Внешний долг России- проблемы, пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 03:42, курсовая работа

Описание работы

В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. Наличие значительного по величине внешнего долга в настоящее время является неотъемлемым атрибутом экономического развития целого ряда государств. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Формирование внешнего долга России.
1.1 Понятия внешнего долга. 5
1.2 История государственного долга России 9
1.3 Механизмы реструктуризации внешнего долга 12
Глава 2. Формирование внешнего долга РФ,
структура и кредиторы.
2.1 Динамика внешнего долга …………......................................... 13
2.2 Структура внешнего долга …………………………………… 16
2.3 Основные кредиторы России ……............................................ 20
Глава 3 Анализ современного состояния внешней задолженности, ее проблемы и перспективы.
3.1 Современное состояние внешнего долга……………………..23
3.2 Перспективы долговой политики на 2012-2014гг…………...29
Заключение…………………………………………………………... 33
Список литературы. 34

Файлы: 1 файл

курсовая работа..docx

— 1.79 Мб (Скачать файл)

 

По состоянию  на 1 июля 2011 г. объем государственного внешнего долга- 36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). По программе министерства финансов, в предстоящий период объем  государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. При  этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн. руб.

Таблица 5. Динамика государственного внешнего долга, (млрд. руб.).

  Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства, как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. При этом, однако, кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с позитивным прогнозом от Fitch, Ваа1 со стабильным прогнозом от Moody’s и ВВВ со стабильным прогнозом от Standard&Poor’s), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена. Вместе с тем, как отмечают в министерстве финансов, имеющийся «запас прочности», не может рассматриваться, как безусловный в плане обеспечения долговой устойчивости РФ. Во- первых темпы роста самого долга, а соответственно и его облуживания, являются достаточно высокими. Во - вторых, возможны ухудшения макроэкономической ситуации, т.е. снижение цен на нефть, что не лучшим образом отразится на показателях долговой устойчивости страны. В- третьих, весьма вероятно лишение РФ одного из важнейших факторов финансовой стабильности- «подушки безопасности» в лице Резервного фонда. Его объем, ожидаемый к 1 января 2013 г. составит 1,6 трлн. руб., при условии сохранении цены на нефть в 2012 г. не менее 93 долл. США за баррель. При неблагоприятном же развитии ситуации, средства из Резервного фонда придется направить на выполнение расходных долговых обязательств, вплоть до его полного исчерпания, что повысит уязвимость государственного бюджета, приведет к росту стоимости заимствований и, следовательно, к увеличению расходов на обслуживание долга.

   Таблица 6. Показатели долговой устойчивости РФ (при высоком уровне цен на нефть и их ежегодном росте).

п/п

Показатель

2011

2012

2013

2014

Пороговое значение

1.

Отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП

11,2%

14,1%

16,1%

17,0%

25%

2.

Доля расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета

 

3,2%

3,6%

4,0%

4,5%

10%

3.

Отношение расходов на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета

8,2%

9,7%

10,4%

11,8%

10%

4.

Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета

58,0%

76,3%

87,7%

94,5%

100%

5.

Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг

8,7%

10,9%

12,5%

13,2%

220%

6.

Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг

0,6%

0,6%

0,6%

0,7%

25%


   При условии неблагоприятного сценария основным источником покрытия дефицита федерального бюджета станут госзаимствования. Принимая во внимание, что объемы государственного долга уже установлены на достаточно высоком уровне, дополнительные заимствования приведут к накоплению существенных бюджетных рисков, связанных с ухудшением их условий и резким ростом долговой нагрузки на федеральный бюджет.

Пока  низкий уровень государственного долга  позволяет проводить политику увеличения заимствований, не опасаясь критических  показателей в долговой устойчивости. В условиях сохранения макроэкономической ситуации, в предстоящий период показатели долговой устойчивости РФ останутся  на относительно безопасных уровнях. И  при планируемых объемах заимствований  нагрузка на бюджет будет оставаться в пределах нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Изучив, проанализировав и обобщив литературу по теме курсовой работы, можно сказать, что проблема внешнего долга и его влияния на экономическую безопасность – серьезная проблема российской национальной экономики. Разрешение этой проблемы является задачей стратегического характера. Без её решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для долгосрочного экономического подъёма и поддержания устойчивости всей социально- экономической системы страны. Использование долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические колебания и дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств, способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. Однако кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.

В Бюджетном  послании президента России на 2012- 2014 гг. отмечалось: «В условиях экономического роста и улучшения ситуации на рынке заимствований следует рассмотреть возможность последовательного сокращения поддержки региональных бюджетов за счёт бюджетных кредитов и перехода к преимущественному использованию рыночных механизмов, покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, а объём предоставляемых бюджетных кредитов в очередном финансовом году, увязывать с предполагаемым объёмом возвращаемых бюджетных кредитов.»

Список  литературы.

  1. Учебное пособие «Мировая экономика», С. В. Кациель, 2007.
  2. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг, Кудрин А. ,2006.
  3. Обслуживание внешнего долга СССР, Ю.ЧУРАКОВ, доктор экономических наук, профессор, журнал «Обозреватель», 2000 г.
  4. Государственный долг России: иллюзии и действительность, А.Селезнев, Экономист, 2004 г.
  5. Газета "Известия", 2006 г.
  6. Экономический журнал, 2008 г.
  7. Официальный сайт Министерства Финансов РФ: www.minfin.ru.
  8. Официальный сайт Государственного Комитета Статистики РФ: www.gks.ru.
  9. Официальный сайт Центрального Банка России: www.cbr.ru.
  10. Официальный сайт Всемирного банка: www.worldbank.org.
  11. Официальный сайт Бюро экономического анализа www.beafnd.org/ru/.
  12. .     Ясин Е., Гавриленков Е. «О проблеме урегулирования внешнего долга России// «Вопросы экономики», №5 1999 г.
  13. Официальный сайт Министерства Финансов РФ: http://www1.minfin.ru/ru/budget/classandaccounting/classification/www.
  14. Финансовый бизнес. №6. 2000 год. А. Шуркалин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Финансовый бизнес. №6. 2000 год. А. Шуркалин

2 Вопросы экономики. №5. 1999 год. Е. Ясин.

3 Вопросы экономики. №5. 1999 год. Е. Ясин.

4 Официальный сайт Министерства Финансов РФ: www.minfin.ru.

5 Учебное пособие «Мировая экономика», С. В. Кациель, 2007.

6 Газета "Известия", 2006 г.

7 Экономический журнал, 2008 г

8 Учебное пособие «Мировая экономика», С. В. Кациель, 2007.

9 http://www.cbr.ru/statistics/

10 Официальный сайт Бюро экономического анализа www.beafnd.org/ru/.

11 Официальный сайт Центрального Банка России: www.cbr.ru.

 


Информация о работе Внешний долг России- проблемы, пути решения