Внешний долг России- проблемы, пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 03:42, курсовая работа

Описание работы

В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. Наличие значительного по величине внешнего долга в настоящее время является неотъемлемым атрибутом экономического развития целого ряда государств. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Формирование внешнего долга России.
1.1 Понятия внешнего долга. 5
1.2 История государственного долга России 9
1.3 Механизмы реструктуризации внешнего долга 12
Глава 2. Формирование внешнего долга РФ,
структура и кредиторы.
2.1 Динамика внешнего долга …………......................................... 13
2.2 Структура внешнего долга …………………………………… 16
2.3 Основные кредиторы России ……............................................ 20
Глава 3 Анализ современного состояния внешней задолженности, ее проблемы и перспективы.
3.1 Современное состояние внешнего долга……………………..23
3.2 Перспективы долговой политики на 2012-2014гг…………...29
Заключение…………………………………………………………... 33
Список литературы. 34

Файлы: 1 файл

курсовая работа..docx

— 1.79 Мб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

 

Кафедра управления и планирования социально-экономических  процессов им. з.д.н. РФ Ю.А. Лаврикова

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной  дисциплине

«Национальная экономика»

 

                                                                    

Тема: Внешний долг России- проблемы, пути решения.

 

 

                                                             

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка

 Баландина  Людмила Васильевна

322 группы

 

Научный руководитель:

доц. Т.А.Лаврова

 

 

Санкт – Петербург
2012

                                 

Содержание

Введение 3

Глава 1.Формирование внешнего долга России.

1.1 Понятия внешнего долга. 5

1.2 История государственного долга России 9

1.3 Механизмы реструктуризации внешнего долга 12

Глава 2. Формирование внешнего долга РФ,

структура и кредиторы.

    2.1 Динамика внешнего долга …………......................................... 13

    2.2 Структура внешнего долга …………………………………… 16

    2.3 Основные кредиторы России ……............................................ 20

Глава 3 Анализ современного состояния внешней задолженности, ее проблемы и перспективы.

    3.1 Современное состояние внешнего долга……………………..23

    3.2 Перспективы долговой политики на 2012-2014гг…………...29

 Заключение…………………………………………………………... 33

Список литературы. 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние  годы проблема внешней задолженности  приобрела глобальный характер. В  целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. Наличие значительного по величине внешнего долга в настоящее время является неотъемлемым атрибутом экономического развития целого ряда государств. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований. Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.

Проблема  обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в  стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная  дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

Существуют экономические последствия  государственного долга: это, во-первых, что правительство должно только рефинансировать (а не погашать) долг, имеет право взимать налоги и  имеет право создавать деньги, нет никакой опасности, что государство  обанкротится. Во-вторых, государственной  долг не является средством перемещения  экономического бремени с одного поколения на другое. Более серьёзные  проблемы, связанные с государственным  долгом, заключаются в следующем: а) выплаты процентов по государственному долгу, вероятно, увеличивают неравенство  в доходах; б) выплаты процентов  по долгу требует повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов; в) выплаты  процентов или основной суммы  долга иностранцам вызывают перевод  определённой части реального продукта за рубеж; г) заимствования правительством на рынке капиталов, для того чтобы рефинансировать долг или заплатить проценты, могут увеличить ставки процента и вытеснить частное инвестиционное финансирование.

Думаю, этот вопрос ставил перед собой  не один кабинет министров Российской Федерации. И грамотные эксперты не один год решают данную проблему. Лет десять тому назад вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Россия окажется в весьма неприглядном положении ненадежного должника, вынужденного просить отсрочки по непосильным для нее долговым платежам, и что проблема управления внешним долгом станет постоянной заботой ее экономических и финансовых органов. С одной стороны, подтвердились опасения ненадежной платежеспособности наших должников из развивающихся стран и стран СЭВа, а с другой — по ряду причин оказалось невозможным избежать быстрого нарастания валютной задолженности западным кредиторам.

Практически все страны мира, проводя экономические  преобразования, прибегают к внешним  источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению  экономического развития, решению социально-экономических  проблем.

Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию  внешних финансовых ресурсов ведет  к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Я выбрал эту  тему, потому что уже несколько  лет меня беспокоит возрастающий долг  нашей страны, потому что  отдавать его придется мне, моим сверстникам, нашему поколению. А проблему решать всегда легче, когда основательно вникнешь в ее суть.

Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации. Так же моей задачей является выявить основные проблемы и найти их решения.

При написании  работы я использовал  материалы, подготовленные такими специалистами  как  доктор экономических наук Е. Ясин, доктор экономических наук Е. Гавриленко и другими экспертами в области экономики и государственного долга в частности.

