Внебюджетные фонды: их роль в экономическом и социальном развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение внебюджетных фондов и выявление их роли в социальном и экономическом развитии общества.
Для этого были поставлены следующие задачи:
Изучение понятия внебюджетных фондов;
Их классификация;
Подробное изучение каждого внебюджетного фонда.
Объектом исследования курсовой работы являются внебюджетные фонды РФ.

Содержание работы

Введение 3
Внебюджетные фонды 5
Понятие внебюджетных фондов 5
1.2 Классификация внебюджетных фондов РФ 6
1.3 Источники формирования внебюджетных фондов 14
2 Роль внебюджетных фондов в развитии общества 18
2.1 Роль внебюджетных фондов в социальном и экономическом
развитии общества 18
2.2 Тарифы и порядок уплаты страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды 20
Заключение 25
Список используемой литературы 26
Приложение А 28
Приложение Б 29
Приложение С 32

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 202.06 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                               «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Институт инженерного предпринимательства

Направление - Инноватика

Кафедра экономики

 

 

Внебюджетные  фонды: их роль в экономическом и  социальном развитии общества

Курсовая  работа

 

 

Студент группы 14Б00   _____________ Галимова А.А.

 

Научный руководитель   _____________ Сушилова Е.А.

 

        _____________

(дата)

 

 

 

 

 

 

Томск – 2011

Содержание

 

С.

      Введение                                                                                                                            3

  1. Внебюджетные фонды                                                                                                     5
    1. Понятие внебюджетных фондов                                                                               5

1.2 Классификация внебюджетных фондов РФ                                                             6                                         

1.3 Источники формирования внебюджетных  фондов                                                14

2    Роль внебюджетных фондов в развитии общества                         18

2.1 Роль внебюджетных фондов  в социальном и экономическом

развитии общества                                                                                                           18

2.2 Тарифы и порядок уплаты страховых взносов в государственные

               внебюджетные фонды                                                                                                      20

Заключение                                                                                                                       25

Список используемой литературы                                                                                 26

Приложение А           28 

Приложение Б           29

Приложение С           32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопросы, связанные с финансовым обеспечением всегда занимали и занимают одно из ключевых, определяющих мест в  жизни государства и общества.

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды  государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных  органов самоуправления и имеющих  целевое назначение. Порядок их образования  и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального  дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство  мобилизует в фонды часть доходов  населения для финансирования своих  мероприятий.

Внебюджетные фонды решают две важные задачи:

  • Обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;
  • Расширение социальных услуг населения.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения единого, центрального денежного фонда государства - бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

В целом наблюдалась тенденция  к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а  затем и расширения его предпринимательской  деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах - нехватка средств, в других - избыток) и требовала  дополнительных расходов на управление ими.

С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих фондов, отсюда и актуальность данной курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение внебюджетных фондов и выявление их роли в социальном и экономическом развитии общества.

Для этого были поставлены следующие задачи:

  • Изучение понятия внебюджетных фондов;
  • Их классификация;
  • Подробное изучение каждого внебюджетного фонда.

Объектом исследования курсовой работы являются внебюджетные фонды  РФ.

Предметом исследования –  социально-экономическая среда действия внебюджетных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Внебюджетные фонды

 

    1. Понятие внебюджетных фондов

 

Внебюджетный фонд - представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне бюджета за счет специальных  источников, находящийся в распоряжении государственных, региональных и местных  органов самоуправления и имеющий  целевое назначение.

Внебюджетные фонды в  финансовой системе России создаются  на основании Закона РСФСР «Об  основах бюджетного устройства и  бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991г, Бюджетного Кодекса РФ, а так же других нормативно-правовых актов, в  том числе законов о бюджете  Российской Федерации на текущий год.1 При этом хотя внебюджетные фонды и находятся с собственности государства, но являются автономными от федерального и местных бюджетов. Внебюджетные фонды образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Порядок их образования и  использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального  дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они  являются материально-вещественным воплощением  финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных  и региональных органов, а также  органов местного самоуправления с  юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической, экологической и  других видов защиты общества в целом  и каждого из его граждан, улучшения  социально-экономической среды обитания.

