Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа
Предметом исследования являются теоретические основы внешнеэкономической деятельности, особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине, зарубежный опыт регулирования ВЭД и повышение эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности.
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и смысл государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, выявить особенности формирования, реализации и направления совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине.
Введение .......................................................................................................................................3
Раздел 1. Теоретические основы регулирования внешнеэкономической деятельности ......5
1.1. Сущность и основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности .....................................................................................................5
1.2. Виды внешнеэкономической деятельности ...........................................................6
1.3. Основные направления внешнеэкономической деятельности ............................11
1.4. Методы и формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ............................................................................................................................................15
Раздел 2. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине ..........................................................................................................................23
2.1. Основные законодательные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность .............................................................................................................................................23
2.2. Органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности27
2.3. Анализ эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине ..........................................................................................................................28
Раздел 3. Зарубежный опыт регулирования внешнеэкономической деятельности (на примере Японии) ................................................................................................................................... 33
Раздел 4. Рекомендации по повышению эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности ....................................................................................................38
4.1. Совершенствование государственного стимулирования экспорта в Украине ...38
4.2. Перспективные направления государственного регулирования ..........................39
Заключение ...................................................................................................................................44
Список используемой литературы ..............................................................................................46
5. Торговля лицензиями. Речь идет
о предоставлении на
6. Путешествия, туризм и
Экспортирование и импортирование изделий является для большинства стран основным источником международных прибылей и расходов. Среди компаний, которые принимают участие в международном бизнесе, преобладают те, что по большей части занимаются импортом и экспортом, чем каким-нибудь другим видом операций.
Импорт и (или) экспорт продукции часто является первой внешнеэкономической операцией, что проводится той или другой фирмой. Это объясняется тем, что на начальной стадии привлечения к международному бизнесу эти операции предусматривают обычно минимальные обязательства и наименьший риск для ресурсов фирмы. Например, фирмы могут увеличивать экспорт продукции путем загрузки своих избыточных мощностей, шо возводит к минимуму потребность в дополнительных капиталовложениях. Кроме этого, они могут прибегать к услугам торговых посредников, что за комиссионные возьмутся осуществлять экспортно-импортные функции, устраняя, таким образом, и необходимость в привлечении опытного персонала для внешнеторговых операций.
Международный лизинг - предоставление
в долгосрочную аренду (на срок свыше
12 месяцев) производственного
Роялти (royalties) является выплатами за использование активов, которые находятся за границей, например фирменных знаков, патентов, авторских прав или других видов экспертных документов, в соответствии с подписанными контрактами, так называемыми лицензионными соглашениями (licensing agreements). С помощью роялти оплачивается также франчайзинг (franchising), то есть такой способ ведения бизнеса, при котором одна сторона - франшизер (franchiser) продает другой независимой стороне - франшизе (franchisee) право на пользование своим фирменным знаком, что является существенным активом для фран-шизи. Кроме того, франшизу на длительной основе помогает партнеру в осуществлении хозяйственных операций, поставляя полуфабрикаты и комплектующие, предоставляя управленческие услуги и технологии. Достаточно часто фирмы прибегают к приобретению иностранных лицензий или франчайзинга после того, как они достигают успехов в экспорте своей продукции на внешнем рынке. Этот шаг обычно допускает принятие на себя больших обязательств в международном плане, чем экспортная деятельность. Ответственность бывает преимущественно вызвана тем, что фирма должна направить опытный технический персонал за границу для содействия лицензиату или держателю франшизы, в создании и адаптации его производственных мощностей для выпуска нового изделия.
Контрактная форма ВЭД является противоположной предыдущей, поскольку означает осуществление деятельности за границей. Комиссионные (fees) являются ничем другим, как оплатой за осуществление определенной деятельности за границей, в частности: проведения банковских операций, страхования, аренды или проката (например фильма "Звездные войны"), проектно-конструкторских работ и управленческих услуг. Проектно-конструкторские работы, как правило, проводятся в рамках операций "под ключ" (turnkey operations), которые предусматривают формирование на контрактной основе производственных мощностей, переданных в эксплуатацию заказчику после обеспечения их полной готовности к началу эксплуатации. Комиссионные выплаты за управленческие услуги обычно являются результатом предварительно подписанных контрактов на управление (management contracts) или достигнутых договоренностей, в соответствии с которыми одна фирма предоставляет другой управленческий персонал для общего руководства или специализированных управленческих функций.
