Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:22, реферат

Описание работы

С момента либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вопросам организации и управления внешнеторговыми операциями уделяется повышенное внимание, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Весьма динамично развивается законодательная база в данной области экономической деятельности в связи с общемировыми тенденциями унификации методологической базы международной торговли, усиления интеграционных процессов, появлением новых форм и методов торговли.

Файлы: 1 файл

Внешнеэкономическая деятельность (реферат).docx

— 67.47 Кб (Скачать файл)

В практике международной  торговли продавец именуется экспортером, а покупатель – импортером. Стороны  любого контракта в практике международной  торговли именуются контрагентами.

Экспорт – совокупность множества коммерческих операций по продаже и вывозу за границу товаров  для передачи их в собственность  иностранному контрагенту. Экспортом  является также предоставление интуристам и интурфирмам туристских, экскурсионных  и других услуг (совокупного туристского  продукта). Экспортом является вывоз  капитала в форме предоставления кредитов и инвестирования в иностранные  фирмы.

При осуществлении  экспортной операции для экспортера неважно, как будет использоваться товар импортером: последний может  пустить товар в переработку, реализовать на внутреннем рынке  или перепродать в третьи страны. В любом случае для продавца это  будет экспортная операция.

Для осуществления  экспортной операции необходимо одно определяющее условие – иметь  товар, который будет пользоваться спросом на внешнем рынке.

Импорт – совокупность множества коммерческих операций по закупке и ввозу иностранных  товаров для последующей их реализации на внутреннем рынке своей страны. При этом ввозимый в страну товар  может быть как готовой продукцией, предназначенной для реализации, так и сырьем, полуфабрикатами, подлежащими  переработке, объектами капитального строительства в виде инвестиционного  капитала, лицензиями, ноу-хау и т. д.

Непременным условием осуществления импортной операции является платежеспособность импортера.

Реэкспорт – вывоз  за границу ранее ввезенного товара, не подвергшегося в реэкспортирующей стране какой-либо переработке (это  является обязательным условием любой  реэкспортной операции). Однако в соответствии с последними нормативными актами РФ разрешается проведение незначительных операций (таких, как маркировка, упаковка, расфасовка) с целью, например, упрощения транспортировки товара через реэкспортную зону. Обязательным в этом случае является условие, что стоимость дополнительных операций по переработке не должна превышать половины экспортной цены контракта. В случае если это условие нарушается, товар из реэкспортного превращается в экспортный со всеми вытекающими отсюда последствиями по оплате необходимых экспортных налоговых и таможенных пошлин.

Предметом реэкспорта чаще всего выступают товары, продаваемые  на международных аукционах и  товарных биржах.

Реэкспорт может  осуществляться и без завоза товара в свою страну. Такие операции по сути не относятся к экспорту или  импорту данной страны, хотя и учитываются  таможенной статистикой. Они совершаются  торговыми фирмами в целях  получения прибыли благодаря  разнице цен на один и тот же товар на разных рынках. Значительная часть реэкспортных операций осуществляется на территории так называемых свободных  зон. Ввозимые на территорию этих зон  товары не облагаются таможенными пошлинами  и освобождаются на время пребывания там и при ввозе для реэкспорта от всяких пошлин, сборов и налогов  с импорта, обращения, потребления  и производства.

На складах, расположенных  в свободной зоне, товары хранятся до их перемещения внутрь страны через  таможенную границу или до их реэкспорта. В первом случае уплачивается соответствующая  таможенная пошлина, во втором – товары вывозятся без соблюдения каких-либо таможенных формальностей.

Такие свободные  зоны имеются практически во всех крупных портах прибрежных государств. Государства, не имеющие выхода к  морю, пользуются свободными зонами близлежащих  портов на основе международных соглашений.

Реимпорт – ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, не подвергшихся там переработке. Ими  могут быть товары, не проданные  на аукционе, выставке, возвращенные с  консигнационного склада, забракованные  покупателем и другие, предназначавшиеся  к продаже.

