Внешнеэкономическая деятельность Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются теоретические основы внешнеэкономической деятельности, особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине, зарубежный опыт регулирования ВЭД и повышение эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности.
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и смысл государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, выявить особенности формирования, реализации и направления совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине.

Содержание работы

Введение .......................................................................................................................................3
Раздел 1. Теоретические основы регулирования внешнеэкономической деятельности ......5
1.1. Сущность и основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности .....................................................................................................5
1.2. Виды внешнеэкономической деятельности ...........................................................6
1.3. Основные направления внешнеэкономической деятельности ............................11
1.4. Методы и формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ............................................................................................................................................15
Раздел 2. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине ..........................................................................................................................23
2.1. Основные законодательные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность .............................................................................................................................................23
2.2. Органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности27
2.3. Анализ эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине ..........................................................................................................................28
Раздел 3. Зарубежный опыт регулирования внешнеэкономической деятельности (на примере Японии) ................................................................................................................................... 33
Раздел 4. Рекомендации по повышению эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности ....................................................................................................38
4.1. Совершенствование государственного стимулирования экспорта в Украине ...38
4.2. Перспективные направления государственного регулирования ..........................39
Заключение ...................................................................................................................................44
Список используемой литературы ..............................................................................................46

Файлы: 1 файл

Курсовая ВЭД.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

 Как правило, квотирование  внешней торговли осуществляется  путем ее лицензирования, когда  государство выдает лицензии  на импорт или экспорт ограниченного  объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия).

Существует также практика автоматического лицензирования, когда  для ввоза или вывоза определенных товаров требуется получить лицензию, что позволяет государству осуществить  наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры. В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить полные ограничения импорта в случае резкого неравновесного баланса.

Широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта – добровольные экспортные ограничения, когда страна – импортер устанавливает квоту, а страны – экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

В особую группу мер, которые использует государство, регулируя отношение страны с мировым хозяйством, относятся так называемый активный протекционизм или различные формы стимулирования экспорта.

Для защиты национальных производителей государство может  не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

Экспортные субсидии могут быть прямыми ( выплата дотации производителю  при его выходе на внешней рынок ) и косвенными ( путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).

Среди них можно  отметить: льготное государственное  кредитование экспорта (уменьшение ставок и удлинение сроков кредита), государственное страхование экспортных кредитов, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые льготы для экспортеров. Используют также различные формы информационного и организационного содействия экспорту продукции национальных предприятий, обеспечение торгово-экономической информацией, развитие транспортной и информационной инфраструктуры, организации ярмарок и выставок и т.п.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они  все-таки используются, то импортирующим  странам разрешено принимать  ответные меры путем взимания компенсационных  импортных пошлин.

Распространенной  формой конкурентной борьбы на мировом  рынке является демпинг, когда экспортер  продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться , во-первых, следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию; во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО  в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводит антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное  расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него.

Еще одной формой внешне торговой политики, связанной с монополизацией рынка, является международные картели  – монополистические объединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами с целью установления выгодных цен. Такого рода картели создавались неоднократно на рынках сырьевых и сельскохозяйственных товаров, характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене и ограниченным числом продавцов.

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой –либо страны товаров.   Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.

Рассмотренные методы и формы государственного регулирования лишь некоторых основных инструментов внешнеторговой политики, На практике используется гораздо больше. В частности, за последнее время широкое распространение получили так называемые технические барьеры, представляющие собой административное регулирование, при котором происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УКРАИНЕ

 

 

2.1.Основные законодательные  акты, регулирующие ВЭД

 

 

Проблемы развития рыночных отношений  в экономике Украины, либерализация  внешнеэкономической деятельности, формирование законодательства, направленного  за защиту экономического суверенитета и экономической безопасности, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов постоянно находятся в центре внимания государства.

В соответствии со ст. 18 Конституции Украины внешнеэкономическая  деятельность Украины направлена на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества на основе общепризнанных принципов и норм международного права

В целях обеспечения всеобщего  развития на взаимовыгодной основе экономических отношений с другими государствами в Украине осуществляется правовое регулирование всех видов внешнеэкономической деятельности, включая внешнюю торговлю, экономическое, научно-техническое сотрудничество, специализацию и кооперацию в области производства, науки и техники, экономические связи в области строительства, транспорта, экспедиторских, страховых, расчетных, кредитных и других банковских операций, оказание разнообразных услуг. Основы внешних отношений внешнеэкономической деятельности, таможенного дела определяются исключительно законами Украины (п.9 ст. 92 Конституции Украины), а организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности Украины, таможенного дела Кабинет Министров Украины (п.8 ст. 116 Конституции Украины).

Правовые, экономические и организационные  основы внешнеэкономической деятельности определены в Законе Украины от 16 апреля 1991 г. «О внешнеэкономической  деятельности» и получили развитие в некоторых других законодательных актах.

В первом разделе Закона Украины  «О ВЭД» определены принципы  внешнеэкономической деятельности: суверенитета народа Украины в осуществлении внешнеэкономической деятельности; свободы внешнеэкономического предпринимательства; юридического равноправия и недискриминации; верховенства закона; защиты интересов субъектов внешнеэкономической деятельности; эквивалентности обмена, недопустимости демпинга при ввозе и вывозе товаров. Законом также определены: субъекты внешнеэкономической деятельности и их право на ее осуществление; виды внешнеэкономической деятельности и основания ее государственного регулирования; специальные правовые режимы внешнеэкономической деятельности; основы экономических отношений Украины с другими государствами и международными, межправительственными организациями; общие основания ответственности субъектов внешнеэкономической деятельности.

 В этом законе ВЭД определена как деятельность субъектов хозяйственной деятельности страны и соответствующих иностранных субъектов, основанная на взаимовыгодных отношениях между ними. ВЭД предусмотрена как на территории Украины, так и за ее границами (ст. 1 Закона).

К видам  внешнеэкономической деятельности, осуществляемым в Украине субъектами этой деятельности, относятся:

- экспорт  и импорт товаров, капиталов и рабочей силы;

- оказание  субъектами внешнеэкономической  деятельности Украины услуг иностранным  субъектам хозяйственной деятельности, в том числе: производственных, транспортно-экспедиционных, страховых,  консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, агентских, консигнационных, управленческих, учетных, аудиторских, юридических, туристских и иных, прямо и исключительно не запрещенных законами Украины; оказание вышеуказанных услуг иностранными субъектами хозяйственной деятельности субъектам внешнеэкономической деятельности Украины ;

- научная,  научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и иная  кооперация с иностранными субъектами  хозяйственной деятельности; обучение  и подготовка специалистов на коммерческой основе;

- международные  финансовые операции и операции  с ценными бумагами в случаях,  предусмотренных законами Украины;

кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности; создание субъектами внешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами Украины; создание иностранными субъектами хозяйственной деятельности указанных учреждений на территории Украины в случаях, предусмотренных законами Украины;

- совместная  предпринимательская деятельность  между субъектами внешнеэкономической  деятельности и иностранными  субъектами хозяйственной деятельности, включающая создание совместных  предприятий различных видов  и форм, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом как на территории Украины, так и за ее пределами;

- предпринимательская  деятельность на территории Украины,  связанная с предоставлением  лицензий, патентов, ноу-хау, торговых  марок и других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности; аналогичная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности за пределами Украины;

- организация  и осуществление деятельности  в области проведения выставок, аукционов, торгов, конференций, симпозиумов, семинаров и других подобных мероприятий, осуществляемых на коммерческой основе, с участием субъектов внешнеэкономической деятельности; организация и осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли на территории Украины за иностранную валюту в предусмотренных законами Украины случаях;

- товарообменные (бартерные) операции и иная  деятельность, построенная на формах  встречной торговле между субъектами  внешнеэкономической деятельности  и иностранными субъектами хозяйственной деятельности;

- арендные, а том числе лизинговые, операции  между субъектами внешнеэкономической  деятельности и иностранными  субъектами хозяйственной деятельности;

- операции  по приобретению, продаже и обмену  валюты на валютных аукционах, валютных биржах и на межбанковском валютном рынке;

- работы  на контрактной основе физических  лиц Украины с иностранными  субъектами хозяйственной деятельности  как на территории Украины,  так и за ее пределами; работы  иностранных физических лиц на  контрактной возмездной основе с субъектами внешнеэкономической деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами;

- другие  виды внешнеэкономической деятельности, не запрещенные прямо и в  исключительной форме законами  Украины.

Во втором разделе Закона описаны основы регулирования внешнеэкономической деятельности , а также представлены органы государственного регулирования ВЭД,

Регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине осуществляется (ст.7):

- Украиной  как государством в лице его  органов в пределах их компетенции;

- негосударственными  органами управления экономикой (товарными, фондовыми, валютными  биржами, торговыми палатами, ассоциациями, союзами и иными организациями  координационного типа) , действующими  на основании их уставных документов;

- самими  субъектами внешнеэкономической  деятельности на основании соответствующих  координационных соглашении, заключаемых  между ними.

Регулирование внешнеэкономической деятельности в Украины осуществляется посредством:

- законов  Украины;

- предусмотренных в законах Украины актов тарифного и нетарифного регулирования, издаваемых государственными органами Украины в пределах их компетенции;

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность Украины