Внешнеэкономическая деятельность Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются теоретические основы внешнеэкономической деятельности, особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине, зарубежный опыт регулирования ВЭД и повышение эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности.
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и смысл государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, выявить особенности формирования, реализации и направления совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине.

Содержание работы

Введение .......................................................................................................................................3
Раздел 1. Теоретические основы регулирования внешнеэкономической деятельности ......5
1.1. Сущность и основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности .....................................................................................................5
1.2. Виды внешнеэкономической деятельности ...........................................................6
1.3. Основные направления внешнеэкономической деятельности ............................11
1.4. Методы и формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ............................................................................................................................................15
Раздел 2. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине ..........................................................................................................................23
2.1. Основные законодательные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность .............................................................................................................................................23
2.2. Органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности27
2.3. Анализ эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине ..........................................................................................................................28
Раздел 3. Зарубежный опыт регулирования внешнеэкономической деятельности (на примере Японии) ................................................................................................................................... 33
Раздел 4. Рекомендации по повышению эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности ....................................................................................................38
4.1. Совершенствование государственного стимулирования экспорта в Украине ...38
4.2. Перспективные направления государственного регулирования ..........................39
Заключение ...................................................................................................................................44
Список используемой литературы ..............................................................................................46

Файлы: 1 файл

Курсовая ВЭД.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

- экономических  мер оперативного регулирования  (валютно-финансового, кредитного  и иного) в пределах законов  Украины;

- решений  негосударственных органов управления  экономикой, принимаемых по их  уставным документам в пределах  законов Украины ;

- соглашений, заключаемых между субъектами  внешнеэкономической деятельности  и не противоречащих законам  Украины .

Высшим органом осуществления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является Верховный Совет Украины.

В Законе «О внешнеэкономической деятельности»  закреплены принципы таможенного регулирования  при осуществлении ВЭД (ст.13), а  также принципы лицензирования и квотирования (ст.16).

Внешнеэкономическая деятельность в Украине осуществляется с соблюдением субъектами внешнеэкономической деятельности требований антимонопольного законодательства (ст.20).

В третьем разделе Закона рассмотрены  специальные правовые режимы ВЭД.

В четвертом разделе описаны  экономические отношения Украины  с другими государствами (ст. 26,27).

Украина обязана осуществлять защиту прав и законных интересов субъектов  внешнеэкономической деятельности Украины за пределами Украины  согласно нормам международного права. Такая защита осуществляется по обращению указанных субъектов внешнеэкономической деятельности через представляющие интересы Украины дипломатические и консульские учреждения, государственные торговые представительства (раздел 5 Закона «О ВЭД»).

В разделе 6 Закона Украины «О ВЭД» была определена ответственность субъектов ВЭД. Согласно со статьей 33 было установлено, что в сфере ВЭД, что определяется этим и связанными с ним Законами Украины, могут применяться такие виды ответственности:

- имущественная ответственность;

- криминальная

Имущественная ответственность применяется в  форме материального возмещения прямых, косвенных убытков, упущенной  выгоды, материального возмещения морального ущерба, а также имущественных  санкции.

Уголовная ответственность во внешнеэкономической деятельности вводится только в случаях, предусмотренных уголовным законодательством Украины.

Споры, возникающие между субъектами внешнеэкономической  деятельности, иностранными субъектами хозяйственной деятельности в процессе такой деятельности, могут рассматриваться судами Украины, а также по соглашению сторон спора Международным коммерческим арбитражным судом и Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины и другими органами разрешения спора, если это не противоречит действующим законам Украины или предусмотрено международными договорами Украины. (раздел 6 Закона Украины «О ВЭД»).

Принятие этого Закона способствовало активизации связей украинской экономики  с мировым хозяйством, обеспечению защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдению ими законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности.

 

 

2.2. Органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

 

 

 Масштабы и эффективность внешнеэкономической деятельности существенно зависит от организации ее регулирования и управления, как на уровне государства (региона), так и на уровне предприятия.

Органы  государственного  управления,  которые  осуществляют   свои   функции   на

макроуровни, разделяются на общегосударственные и территориальные.

      Общегосударственные структуры регулируют деятельность всех субъектов нешнеэкономической деятельности  независимо от  форм  собственности и        территориального размещения.

 К  ним принадлежат Верховная  Рада  Украины, Кабинет  Министров  Украины, Национальный  банк,  Государственный  таможенный комитет,  Антимонопольный  комитет. 

