Внешний долг России- проблемы, пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 03:42, курсовая работа

Описание работы

В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. Наличие значительного по величине внешнего долга в настоящее время является неотъемлемым атрибутом экономического развития целого ряда государств. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Формирование внешнего долга России.
1.1 Понятия внешнего долга. 5
1.2 История государственного долга России 9
1.3 Механизмы реструктуризации внешнего долга 12
Глава 2. Формирование внешнего долга РФ,
структура и кредиторы.
2.1 Динамика внешнего долга …………......................................... 13
2.2 Структура внешнего долга …………………………………… 16
2.3 Основные кредиторы России ……............................................ 20
Глава 3 Анализ современного состояния внешней задолженности, ее проблемы и перспективы.
3.1 Современное состояние внешнего долга……………………..23
3.2 Перспективы долговой политики на 2012-2014гг…………...29
Заключение…………………………………………………………... 33
Список литературы. 34

Файлы: 1 файл

курсовая работа..docx

— 1.79 Мб (Скачать файл)

Выпуск новых  займов был в непосредственной компетенции  царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия  займа по-прежнему определялись по решению правительства.

По большей  части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с  такой доходностью составляла более 2,8 миллиардов золотых рублей — около 2/3 всего рынка.

Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории:

- краткосрочные

- долгосрочные

- бессрочные.

Срок обращения  краткосрочных обязательств ограничивался  законом  и  колебался  от  3 месяцев до 1 года. Купюры  выпуска  не должны были превышать 500 рублей. Право  эмиссии  по  краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая  сумма обязательств  в  каждый  момент  не  превысит 50 миллионов  рублей.  В 1905 году  права министра были расширены до 200 миллионов  рублей  с правом выпуска краткосрочных  обязательств, в том числе и  на иностранных рынках. Государственное  казначейство и частные лица имели  право учитывать эти обязательства  в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.

Основу государственного долга составляли долгосрочные и  бессрочные займы. Долгосрочные займы  могли заключаться на достаточно длительные сроки — от пятидесяти до восьмидесяти  лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент  -  для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались  на иностранного покупателя и обращение  за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений  на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних - для иностранцев не существовало.

В 1906 году  в Основном законе имелась статья 114, которая гласила:

«При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам»4. Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.

Российское  правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать  репутацию надежного заемщика, который  действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным  статусом.

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с  разными целями, и далеко не  всегда с целью для реализация какого-либо конкретного  проекта.

1.3 Механизмы реструктуризации  внешнего долга

При решении  проблемы государственного долга применяются  различные схемы конвертации  долговых требований. Остановимся на основных путях преодоления долгового  кризиса, таких как:

Списание долга. Если обязательства страны превышают её ожидаемую платёжеспособность, внешний долг выступает в качестве пропорционального налога, так как дополнительные доходы государства направляются не собственным гражданам, а кредиторам. Это дестимулирует усилия государства на улучшение экономической ситуации, по крайней мере, в двух аспектах. Во-первых, правительство менее заинтересованно проводить жёсткую экономическую политику, предусматривающую непопулярные меры. Ведь основная часть дивидендов от такой политики всё равно пойдёт кредиторам. Во- вторых, избыточный «долговой навес» негативно отражается на благосостоянии граждан из-за увеличения налогового бремени и снижения инвестиционной активности.

Выкуп долга. Некоторые страны – должники имеют в своём активе значительные объёмы золотовалютных резервов или могут достаточно быстро их нарастить за счёт стимулирования экспортных  отраслей. В то же время доли эти государств на рынке торгуются с большим дисконтом, что свидетельствует об опасностях инвесторов в отношении платёжеспособность заёмщика. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены5.

Секьютиризация. Основная идея секьютиризации заключается в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг либо продаются. В случае продажи полученные средства направляются на выкуп старых обязательств.

Предоставление  иностранным банкам возможности, обменивать долговые обязательства данной страны, на акции её промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации получают возможность  перекупать эти долговые обязательства  на вторичном рынке ценных бумаг  со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных  финансовых активов из этих средств.

Глава 2. Формирование внешнего долга РФ, структура и кредиторы

2.1 Динамика внешнего долга.

     Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался из двух частей. Первую часть – долг бывшего СССР – Россия целиком приняла на себя, включая свою долю и долю остальных бывших союзных республик. Вторая часть – новый российский долг – долговые обязательства перед нере-

зидентами, возникшие за время существования новой России.

