Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 15:59, курсовая работа
Подобная ситуация таит в себе серьезную опасность для долговременных экономических, социальных и экологических перспектив развития общества. В настоящее время выбранная мной тема достаточно актуальна, так как рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако, рынок – это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Следовательно, эффективность распределения денег достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в ценах. Существуют так называемые внешние эффекты, что затрудняет функционирование рыночной системы.
Введение…………………………………………………………………….
1 Теоретический аспект теории внешних эффектов……………………..
1.1 Понятие и разновидности внешних эффектов (положительные и отрицательные)………………………………………………………
1.2 Корректирующие налоги и субсидии. Роль государства в регулировании внешних эффектов…………………………………
1.3 Теорема Коуза………………………………………………………...
2 Применение теории внешних эффектов на практике………………….
3 Внешние эффекты и их влияние на окружающую среду в Республике Беларусь…………………………………………………….
3.1 Экологические проблемы Республики Беларусь………………….
3.2 Методы регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………..
Таким образом, внешними эффектами (англ, externalities)
называют прямые, неопосредованные рынкомвоздействия
одного экономического агента на результаты
деятельности другого. Эти воздействия
могут быть благоприятными, в этом случае
их называют положительнымивнешним
ГЛАВА 2
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ НА ПРАКТИКЕ
Сравнение системы ценообразования,
включающей ответственность за ущерб
от отрицательных внешних
Р. Коуз приводит следующий пример.
По соседству расположены
Если нет ответственности за
ущерб, размещение ресурсов оказывается
таким же, как и раньше.
Различие состоит лишь в том,
что теперь платежи будет осуществлять
фермер. Однако «конечный результат
(который максимизирует
Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки, и предпосылка об их нулевом значении перестает быть корректной.
Любопытно отметить, что теорема Коуза доказывает значение трансакционных издержек «от противного». В реальной действительности они играют огромную роль.
Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. Эффективная политика в области контроля загрязнения окружающей среды – это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь. Пересечение кривой предельных общественных выгод MSB с кривой предельных общественных издержек MSC позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов. Дело в том, что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают, поэтому каждый дополнительный процент снижения обходится все дороже и дороже.
Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:
1) установление норм или
2) введение платы за выбросы;
3) продажа временных разрешений на выбросы.
Стандарты по вредным выбросам – это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Такие стандарты приняты во многих странах. В США, например, за их выполнением следит Управление по охране окружающей среды. Превышение установленных правительственными органами стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание.
Практика установления стандартов
имеет, однако, свои очевидные
недостатки. Прежде всего, они разрешают
в определенных пределах бесплатно
сбрасывать вредные вещества. При
установлении единых для страны норм
не учитываются разная степень остроты
экологических проблем в разных
регионах, а также существенные
различия предельных частных издержек
отдельных фирм. Поэтому затраты,
связанные с достижением
Большей гибкостью обладает плата за выбросы.
Плата за выбросы – это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в Германии. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет.
В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды.
Рисунок 2.1 – Определение эффективного уровня выбросов
Примечание – Источник: [4, c.123]
Пусть установленный стандартом объем загрязнений равен Q*. Предложение разрешений на загрязнение является абсолютно неэластичным и представлено в виде вертикальной кривой S. Цена лицензии будет зависеть от спроса D на них как права на сброс загрязняющих веществ (рисунок 2.1). Равновесие установится при цене лицензии Р.
Если государство, партия «зеленых» решат улучшить экологическую ситуацию в области, они могут купить часть лицензий или изъять их из обращения. Это равнозначно сокращению предложения лицензий (S`) и росту их цены (P`). Одни фирмы будут вынуждены сокращать выпуск либо внедрять более совершенные способы производства. Фирмы, для которых цена лицензий окажется выше издержек по снижению вредных выбросов, вынуждены будут прекратить производство, что обеспечит переход прав на выбросы к фирмам, имеющим более низкие издержки по снижению вредных выбросов. В результате достигается повышение эффективности при более низких издержках. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране.
Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы - это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в Германии. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет. В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий, каждая из которых дает право на сброс загрязняющих веществ. Согласно рекомендациям Р. Коуза, необходимость заполнения пробелов в существующей системе собственности способствует созданию новых рынков и осуществлению интернализации внешних эффектов.
Рисунок 2.2 – Рынок прав на загрязнение
Примечание – Источник: [4, c.123]
Пусть установленный стандартом объем загрязнений равен Q*. Предложение разрешений на загрязнение является абсолютно неэластичным и представлено в виде вертикальной кривой S. Цена лицензии будет зависеть от спроса D на них как права на сброс загрязняющих веществ (рис.10). Равновесие установится при цене лицензии Р. Если государство, партия «зеленых» решат улучшить экологическую ситуацию в области, они могут купить часть лицензий или изъять их из обращения. Это равнозначно сокращению предложения лицензий (S`) и росту их цены (P`).
Одни фирмы будут вынуждены
сокращать выпуск либо внедрять более
совершенные способы
К сожалению, многие негативные побочные результаты затрагивают значительное число заинтересованных сторон и связаны с крупными сделками. Поэтому частные соглашения не могут исправить такие негативные побочные эффекты. Одним из примеров может служить проблема кислотных дождей Соединенных Штатах и Канаде, которая затрагивает много миллионов людей, живущих в обеих странах. Нельзя ожидать, что огромное число заинтересованных сторон каким-то образом самостоятельно достигнут соглашения, в результате которого уменьшится этот побочный эффект. Более того, возникнут трудности с общественным товаром, состоящие в том, чтобы заставить людей добровольно заплатить свою долю суммы, которой хватило бы "виновникам" этой проблемы на изменение технологии или масштабов производства. Ведь все заинтересованные стороны извлекут выгоду из достигнутого соглашения по уменьшению кислотных дождей независимо от того, платили они за это или нет. В подобных обстоятельствах мы должны полагаться главным образом на правительство или правительства, чтобы найти решение проблемы побочного результата. Тем не менее, теорема Коуза напоминает нам, что точное определение прав собственности может служить фактором уменьшения или ликвидации побочных эффектов.
Таким образом, эти способы, издавна используемые человечеством, реализуются через воспитание, общественное мнение. В определенных обстоятельствах они ведут к корректировке поведения таких лиц, поскольку издержки на устранение причин внешних эффектов оказываются меньше потерь, связанных с утратой репутации, в том числе порой ведущих к прямому экономическому ущербу игнорирующих принятые в данном обществе правила поведения.
Выяснение и перераспределение
соответствующих прав собственности,
способствующее решению проблемы экстерналий,
может происходить путем
После того, как права собственности на соответствующие ресурсы и продукты и ресурсы выяснены, их владельцы могут либо сами использовать их для производства и потребления соответствующей продукции, либо продать их заинтересованным лицам. В любом случае "невидимые" прежде для рыночного механизма блага получают денежную оценку и вовлекаются в рыночный оборот, что и приводит к перераспределению ресурсов и продуктов и восстановлению эффективного их размещения.
ГЛАВА 3
ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Экологические проблемы Республики Беларусь
Экологическая ситуация в Беларуси регулярно анализируется и оценивается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также научными учреждениями страны. В наиболее полном объеме результаты такого анализа и оценки публикуются в ежегодно издаваемых Институтом природопользования НАН Беларуси совместно с Минприроды экологических бюллетенях «Состояние природной среды Беларуси». Обобщение материалов, содержащихся в этих бюллетенях, дает возможность получить представление не только о современном состоянии экологической ситуации в стране, по и о тенденциях ее развития, что имеет значение для оценки эффективности проводимой государством экологической политики.
Основные факторы воздействий
на окружающую среду связаны, во-первых,
с функционированием
В 2010 г. в Беларуси сохранялся характерный для последних лет набор проблемных экологических ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды и деградацией природно-ресурсного потенциала. К основным из них относятся проблемы радиоактивного загрязнения территории, атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, загрязнения и деградации почв, образования и накопления отходов.
Радиоактивное загрязнение территории. Проблема радиоактивного загрязнения территории в 2010 г. оставалась наиболее масштабной по занимаемой площади. Согласно данным радиационного мониторинга и контроля, проводимого Департаментом по гидрометеорологии, на 1 января 2011 г. площадь загрязнения цезием-137 составила 41,11 тыс. км, или 19,75% от всей территории страны, в том числе с уровнем загрязнения 1-5 Ku/км2 - 14,0%; 5-15 Ки/км2 - 3,7; 15-40 Ки/км2 - 1,2; 40 Ku/км2 и более - 0,9%.
Информация о работе Внешние эффекты и их влияние на окружающую среду в Республике Беларусь