Внешние эффекты и их влияние на окружающую среду в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Подобная ситуация таит в себе серьезную опасность для долговременных экономических, социальных и экологических перспектив развития общества. В настоящее время выбранная мной тема достаточно актуальна, так как рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако, рынок – это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Следовательно, эффективность распределения денег достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в ценах. Существуют так называемые внешние эффекты, что затрудняет функционирование рыночной системы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
1 Теоретический аспект теории внешних эффектов……………………..
1.1 Понятие и разновидности внешних эффектов (положительные и отрицательные)………………………………………………………
1.2 Корректирующие налоги и субсидии. Роль государства в регулировании внешних эффектов…………………………………
1.3 Теорема Коуза………………………………………………………...
2 Применение теории внешних эффектов на практике………………….
3 Внешние эффекты и их влияние на окружающую среду в Республике Беларусь…………………………………………………….
3.1 Экологические проблемы Республики Беларусь………………….
3.2 Методы регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………..

Файлы: 1 файл

внешние эфекты.docx

— 125.83 Кб (Скачать файл)

В пределах территории с  радиоактивным загрязнением размещалось 2587 населенных пунктов и проживало 1304.7 тыс. чел.; из них 85,8% - в зоне с  периодическим радиационным контролем, 14,0% – в зоне с правом на отселение и 0,2% – в зоне последующего отселения. По сравнению с предыдущим годом количество проживающего на данной территории населения уменьшилось на 3,9 тыс. чел.

В зоне радиоактивного загрязнения  находилось 1018,8 тыс. га сельскохозяйственных угодий Минсельхозпрода, или 13,3% от их общей площади; из них 10,3% - с уровнем  загрязнения 1-5 Ки/км²; 2,7% – 5-15 Ки/км2; 0,3% – 15-40 Ки/км². Загрязненные земли лесного фонда составили 1964,3 тыс. га, или 20,9% от его площади; из них 13,4% - с уровнем загрязнения 1-5 Ки/км2; 3,4% – 5-15 Ки/км2; 2,7% – 15-40 Ки/км2; 1,4% – 40 Ки/км2 и более.

Обеспечение радиационной безопасности населения в связи с наличием зоны радиоактивного загрязнения, осуществляется в рамках Государственной программы  по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы. Снижению остроты данной проблемы способствует также происходящее со временем уменьшение интенсивности загрязнения в силу естественного распада радионуклидов. Однако процесс этот идет медленно, и его положительный эффект проявляется на длительном временном интервале.

Загрязнение атмосферного воздуха. Валовые выбросы загрязняющих веществ  в атмосферу в 2010 г. были на 4,3% выше уровня  2009 г. Причем это увеличение произошло исключительно за счет мобильных источников. Их доля в общем объеме выбросов увеличилась до 75%.

Количество выбросов от стационарных источников снизилось при росте  промышленного производства па 10,8%. Удельный вес уловленных (обезвреженных) загрязняющих веществ от стационарных источников остался на уровне предыдущего  года и составил 87% от их общего количества.

В 16 контролируемых на территории Беларуси городах превышения максимальных разовых значений ПДК зафиксированы  в 1,6% случаев. Основными загрязняющими  веществами выступили формальдегид, по которому отмечались превышения ПДК  в 76% городов, сероводород - 60, твердые  частицы – 50%. Кроме этого повышенные максимальные разовые концентрации имели место по таким ингредиентам, как фенол – 38% городов, диоксид азота – 35, аммиак – 25, оксид азота – 14 и оксид углерода – 11%.

Среди городов страны наиболее широкий спектр загрязняющих веществ, по которым превышались максимальные разовые ПДК их содержания в воздухе, был в г. Могилеве. Он включал оксид  углерода, диоксид азота, сероводород, фенол, аммиак, формальдегид [16].

В 2010 г. продолжилось общее снижение забора и потребления воды, соответственно на 3,2 и 5,1% по сравнению с предыдущим годов. В то же самое время существенно (на 19%) увеличились потери воды при транспортировке. Доля подземных источников в заборе воды составила 57,2%.

Общее снижение водопотребления  достигнуто за счет хозяйственно-питьевых нужд, где оно уменьшилось на 12,1%. В производственном секторе водопотребление, наоборот, увеличилось на 1%. Возросло также оборотное и последовательное использование воды, что обеспечило сохранение его удельного показателя на уровне предыдущего года — 90% от общего водопотребления на производственные нужды.