Верховная Рада Украины – высший законодательный  орган. В  компетенцию  Верховной  Рады Украины входит принятие и изменение законов,  утверждения основных направлений внешнеэкономической   политики   и   структуры   органов государственной регуляции  внешнеэкономической  деятельности,  заключения международных     соглашений,     установки      специальных      режимов внешнеэкономической  деятельности.

 Кабинет   Министров  Украины определяет методы  осуществления  внешнеэкономической  политики  страны, координирует  деятельность  министерств  и   комитетов   по   регуляции        внешнеэкономической деятельности, принимает нормативные акты  по  вопросам такой деятельности, заключает международные соглашения и др.

  Министерство  экономики  обеспечивает проведение   единой   внешнеэкономической    политики,    координирует внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства и контролирует сдерживание ими условий международных соглашений,  употребляет  мероприятий  нетарифного регуляция  внешнеэкономической   деятельности.  

В рамках Министерства экономики работает четыре департамента.

1. Департамент  государственной политики в сфере внешней торговли.

2. Департамент  международного торгово-экономического  сотрудничества.

3. Департамент  торговых ограничений и контроля  за внешнеэкономической деятельностью.

4. Департамент  международного развития и европейской интеграции.

В современных  условиях ход экономической реформы  в Украине характеризуется тем, что центр притяжения переносится  на места, то есть в регионы. Все больше расширяются права регионов в  решении социально-экономических  проблем, учитывая внешнюю сферу. На региональном уровне, так как и на государственном, происходит становление системы управления вообще и внешнеэкономической деятельности в частности.

В органы местного управления ВЭД в Украине относятся:

- местные  Советы народных депутатов Украины  и их исполнительные и предписывающие органы;

- территориальные  подразделы (отделение) органов государственной  регуляции внешнеэкономической  деятельности Украины.

 

 

2.3. Анализ эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью в Украине

 

Главной составляющей в ВЭД Украины  является внешняя торговля. Государство  регулирует внешнюю торговлю с помощью  таможенных тарифов, лицензирования, квотирования товаров, введения специальных режимов  в экспортировании и т.п. Правительство  может осуществлять прямое или косвенное субсидирование экспорта.

С 90-х гг. в Украине происходит резкое сокращение применения административных методов регулирования внешней  торговли. Взятый курс либерализации  ВЭД соответствует тенденциям мирового сотрудничества, и он должен проводиться в стране с учетом сжатия украинского рынка для большинства ранее экспортируемой продукции, ведущего к остановке и банкротству значительного числа передовых предприятий обрабатывающей промышленности. Необходимо либо временное сохранение старых, либо введение новых соответствующих мер по защите украинских товаропроизводителей.

За 2005 году внешнеторговый оборот товарами и услугами возрос по сравнению с 2004 годом на 15,1% и составил 79474 млн. USD. Объемы экспорта товаров и услуг  увеличились на 6,4% (в 2004 году – на 39%), импорта – на 25,7% (26,9%). Положительное сальдо внешнеторгового баланса составило 1369,5 млн. USD (6918,6 млн. USD).

Экспорт товаров вырос на 5% относительно 2004 года, импорт – на 24,6%. Отрицательное  сальдо внешней торговли товарами составило 1854,3 млн. USD (положительное сальдо 2004 года достигло 3669,3 млн. USD). Коэффициент покрытия импорта экспортом – 0,95 (в 2004 году – 1,13). (Приложение А)

Рис. 2.1 Темпы роста (снижения) экспорта –импорта товаров

Высокий уровень импорта был  связан с улучшением условий для  ввоза товаров (либерализация импорта, в частности снижение таможенных тарифов и упрощение процедуры  таможенного оформления товаров  в качестве одной из мер реализации программы «Контрабанде – стоп») на фоне увеличения доходов население и роста инвестиционного спроса. В то же время рост экспорта был ограничен ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры и повышением тарифов на перевозку грузов.

Внешнеторговые сделки с товарами Украина осуществляла с партнерами из 203 стран мира. Наибольшие объемы экспортных поставок осуществлялись в Российскую Федерацию – 20,8% общего объема экспорта, Турцию – 6,2%, Италию – 5,7%, Германию – 4,3%, Польшу – 2,9%, США – 2,5%, Беларусь – 2,4%, Египет – 2,3%. (Приложение Б)

Наибольшие импортные поступления  осуществлялись из Российской Федерации – 36,5% общего объема, Германии – 8,9%, Туркменистана – 8,7%, Китая – 4,4%, Польши – 3,5%, Италии – 2,8%, Беларуси – по 2,5%, Франции – 2,2%.

