Внешнеэкономическая деятельность Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются теоретические основы внешнеэкономической деятельности, особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине, зарубежный опыт регулирования ВЭД и повышение эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности.
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и смысл государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, выявить особенности формирования, реализации и направления совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине.

Содержание работы

Введение .......................................................................................................................................3
Раздел 1. Теоретические основы регулирования внешнеэкономической деятельности ......5
1.1. Сущность и основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности .....................................................................................................5
1.2. Виды внешнеэкономической деятельности ...........................................................6
1.3. Основные направления внешнеэкономической деятельности ............................11
1.4. Методы и формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ............................................................................................................................................15
Раздел 2. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине ..........................................................................................................................23
2.1. Основные законодательные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность .............................................................................................................................................23
2.2. Органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности27
2.3. Анализ эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине ..........................................................................................................................28
Раздел 3. Зарубежный опыт регулирования внешнеэкономической деятельности (на примере Японии) ................................................................................................................................... 33
Раздел 4. Рекомендации по повышению эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности ....................................................................................................38
4.1. Совершенствование государственного стимулирования экспорта в Украине ...38
4.2. Перспективные направления государственного регулирования ..........................39
Заключение ...................................................................................................................................44
Список используемой литературы ..............................................................................................46

Файлы: 1 файл

Курсовая ВЭД.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

Одним из главных направлений в  ВЭД Украины должно стать сохранение, а в перспективе и расширение сбыта своей продукции в страны ближнего зарубежья. В конце 90-х гг. в экспорте продукции страны СНГ занимали чуть выше 13%. Из года в год объем торговли Украины с государствами СНГ сокращался, но только в последние годы импорт из СНГ стал стабильно меньше экспорта. Большинство украинских предпринимателей недооценивает значение реализации продукции и услуг в близрасположенных странах. По-прежнему предприниматели, занимающиеся внешней торговлей и другими формами ВЭД, ориентируются на страны Европы, Америки, Азии, хотя можно с уверенностью сказать, что многим субъектам краины гораздо легче сбывать (продавать) свою продукцию в ближнем зарубежье.

Стимулирование экспорта невозможно без радикальной перестройки  организаций, занимающихся страхованием ВЭД. Пока государство будет индифферентным к функционированию появившихся маломощных и слабых частных страховых компаний и не сделает адекватные инвестиции в эту часть финансового рынка, страхование рисков не будет соответствовать времени, и это будет снижать эффективность всей ВЭД.

 

 

4.2. Перспективные направления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

 

 

Становление рыночного  отношения на современном этапе  требует двоякого видения проблематики внешнеэкономической деятельности. В связи с этим возникает и  соответствующее отношение к ней как, с одной стороны, к объекту целенаправленного организационно-экономического влияния с целью стимулирования предпринимательской активности и отладки стойких саморегулирующих рыночных связей и механизмов, а с другой - как к ускорителю прогрессивных преобразований в структуре общественного воспроизводства, источника передовых технологических и организационных идей в области управления общественно-производственными системами.

В Концепции  внешнеэкономической деятельности Украины декларируется несколько основных принципов: экспорт должный быть доведён до 45-50% от валового национального продукта, достижение такого уровня позволит сбалансировать внешнюю торговлю; гарантии внешнеэкономической деятельности, юридическое равноправие всех субъектов ВЭД и верховенство закона.

Для реализации первого принципа необходимо создать  условия для конкуренции украинских товаров на внешнем рынке. Однако, без вступления Украины во Всемирную  Торговую Организацию (ВТО, до 1994 года — ГАТТ) это практически невозможно. Что же касается членства в Европейском Союзе, здесь для получения статуса ассоциированного члена ЕС пойдет лет шесть. При этом убытки Украины только по демпинговым штрафным санкциям (главным образом через нечленство в ВТО) составили 2 млрд. долларов США.

Ситуация усугубляется тем, что много украинских производителей меняют высоколиквидную продукцию (металл, продукцию химической промышленности и т.п.) на ширпотреб не первой необходимости (продукты питания, спиртное, табачные изделия и т.п.). Поэтому либерализация внешнеэкономической деятельности — шаг прогрессивный, но при том условии, если реализацией экспорта будет заниматься производитель продукции.

В стратегии  экономического роста важное место  принадлежит повышению эффективности  внешнеэкономической политики, которая должна быть направлена на укрепление позиций Украины в мировой торговле и обеспечивать выход на новые рынки. Одним из способов достижения этой цели является диверсификация внешнеэкономической деятельности, которая может стать механизмом стимулирования дальнейших структурных превращений в экономике, качественной перестройки всей системы внешнеэкономических связей.

Диверсификация  экспорта обуславливает формирование его эффективности и оптимальной  структуры, расширение ассортимента товаров, постепенное увеличение части высокотехнологической продукции и товаров с высокой степенью обработки, а также освоение украинскими производителями и экспортерами новых рынков товаров, технологий, капиталов и услуг. Диверсификация импорта предполагает резкое уменьшение зависимости от импорта важных факторов производства (энергоносителей и стратегических видов сырья) и разнообразие источников снабжения этих компонентов, а также создание в Украине импортозамещающих производств на основе новейших передовых технологий. Диверсификация внешнеэкономической деятельности разрешит ликвидировать чрезвычайную (от 20 до 90 %) зависимость экономики Украины от монопольных импортных рынков снабжения стратегически важных товарных позиций (энергоносителей, сырьевых и других материальных ресурсов) для жизненно важных областей производства, а также ликвидировать безальтернативную ориентацию для тысяч украинских предприятий. Это будет оказывать содействие развитию внешнеторговой инфраструктуры (информационной, законодательной, маркетинговой, организационной, трейдерской, биржевые, выставочной, рекламной и т.п.), разнообразные источники финансирования в условиях конкурентной борьбы на международных рынках.

Сложности национальной экономики Украины требуют от субъектов предпринимательской  деятельности искать новые рынки сбыта для своей продукции, что в условиях довольно твердой конкуренции является сложной задачей. Требовательность потенциальных покупателей приводит к тому, что предприниматель просто вынужден делать все возможное для того, чтобы его товар отвечал наилучшим аналогам. Уровень качества предлагаемых товаров и услуг обязанный поддаваться своевременной модернизации и улучшению, что, в свою очередь, приводит к тому, что в Украине появляется все большее количество современных предприятий.

Необходимость и важность внешнеэкономической  деятельности подтверждает тот факт, что экспорт украинской продукции  дает возможность если не увеличить  количество рабочих мест, то хотя бы сохранить их количество, в условиях снижения объемов реализации на внутреннем рынке. Прямой выход предприятий на внешний рынок не означает, что в условиях рыночного отношения они будут осуществлять экспортно-импортные операции прямо. Предприятия имеют право выбора: вести свои дела прямо или через посредника. При этом самостоятельный выход на внешние рынки не может пользоваться преимуществом как универсальный и единственно оправданный. Этот метод желательно применять лишь в начальный период, в период становления рыночной системы ведения внешнеэкономических связей.

Непосредственный выход производителя товара на внешний рынок - один из вариантов ведения экономических отношений с заграничными контрагентами. Широкий переход к прямым внешнеэкономическим связям можно рассматривать как результат отсутствия возможностей дальнейшего развития межотраслевого разделения труда и необходимости ускоренного развития внутриотраслевого. С этой точки зрения следует придавать большое значение развитию прямых связей между предприятиями.

Прямые связи  не могут ограничиться ростом эффективности  только этого вида международного экономического сотрудничества. Прямые связи разрешают развивать экономическое сотрудничество более целенаправленно, упрощают решения многих экономических задач. Все это так или иначе оказывает содействие экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, приводит к повышению эффективности производства предприятий, которые принимают участие в этих связях. Развитие прямых связей с партнерами из заграничных стран целесообразно в результате диверсификации производства, периодической обновляемости номенклатуры товаров, которые выпускаются. Это явление стало повсеместным в передовых промышленных странах, его необходимость ощущается и в Украине.