В соответствии со снижением  водопотребления произошло и  уменьшение на 4,8% объема сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водоемы. В их составе 3/4 пришлось па нормативно очищенные, 1/4 – на нормативно чистые и 1,1% – на загрязненные воды. Причем количество сбрасываемых загрязненных сточных вод впервые за последние годы увеличилось, и прирост составил 22%.

Среди крупнейших рек Беларуси наиболее высокое качество вод сохранялось  у Немана и Западной Двины. Оно  соответствовало категории относительно чистых вод. У остальных рек – Днепра, Березины, Сожа, Припяти на различных участках воды относились к относительно чистым или умеренно загрязненным.

Вместе с тем, в поверхностных  водах имели место превышения ПДК различных веществ, обусловленные  как антропогенными, так и природными причинами. При этом основную долю составляли тяжелые металлы – цинк, медь, марганец, общее железо; эвтрофирующие вещества – соединения аммонийного и нитритного азота, фосфора, а также органические вещества.

В местах водопользования  населения качество вод водоемов осталось практически на уровне предыдущего  года. Доля проб, не удовлетворяющих  гигиеническим нормативам, но химическим показателям уменьшилась па 1%: с 19,3 до 18,3%, по микробиологическим показателям  увеличилась на 1%: с 8,6 до 9,6%.

Деградация почв происходит в результате их прямого разрушения, главным образом, при ведении  различных строительных работ и  добыче полезных ископаемых, а также  вследствие развития эрозионных процессов  преимущественно на пахотных угодьях. Для торфяных почв специфическим  видом деградации является ускоренная минерализация органического вещества в случае их использования под  пашню.

Общая площадь нарушенных земель в 2010 г. составила 22,3 тыс. га, из них отработанные занимали 1/10 часть. Рекультивация нарушенных земель была проведена на площади около 1,5 тыс. га. Основным ее видом явились лесопосадки, которые заняли 62% рекультивированной площади. Эродированные почвы распространены примерно на 1/10 части пахотных земель страны; деградированные торфяные – составляют почти 1/4  часть от общей площади торфяных почв, используемых в сельском хозяйстве. Более 2/з торфяных почв пахотных земель относятся к маломощным (с мощностью торфа до 1 м).

В составе земельных угодий Беларуси имеет место высокая  доля осушенных земель, которая составляет 16,5% от общей площади страны, в  том числе сельскохозяйственные земли занимают 14,0%. В будущем  расширение осушительной мелиорации не предусмотрено, приоритетное развитие получит обустройство существующих мелиоративных систем.

Химическое загрязнение  почв имеет место преимущественно  в городах и зонах их влияния, в придорожных полосах транспортных магистралей, в зонах влияния  полигонов складирования отходов, в местах нефтедобычи, на сельскохозяйственных землях. В городах основными загрязнителями почв выступают нефтепродукты  и  тяжелые металлы, в меньшей степени - сульфаты. Среди тяжелых металлов ведущая роль принадлежит кадмию, свинцу и цинку.

Негативным явлением для  почв сельскохозяйственных угодий является ухудшение их  агрохимических свойств  из-за недостаточного внесения удобрений. Подобные изменения отмечаются примерно в половине районов страны. Способом решения данной проблемы выступает  рост применения удобрений (имел место  в 2008 г.). По сравнению с предыдущим годом количество вносимых органических удобрений увеличилось на 10%, минеральных - на 6%.

В 2010 г. в Беларуси продолжилась тенденция роста образования отходов производства. Их объем составил 39,8 млн т. Основной объем в образование отходов производства продолжало принадлежать РУП «Беларуськалий», на долю которого пришлось 70% от всего их объема [16].

В составе отходов выделяется категория токсичных, которые представляют наибольшую угрозу загрязнения окружающей среды. По отношению к данной категории  прослеживается та же тенденция динамики, что и для отходов в целом. С течением времени их количество увеличивается.

Основным источником образования  токсичных отходов является промышленность. Сравнение динамики промышленного  производства и образования токсичных  отходов за период 2000-2008 гг. показывает, что темпы роста последних  были значительно выше. Их ежегодное  увеличение в среднем в 4 раза превышало  прирост промышленной продукции.

Для оценки загрязняющего  влияния отходов, очевидно, следует  учитывать не только объемы их образования, но и использования. Существующая динамика использования промышленных отходов  положительна. Если в 2000 г. их доля составляла 15,3%, то в 2010 г. – 23,7%, а без учета галитовых – 72,5%.

Разница между образованием и использованием отходов обусловила дальнейшее увеличение их накопления. За 2010 г. объем накопленных отходов увеличился па 3,2% и достиг 898 млн т. Из них 96,3% приходится на отходы калийного производства, 2,1% составляют отходы фосфогипса, 0,5% — лигнина гидролизного.

Аналогичная тенденция к  увеличению использования прослеживается и в отношении токсичных отходов. Однако для данной их категории, в  отличие от общей массы отходов, уровни использования были более  высокими, а с 2005 г. объем использованных токсичных отходов превысил таковой  образованных. Произошло это за счет вовлечения в использование ранее  накопленных отходов. Тем самым  созданы предпосылки для уменьшения общего объема накопленных токсичных  отходов, а, следовательно, и снижения их загрязняющего влияния на окружающую среду.

В целом экологическая  ситуация на территории Беларуси на протяжении 2000-х гг. оставалась относительно стабильной. Воздействия на окружающую среду  хотя и возрастали, однако темпы  такого роста были ниже темпов экономического развития и не вызывали заметного  обострения экологических проблем. На перспективу, исходя из требований принятой для страны модели устойчивого  развития, необходимо перейти от современной  стадии стабилизации экологической  ситуации к ее улучшению в условиях экономического роста.

 

 

3.2 Методы регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь

 

Основные принципы государственного регулирования окружающей среды  на длительную перспективу определяются международными и национальным законодательством, требованиями экологизации экономики  и направления на разработку экономического механизма обеспечения экологически устойчивого развития.

В 1992 г. Республика Беларусь совместно  со 178 государствами подписала на конференции  ООН по окружающей среде  и развитию (Рио-де-Жанейро) ряд программных  документов, определяющих согласованную  политику по обеспечению устойчивого  развития.

В 2004 г. был ратифицирован Киотский протокол Конвенции об изменении  климата. По мнению экологов, мировой  общественности нужно приложить  все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить  потепления климата более чем  на 2 градуса.

Для того  чтобы данное соглашение имело прочную экологическую  и экономическую основу, были сформулированы три основные задачи:

  1. установить реальные сроки и показатели выбросов парниковых газов для стран-участниц;
  2. использовать гибкие рыночные механизмы, а не «обязательные схемы и меры», такие, как налог на выброс двуокиси углерода;
  3. Добиться серьезного участия развивающихся стран.

Выполнение первой задачи Киотского  протокола выражается в следующем:

  • установление дифференцирования показателей ключевых промышленно развитых стран в диапазоне от 6 до 8 % ниже базовых уровней  выбросов парниковых газов;
  • страны-участницы должны достигнуть установленных показателей в период с 2008 по 2012 годы, что дает им большие возможности для постепенного внедрения новых технологий при оптимальных затратах.

Вторая задача Киотского протокола  должна выполняться на основе нового рыночного подхода. Компании и страны отныне имеют возможность продавать  и покупать друг у друга квоты  на выбросы парниковых газов. Квоты  на загрязнение становятся товаром, имеющим цену.

Третья задача Киотского протокола  связана с привлечением к участию  развивающихся стран. Необходимо учитывать  тот факт, что примерно к 2015 Китай  станет самым крупным источником атмосферных выбросов парниковых газов, а к 2025 г. развивающиеся страны будут  в целом выбрасывать больше, чем  промышленно развитый мир. Концепция  осуществления совместных (развитые и развивающиеся страны) предполагает использование механизма «кредитования» выбросов.

Государственное регулирование природопользования в РБ не ограничивается участием в  международных соглашениях. Республика Беларусь одной из первых среди государств мира осуществила разработку Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР).  Национальная стратегия устойчивого  развития включена в систему государственных  прогнозов социально-экономического развития, согласно которым она разрабатывается  один раз в 5 лет на 15-летний период.

В настоящее время принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Важнейшими принципами экологической  политики определены:

  • поддержка целостности экологических систем посредством эффективного управления экологическим потенциалом страны;
  • снижение давления на окружающую среду со стороны экономики (в процессе ее роста);
  • защита окружающей среды как неотъемлемой части процесса развития;
  • социальное и экологическое взаимодействие для повышения качества жизни;
  • расширение сотрудничества с другими странами с учетом глобальной экологической взаимозависимости.

Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование  природных ресурсов является высшим приоритетом НСУР-2020. ее реализация осуществляется путем разработки и  проведения активной государственной  экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития. В стране создается система кратковременного и долгосрочного планирования, совершенствуется экономический  механизм природопользования. Стратегическими целями экологической  политики РБ являются:

Информация о работе Внешние эффекты и их влияние на окружающую среду в Республике Беларусь