Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:22, реферат

Описание работы

С момента либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вопросам организации и управления внешнеторговыми операциями уделяется повышенное внимание, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Весьма динамично развивается законодательная база в данной области экономической деятельности в связи с общемировыми тенденциями унификации методологической базы международной торговли, усиления интеграционных процессов, появлением новых форм и методов торговли.

Файлы: 1 файл

Внешнеэкономическая деятельность (реферат).docx

— 67.47 Кб (Скачать файл)

Третий вариант  встречных закупок товаров предполагает заключение основного контракта, по которому примерно половину стоимости  поставленного товара импортер оплачивает денежными средствами, а оставшуюся половину – встречной поставкой  товаров. Но он осуществляет встречную  поставку авансом, предварительно, т. е. до основной поставки. Такие встречные  закупки называются авансовыми, или  предварительными. Они применяются, например, в отраслях машиностроения и дают возможность экспортеру вначале  получить материалы, комплектующие, а  затем изготовить товар и осуществить  экспортные поставки. Контракты на основную поставку и на предварительную  поставку связаны между собой  таким образом, что окончание  исполнения обязательств по встречной  авансовой поставке товаров является началом исполнения обязательств по основной поставке.

В большинстве случаев  экспортеры принимают на себя встречные  обязательства по закупкам под давлением  импортеров, но встречный товар покупают не на полную сумму экспорта. Обычно после согласования цены товара импортер ставит как обязательное условие  контракта закупку экспортером  товаров в его стране на определенную сумму (в процентах от сделки) и  настаивает на внесении этого условия  в контракт. Туда же включаются и  штрафные санкции за невыполнение этого  условия (в размере от 20 до 50% от суммы  неисполненных обязательств). Для  экспортера обычный коммерческий контракт намного выгоднее, чем встречная  закупка. Однако под давлением обостряющейся  конкуренции и заинтересованности в сбыте собственной продукции  экспортер соглашается на встречную  закупку, и тогда основным предметом  переговоров становится определение объема таких закупок. Импортер очень тщательно готовится к таким переговорам, проводит маркетинговые исследования, изучает основных конкурентов, их цены и старается предугадать, на какую уступку по объему встречной торговли может пойти экспортер.

Договорившись об объеме встречных закупок, контрагенты  начинают переговоры о структуре  встречных товаров.

Операции с давальческим сырьем в международной практике называются толлингом, они имеют  признаки встречной торговли, являются сбалансированными, безвалютными и  заранее оцененными.

По заключенным  контрактам одна из сторон экспортирует исходное сырье и импортирует  продукты переработки или готовую  продукцию, другая – перерабатывает это сырье (называемое давальческим) своими средствами. За переработку  экспортеры сырья осуществляют дополнительную поставку.

Так же как и во встречной торговле, взаимные обязательства  сторон оформляются одним контрактом. Оценке подлежат стоимость сырья, переработки  и готовой продукции.

По существующему  законодательству давальческое сырье  может быть ввезено на территорию России по таможенным режимам «переработка на таможенной территории» либо «переработка под таможенным контролем». Эти режимы означают, что продукт может быть ввезен в страну без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Для ввоза каждой партии товара необходимо получить лицензию таможенного органа. В лицензии должны быть указаны срок переработки (он не должен превышать  двух лет) и количество готового продукта, которое должно быть вывезено после  переработки.

Особенностью исполнения контрактных обязательств по толлингу является то, что выплата штрафных санкций и возмещение убытков  предусматриваются в основном в  товарной, а не в денежной форме. Если поставщик сырья виновен  в опоздании поставки или в  поставке сырья ненадлежащего качества, то он по требованию переработчика  обязан поставить дополнительное количество сырья, стоимость которого покроет  суммы штрафов или возмещение убытков.