Рост импорта товаров произошел по следующим группам: минеральные продукты, продукция химической промышленности (в 1,4 раза) и АПК (в 1,4 раза), металлопродукция – (в 1,4 раза), продукция легкой промышленности (в 1,7 раза), электрические и механические машины и оборудования (в 1,3 раза) (Приложение В). Наибольший удельный вес в импорте товаров занимают минеральные удобрения (32%) и механическое оборудование (17,55%).

Экспорт товаров увеличился в 2005 году на 124 %, в том числе по продуктам  растительного происхождения (1,49), готовым пищевым продуктам (1,13), полимерным материалам (1,3). Наибольший удельный вес в экспорте товаров занимают недрагоценные металлы и изделия из него (40,97%)

Рассмотрев географическую структуру  экспорта-импорта товаров за 2000-2005 года (Приложение Г), можно сделать вывод, что за этот период значительно возрос экспорт в страны СНГ, Африки, Азии, а снизился в страны Европы, ЕС и Америки. Импорт товаров за этот период значительно увеличился по всем странам.

Рис. 2.2.  Внешняя торговля экспорта-импорта товаров в 2000 – 2005 году.

В 2005 году во внешней торговле товарами между Украиной и странами ЕС наблюдается  противоположные тенденции: увеличение объемов экспорта товаров сопровождалось существенным ростом импорта.

Экспорт услуг за 2000-2005 гг. также  постепенно наращивал темпы. Импорт услуг из стран ЕС увеличился за период в 3,5 раза, из Африки в 6,8 раз, из стран СНГ в 2,4 раза.

Рис. 2.3 Внешняя торговля экспорта-импорта услуг в 2000 – 2005 году.

Увеличивающийся спрос на сырьевые товары и продукты с невысокой долей добавленной стоимости обеспечил огромный рост в Украине экспорта по расчетам, 10-12 млрд долл.

Рассмотрев внешнеэкономическую  деятельность в региональном разрезе  за 2005 г. (Приложение Д), наибольший удельный вес в общем объеме экспорта занимает Донецкая область (24,0%), Днепропетровская область (17,4%) и г.Киев (13,0%). Г.Киев занимает первое место по импорту товаров (36,4%).

Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины на 1.01.06 составили 16375 млн. дол.США, что в 1,8 раза больше чем на 1.01.05 и в 5 раз больше чем на 1.01.00 (Приложение Е).

Наибольший объем инвестиций на 1.01.2006 г. в Украину поступил из Германии (33,6%), Кипра (9,5%), Австрии (8,7%) и США (8,4%).

Украинская экономика должна учитывать опыт внешнеэкономических связей, который накоплен в развитых странах, и эффективно применять мероприятия по организационно-экономическому и политико-правовому стимулированию экспорта, радикальному изменению структуры импорта. Нельзя забывать о расширении совместных предприятий и увеличении их значимости в экономике.

 

Во второй части курсовой работы рассмотрены особенности государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности в Украине.

Правовые, экономические и организационные  основы внешнеэкономической деятельности определены в Законе Украины от 16 апреля 1991 г. «О внешнеэкономической деятельности» и получили развитие в некоторых других законодательных актах.

Высшим органом осуществления  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности является Верховный Совет Украины.

Проведя анализ эффективности государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности  в Украине можно  сказать, что главной составляющей в ВЭД Украины является внешняя  торговля. Государство регулирует внешнюю  торговлю с помощью таможенных тарифов, лицензирования, квотирования товаров, введения специальных режимов в экспортировании и т.п. Правительство может осуществлять прямое или косвенное субсидирование экспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ)

 

Активное участие государства  в организации и осуществлении  внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – характерная особенность  Японии на протяжении последних четырех  десятилетий. Государственное регулирование охватило практически все стадии ВЭД, начиная от анализа ситуации в стране и за рубежом, выработки внешнеэкономической стратегии, определения структурных и географических приоритетов и кончая использованием широкой системы мер контрольно-регулирующего и финансово-стимулирующего характера.

Продуманная государственная политика регулирования ВЭД стала одним  из главных рычагов превращения  внешнеэкономических связей в действенный  фактор развития страны. Она способствовала интеграции Японии в мировое хозяйство с максимальным учетом национальных интересов, превращению ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный международный экономический, научно-технический, финансовый и торговый центр.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность Украины