Внебюджетные фонды: их роль в экономическом и социальном развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение внебюджетных фондов и выявление их роли в социальном и экономическом развитии общества.
Для этого были поставлены следующие задачи:
Изучение понятия внебюджетных фондов;
Их классификация;
Подробное изучение каждого внебюджетного фонда.
Объектом исследования курсовой работы являются внебюджетные фонды РФ.

Содержание работы

Введение 3
Внебюджетные фонды 5
Понятие внебюджетных фондов 5
1.2 Классификация внебюджетных фондов РФ 6
1.3 Источники формирования внебюджетных фондов 14
2 Роль внебюджетных фондов в развитии общества 18
2.1 Роль внебюджетных фондов в социальном и экономическом
развитии общества 18
2.2 Тарифы и порядок уплаты страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды 20
Заключение 25
Список используемой литературы 26
Приложение А 28
Приложение Б 29
Приложение С 32

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 202.06 Кб (Скачать файл)

Представительный орган власти вправе принимать решения об образовании  валютного фонда в порядке  и на условиях, установленных законодательством  Российской Федерации.

Положение о каждом внебюджетном и  валютном фонде утверждается соответствующим  представительным органом власти.

Средства внебюджетных и валютного  фондов находятся на специальных  счетах, открываемых исполнительным органом власти, органом управления внебюджетным фондом в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и расходуются  в соответствий с целевым назначением, определяемым утвержденным представительным органом власти положением о фонде, исполнительным органом власти либо органом управления внебюджетным фондом.

В орган управления внебюджетного  фонда в случаях, в порядке  и на условиях, определяемых положением о фонде, могут входить представители  законодательных и исполнительных органов власти, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, иные заинтересованные физические лица.

 

Пенсионный фонд РФ (ПФР)

Крупнейшая организация  России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР — это свыше 133 тысяч социальных работников.4

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 39,2 млн. пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн. льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн. граждан России.

Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное  управление – исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в  субъектах федерации являются отделения  РФ, а в городах и районах  – уполномоченные отделения. В большинстве  субъектов РФ назначение и выплата  пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые средства ПФ доводят до пенсионеров через  отделения федеральной почтовой связи или путём перевода на счетах пенсионеров, открытых в основном в  филиалах Сбербанка РФ. В семи субъектах  РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и  назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фонда.

Аккумуляция и перераспределение  средств ПФ проходит по следующему маршруту: страховые взносы собираются на счетах отделений, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. На федеральном уровне Правление  ПФ и его исполнительная дирекция прогнозирует и устанавливает объёмы перераспределение средств между  регионами для сбалансированности доходов и расходов с учётом обеспечения  неснижаемого остатка на счетах и  оптимизации сумм в пути.

Блок-схема 1: Финансовые поток ПФР

Примечание: Источник блок-схемы5

 

Фонд  социального страхования РФ (ФСС  РФ)

Вторым по объёму аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования  РФ.

Один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Этот фонд предназначен для обеспечения целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций, которые можно объединить в 2 группы:

  • Одна группа включает социальную помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период – на цели санаторно-курортного обслуживание трудящихся и членов их семей, а также санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан и их детей, пострадавших от чернобыльской катастрофы;
  • Вторая группа охватывает все виды социальной помощи семьям, имеющим детей. И включает 5 основных видов пособий:
  1. Пособие по беременности и родам;
  1. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  2. Единовременное пособие при рождение ребёнка;
  3. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;
  4. Единое ежемесячное пособие на ребёнка до достижения им 16 лет, а на учащегося общеобразовательной школы – до её окончания, но не старше 18 лет.

Компенсационные выплаты  лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием и осуществляющим уход за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, на период дополнительного  отпуска по уходу за ребёнком производятся за счёт средств предприятия, направленных на оплату труда. Сохраняются также компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий. 6

Финансирование единого  ежемесячного пособия на ребёнка  осуществляется за счёт средств субъектов  РФ.

Блок-схема 2: Финансовые потоки ФСС РФ

Примечание: Источник блок-схемы7

 

При этом Министерство финансов учитывает указанные расходы  при определении взаимоотношений  федерального бюджета с бюджетами  субъектов РФ. Выплата пособий  производится по месту основной работы лица, имеющего право на данный вид  пособия, в иных случаях – в  органах социальной защиты населения.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложен на ФСС РФ и Государственную налоговую службу РФ, а за расходованием этих средств – на ФСС РФ с участием профессиональных союзов.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

 Один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.8

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации  и федеральным законом «О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение  о Фонде утверждено 24 февраля  1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая  медицинская организация, медицинское  учреждение.

Фонд создается на республиканском  и территориальном уровне. Через  него средства направляются страховым  компаниям, учредителями которых выступает  местная администрация. Страховые  компании могут работать только при  наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых  гражданам, а также на медицинскую  науку, медицинские программы и  другие цели.

Среди основных функций фонда:

  • Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
  • Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  • Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

 Тариф страховых взносов  определяется верховной законодательной  властью по представлению Правительства  РФ. С 2005 года он составляет 2,8% по отношению к начисленной  оплате труда по всем основаниям, причем в федеральный фонд - 0,8 %, в территориальные фонды - 2%. Контроль за своевременным и  правильным поступлением страховых  взносов возложен на Федеральную  налоговую службу РФ. От уплаты  страховых взносов освобождаются  общественные организации инвалидов  и находящиеся в их собственности  предприятия, объединения, созданные  для осуществления уставных целей.

Всем гражданам России по месту  жительства или по месту работы вручается  страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая  помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и  родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Средства  Фонда обязательного медицинского страхования  расходуются на следующие цели:

1) Финансирование целевых программ по здравоохранению;

2) Финансирование профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

3) Создание нормированного страхового запаса (на случай возникновения критической ситуации с финансированием программ обязательного медицинского страхования);

4) Компьютеризация системы обязательного медицинского страхования;

5) Международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования;

6) Финансирование научных исследований в области медицины;

7) Развитие материально-технической базы здравоохранения;

8) Выравнивание уровней медицинского обслуживания в территориальном аспекте;

9) Оплата медикаментов;

10) Оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, стихийных бедствиях, катастрофах;

11) Содержание самого Фонда;

12) Остаток средств на конец конкретного финансового года.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

В  2010 году в Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8 141 медицинская организация, что сопоставимо с данными за 2009 год (8 142 медицинские организации).9

Численность граждан,  застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 141,4 млн. человек; в том числе 57,9 млн. работающих граждан и 83,5 млн. неработающих граждан.

Страховые медицинские организации осуществляли обязательное медицинское страхование в 83 субъектах Российской Федерации и г.Байконур. В Чукотском автономном округе страховые медицинские организации не работают.

 

1.3 Источники формирования внебюджетных фондов

Доходы внебюджетных фондов включают:

  • Специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
  • Отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
  • Средства бюджета;
  • Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;
  • Займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков;
  • Другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод - это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. 
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов. 
             Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.

Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются:

  • Обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан;
  • Ассигнования из федерального бюджета;
  • Займы, привлекаемые для покрытия временных затруднений.

Информация о работе Внебюджетные фонды: их роль в экономическом и социальном развитии общества