Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа
Предметом исследования являются теоретические основы внешнеэкономической деятельности, особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине, зарубежный опыт регулирования ВЭД и повышение эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности.
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и смысл государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, выявить особенности формирования, реализации и направления совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине.
Введение .......................................................................................................................................3
Раздел 1. Теоретические основы регулирования внешнеэкономической деятельности ......5
1.1. Сущность и основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности .....................................................................................................5
1.2. Виды внешнеэкономической деятельности ...........................................................6
1.3. Основные направления внешнеэкономической деятельности ............................11
1.4. Методы и формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ............................................................................................................................................15
Раздел 2. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине ..........................................................................................................................23
2.1. Основные законодательные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность .............................................................................................................................................23
2.2. Органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности27
2.3. Анализ эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине ..........................................................................................................................28
Раздел 3. Зарубежный опыт регулирования внешнеэкономической деятельности (на примере Японии) ................................................................................................................................... 33
Раздел 4. Рекомендации по повышению эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности ....................................................................................................38
4.1. Совершенствование государственного стимулирования экспорта в Украине ...38
4.2. Перспективные направления государственного регулирования ..........................39
Заключение ...................................................................................................................................44
Список используемой литературы ..............................................................................................46
- экономических
мер оперативного
- решений
негосударственных органов
- соглашений,
заключаемых между субъектами
внешнеэкономической
Высшим органом осуществления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является Верховный Совет Украины.
В Законе «О внешнеэкономической
Внешнеэкономическая деятельность в Украине осуществляется с соблюдением субъектами внешнеэкономической деятельности требований антимонопольного законодательства (ст.20).
В третьем разделе Закона рассмотрены специальные правовые режимы ВЭД.
В четвертом разделе описаны
экономические отношения
Украина обязана осуществлять защиту
прав и законных интересов субъектов
внешнеэкономической
В разделе 6 Закона Украины «О ВЭД» была определена ответственность субъектов ВЭД. Согласно со статьей 33 было установлено, что в сфере ВЭД, что определяется этим и связанными с ним Законами Украины, могут применяться такие виды ответственности:
- имущественная ответственность;
- криминальная
Имущественная ответственность применяется в форме материального возмещения прямых, косвенных убытков, упущенной выгоды, материального возмещения морального ущерба, а также имущественных санкции.
Уголовная ответственность во внешнеэкономической деятельности вводится только в случаях, предусмотренных уголовным законодательством Украины.
Споры, возникающие между субъектами внешнеэкономической деятельности, иностранными субъектами хозяйственной деятельности в процессе такой деятельности, могут рассматриваться судами Украины, а также по соглашению сторон спора Международным коммерческим арбитражным судом и Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины и другими органами разрешения спора, если это не противоречит действующим законам Украины или предусмотрено международными договорами Украины. (раздел 6 Закона Украины «О ВЭД»).
Принятие этого Закона способствовало активизации связей украинской экономики с мировым хозяйством, обеспечению защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдению ими законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности.
2.2. Органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Масштабы и эффективность внешнеэкономической деятельности существенно зависит от организации ее регулирования и управления, как на уровне государства (региона), так и на уровне предприятия.
Органы государственного управления, которые осуществляют свои функции на
макроуровни, разделяются на общегосударственные и территориальные.
Общегосударственные структуры регулируют деятельность всех субъектов нешнеэкономической деятельности независимо от форм собственности и территориального размещения.
К ним принадлежат Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Национальный банк, Государственный таможенный комитет, Антимонопольный комитет.
Верховная Рада Украины – высший законодательный орган. В компетенцию Верховной Рады Украины входит принятие и изменение законов, утверждения основных направлений внешнеэкономической политики и структуры органов государственной регуляции внешнеэкономической деятельности, заключения международных соглашений, установки специальных режимов внешнеэкономической деятельности.
Кабинет Министров Украины определяет методы осуществления внешнеэкономической политики страны, координирует деятельность министерств и комитетов по регуляции внешнеэкономической деятельности, принимает нормативные акты по вопросам такой деятельности, заключает международные соглашения и др.
Министерство экономики обеспечивает проведение единой внешнеэкономической политики, координирует внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства и контролирует сдерживание ими условий международных соглашений, употребляет мероприятий нетарифного регуляция внешнеэкономической деятельности.
В рамках Министерства экономики работает четыре департамента.
1. Департамент государственной политики в сфере внешней торговли.
2. Департамент
международного торгово-
3. Департамент
торговых ограничений и
4. Департамент
международного развития и
В современных
условиях ход экономической реформы
в Украине характеризуется тем,
что центр притяжения переносится
на места, то есть в регионы. Все больше
расширяются права регионов в
решении социально-
В органы местного управления ВЭД в Украине относятся:
- местные
Советы народных депутатов
- территориальные
подразделы (отделение) органов
2.3. Анализ эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью в Украине
Главной составляющей в ВЭД Украины является внешняя торговля. Государство регулирует внешнюю торговлю с помощью таможенных тарифов, лицензирования, квотирования товаров, введения специальных режимов в экспортировании и т.п. Правительство может осуществлять прямое или косвенное субсидирование экспорта.
