Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 03:42, курсовая работа
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. Наличие значительного по величине внешнего долга в настоящее время является неотъемлемым атрибутом экономического развития целого ряда государств. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.
Введение 3
Глава 1.Формирование внешнего долга России.
1.1 Понятия внешнего долга. 5
1.2 История государственного долга России 9
1.3 Механизмы реструктуризации внешнего долга 12
Глава 2. Формирование внешнего долга РФ,
структура и кредиторы.
2.1 Динамика внешнего долга …………......................................... 13
2.2 Структура внешнего долга …………………………………… 16
2.3 Основные кредиторы России ……............................................ 20
Глава 3 Анализ современного состояния внешней задолженности, ее проблемы и перспективы.
3.1 Современное состояние внешнего долга……………………..23
3.2 Перспективы долговой политики на 2012-2014гг…………...29
Заключение…………………………………………………………... 33
Список литературы. 34
Таблица 3. Структура внешнего долга.
Государственный
внешний долг России в преобладающей
части состоит из задолженности
федеральных властей, включающей долги
бывшего СССР и некоторые новые
заимствования. И то и другое погашается
за счет средств федерального бюджета.
В составе нынешнего
Следует подчеркнуть, что в приведенном распределении внешнего долга по названным категориям заемщиков присутствует определенная условность. Среди должников – банков и нефинансовых предприятий есть и такие, которые частично или полностью принадлежат государству. Тем не менее, в официальной структуре внешнего долга их относят к негосударственному сектору, ибо в сфере международного движения капиталов они действуют по тем же законам и правилам, которыми руководствуются частные заемщики. Такие банки и предприятия самостоятельно распоряжаются имеющимися активами и сами отвечают по возникающим обязательствам без участия государства и без использования государственных средств.
В новых
материалах Банка России предпринята
попытка скорректировать эту
условность путем введения в структуру
особой категории «Внешний долг государственного
сектора в расширенном
Таблица 4. Новая структура внешнего долга.
Внешний долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных резидентов, не подпадающих под данное определение, классифицируются как внешний долг частного сектора.
В свете данных обстоятельств динамика государственного внешнего долга России выглядит не столь однозначно, как об этом писалось ранее, т.к. некоторую часть долга банков стоит отнести все же к государственному.7 С одной стороны, задолженность органов управления и денежно-кредитного регулирования, сокращается и будет сокращаться, поскольку власти к новым заимствованиям практически больше не прибегают. Но, с другой стороны, интенсивно увеличивается задолженность банков и предприятий с государственным участием (государственный корпоративный долг), что предопределяет общую тенденцию роста ответственности российских властей перед зарубежными кредиторами, причем в значительных масштабах.
2.3 Основные кредиторы России.
Парижский клуб.
Парижский клуб кредиторов - это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.
Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны.
В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран. Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ.
В конце августа 2006 г. Россия перевела платежи странам- кредиторам на общую сумму в 21,3 млрд. долларов и перестала быть клиентом Парижского клуба, сэкономив на досрочном погашении 7,7 млрд. долларов. Премия за досрочное погашение, которую уплатила Россия, составила около 1 млрд евро.
Лондонский клуб
Лондонский клуб кредиторов - это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заемщиков перед членами этого клуба. В отличие от Парижского клуба занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования.
Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление новых кредитов.
В конце 2009 г. Россия перевела в пользу кредиторов Лондонского клуба средства на общую сумму около 1 млн. долл., тем самым выполнив свои долговые обязательства по внешнему долгу перед клубом.
МВФ
Международный Валютный Фонд - ведущая
международная валютно-
В начале 2005 года Россия досрочно погасила
весь долг перед МВФ, заплатив 3.3 млрд.
долларов. Благодаря досрочным
снизило расходы, связанные с обслуживанием внешнего долга, тем самым, позволив себе более эффективное использование финансовых ресурсов. Россия 8 раз обращалась к МВФ за помощью, получив в общей сложности финансовую поддержку в размере $22 млрд.
