Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Внутренняя среда организации является источником её жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Когда речь идёт о внутренней среде фирмы, имеется ввиду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.

Содержание работы

Введение
Факторы косвенного воздействия
Особенности внешней среды в современных коммерческих организациях России.
Задачи
Технология
Структура
Люди
Литература

Файлы: 1 файл

гос.регулирование эк-ки.docx

— 63.67 Кб (Скачать файл)

В связи с переходом  России к рыночным отношениям, внешняя  среда организаций нашей страны резко изменилась. Поэтому она  имеет свои особенности в отличии от других стран, где эти отношения развиваются на протяжении многих десятилетий и здесь научились противостоять воздействиям факторов внешней среды.

 Особенности среды  внешнего окружения заключаются  в её сложности и подвижности,  сюда также можно включить  и неопределённость. Очень большое  количество факторов приходится  учитывать менеджерам. Здесь можно  выделить несколько факторов, которые  стоят выше других, таковыми являются: высокие налоги, правительственное регулирование и бюрократия, трудности в поисках источников финансирования и нахождения хороших работников. И это действительно очень важные факторы, так как именно они являются основными препятствиями и проблемами. Если их рассматривать подробно, то это станет явно.

 Налоговое законодательство  и вообще законодательство и вообще законодательство у нас в России настолько не идеально, что организации не могут как следует реагировать на его изменения. Законы в РФ изменяются чуть ли не каждую неделю.

 Штат бюрократического  аппарата в России настолько  вырос и преобладание вертикальных  связей в государственном аппарате  настолько велико, что некоторые  люди не могут открыть своё  дело, а организации должны отчитываться  не перед одним, а несколькими  чиновниками. И в последнее  время всё больше проявляется  коррупция в органах государственной  власти.

 Трудности в поисках  источников финансирования не  менее важная проблема. Особенно  остро эта проблема стоит сейчас, когда в стране происходит  и экономический и политический  кризис. В данный момент, когда  курс рубля падает, организациям  не выгодно брать кредиты в  банках, так как проценты, под  которые выдаётся кредит очень высоки.

 Но особо важной  проблемой является нахождение  хороших работников, особенно менеджеров. У нас в России единицы менеджеров-профессионалов. Это объясняется тем, что в  связи с переходом от плановой  экономики к рыночным отношениям, не было специально подготовленных  людей, которые бы могли управлять  в условиях рыночной экономики.  Только сейчас, понимая эту проблему, осуществляют подготовку профессионалов-управленцев.

 Но не только отечественные  организации сталкиваются с этими  факторами, но и зарубежные  предприниматели. И они, предполагающие  начать свою деятельность в  России, должны быть готовы столкнуться  с проблемами и препятствиями,  которые в сходной степени  не существуют у них в стране. Эти факторы могут включать  надёжность деловых партнёров  и поставщиков, банковское обслуживание, валютно-финансовые операции, преступность  против бизнеса, этические проблемы. Они также должны быть готовы  к тому, что их российские патриоты  могут придавать меньшее значение  проблемам, которые часто являются  важными с точки зрения иностранных  коллег, таким, как управление  персоналом, реклама, несправедливая  конкуренция, повышение квалификации  работников, а также их обучение.

    Таблица 4.2 Сферы и факторы макросреды фирмы

Сфера макросреды

Факторы макросреды

1. Международные

1.1. Количество “горячих  точек” в мире, где происходят  какие-либо военные конфликты

1.2. Численность военных  и других лиц, задействованных  в “горячих точках” в данное  время

1.3. Количество международных  симпозиумов, конференций, выставок, кинофестивалей, конкурсов и других  мероприятий высшей категории,  проводимых в данный момент  в стране и в мире в области  образования, культуры, научно-технического  прогресса

1.4. Тенденции изменения  продолжительности жизни населения  в целом в мировом сообществе

2. Политические

2.1. Стабильность демократических  преобразований факторы в стране

2.2. Вероятность возврата  к прошлой политической системе

2.3. Количество забастовок  с численностью участвующих более  100 человек, проводимых в стране  в данный день

2.4. Криминальная обстановка  в стране

2.5. Количество политических  фракций в законодательной власти

3. Экономические факторы

3.1. Удельный вес конкурентоспособной  на внешнем рынке промышленной  продукции фирм страны

3.2. Удельный вес конкурентоспособной  на внутреннем рывке промышленной  продукции фирм страны

3.3. Тенденции изменения  внешнеэкономических связей

3.4. Дефицит бюджета страны (%).

3.5. Среднегодовые темпы  инфляции

3.6. Удельный вес частной  собственности в совокупной собственности  страны

3.7. Наличие “стратегии  перехода страны на рыночные  отношения и их развития”,  опубликованной в открытой печати

3.8. Наличие федеральных  методических документов, регламентирующих  процесс принятия и реализации  управленческого решения (по функционально-стоимостному  анализу, прогнозированию, нормированию, оптимизации, экономическому обоснованию  и другим вопросам)

3.9. Удельный вес сырьевых  ресурсов в экспорте страны

3.10. Показатели налоговой  системы и внешнеэкономической  деятельности

3.11. Структура распределения  доходов населения

3.12. Уровень развития  финансовой системы страны

4. Социально-демографические  факторы 

4.1. Место страны в мире  по продолжительности жизни

4.2. Место страны в мире  по жизненному уровню населения

4.3. Продолжительность жизни  (мужчин, женщин)

4.4. Смертность детей в  возрасте до одного года, % от родившихся и в сравнении с лучшим мировым показателем

4.5. Рождаемость и смертность  населения страны

4.6. Структура населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др.

4.7. Миграция населения

4.8. Перспективность городов

4.9. Структура населения  по доходу и др.