В процессе интернационализации производства происходит трансферт капитала одной страны в другую в денежной или вещевой форме, известный як "международные инвестиции". Различают два вида международных инвестиций: прямые и портфельные. Прямые инвестиции являются разновидностью иностранных, что сопровождаются контролем за деятельностью компании даже в случае приобретения небольшой частицы ее акций (на уровне 10 %). Владение контрольным пакетом акций заграничного предприятия является наивысшим типом обязательств относительно внешнеэкономических операций. Оно не только предусматривает право собственности на прибыль из капитала, но обычно означает и более интенсивный обмен квалифицированными специалистами и новыми технологиями между странами, чем в случае отсутствия контрольного пакета акций в заграничном производстве. В результате высокого уровня обязательств прямые инвестиции чаще (но не всегда) всего становятся возможные после того, как фирма приобрела опыт в осуществлении экспортно-импортных операций. Операции относительно прямых капиталовложений могут быть начаты с целью открытия доступа к определенным ресурсам или рынку реализации продукции фирмы. Например, фирма "Кока-кола" использует свои прямые инвестиции в Украине для производства безалкогольных напитков, поскольку это дает возможность обеспечить доступ к ресурсам и дешевой рабочей силе. Эта фирма имеет также прямые капиталовложения в Европе, Азии, Южной Америке, Австралии, Африке, что были сделаны как средство приобретения рынков тех стран, в которых это производство не налажено.
Когда две или больше организаций имеют право собственности на прямые инвестиции в одну компанию, то подобное ведение операций определяется сроком "совместное предприятие" (joint venture). Отмеченный тип совместного предприятия, известный як "смешанное предприятие" (mixed venture), характеризуется участием государственных органов в частной компании, как, например "Международные авиалинии Украины".
К "портфельным" инвестициям могут быть отнесены как долговые обязательства, так и акции фирмы. Фактором, который позволяет отличить данный тип инвестиций от прямых, является отсутствие контроля за деятельностью фирмы, которая принимает инвестиции. Иностранные "портфельные" инвестиции важны почти для всех фирм, которые ведут международные операции. К ним прибегают, в основном, с целью решения финансовых заданий. Финансовые отделы корпораций обычно переводят средства из одной страны в другую для получения более высокой прибыли за счет краткосрочных капиталовложений. Они также используют ссуды разных стран.
Стоит также отметить, что деятельность большинства компаний за границей связана с использованием двух основных форм ведения международного бизнеса: товарного экспорта и прямых инвестиций. Эти формы существенно влияют на правила регуляции потоков частного бизнеса между странами. Другие формы ведения бизнеса - лицензирование и заключение контрактов "под ключ" - не менее важные, а для некоторых конкретных фирм или стран они могут иметь решающее значение.
В системе внешнеэкономических отношений государства основное место принадлежит внешнеторговой деятельности. Цель государственного регулирования внешнеторговой деятельности – установление наиболее благоприятных условий для отечественных производителей, стимулирование вывоза национальных товаров на рынки других стран и ограничение ввоза иностранных товаров в свою страну.
Основными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство. Традиционный протекционизм — это теория и практика регулирования внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной: конкуренции.
На практике протекционизм развивается
и применяется с периода возник
Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в 19 в. в процессе соперничества с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах.
Представители этой теории указывают на тот очевидный факт, что под защитой протекционизма проходили становление и развитие американской, германской, французской промышленности и национального капитала.
В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.
Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.
В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности, протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.
Основными аргументами, выдвигаемыми противниками протекционизма против этой теории, являются следующие:
1. Протекционизму присуща
2. В условиях протекционизма
секторы национальной
3. Протекционизм обладает
4. Протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит за товар причем, не только за импортный, облагаемый таможенной пошлиной, но и за товары национальной промышленности.
5. В условиях протекционизма
национальная экономика не може
1. Отраслевой протекционизм, направленный на защиту возникающих и оформляющихся отраслей промышленности и аграрного сектора (отрасли ВКП, молодые отрасли НТР и сельского хозяйства).
2.Скрытый протекционизм, для осуществления которого используются механизмы внутренней экономической политики.
3. Селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является «эмбарго» — запрет на поставки.
4.Интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение в отношении всех остальных мегасубъектов.
Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (тарифы на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры.
Тарифы на импорт, или импортная пошлина, — это мера протекционизма, в условиях которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, и к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. В результате получается величина, равная мировой цене, умноженной на ставку тарифа.
Тарифы на импорт защищают отечественных производителей, занятых импортозамещающих отраслях, конкурирующих с ними, но отечественные потребители проигрывают, поскольку им приходится оплачивать тариф на импорт.
Свободная торговля — политика невмешательства государства в международную торговлю (free trade — фритредерство). В этом случае последняя осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно.
Поскольку фритредерство является противоположностью ортодоксального протекционизма, то все его позитивные аспекты выступают как критика протекционизма. Положительные воздействия свободной торговли состоят в том, что она:
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность Украины