МБРР
Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон- Вудской конференции в 1944 г. В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.8
Первоначально банк ориентировался на
восстановление экономики стран
Западной Европы, а сегодня, предоставляет
займы или гарантии кредитов 177 странам,
входящим в эту группу. Главным
образом, банк кредитует развивающиеся
государства на рыночных условиях под
правительственные гарантии. Банк аккумулирует
свои ресурсы путем выпуска
Кроме финансирования таких проектов,
как строительство дорог, электростанций
и школ, Банк предоставляет ссуды
на реструктуризацию экономической
системы страны, финансируя так называемые
программы структурной
На начало 2012 г. Россия должна Всемирному банку 2059 млн. долл. США.
Глава 3. Анализ современного состояния внешней задолженности, ее проблемы и перспективы.
3.1
Современное состояние
По состоянию на 1 января 2012 г. размер внешнего долга России увеличился до 538 млрд. долл. против 527 млрд. долл. на 1 октября, и практически вернулся к показателям на 1 июля 2011 г. При всем при этом государственный внешний долг повысился лишь на 0,2 млрд. долл.Повышение внешних обязательств произошло, в основном, за счет банковского сектора, который увеличил свою задолженность на 7 млрд. долл., до 164 млрд. долл..Тем временем, ЦБ РФ сообщил, что в сентябре отток капитала из российской экономики составил 13 млрд. долл., а сам регулятор в целях поддержания рубля в прошлом месяце продал валюту на сумму 8 млрд. долл.
"Погашение внешнего долга
частным сектором стало
Основные существующие проблемы внешнего долга в России:
Внешний долг Российской Федерации
(аналитическое представление)
Внешний долг предприятий и организаций также относятся к внешнему долгу гос. сектора. Внешний долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а так же тех банков и не банковских корпораций, в которых они напрямую владеют 50 и более процентами участия в капитале. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных резидентов, классифицируются как внешний долг частного сектора.
Внешний долг органов государственного управления РФ
Основная сумма внешнего долга органов государственного управления России образовалась в период руководства страной М.Г. Горвачевым и Б.Ельциным, основные выплаты по долгу- при В.Путине.
Внешний долг банков и прочих секторов.
Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования
Внешний
долг частного сектора и государственного
сектора в расширенном
3.2. Перспективы долговой политики на 2012-2014гг.
По проектам Министерства финансов РФ, подавляющую часть нефтегазовых доходов бюджета планируется направлять на финансирование расходов и лишь незначительную часть - на пополнение Резервного фонда: в 2012 г.- 3,3%, в 2013 г.- 1,0%, в 2014 г.- 0%. Пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ) в предстоящий период не планируется.
По их прогнозам, дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении всего планового периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012- 2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7% ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.10
Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2012- 2014 гг. выступят государственные заимствования. При этом планируется, что в среднем на 90% дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований.
Таблица 4. Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2012- 2014 гг., в млрд. долл..11
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
Дефицит федерального бюджета |
1 570,5 |
1 744,3 |
1 648,4 |
Государственные заимствования, в том числе: |
1 592,3 |
1 601,7 |
1 626,1 |
Привлечение |
2 181,7 |
2 284,0 |
2 474,1 |
Погашение |
-589,4 |
-682,3 |
-848,0 |
Государственные внутренние заимствования, в том числе: |
1 459,0 |
1 465,7 |
1 486,2 |
Привлечение |
1977,9 |
2082,2 |
2273,6 |
Погашение |
-518,9 |
-616,5 |
-787,4 |
Государственные внешние заимствования, в том числе: |
133,3 |
136,0 |
139,9 |
Привлечение |
203,8 |
201,8 |
200,5 |
Погашение |
-70,5 |
-65,8 |
-60,6 |
Использование Резервного фонда |
-164,0 |
-51,4 |
0,0 |
Использование ФНБ |
7,5 |
10,0 |
10,0 |
Приватизация |
276,1 |
309,4 |
300,0 |
Исполнение государственных Федерации |
-120,2 |
-85,8 |
-248,7 |
Информация о работе Внешний долг России- проблемы, пути решения