования
кризисов к их предотвращению и сдерживанию.
Введенный МВФ механизм превентивного
кредитования не всегда способен оказывать
стабилизирующее моральное воздействие
на поведение глобальных инвесторов и
ссудных капиталистов. Массивные потоки
спекулятивных капиталов мирового денежного
и валютного рынка с оборотом 1,5 трлн. долл.
в день в состоянии молниеносно поглотить
такие кредиты через механизм интервенций.
Реформируемая посредством введения кодексов и стандартов ямайская система не устраняет, однако, основные причины, вызывающие финансовые кризисы. Свобода движения капиталов в глобализированном мировом хозяйстве обеспечивает большие выгоды транснациональным банкам, корпорациям, которые имеют возможность переводить их молниеносно с одного рынка на другой, ввергая отдельные национальные экономики, прежде всего, со слабой финансовой и денежно-кредитной системой в пучину финансовых кризисов. При таком мировом порядке выгоды от обвалов курсов национальных валют и ценных бумаг будут получать глобальные инвесторы, а объектами надзора и регулирования должны быть по-прежнему страны со слабой экономикой.
Информация о работе Влияние мировой валютной системы на национальную экономику России