    Три этапа прослеживаются в динамике российского внешнего долга. Первый этап (1992–1998 гг.) отличался тем, что быстрые темпы нарастания внешней задолженности, главным образом, за счет новых заимствований, никак не соответствовали возможностям ее нормального урегулирования и погашения. К концу этапа общая сумма долга превысила 188 млрд. дол. США, т. е. почти удвоилась. Прирост в размере около 92 млрд. в подавляющей массе пришелся на долю новых долгов (свыше 90 млрд. дол.), да и долг бывшего СССР не только не сократился, но несколько возрос. В конце 1993 г. Внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, а пересчитанный в рубли по текущему валютному курсу составлял около 91% величины внутреннего валового продукта этого года. Пять лет спустя (в конце 1998 г.) внешний долг России в долларовом выражении превысил валютные резервы (несколько возросшие) уже в 15 с лишним раз, тогда как в рублевом исчислении он почти в полтора раза (на 48%) превосходил размеры ВВП

Второй  этап (1999–2001 гг.) – период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть – с 90 до 68 млрд. долл. Благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего СССР также сократился еще на 20 млрд. дол. (до 78 млрд.), так что общий внешний долг Российской Федерации снизился до 146 млрд. долл. (против прежнего максимума – на 42 млрд. долл., или на 22%). Заметим, что это сокращение происходило на фоне существенного роста (в три раза) валютных резервов, так что к концу 2001 г. Внешний долг превосходил последние всего в 4 раза. Улучшилось и соотношение «долг / ВВП», хотя при продолжающемся падении валютного курса рубля величина внешнего долга в рублевом выражении не только не уменьшилась, но, напротив, возросла с 3,9 до 4,4 трлн. деноминированных руб., т. е. на 11%. Рост ВВП с учетом инфляции был гораздо более значительным (в 3,4 раза), и в итоге указанное соотношение упало до 49%.

Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований. За период 2002–2011 гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания уменьшился до 2511 млн. долл. что составило лишь 5% общей суммы долга. Напротив, новый долг в условиях улучшения международного кредитного рейтинга России увеличился за это время до 542639 млн. долл., что довело величину общего внешнего долга до 545150 млн. долл.

Таблица 1. Внешний  долг РФ 1991-1998 гг. (на конец периода).

 

 

1991

1993

1994

1995

1996

1997

1998

В млрд. долл.

Долг бывшего СССР

Долг РФ

Весь внешний долг

 

96,6

 

96,6

 

104,5

13,4

117,9

 

110

16,7

126,7

 

105,7

27

132,7

 

103,7

49,3

153

 

95,1

87,7

182,8

 

98,2

90,2

188,4

В % к итогу

Долг бывшего СССР

Долг РФ

Весь внешний долг

 

100

 

100

 

88,6

11,4

100

 

86,8

13,2

100

 

79,6

20,4

100

 

67,7

32,3

100

 

52

48

100

 

52,1

47,9

100


 

 

 

 

Таблица 2. Внешний долг 1998-2012 гг. (на конец  периода)

 

 

2000

2001

2004

2006

2008

2009

2010

2011

В млрд. долл.

Долг бывшего СССР

Долг РФ

Весь внешний долг

 

65,8

94,2

160

 

61

85,3

146,3

 

55,9

157,6

213,5

 

9,3

301,3

310,6

 

4,5

476

480,5

 

3,1

464,1

467,2

 

2,9

486

488,9

 

2,5

542,6

545,1

В % к итогу

Долг бывшего СССР

Долг РФ

Весь внешний долг

 

41,1

58,9

100

 

41,7

58,3

100

 

26,1

73,9

100

 

2,9

97,1

100

 

1

99

100

 

0,7

99,3

100

 

0,5

99,5

100

 

0,4

99,6

100


 

 

Таким образом, данные о динамике внешнего долга Российской Федерации за период 1994– 2012 гг. показывают следующее:

- общая  сумма долга при колебаниях  вверх и вниз выросла, в конечном  счете, почти на 427,2 млрд. долл., или  без малого в 4 раза. За это  время долги бывшего СССР перестали  играть главенствующую роль в  проблеме внешней задолженности  страны. Они уменьшились на 102 млрд. долл., а их доля в общей сумме долга упала с 89 до 0,4%. Теперь проблема сконцентрировалась на новом российском долге, который вырос на 529,2 млрд. долл., т. е. почти в 40 раз, при увеличении его доли в общей сумме долга с 11 до 99%.

Но благодаря  позитивным подвижкам в развитии российской экономики, в особенности  из-за мирового нефтяного бума, показатели бремени внешнего долга за это  время существенно улучшились. Соотношение  «долг / ВВП» снизилось с 91 до 30 %, тогда  как сумма долга стала даже меньше величины валютных резервов (напомним, что в начале 1994 г. долги превосходили резервы в 13 раз).

 

 

 

2.2 Структура внешнего долга.

В официальной  статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы. Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления, все остальное – это новый российский долг, государственный или частный.

Распределение внешнего долга между главными категориями  заемщиков к настоящему времени  претерпело кардинальные перемены. В  докризисные и первые послекризисные годы основу задолженности составлял  государственный долг, за который  несло ответственность государство  и бремя которого почти целиком  ложилось на федеральный бюджет. Но затем в результате регулярных платежей и, в особенности, досрочной выплаты  значительной части долга бывшего  СССР размеры государственного долга  резко уменьшились, и проблема его  погашения отошла на второй план. Место  государства, причем в гораздо более  значительных масштабах, заняли структуры, которые относятся к числу  частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность  возврата занятых средств.6

      

Информация о работе Внешний долг России- проблемы, пути решения