Внебюджетные фонды: их роль в экономическом и социальном развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение внебюджетных фондов и выявление их роли в социальном и экономическом развитии общества.
Для этого были поставлены следующие задачи:
Изучение понятия внебюджетных фондов;
Их классификация;
Подробное изучение каждого внебюджетного фонда.
Объектом исследования курсовой работы являются внебюджетные фонды РФ.

Содержание работы

Введение 3
Внебюджетные фонды 5
Понятие внебюджетных фондов 5
1.2 Классификация внебюджетных фондов РФ 6
1.3 Источники формирования внебюджетных фондов 14
2 Роль внебюджетных фондов в развитии общества 18
2.1 Роль внебюджетных фондов в социальном и экономическом
развитии общества 18
2.2 Тарифы и порядок уплаты страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды 20
Заключение 25
Список используемой литературы 26
Приложение А 28
Приложение Б 29
Приложение С 32

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 202.06 Кб (Скачать файл)

Кроме того, при эффективной  организации финансового менеджмента  Пенсионный фонд, капитализируя временно свободные средства в государственные  ценные бумаги или помещая их на депозитные вклады в банках, может  иметь определённый доход. 

 

 

 

 

 

Блок-схема 3: Источники средств ПФР

Примечание: Источник блок-схемы10

 

Фонд  социального страхования образуется за счет:

  • Страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
  • Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
  • Добровольных взносов граждан и юридических лиц;
  • Ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

Для обеспечения деятельности Фонда  создан центральный аппарат, а в  региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов  Фонда.

Руководство деятельностью фонда  осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок-схема 4: Источники образования ФСС РФ

Примечание: Источник блок-схемы11

 

Финансирование Федерального и  территориального фондов обязательного  медицинского страхования осуществляется за счет некоторых общих и ряда собственных источников для каждого фонда.  

Важнейшими  из данных источников являются:

  • Часть страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;
  • Взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
  • Ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
  • Добровольные взносы;
  • Доходы от использования временно свободных финансовых средств;
  • Нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и территориальных фондов;
  • Средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

Блок-схема 5: Средства федерального фонда ОМС.

Примечание: Источник блок-схемы12

 

 

Внебюджетные фонды имеют строгую классификацию на социальные, общеэкономические и межотраслевые. Наибольшее внимание уделялось рассмотрению именно социальных внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

 

 

 

2 Роль внебюджетных фондов в развитии общества

 

2.1 Роль  внебюджетных фондов в социальном и экономическом развитии общества

 

Внебюджетные фонды государства  представляют собой совокупность 
финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды появились  задолго до возникновения единого  центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением  деятельности государство нуждалось  во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в  особых фондах и были предназначены  для специальных целей. Такие  фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно  менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция  к увеличению количества и объема фондов.

С укреплением централизованного  государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных  фондов был создан государственный  бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

С переходом России к рыночной экономике  появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов.13 Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

• Социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

•  Целевого использования средств этих фондов;

• Оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

• Новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;

• Финансирования территориальных нужд.

На основе Закона РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые  внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и  независимые от бюджетов соответствующих органов власти.14

В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется  рядом причин. Во - первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во - вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В – третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

Внебюджетные фонды, являясь составной  частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

  • Запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • Формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;
  • Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда).

Внебюджетные  фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов  использования внебюджетные фонды  подразделяются на фонды производственного (экономического) и социального назначения.

Таким образом, можно сделать  вывод, что внебюджетные фонды позволяют  преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они  позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление  использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить  ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан  получает доходы из внебюджетных фондов.

2.2 Тарифы и порядок уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Новые ставки страховых взносов в 2011 году

Основным документом, определяющим порядок расчета и уплаты страховых  взносов в фонды социального, медицинского и пенсионного страхования, а также порядок предоставления отчетности, является Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,15 Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". 
2010-2014 годы являются переходными и для отдельных категорий налогоплательщиков в это период применяются пониженные тарифы страховых взносов.

Расчет взносов производится с доходов каждого сотрудника и потом эти рассчитанные взносы суммируются и уплачиваются сразу за всех работников по установленным реквизитам. Расчет в течение года ведется нарастающим итогом. Указанные выше процентные ставки перестают взиматься, когда облагаемый взносами доход сотрудника за год превышает определенный лимит. В 2011 году данный лимит составляет 463 000 рублей. В 2010 году он составлял 415 000 рублей.

Помимо вышеописанных  взносов все страхователи уплачивают взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Эти взносы рассчитываются исходя из фонда оплаты труда. Тариф взноса зависит от отрасли экономики, которой  соответствует осуществляемый основной вид деятельности организации. Тарифы установлены в пределах от 0,2% до 8,5 %.

Внесенные Федеральным законом № 348-ФЗ от 08.12.2010 изменения коснулись в основном базы для обложения взносами на страхование от несчастных случаев. В Законе содержится новый Перечень, который приблизил базу для расчета взносов к базе, рассчитанной в соответствии с 212-ФЗ. В частности, с 2011 года подлежит налогообложению компенсация неиспользованного отпуска, авторские выплаты, материальная помощь не облагается в сумме до 4-х тысяч, материальная помощь при рождении ребенка до 50 тысяч. В соответствии с 331-ФЗ от 08.12.2010 сами тарифы взносов на страхование от несчастных случаев не изменятся.

Необлагаемые  доходы по страховым взносам

Из необлагаемых доходов по страховым пенсионным взносам с 2010 исключены:

  • Компенсация за неиспользуемый отпуск;
  • Выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Помимо этого важно  помнить, что взносами облагаются все  выплаты в пользу физических лиц  по трудовым или гражданско-правовым договорам (подряда, услуг) вне зависимости  от того, пойдут ли они на уменьшение налога на прибыль или нет.

Налоговая нагрузка на заработную плату в 2011 году

Для организаций и предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения  и переведенных на уплату единого  налога на вмененный доход, налоговая  нагрузка (сумма всех страховых взносов) составляет 34%.

Т.е. в случае, если зарплата работника составляет 30 тысяч рублей, организация либо предприниматель  должны заплатить:

  • 26 100 – Зарплата сотруднику на руки;
  • 3 900 – Налог на доходы физических лиц;
  • 7 800 – в Пенсионный фонд; 
  • 930 – в ФФОМС;
  • 600 – в ТФОМС;
  • 870 – в ФСС.

Итого сумма всех страховых  взносов (без учета НДФЛ) составит 10 200 рублей.

С 2011 года произошло очень  серьезное увеличение налоговой  нагрузки на организации и предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД. В 2010 году эта нагрузка составляла только 14%.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица (по трудовым или гражданско-правовым договорам (подряда, услуг)), превышающих 463 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Таким образом, в 2011 году максимальная налоговая нагрузка по каждому сотруднику для обычной организации составит 157 420 рублей (463 000 * 34%), для организаций, применяющих пониженные тарифы страховых взносов: 26% - 120 380 рублей, 20,2 - 93 526, 14% - 64 820.

Информация о работе Внебюджетные фонды: их роль в экономическом и социальном развитии общества