По существу, реимпортные  товары нельзя назвать внешнеторговыми  сделками, поскольку они не преследуют коммерческой цели и их никто специально не готовит и не осуществляет. По своей сути это несостоявшиеся экспортные операции. Но таможенная статистика учитывает  их отдельно – как реимпортные  операции.

Обязательным при  оформлении таможенных документов по режиму реимпорта является условие, что товар в стране импортера  находится не более 10 лет и не подвергается никакой переработке (за исключением опять-таки переупаковки, расфасовки, маркировки и т. п.).

1.4. Товарообменные  операции на мировом рынке 

Товарная биржа  как форма международной торговли представляет собой постоянно действующий  рынок товаров, обладающих качественной однородностью и взаимозаменяемостью, что позволяет вести торговлю без предъявления и осмотра товара по образцам и согласно установленным  стандартам. К таким товарам относятся  массовые сырьевые и продовольственные  товары: медь, олово, свинец, цинк, алюминий, никель, другие цветные и редкоземельные металлы; пшеница, рожь, другие зерновые и зернобобовые; каучук, хлопок, джут, шерсть, пряжа, шелк, оливковое и растительное масло, сахар, кофе, какао, текстильное сырье, нефть и нефтепродукты.

Важнейшие биржи  сосредоточены в крупнейших торговых центрах – в Амстердаме, Антверпене, Гамбурге, Иокогаме, Виннипеге, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Сингапуре, Сиднее, Токио, Чикаго и др.

Биржевые операции осуществляются с различными целями: покупка и продажа реального  товара, проведение спекулятивных (фьючерсных) сделок, осуществление страхования (хеджирования) сделок от возможного изменения  цен.

Гораздо раньше товарных и тем более фондовых бирж появились  аукционы. В настоящее время аукционы играют важную роль в торговле чаем (70% объема продаж на мировом рынке), пушно-меховым сырьем (80%), шерстью  мытой и немытой (55%), а также  лошадьми, щетиной, рыбой, табаком, овощами, фруктами, цветами, вином, кофе и другими  товарами растительного и животного  происхождения, скоропортящимися товарами.

Аукционы представляют собой коммерческие организации, располагающие  для торговли специализированным оборудованием, помещениями и высококвалифицированными кадрами. В основном это паевые общества или крупные торговые компании, монополизировавшие тот или иной вид товара. Они  скупают за свой счет товары у производителей, поставщиков, диктуя закупочные цены, а также принимают на перепродажу  товар и от независимых производителей на комиссионных условиях.

Крупные аукционы имеют  собственные производства по доработке  сырьевых товаров (например, по выделке  скупаемых у заготовителей кожевенного  сырья шкурок пушного зверя).

Существует два  основных метода ведения торга на аукционе: с повышением цен и с  понижением цен.

В целом аукционная торговля является удобной для коммерсантов формой торговли, позволяя сокращать  издержки обращения и обеспечивая  продажу по текущим рыночным ценам, близким к оптимальным для  данного вида товара.

Встречная торговля – самый давний вид международной  торговли, заключавшийся ранее в  натуральном обмене товарами. В современных  условиях она приобрела новое  содержание и получила определенное развитие в международном товарообмене.

К встречной торговле относятся такие внешнеторговые операции, при совершении которых  в едином контракте фиксируются  твердые обязательства контрагентов произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. Во втором случае разница  в стоимости покрывается денежными  платежами.

Таким образом, суть встречной торговли заключается  в полной или частичной оплате импорта встречным экспортом. Одной  из особенностей встречной торговли является расширение практики встречных  закупок экспортерами тех товаров, которые не используются для своей  страны, а заранее предназначаются  для продажи в других странах. Большое распространение получила практика перепоручения сбыта закупаемых экспортером встречных товаров  специальным торговым компаниям.

Обязательное звено  во встречной торговле – банки, открывающие  для контрагентов специальные счета  «условного депонирования», на которые  зачисляются платежи покупателей  за импортированные товары, а экспортеры получают с этих счетов причитающиеся  им средства только после выполнения всех своих встречных обязательств. Но так как часто сроки выполнения взаимных обязательств не совпадают, то контрагенты вынуждены обращаться к банкам за кредитами. При встречной  торговле банки более охотно финансируют  экспортные операции, рассматривая встречные  обязательства как гарантии возврата кредитов импортерами.