Современные предприятия  получают постоянный экономический  выигрыш на международном рынке, да и внутри государства лишь в том случае, если они мобильны в изменении технологии производства, изменении номенклатуры изделий, не ограничиваются выпуском стандартной однородной продукции. Гибкость в восстановлении выработанных товаров возможна в случае, если предприятиям не мешает ведомственный аппарат, если они свободны в выборе изделий и времени их производства. Таким образом, только изменения внутригосударственного хозяйственного механизма разрешили заинтересованным предприятиям устанавливать прямые связи.

В рыночных условиях прямые связи фактически означают включение  отдельных звеньев украинской экономики  в систему международного разделения труда на основе самостоятельного использования  принципов товарно-денежных отношений. Важным аспектом внешнеэкономической деятельности является привлечение иностранных инвестиций. Для иностранных инвесторов в данный момент наиболее интересными являются следующие области экономики: внутренняя и внешняя торговля, пищевая промышленность, биотехнология, химия, фармацевтика, машиностроение, металлургия. Для украинской экономики наиболее необходимы инвестиции в энергосберегающие технологии, топливно-энергетический комплекс, химико-фармацевтический комплекс, агропромышленный комплекс, металлургию, самолетостроение, транспорт и связь. Украинская экономика интересна для иностранных инвесторов, однако сдержанность потенциальных иностранных инвесторов в контактах с украинскими партнерами легко объяснима с позиций макроэкономической нестабильности и недостаточности правовых гарантий защиты инвестируемых средств.

Говоря о  перспективах развития внешнеэкономических  связей, следует учитывать следующие  факторы:

• высокий уровень  производственного потенциала (например, производства электроэнергии);

• систему транспортной связи;

• уровень образованности и квалификации работников;

• научно-технические  возможности Украины (благодаря  которым создаются ракетно-космическая  техника, парогазовые и паровые  турбины);

Перспективными  направлениями осуществления внешнеэкономической  деятельности является торговля высокотехнологическим оснащением. Необходимо максимально использовать выгодное геополитическое положение, увеличивая объемы транзитных перевозок. Учитывая высокие потенциальные возможности агропромышленного комплекса Украины, развитие экспорта продукции данной области экономики на основе внедрения ресурсосберегающих технологий - одно из перспективных направлений деятельности. Развитие международного туризма на территории Украины — еще одно перспективное направление внешнеэкономической деятельности.

В четвертой части курсовой работы даны рекомендации по повышению эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности, а также рассмотрены перспективные направления государственного регулирования ВЭД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Мировое хозяйство развивается. Сейчас все сильнее и сильнее чувствуется тенденция глобальной интеграции, необходимость расширения участия стран в международных связях. Для реализации этого нужно: последующее усовершенствование тарифной политики; разработка системы мер государственной поддержки экспорта, а также проведение активных стабилизирующих действий в области кредитно-денежной политики и обменного курса. То есть речь здесь идет о комплексной государственной регуляции внешнеэкономической деятельности, причем в это занятие в первую очередь укладывается целеустремленный механизм системы мероприятий повышения экономического благосостояния государства, путем поддержки конкурентоспособных национальных производств на внешних рынках и привлечения капитала для организации новых эффективных предприятий внутри страны. Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной порождает ошибочное представление о необходимость устранения государства из сферы экономических превращений.

На деле, роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике растет. Если в прежней системе всесильное тоталитарное государство во внешнеэкономической сфере, в первую очередь осуществляет функцию сохранения сформированной и плановой экономики, которая разъедается кризисом, что распространяется, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы, путем регуляции внешнеэкономической деятельности - одной из важнейших составляющих экономики. Ведь, один из наиболее потенциальных путей «спасения и процветания» национальной экономики - это интеграция национальной экономики в мировое хозяйство и внешнюю торговлю.