 

 

Глава 1. Формирование внешнего долга  России.

1.1 Понятия внешнего долга.

Внешний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Может взиматься:

-правительством  страны и субъектами федерации  (руководством областей и городов)

-кредитно-финансовыми  организациями (банками, фондами  и т.п.)

-напрямую  крупными предприятиями страны

-у кредитно-финансовых  организаций других стран

Существует  несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

Государственный долг подразделяется на капитальный  и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно  действующему законодательству, следует  выделять  государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.

Хроническая дефицитность государственного и местных  бюджетов и высокий государственный  долг характерны на современном этапе  для большинства промышленно  развитых стран. Государство, широко используя  свои возможности для привлечения  дополнительных финансовых ресурсов в  целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам.  Это ведет  к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Согласно  Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Государственный долг образуется вследствие возникновения  дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства  над его доходами. Основными способами  покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные  займы. Последние осуществляются путем  выпуска и размещения среди населения  и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг  являющихся долговыми обязательствами  государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам  – это и есть приблизительное  определение внутреннего долга. Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций  – это способ пополнения государственной  казны за счет заема средств у  населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного  государства, под государственные  гарантии путем выпуска государственных  ценных бумаг. Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета  и др. Обычно, говоря о государственном  долге, не подразумевают финансы  местных органов власти, так как  последние могут работать с положительным  сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета. Внешний  долг - это задолженность государства  гражданам или организациям или  правительствам других стран в национальной и иностранной валюте.. Внешний  долг может образовываться когда  государство берет кредит у другого  государства, либо прибегает к услугам  международных кредитных организаций. Самой влиятельной из них является Международный валютный фонд (International Monetary Fund).  Вердикт именно этой организации может стать своего рода зеленым цветом для государства, желающего стать кредиторам какой-нибудь страны, или красным – когда  государство, желающее получить кредит, не является кредитоспособным по мнению специалистов из МВФ.     Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование. Наибольшим бременем на страну ложится внешний долг, так как в этом случае страна вынуждена отдавать наиболее ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Кроме того, получение зарубежных займов и кредитов связано обычно с выполнением определенных условий, диктуемых кредитором. Однако от бремени государственного долга страдают в большей степени слаборазвитые страны. В преуспевающей экономике, по мнению многих зарубежных теоретиков, долг, как частный, так и государственный, играет в целом положительную роль. Я считаю, что в  государственный долг России не играет положительную роль.

В 1992 – 1995 годах  к  сумме «союзного» долга, который  по разным оценкам составляет от 831  до  91,52 миллиарда долларов США, прибавилось около 9 миллиардов долларов, в 1996 году Россия взяла на себя обязательства на сумму около 11 миллиардов, что явилось своеобразным рекордом. 1997 год ознаменовал себя суммой заимствований в 9,8 миллиардов долларов, а 1998 год – 9,6 миллиардов. После кризиса августа 1998 года в 1999 году нам дали только 4 миллиарда долларов.

Для структуры  внешнего долга России  следует  выделить источники формирования:

50% внешних  заимствований – правительственные  органы иностранных государств;

35% - зарубежные  банки и компании

15% - международные  финансово - кредитные институты 

На конец 1999 года государственный внешний  долг России составил 145,8 миллиардов долларов США 3 (включая просроченные проценты, но без учета задолженности перед иностранными держателями ГКО-ОФЗ), или почти 51% ВВП в долларовом исчислении (при среднегодовом курсе доллара по отношению к рублю в 1999 году).  В конце 1997 года внешний долг был равен 123,5 миллиардам долларов, из которых 91,5 миллиарда  приходилось на долг бывшего СССР (в 1992 году - 96,6 миллиардов долларов ) и 32,1 миллиарда долларов - на собственный долг Российской Федерации. За один год внешний долг увеличился на 27,3 миллиардов!

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 История государственного долга России

Кредитная история  России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной  столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая  часть этих средств накануне революции  была погашена. К этому моменту  старейшими займами в составе  русского государственного долга оставались шестипроцентные займы тысяча девятьсот  семнадцатого – восемнадцатого годов.  Их нарицательный капитал составлял 93 миллиона рублей, а непогашенная часть  к 1 января 1913 года равнялась 38 миллионам  рублей. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX века. Сумма  задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.


 

На протяжении всего девятнадцатого и в начале двадцатого века расходы государства  превышали его доходы. Во второй половине девятнадцатого  века  правительство  активно финансировало строительство  железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.

Стремясь  сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно  разделяло бюджет на обыкновенный и  чрезвычайный.  Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

Информация о работе Внешний долг России- проблемы, пути решения