По своей экономической  сущности встречная торговля включает две стадии обмена: на первой стадии – экспортная операция, на второй –  встречная импортная. Затем может  быть стадия реализации товаров на внутреннем рынке или дополнительная экспортная операция. Многооперационность  встречной торговли ведет к снижению эффективности экспорта вследствие необходимости дополнительного  финансирования процесса обращения  товаров – через посредников. Кроме того, из-за удлинения цикла  экспортной операции во времени увеличиваются  сроки оборота денежных средств, что и ведет к росту расходов на обращение. И тем не менее встречная  торговля в последние годы интенсивно развивается.

Наиболее традиционная разновидность встречной торговли – бартерные операции. Это безвалютный, но оцененный, сбалансированный обмен  товарами. Гарантией эквивалентности  могут быть мировые цены, рассчитанные на основе доказательных конкурентных материалов.

Использование договорных цен может удовлетворять хозрасчетные интересы отдельных предприятий, но не отвечает общегосударственным интересам.

Бартерный контракт – это два контракта купли-продажи. Условия обоих контрактов должны быть полностью идентичны (по штрафным санкциям, условиям страхования, форс-мажорным условиям и др.). При бартерных  операциях взаимные претензии решаются дополнительными поставками или  удержанием товаров. Например, если основной экспортер опоздал с поставкой, то на сумму штрафа он должен поставить  дополнительное количество товара, но в контракте должно быть указано, какими товарами будет осуществляться дополнительная поставка, так как  товары и по стоимости и по дефицитности различны.

В бартерных операциях  участвуют банки, но они играют роль простых кредиторов на период от поставки до реализации встречного товара. 

 

Бартерный контракт носит разовый характер. Попадая  на внутренний рынок страны-контрагента, бартерный товар влияет на конкурентоспособность  адекватного местного товара. Это  явление в международной практике называется эффектом вытеснения внутренних продаж. В связи с этим организация  и осуществление бартерных контрактов во многих странах координируются или  контролируются государством.

Практика международных  бартерных операций в Российской Федерации претерпела за последние  годы существенные изменения, приобрела  цивилизованный характер, перестала  быть каналом нелегального перевода валюты.

С 1 ноября 1996 г. в  Российской Федерации введен порядок  составления и государственной  регистрации паспорта бартерной  сделки, предусматривающий ответственность  российской стороны за своевременный  ввоз товаров на сумму, эквивалентную  сумме вывезенных товаров, или зачисление на счета уполномоченных банков валютной выручки от суммы вывезенных товаров. При этом регистрация паспорта сделки, осуществление таможенных процедур сопровождаются контролем объема поставок и обоснованности выбора цен с  учетом уровня цен мирового рынка.

Другим видом товарообменной операции являются встречные закупки.

В зависимости от объема обязательств возможны три варианта встречных закупок.

Первый вариант  предполагает, что обязательство  встречной закупки содержит контракт купли-продажи. В нем предусматривается, что импортер оплатит полную стоимость  товаров против документов, подтверждающих поставку, а экспортер принимает  на себя обязательства купить не позже  установленного срока встречные  товары на всю сумму экспортного  контракта.

В этом варианте стороны  заключают основной и дополнительный контракты, меняясь в них ролями продавца и покупателя.

Второй вариант  встречных закупок предусматривает  подписание основного контракта, согласно которому импортер оплачивает часть  суммы денежными средствами (например, 70%), а остальную часть (30%) – встречными поставками товара. На сумму встречных  поставок заключается дополнительный контракт, отражающий основные обязательства  импортера заключить поставку встречных  товаров согласованной номенклатуры, определенного качества и уровня цен. В случае неисполнения встречных  обязательств по дополнительному контракту  импортер основного контракта обязан оплатить экспортеру всю оставшуюся сумму (в нашем примере – 30%) деньгами.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс