Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 15:59, курсовая работа
Подобная ситуация таит в себе серьезную опасность для долговременных экономических, социальных и экологических перспектив развития общества. В настоящее время выбранная мной тема достаточно актуальна, так как рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако, рынок – это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Следовательно, эффективность распределения денег достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в ценах. Существуют так называемые внешние эффекты, что затрудняет функционирование рыночной системы.
Введение…………………………………………………………………….
1 Теоретический аспект теории внешних эффектов……………………..
1.1 Понятие и разновидности внешних эффектов (положительные и отрицательные)………………………………………………………
1.2 Корректирующие налоги и субсидии. Роль государства в регулировании внешних эффектов…………………………………
1.3 Теорема Коуза………………………………………………………...
2 Применение теории внешних эффектов на практике………………….
3 Внешние эффекты и их влияние на окружающую среду в Республике Беларусь…………………………………………………….
3.1 Экологические проблемы Республики Беларусь………………….
3.2 Методы регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………..
В пределах территории с радиоактивным загрязнением размещалось 2587 населенных пунктов и проживало 1304.7 тыс. чел.; из них 85,8% - в зоне с периодическим радиационным контролем, 14,0% – в зоне с правом на отселение и 0,2% – в зоне последующего отселения. По сравнению с предыдущим годом количество проживающего на данной территории населения уменьшилось на 3,9 тыс. чел.
В зоне радиоактивного загрязнения находилось 1018,8 тыс. га сельскохозяйственных угодий Минсельхозпрода, или 13,3% от их общей площади; из них 10,3% - с уровнем загрязнения 1-5 Ки/км²; 2,7% – 5-15 Ки/км2; 0,3% – 15-40 Ки/км². Загрязненные земли лесного фонда составили 1964,3 тыс. га, или 20,9% от его площади; из них 13,4% - с уровнем загрязнения 1-5 Ки/км2; 3,4% – 5-15 Ки/км2; 2,7% – 15-40 Ки/км2; 1,4% – 40 Ки/км2 и более.
Обеспечение радиационной безопасности
населения в связи с наличием
зоны радиоактивного загрязнения, осуществляется
в рамках Государственной программы
по преодолению последствий
Загрязнение атмосферного воздуха. Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в 2010 г. были на 4,3% выше уровня 2009 г. Причем это увеличение произошло исключительно за счет мобильных источников. Их доля в общем объеме выбросов увеличилась до 75%.
Количество выбросов от стационарных источников снизилось при росте промышленного производства па 10,8%. Удельный вес уловленных (обезвреженных) загрязняющих веществ от стационарных источников остался на уровне предыдущего года и составил 87% от их общего количества.
В 16 контролируемых на территории Беларуси городах превышения максимальных разовых значений ПДК зафиксированы в 1,6% случаев. Основными загрязняющими веществами выступили формальдегид, по которому отмечались превышения ПДК в 76% городов, сероводород - 60, твердые частицы – 50%. Кроме этого повышенные максимальные разовые концентрации имели место по таким ингредиентам, как фенол – 38% городов, диоксид азота – 35, аммиак – 25, оксид азота – 14 и оксид углерода – 11%.
Среди городов страны наиболее
широкий спектр загрязняющих веществ,
по которым превышались
В 2010 г. продолжилось общее снижение забора и потребления воды, соответственно на 3,2 и 5,1% по сравнению с предыдущим годов. В то же самое время существенно (на 19%) увеличились потери воды при транспортировке. Доля подземных источников в заборе воды составила 57,2%.
Общее снижение водопотребления
достигнуто за счет хозяйственно-питьевых
нужд, где оно уменьшилось на 12,1%.
В производственном секторе водопотребление,
наоборот, увеличилось на 1%. Возросло
также оборотное и
В соответствии со снижением водопотребления произошло и уменьшение на 4,8% объема сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водоемы. В их составе 3/4 пришлось па нормативно очищенные, 1/4 – на нормативно чистые и 1,1% – на загрязненные воды. Причем количество сбрасываемых загрязненных сточных вод впервые за последние годы увеличилось, и прирост составил 22%.
Среди крупнейших рек Беларуси
наиболее высокое качество вод сохранялось
у Немана и Западной Двины. Оно
соответствовало категории
Вместе с тем, в поверхностных водах имели место превышения ПДК различных веществ, обусловленные как антропогенными, так и природными причинами. При этом основную долю составляли тяжелые металлы – цинк, медь, марганец, общее железо; эвтрофирующие вещества – соединения аммонийного и нитритного азота, фосфора, а также органические вещества.
В местах водопользования населения качество вод водоемов осталось практически на уровне предыдущего года. Доля проб, не удовлетворяющих гигиеническим нормативам, но химическим показателям уменьшилась па 1%: с 19,3 до 18,3%, по микробиологическим показателям увеличилась на 1%: с 8,6 до 9,6%.
Деградация почв происходит
в результате их прямого разрушения,
главным образом, при ведении
различных строительных работ и
добыче полезных ископаемых, а также
вследствие развития эрозионных процессов
преимущественно на пахотных угодьях.
Для торфяных почв специфическим
видом деградации является ускоренная
минерализация органического
Общая площадь нарушенных земель в 2010 г. составила 22,3 тыс. га, из них отработанные занимали 1/10 часть. Рекультивация нарушенных земель была проведена на площади около 1,5 тыс. га. Основным ее видом явились лесопосадки, которые заняли 62% рекультивированной площади. Эродированные почвы распространены примерно на 1/10 части пахотных земель страны; деградированные торфяные – составляют почти 1/4 часть от общей площади торфяных почв, используемых в сельском хозяйстве. Более 2/з торфяных почв пахотных земель относятся к маломощным (с мощностью торфа до 1 м).
В составе земельных угодий Беларуси имеет место высокая доля осушенных земель, которая составляет 16,5% от общей площади страны, в том числе сельскохозяйственные земли занимают 14,0%. В будущем расширение осушительной мелиорации не предусмотрено, приоритетное развитие получит обустройство существующих мелиоративных систем.
Химическое загрязнение
почв имеет место преимущественно
в городах и зонах их влияния,
в придорожных полосах
Негативным явлением для почв сельскохозяйственных угодий является ухудшение их агрохимических свойств из-за недостаточного внесения удобрений. Подобные изменения отмечаются примерно в половине районов страны. Способом решения данной проблемы выступает рост применения удобрений (имел место в 2008 г.). По сравнению с предыдущим годом количество вносимых органических удобрений увеличилось на 10%, минеральных - на 6%.
В 2010 г. в Беларуси продолжилась тенденция роста образования отходов производства. Их объем составил 39,8 млн т. Основной объем в образование отходов производства продолжало принадлежать РУП «Беларуськалий», на долю которого пришлось 70% от всего их объема [16].
В составе отходов выделяется категория токсичных, которые представляют наибольшую угрозу загрязнения окружающей среды. По отношению к данной категории прослеживается та же тенденция динамики, что и для отходов в целом. С течением времени их количество увеличивается.
Основным источником образования токсичных отходов является промышленность. Сравнение динамики промышленного производства и образования токсичных отходов за период 2000-2008 гг. показывает, что темпы роста последних были значительно выше. Их ежегодное увеличение в среднем в 4 раза превышало прирост промышленной продукции.
Для оценки загрязняющего влияния отходов, очевидно, следует учитывать не только объемы их образования, но и использования. Существующая динамика использования промышленных отходов положительна. Если в 2000 г. их доля составляла 15,3%, то в 2010 г. – 23,7%, а без учета галитовых – 72,5%.
Разница между образованием и использованием отходов обусловила дальнейшее увеличение их накопления. За 2010 г. объем накопленных отходов увеличился па 3,2% и достиг 898 млн т. Из них 96,3% приходится на отходы калийного производства, 2,1% составляют отходы фосфогипса, 0,5% — лигнина гидролизного.
Аналогичная тенденция к
увеличению использования прослеживается
и в отношении токсичных
В целом экологическая ситуация на территории Беларуси на протяжении 2000-х гг. оставалась относительно стабильной. Воздействия на окружающую среду хотя и возрастали, однако темпы такого роста были ниже темпов экономического развития и не вызывали заметного обострения экологических проблем. На перспективу, исходя из требований принятой для страны модели устойчивого развития, необходимо перейти от современной стадии стабилизации экологической ситуации к ее улучшению в условиях экономического роста.
3.2 Методы регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь
Основные принципы государственного
регулирования окружающей среды
на длительную перспективу определяются
международными и национальным законодательством,
требованиями экологизации экономики
и направления на разработку экономического
механизма обеспечения
В 1992 г. Республика Беларусь совместно со 178 государствами подписала на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) ряд программных документов, определяющих согласованную политику по обеспечению устойчивого развития.
В 2004 г. был ратифицирован Киотский протокол Конвенции об изменении климата. По мнению экологов, мировой общественности нужно приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепления климата более чем на 2 градуса.
Для того чтобы данное соглашение имело прочную экологическую и экономическую основу, были сформулированы три основные задачи:
Выполнение первой задачи Киотского протокола выражается в следующем:
Вторая задача Киотского протокола должна выполняться на основе нового рыночного подхода. Компании и страны отныне имеют возможность продавать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов. Квоты на загрязнение становятся товаром, имеющим цену.
Третья задача Киотского протокола
связана с привлечением к участию
развивающихся стран. Необходимо учитывать
тот факт, что примерно к 2015 Китай
станет самым крупным источником
атмосферных выбросов парниковых газов,
а к 2025 г. развивающиеся страны будут
в целом выбрасывать больше, чем
промышленно развитый мир. Концепция
осуществления совместных (развитые
и развивающиеся страны) предполагает
использование механизма «
Государственное регулирование
В настоящее время принята
Сохранение благоприятной
Информация о работе Внешние эффекты и их влияние на окружающую среду в Республике Беларусь