Внебюджетные  фонды представляют собой самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица. Они независимы в правовом и экономическом отношении от федерального бюджета и бюджетов административно-территориальных объединений (республики в составе Российской Федерации, области, края, города, района и др.)1. Доходы и расходы внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджетов соответствующих административно-территориальных объединений. Вместе с тем средства внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Государство осуществляет руководство и правовую регламентацию их деятельности. Органы государственной власти, в частности, определяют целевое назначение и задачи деятельности конкретного внебюджетного фонда, источники формирования его доходов, среди которых важнейшим является обязательный платеж юридических и физических лиц, устанавливаемый в централизованном порядке. Кроме того, государство определяет направления использования средств, аккумулируемых внебюджетными фондами. Однако задачи оперативного руководства и управления формированием и использованием средств внебюджетных фондов выполняются правлениями соответствующих внебюджетных фондов, которые несут ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции тех или иных фондов, определяют перспективные задачи, утверждают бюджет, сметы расходов, отчеты об их исполнении, а также структуру и штаты внебюджетных фондов.

Образование внебюджетных фондов означало определенную децентрализацию  государственных финансов, считалось, что это будет соответствовать  новым рыночным принципам хозяйствования. Но реальная практика функционирования этих фондов характеризуется достаточно противоречивыми результатами.

Государственные внебюджетные фонды  создаются на базе соответствующих  актов высших органов власти, в  которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

 

    1. Классификация внебюджетных фондов РФ

 

В зависимости от решаемых задач  внебюджетные фонды можно классифицировать по цели создания, периоду функционирования и охвату проблем. В зависимости  от цели создания внебюджетные фонды  делятся на экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительские и т.п., с последующим их подразделением по конкретным функциональным, отраслевым и прочим признакам. Например, группа экономических фондов включает инвестиционные, валютные, дорожные и другие фонды. Социальные фонды охватывают фонды социального страхования, медицинского страхования, пенсионного обеспечения, социальной поддержки населения и прочее.

В зависимости  от предполагаемого периода функционирования программы или условно намеченного  времени для осуществления конкретных целей фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия. Примером первого является экологический фонд, второго – фонд регионального развития, третьего — фонд помощи беженцам. Однако деление это весьма условно.

По охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего (Фонд регионального  развития) и более конкретного  характера (например, Фонд развития автомагистралей  в республике, крае или области).

Наиболее близки системе бюджетов государственные  внебюджетные фонды. Их, в отличие  от целевых бюджетных фондов, следует  рассматривать как отдельные  части системы государственных  финансов. Самые известные из них  — это четыре фонда социального назначения: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости населения (в настоящее время не функционирует, сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд)2 ).

Другие внебюджетные фонды характеризуются  либо территориальной, либо экономической  или отраслевой направленностью. Это  многочисленные внебюджетные фонды  территорий, включая территориальные  фонды обязательного медицинского страхования; внебюджетные фонды научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР) различных отраслей, а также  финансового регулирования ряда отраслей и некоторые другие государственные  и негосударственные отраслевые внебюджетные фонды.

Таким образом, значительное количество внебюджетных фондов образовано в рамках субъектов РФ – это так называемые региональные или территориальные, а также фонды, образуемые органами власти на местах. Кроме того, существует большое количество отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов.3

Первоначально по функциональному  назначению внебюджетные фонды подразделялись на экономические, т.е. образованные для решения важных общехозяйственных проблем, имеющих, как правило, программный характер (дорожное строительство и эксплуатация дорожного хозяйства, борьба с преступностью, экология, развитие таможенной системы, воспроизводство минерально-сырьевой базы и т.п.), и социальные, образованные для обеспечения важнейших конституционных социальных прав граждан России (пенсионное обеспечение, социальное страхование и медицинское обслуживание).

Экономические фонды формируются  за счет:

  • Специальных налогов (например, плата за использование дорогами, как источник дорожного фонда);
  • Добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, учреждений и организаций на соответствующие цели;
  • Сумм штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение природоохранительных и оздоровительных мероприятий;
  • Сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы, находящихся в ведении соответствующих органов власти, за другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб, и т.п. Налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению во внебюджетные фонды. Бюджетные средства не должны перечисляться во внебюджетные экономические фонды, так как последние имеют свои собственные источники формирования доходной базы. Но неиспользованные средства некоторых фондов могут поступать в доходы соответствующих бюджетов.

Информация о работе Внебюджетные фонды: их роль в экономическом и социальном развитии общества