Сделки с давальческим сырьем приобрели в последнее  время важное значение для России, поскольку такая форма торговли для российских предприятий часто  является спасением от банкротства, обеспечивает загрузку рабочих мест и функционирование предприятия. Вместе с тем сильная ориентация на давальческую схему наносит вред отечественному рынку и сильно влияет на перспективы  развития данного предприятия, приводя  к деградации организационных структур предприятия.

Выкуп техники, бывшей в употреблении, является эффективным  коммерческим приемом ведения встречных  операций, поскольку для экспортера – это возможность продать  более совершенную, более дорогую  продукцию, а для импортера –  возможность не только освободиться от морально устаревшей техники, но и  продать ее по остаточной стоимости, т. е. учесть ее в стоимости новой  приобретаемой техники.

Стоимость выкупленной  техники засчитывается в платеж за новую и составляет в зависимости  от состояния, модели, года изготовления и других условий примерно 10–20% стоимости  новой.

Наиболее широко этот коммерческий прием применяется  при сбыте легковых и грузовых автомобилей, компьютерной и копировальной  техники, морских судов, сельскохозяйственных машин, стандартного металлообрабатывающего и деревообрабатывающего оборудования. Российские предприниматели начали применять такой метод торговли на внутреннем рынке для легковых автомобилей и компьютерной техники.

Главная особенность  выкупной операции и трудность в  ее реализации заключается в том, что экспортеру необходимо произвести реновацию выкупленной техники, включающую производственные операции по проведению диагностики, замене быстроизнашивающихся деталей, перекраске. Только после этого  экспортер вновь может продать  выкупленную технику, совершив операцию повторной продажи. Конечно, повторная  продажа обновленной техники  рассчитана на покупателя с более  низкими потребительскими требованиями, но и она приносит прибыль экспортеру. В этом случае экспортер прибегает, как правило, к помощи посредников, заключая с ними соглашения на условиях комиссии, дистрибьюции и др.

Компенсационные операции по своей сути представляют бартерные (товарообменные) операции. От бартерной  сделки компенсационная сделка отличается двумя моментами:

1) в бартерной  сделке обменивают товар на  товар, а в компенсационной  – список товаров на список  товаров;

2) бартерная операция  строго сбалансирована, а в компенсационной  сделке может быть разница  между стоимостью взаимных поставок.

Если между суммами  поставляемых товаров есть разница, то она должна храниться контрагентом-должником  на специальном счете в банке  страны контрагента, поставляющего  товар на большую сумму. Эта разница  должна быть потрачена должником  в стране контрагента, поэтому она  называется «неконвертируемым сальдо».

Наиболее часты  примеры компенсационной сделки при продаже сложных технологических  установок. Во время переговоров  импортер, например, ставит обязательным условием доукомплектование оборудования собственными линиями. Этим импортер снижает  свои затраты.

Компенсационные операции применяются и в контрактах подряда. В этом случае фирма одной страны строит на своей территории завод, используя  полученное от контрагента оборудование и технологию фирмы другой страны, а рассчитывается за это продукцией, произведенной по технологии и на оборудовании контрагента.

Техника осуществления  компенсационной сделки следующая:

• каждый контрагент готовит два списка товаров: в  одном – товары, которые он может  предложить, в другом – товары, которые  он хотел бы приобрести;

• на переговорах  контрагенты обсуждают номенклатуру поставляемых товаров и в результате составляют два списка;

• контракт подписывается  с двумя приложениями (перечнями  товаров, поставляемых друг другу, с  указанием цен).

Конкуренция современных  производителей товаров в различных  странах существенно обостряет  проблему сбыта как внутри стран, так и особенно в международной  торговле. С целью повышения своей конкурентоспособности на рынках товаров производители и продавцы объединяют свои усилия в сфере реализации товаров. Они создают совместные сбытовые структуры, используют сбытовые сети друг друга, проводят совместные рекламные кампании.

Кооперация по сбыту  представляет собой сотрудничество независимых производителей и оптовых  продавцов при реализации товаров, осуществляемое с целью продвижения  на рынок и повышения конкурентоспособности  их товаров.