С 90-х гг. в Украине происходит резкое сокращение применения административных методов регулирования внешней торговли. Взятый курс либерализации ВЭД соответствует тенденциям мирового сотрудничества, и он должен проводиться в стране с учетом сжатия украинского рынка для большинства ранее экспортируемой продукции, ведущего к остановке и банкротству значительного числа передовых предприятий обрабатывающей промышленности. Необходимо либо временное сохранение старых, либо введение новых соответствующих мер по защите украинских товаропроизводителей.
За 2005 году внешнеторговый оборот товарами и услугами возрос по сравнению с 2004 годом на 15,1% и составил 79474 млн. USD. Объемы экспорта товаров и услуг увеличились на 6,4% (в 2004 году – на 39%), импорта – на 25,7% (26,9%). Положительное сальдо внешнеторгового баланса составило 1369,5 млн. USD (6918,6 млн. USD).
Экспорт товаров вырос на 5% относительно 2004 года, импорт – на 24,6%. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило 1854,3 млн. USD (положительное сальдо 2004 года достигло 3669,3 млн. USD). Коэффициент покрытия импорта экспортом – 0,95 (в 2004 году – 1,13). (Приложение А)
Рис. 2.1 Темпы роста (снижения) экспорта –импорта товаров
Высокий уровень импорта был связан с улучшением условий для ввоза товаров (либерализация импорта, в частности снижение таможенных тарифов и упрощение процедуры таможенного оформления товаров в качестве одной из мер реализации программы «Контрабанде – стоп») на фоне увеличения доходов население и роста инвестиционного спроса. В то же время рост экспорта был ограничен ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры и повышением тарифов на перевозку грузов.
Внешнеторговые сделки с товарами Украина осуществляла с партнерами из 203 стран мира. Наибольшие объемы экспортных поставок осуществлялись в Российскую Федерацию – 20,8% общего объема экспорта, Турцию – 6,2%, Италию – 5,7%, Германию – 4,3%, Польшу – 2,9%, США – 2,5%, Беларусь – 2,4%, Египет – 2,3%. (Приложение Б)
Наибольшие импортные
Рост импорта товаров произошел по следующим группам: минеральные продукты, продукция химической промышленности (в 1,4 раза) и АПК (в 1,4 раза), металлопродукция – (в 1,4 раза), продукция легкой промышленности (в 1,7 раза), электрические и механические машины и оборудования (в 1,3 раза) (Приложение В). Наибольший удельный вес в импорте товаров занимают минеральные удобрения (32%) и механическое оборудование (17,55%).
Экспорт товаров увеличился в 2005 году на 124 %, в том числе по продуктам растительного происхождения (1,49), готовым пищевым продуктам (1,13), полимерным материалам (1,3). Наибольший удельный вес в экспорте товаров занимают недрагоценные металлы и изделия из него (40,97%)
Рассмотрев географическую структуру экспорта-импорта товаров за 2000-2005 года (Приложение Г), можно сделать вывод, что за этот период значительно возрос экспорт в страны СНГ, Африки, Азии, а снизился в страны Европы, ЕС и Америки. Импорт товаров за этот период значительно увеличился по всем странам.
Рис. 2.2. Внешняя торговля экспорта-импорта товаров в 2000 – 2005 году.
В 2005 году во внешней торговле товарами между Украиной и странами ЕС наблюдается противоположные тенденции: увеличение объемов экспорта товаров сопровождалось существенным ростом импорта.
Экспорт услуг за 2000-2005 гг. также постепенно наращивал темпы. Импорт услуг из стран ЕС увеличился за период в 3,5 раза, из Африки в 6,8 раз, из стран СНГ в 2,4 раза.
Рис. 2.3 Внешняя торговля экспорта-импорта услуг в 2000 – 2005 году.
Увеличивающийся спрос на сырьевые товары и продукты с невысокой долей добавленной стоимости обеспечил огромный рост в Украине экспорта по расчетам, 10-12 млрд долл.
Рассмотрев
Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины на 1.01.06 составили 16375 млн. дол.США, что в 1,8 раза больше чем на 1.01.05 и в 5 раз больше чем на 1.01.00 (Приложение Е).
Наибольший объем инвестиций на 1.01.2006 г. в Украину поступил из Германии (33,6%), Кипра (9,5%), Австрии (8,7%) и США (8,4%).
Украинская экономика должна учитывать опыт внешнеэкономических связей, который накоплен в развитых странах, и эффективно применять мероприятия по организационно-экономическому и политико-правовому стимулированию экспорта, радикальному изменению структуры импорта. Нельзя забывать о расширении совместных предприятий и увеличении их значимости в экономике.
Во второй части курсовой работы
рассмотрены особенности
Правовые, экономические и
Высшим органом осуществления
государственного регулирования
Проведя анализ эффективности государственного
регулирования
РАЗДЕЛ 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ)
Активное участие государства
в организации и осуществлении
внешнеэкономической
Продуманная государственная политика регулирования ВЭД стала одним из главных рычагов превращения внешнеэкономических связей в действенный фактор развития страны. Она способствовала интеграции Японии в мировое хозяйство с максимальным учетом национальных интересов, превращению ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный международный экономический, научно-технический, финансовый и торговый центр.
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность Украины