Для формирования комплексной скоординированной системы необходимы последующие шаги в области экспортной, таможенной, налоговой политики и организационного содействия внешнеторговым операциям. Только в этом случае внешнеэкономическая деятельность из подручного и малоэффективного средства сводки текущих и хронических дефицитов во многих государствах, станет могучим катализатором роста народного благосостояния, подъема экономики, стимулом научно-технического прогресса.

В курсовой работе рассмотрены сущность и смысл внешнеэкономической деятельности, выявлены особенности формирования, реализации и направления совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине, исследованы и сформулированы рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине.

Курсовой работой выполнены  такие задачи: определена сущность и цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, основные виды и направления внешнеэкономической деятельности, методы и формы госрегулирования; ознакомится с основными законодательными актами и системой органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в нашей стране, проанализирована эффективность регулирования ВЭД в Украине; исследовано регулирование ВЭД на примере Японии; порекомендованы перспективные направления государственного регулирования ВЭД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Закон України “Про зовнішьоекономічну діяльність”.
    2. Закон України “Про єдиний митний тариф”.
    3. Закон України “Про режим іноземного інвестування”
    4. Бровкова Е. Г., Продиус И. П. Внешнеэкономическая деятельность. – К.: Сирин, 2000 г. – 196 с.
    5. Внешнеэкономическая деятельность предприятий. Учебник для вузов под ред. Л. Е. Стровского, 2-е изд, перераб и доп. – К. , 1999 г. – 823 с.
    6. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник для вузов. Г.Д. Гордеев и др. Под ред. проф. Л.Е. Стровского. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. – 408 с.
    7. Герчикова И. Н. Международное коммерческое дело. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996 г. – 501 с.
    8. Дегтярева О. И., Полянова Т. Н., Саркисов С. В.. Внешнеэкономическая деятельность, обучающнее пособие, 2-е изд. – К.: Дело, 2000 г. – 320 с.
    9. Державне регулювання економіки: Навчальний посібник / С.М.Чистов, А.Є.Никифоров, Т.Ф.Куценко та ін. – К.: КНЕУ, 2000. -316 с.
    10. Дідківська Л.І., Головко Л.С. Державне регулювання економіки. Навчальний посібник. К.: Т-во “Знання”, КОО, 2000. – 203 с.
    11. Державне регулювання економіки / За ред. акад. АНУ І.Р. Михасюка.- К.: Атіка, Ельга-Н, 2000. - 592с.
    12. Зовнішня торгівля: проблеми і перспективи / За ред. проф. О.А. Кириченка. - X., 1997. – 415 с.
    13. Мировая экономика. Учебное пособие для вузов/Под ред.И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 575 с.
    14. Международные экономические отношения: / Под ред. В.Е. Рыбалкина. М. 1999. – 325с.
    15. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фаминского. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Международные отношения, 1994. – 480 с.
    16. Стеченко Д.М.Державне регулювання економіки: Навчальний посібник. – К.:МАУП, 2000. – 176с.
    17. Управління зовнішньоекономічною діяльністю. Навчальний посібник/За ред.. А.І.Кредісова. – К.: ВІРА-R,  2002. – 552 с.
    18. Циганкова Т.М., Петрашко Л.П., Кальченко Т.В., Міжнародна торгівля. Навчальний посібник. К. 2001. – 215 с.
    19. Бобак Ю.А., Развитие внешнеэкономической деятельности в современных условиях 
      //Фінанси України. -2001. - №15.
    20. Вернер А.Д., Научно-теоретические подходы к исследованию направлений регулирования ВЭД //Економика України. -2000. - №10.
    21. Вернер А.Д., Государственные меры стимулирования экспорта в Украине 
      //Бизнесс. -2003. - №34.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность Украины