Кооперация по сбыту, которая относится только к сфере  реализации товаров, называется сбытовой, а если и к производству – производственно-сбытовой.

Целями производственно-сбытовой кооперации являются совместная разработка новых видов продукции, специализация  кооперирующихся сторон на производстве узлов и деталей изделий и  совместный их сбыт.

Наибольшее развитие производственно-сбытовая кооперация получила в различных отраслях машиностроения, в автомобильной, авиационной промышленности.

Кооперирующиеся стороны  заключают соглашение о производственной и сбытовой кооперации, в котором  определяют и четко разграничивают права и обязанности сторон, порядок  взаимодействия и ответственность.

В развитие и дополнение соглашения стороны подписывают  конкретные контракты и договоры на взаимную поставку комплектующих  узлов и деталей с приложением  позиционных цен и сроками  поставки.

Франчайзинг является одним из действенных способов кооперации по сбыту товаров и услуг достаточно известной фирмы (франчайзера) через  специально созданную при ее участии  сбытовую компанию (франчайзи) благодаря  предоставленному франчайзером праву  использовать его товарный знак и  ноу-хау.

В российской практике франчайзинг стал применяться сравнительно недавно, однако в ГК РФ уже введена  гл. 54 «Коммерческая концессия», регулирующая взаимоотношения сторон при передаче прав на использование товарного  знака, фирменного наименования, знаков обслуживания, ноу-хау и других нематериальных активов, в случае если они используются в коммерческих целях с получением дохода.

Наибольшее применение франчайзинг находит в сфере  услуг: индустрия туризма, сервис бытовой  техники, система быстрого питания, авторемонт.

Договор коммерческой концессии – франчайзинг должен быть зарегистрирован в Роспатенте, что подтверждает переуступку прав на использование товарного знака  и имеет важное значение в случае возникновения споров сторон при  ограничении прав его использования.

В международной  практике коммерческой деятельности аренда и финансовая аренда (лизинг) являются весьма перспективными видами предпринимательства, поскольку составляют серьезную  конкуренцию коммерческим операциям  купли-продажи в кредит.

Аренда предполагает передачу арендодателем во временное  пользование арендатору имущества  за согласованную арендную плату  на определенный срок с целью получения  коммерческой выгоды.

Арендная операция для арендатора удобна тем, что в  отличие от покупки ему не нужно  мобилизовывать собственные или  заемные средства для приобретения, например, оборудования, он может начать предпринимательскую деятельность с гораздо меньшим капиталом, выплачивая арендные платежи по мере реализации изготовленной продукции  и получая при этом прибыль.

Для арендодателя арендная операция удобна тем, что в отличие  от продажи он, получая арендные платежи, остается собственником имущества  и по истечении срока аренды может  вновь его сдать или продать  по остаточной стоимости.

Номенклатура товаров, которые сдаются в аренду, очень  широка: легковые и грузовые автомобили, самолеты, танкеры, контейнеры, дорожно-строительные механизмы, видеотехника, средства связи, причалы и даже предприятия, т. е. движимое и недвижимое имущество, относящееся  к основным средствам, использование  которого позволяет извлекать прибыль.

В международной  практике различают три вида аренды в зависимости от продолжительности:

• краткосрочная  аренда – рейтинг, продолжительность  которой может составлять от нескольких часов, дней, месяцев до одного года;

• среднесрочная  аренда – хайринг, предполагающая сдачу  в аренду на срок от 1 до 3 лет;

• долгосрочная аренда – на срок более трех лет.

Долгосрочную аренду (лизинг) называют финансовой арендой,

поскольку в такой  сделке участвуют три стороны, одна из которых – лизинговая компания – сначала финансирует покупку  имущества, а затем передает ее во временное пользование.

Экономические мотивы применения лизинга по сравнению  с закупкой по кредиту состоят  в следующем:

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс