Внешние эффекты и их влияние на окружающую среду в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Подобная ситуация таит в себе серьезную опасность для долговременных экономических, социальных и экологических перспектив развития общества. В настоящее время выбранная мной тема достаточно актуальна, так как рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако, рынок – это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Следовательно, эффективность распределения денег достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в ценах. Существуют так называемые внешние эффекты, что затрудняет функционирование рыночной системы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
1 Теоретический аспект теории внешних эффектов……………………..
1.1 Понятие и разновидности внешних эффектов (положительные и отрицательные)………………………………………………………
1.2 Корректирующие налоги и субсидии. Роль государства в регулировании внешних эффектов…………………………………
1.3 Теорема Коуза………………………………………………………...
2 Применение теории внешних эффектов на практике………………….
3 Внешние эффекты и их влияние на окружающую среду в Республике Беларусь…………………………………………………….
3.1 Экологические проблемы Республики Беларусь………………….
3.2 Методы регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………..

Файлы: 1 файл

внешние эфекты.docx

— 125.83 Кб (Скачать файл)

- создание благоприятной окружающей  среды;

- улучшение условий и проживания  и здоровья населения;

- обеспечение экологической безопасности.

Экологическая ситуация в Беларуси осложнена последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и функционированием  экологоопасных, ресурсо- и энергоемких  производств. Кроме того, экологические  проблемы также связаны с недостаточным  применением новых технологий и  оборудования в ряде отраслей экономики: ростом парка автомобилей, неполным извлечением полезных компонентов  из добываемого минерального сырья, низкой степенью утилизации отходов  производства и потребления, усилением  антропогенной нагрузки на биологические  ресурсы.

Согласно программе социально-экономического развития РБ на 2006-2010 гг. необходимо обеспечить:

  • приведение природоохранного законодательства в соответствие с современными условиями, международными конвенциями, протоколами, соглашениями;
  • совершенствование экономического  механизма  природопользования, предусматривающего корректировку существующих и введение новых видов платежей;
  • создание системы экологического страхования;
  • дальнейшее внедрение системы экологической сертификации на предприятиях отрасли в соответствии с международными стандартами;
  • экологизацию экономики на базе внедрения малоотходных и безотходных технологий, модернизацию действующих производств;
  • безопасные условия жизнедеятельности населения на территории радиоактивного загрязнении, проведение радиационного мониторинга природных ресурсов.

В современных условиях должна существовать реальная возможность для проживания в благоприятной окружающей среде, качественная сторона которой соответствовала  бы международным и государственным  стандартам и нормативам, способствовала бы продолжительности жизни человека. В связи с этим должен быть создан всесторонний комплексный механизм реализации и защиты права граждан  на благоприятную окружающую среду.

Отдельного рассмотрения заслуживает  вопрос о содержании права граждан  на благоприятную окружающую среду. Конкретная юридическая конструкция  содержания данного права включает следующие правомочия:

  • правомочие пользоваться окружающей средой, качество которой пригодно для нормальной жизнедеятельности человека;
  • правомочие требовать от государства, юридических и физических лиц выполнения ими своих обязанностей по недопущению такого состояния окружающей среды, которое нарушает право на благоприятную окружающую среду;
  • правомочие своими активными положительными действиями воздействовать на состояние окружающей среды;
  • правомочие прибегать в необходимых случаях к государственной защите нарушенного права на благоприятную окружающую среду.

Ограниченность природных ресурсов вызывает необходимость повышения  экологических требований к экономике. Само экономическое развитие внутренне  противоречиво, так как оно порождает, с одной стороны, ряд экологических  проблем, а с другой – в нем  заложена основа для устранения этих противоречий.

Поэтому необходимо комплексное решение  хозяйственных проблем с учетом требований природной среды и  наоборот. Противостояние экономики  и экологии должно решаться в современных  условиях не администрированием, а  при помощи постоянно действующих  институтов и механизмов на базе рыночных отношений.

В современных условиях не только частные экономические субъекты, но и само государство может производить  как положительные, так и отрицательные  внешние эффекты. К классическим примерам, характеризующим положительные  внешние эффекты деятельности государства, относятся поддержка науки, образования, медицины.

Государственные расходы  на фундаментальные научные исследования производят положительные внешние  эффекты на других субъектов через  распространение полезного знания. Поскольку частные права на новое  знание не удается защитить в течение  длительного времени и вложенные  в фундаментальные научные исследования частные средства приводят, по существу, к созданию общественного блага, в условиях рыночной экономики может происходить относительное недопроизводство фундаментальных знаний, что служит одной из причин для бюджетного финансирования фундаментальной науки.

Образование всегда рассматривается  как услуга, приносящая положительный  внешний эффект. Государство стремится  максимизировать социальные выгоды и расширить возможности образования  в дополнение к тому, что предлагает рынок, путем предоставления субсидий частным учебным заведениям, или  непосредственно через создание государственных учебных заведений.

Не менее важным является государственное финансирование здравоохранения. Развитие здравоохранения создает  положительные экстерналии по двум направлениям. Во-первых, государственная  поддержка здравоохранения обеспечивает увеличение человеческого капитала как важнейшего фактора экономического роста. Во-вторых, здравоохранение являясь  сложным высокотехнологичным комплексом, связанным с многими секторами  промышленности и сферы услуг, способно создать положительные экстерналии  для многих высокотехнологичных  отраслей.

Сложность проблем, связанных  с анализом внешних эффектов, производимых государством, заключается в том, что понятия внешних эффектов и общественных благ тесно связаны  между собой. Точно определить потребности  в общественных благах невозможно. Производство государством общественных благ может приводить не только к  положительным, но и к отрицательным  экстерналиям.

В реальных экономических  условиях не существует как идеальных  рынков, интернализирующих все отрицательные  внешние эффекты, так и государственной  политики, производящей только положительные  внешние эффекты. Задача государственного финансового регулирования экономики  состоит в том, чтобы минимизировать отрицательные внешние эффекты  и максимизировать положительные, находя адекватное каждой ситуации сочетание  рыночных сил и государственного воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Анализ приведенных характеристик  позволяет сделать вывод о  том, что количество классических общественных благ крайне ограниченно. Более того, провести четкую грань между частными и общественными благами достаточно сложно. К чистым коллективным благам с определенной долей условности можно отнести защиту прав собственности, обеспечение обороноспособности государства, освещение улиц и т.п.

Между классическими общественными  благами и частными благами находится  множество благ, которые можно  охарактеризовать, как «не полностью  общественные» и «не полностью  частные». Такие блага носят название «смешанных» и могут производиться  как государством, так и частным  сектором, например, строительство  дорог, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования.

Предоставление общественных благ является объективной предпосылкой государственного вмешательства в  экономику посредством проведения финансовой политики. Сфера воздействия  государства на экономические и  социальные процессы, происходящие в  обществе, очень велика. Основная проблема в рамках этого воздействия связана  с нахождением правильного для  данных условий соотношения роли рынка и государства.

П. Самуэльсон, отмечает, что  экстерналии, т.е. внешние эффекты, возникают, когда одни экономические субъекты «навязывают» другим связанные со своей  деятельностью издержки или обеспечивают им выгоды.

По результату воздействия  на других экономических субъектов  экстерналии делятся на положительные и отрицательные.

Существование внешних эффектов также выступает в качестве обоснования  необходимости государственного регулирования  экономики, минимизирующего отрицательные  внешние эффекты и максимизирующего положительные.

В большинстве случаев  отрицательные внешние эффекты  связываются с проблемами экологии, представляющими серьезную угрозу для общества. Между необходимостью максимизации конкурентоспособности  национальной экономики как стратегической цели государственной политики и  задачами охраны окружающей среды существует противоречие. В условиях усиления экономической глобализации оно  не может быть полностью устранено. Тем не менее смягчить его остроту  может активное использование бюджетно-налоговых  механизмов.

Минимизация отрицательных  экстерналии, связанных с загрязнением окружающей среды, имеет для Республики Беларусь особую актуальность, так как конкурентные преимущества ее экономики связаны с производством металлов, добычей нефти, экспортом древесины, химической промышленностью, которые являются особенно опасными для экологии и требует значительных вложений в охрану окружающей среды. Однако затраты как государства, так и частного сектора на природоохранные мероприятия незначительны и не соответствуют масштабу проблемы. Интернализация внешних эффектов предполагает гибкое применение инструментов бюджетной политики, в частности:

- прямых государственных  инвестиций в экологические проекты,  способных оказать «мультипликационный»  эффект и способствовать укреплению  конкурентных позиций российской  экономики;

- повышения уровня изъятия  природной ренты, которая может  быть использована как источник  финансирования экологических проектов  и разработки передовых технологий  в данной сфере.

Кроме того, механизмом косвенной  государственной поддержки экологических  проектов является дотирование процентных ставок по кредитам, предоставление участникам таких проектов научно-технической  информации, поиск иностранных инвесторов, и т.д.

Государственное регулирование осуществляется с помощью прямых и косвенных методов. К прямым методам воздействия относятся административно-правовые регуляторы, к косвенным - финансовые. Первые играют роль институционального фундамента для проведения государственной финансовой политики.

Отрицательные внешние эффекты  обострили проблему состояния окружающей среды в Республике Беларусь. Меры по преодолению последствий ее загрязнения  включают: введение стандартов по вредным  выбросам; установление платы за выбросы, формирование рынка прав на загрязнение; продажу на рынке временных разрешений на выбросы.

Используемые методы носят административный фискальный характер и различаются  степенью использования рыночных принципов. Их целью является сокращение вредных  выбросов до эффективного уровня и  повышение качества окружающей среды. Эффективный объем выбросов характеризуется  равенством между предельными общественными  издержками от загрязнения и предельными  издержками на сокращение объемов выбросов.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. - Мн.: 000 «ФУАинформ», 2004. - 576 с.
  2. Макроэкономика: Соц.ориентир.подход: Учеб. пособие/ Э.А.Лутохина, В.В.Козловский, В.Н. Бусько и др.; Под ред. Э. А. Лутохиной . –Мн.: Тесей, 2005. – 320 с.
  3. Макроэкономика: Соц.ориентир.подход: Учеб.пособие / Э.А.Лутохина, В.В.Козловский, В.Н. Бусько и др.; Под ред. Э. А. Лутохиной . –Мн.: Тесей, 2003. – 320 с.
  4. Макроэкономика: Учеб. пособие/Н.И. Базылев, М.Н., С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гур-ко. 2-е изд., перераб. - Мн.: БГЭУ, 2004. - 214 с.
  5. Макроэкономика: Учеб.пособие/М.И. Плотницкий, Э. И. Любкович, М.Г. Муталинов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого.- М.: Новое знание, 2002. – 462 с.
  6. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгана Н.А.; ред. кол.: Владимирова А.А. и др. — М.: ОАО «НПО "Экономика"», 2005. — 735 с.
  7. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.: ил.
  8. Теория переходной экономики: микроэкономика. Учеб.пособие / Под ред. В.В. Герасименко. – Мн.: Владос, 2005. – 357 с.
  9. Макроэкономика:  Учебник  /  С. Н. Ивашковский.  М.:  Дело,  2002. – 472 с.
  10. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие/Под ред.  Э.И. Лобковича. — Мн.: 000 «Новое знание», 2004. — 664 с.
  11. Экономическая теория: (микро- и макроэкономика): Учебное пособие/ Под общ. ред. И.М. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. -192с.
  12. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. Пособие / Под ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО «Новое – знание», 2006. – 664 с.
  13. Экономическая теория: Учебник / Под ред. М.И. Плотницкого, Мн.: БГЭУ, 2005. – 524 с.
  14. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. Н.И. Базылева и С.П. Гурко, Мн.: БГЭУ, 2004.
  15. Экономическая теория: Учебник / Под ред. М.И. Плотницкого, Мн.: БГЭУ, 2002
  16. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007, Минстат РБ – Минск, 2010 – 615с. 

 


Информация о работе Внешние эффекты и их влияние на окружающую среду в Республике Беларусь