5. Правовые факторы

5.1. Наличие федеральных правовых актов (указов Президента, постановлений правительства, государственных стандартов и т.п.) по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.д.

5.2. Наличие федеральных  правовых актов, регулирующих  взаимоотношения компонентов экономической  системы страны

5.3. Наличие федеральных  правовых актов, регулирующих  внешнеэкономическую деятельность  страны и фирм

5.4. Наличие федеральной  программы создания правого государства

5.5. Качество прокурорского  надзора за соблюдением федеральных  правовых актов

5.6. Преемственность правового  обеспечения по вертикали и  горизонтали

6. Экологические факторы

6.1. Параметры экосистемы  страны

6.2. Количество городов  и удельный вес численности  их населения, которые не отвечают  требованиям по экологичности

6.3. Затраты в бюджете  страны (в %) на поддержание экосистемы страны


 

4.2.Внутренняя  среда организации

Внутренняя среда организации  – та часть общей среды, которая  находится в ее пределах. Она оказывает  постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько  срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает  организация. Изучение внутренней среды  направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация.

 Сильные стороны служат  базой, на которую организация  опирается в конкурентной борьбе  и которую она должна стремиться  расширять и укреплять. 

 Слабые стороны —  это предмет пристального внимания  со стороны руководства, которое  должно делать все возможное,  чтобы избавиться от них. 

 Изучение внутренней  среды организации осуществляется  через анализ ее внутренних  переменных с целью оценки  конкурентной стратегической позиции  организации.

 Менеджер формирует  и изменяет при необходимости  внутреннюю среду организации,  представляющую собой органичное  сочетание ее внутренних переменных. Поэтому необходимо их тщательно  рассмотреть.

 Внутренние переменные  – это ситуационные факторы  внутри организации. Поскольку  организации представляют собой  созданные людьми системы, то  внутренние переменные в основном  являются результатом управленческих  решений. Однако внутренние переменные  не всегда полностью контролируются  руководством.

 Основные переменные  в самой организации, которые  требуют внимания руководства,  это цели, задачи, технология, структура  и люди.

 Цели                                               

 Организация - это группа  людей, деятельность которых координируется  для достижения целей. Организацию  можно рассматривать как средство  достижения целей, которое позволяет  людям выполнить коллективно  то, чего они не могли бы  выполнить индивидуально. 

 Цели есть конкретные  конечные состояния или желаемый  результат, которого стремится  добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное  формулирование целей и постановка  задач на 50% предопределяют успешность  решения.

 Основной целью работы  большинства организаций является  получение прибыли. Прибыль это  ключевой показатель организации.  В Гражданском кодексе России  указано, что основной целью  коммерческих организаций является  извлечение прибыли.  Однако не  у всех организаций получение  прибыли является главной целью.  Это касается некоммерческих  организаций, например потребительских  обществ, церквей, благотворительных  фондов и т. п. Тем не менее,  организация может существовать  только в условиях ее прибыльности. Тогда вместо максимизации дохода  рост нормы прибыли может быть  выражен в других показателях:

удовлетворение потребителя  или пользователя услуг;

позиция на рынке, связанная  с желанием рыночного лидерства;

условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений  среди сотрудников;

социальная ответственность  и имидж организации;

техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого внимания научным  исследованиям и разработкам;

минимизация издержек производства и т.д.

 

Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку  крупные организации имеют много  целей. Для того чтобы получать, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор  руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации  тоже имеют разнообразные цели, но больше уделяют внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие  решения руководства.

 В подразделениях, так  же как и во всей организации  необходима выработка целей. Например, целью финансового подразделения  может быть уменьшение кредитных  потерь. Подразделение маркетинга  в той же организации может  иметь цель - сокращение количества  жалоб потребителей, в производственных  подразделениях цели могут быть  связаны с минимизацией издержек  и т.д. Цели подразделений в  различных организациях, которые  имеют сходную деятельность, будут  ближе между собой, чем цели  подразделений в одной организации,  занимающихся различными видами  деятельности. Следует помнить, что  цели подразделений должны составить  конкретный вклад в цели организации  как целого, а не вступать в  противоречие с целями других  подразделений. При этом цели  подразделений являются частными, а цели организации – общими (общекорпоративными).

 Задачи

 Формулирование задач  является одним из направлений  разделения труда в организации. 

 

Задача – это предписанная работа, серия работ или часть  работы, которая должна быть выполнена  заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его  должности. На основе решения руководства  о структуре каждая должность  включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

 Задачи организации  традиционно делятся на три  категории. Это работа с людьми, предметами, информацией. Например, на обычном заводском конвейере  работа людей состоит из работы  с предметами. Задача же мастера  – это в основном работа  с людьми. В то же время задачи  бухгалтера организации в основном  связаны с информацией.

 Два важных момента  в работе – это частота повторения  данной задачи и время, необходимое  для ее выполнения. Машинная операция, например, может состоять в выполнении  задачи по сверлению отверстий  тысячу раз в день. Чтобы выполнить  каждую операцию, требуется всего  лишь несколько секунд. Исследователь  выполняет разнообразные и сложные  задачи, и они могут вовсе не  повторяться ни разу в течение  дня, недели или года. Для того  чтобы выполнить некоторые из  задач, исследователю требуется  несколько часов или даже дней. В общем можно отметить, что  управленческая работа носит  менее монотонный, повторяющийся  характер и время выполнения  каждого вида работы увеличивается  по мере перехода управленческой  работы от низшего уровня к  высшему.

 Изменения в характере  и содержании задач тесно связано  с эволюцией специализации. Как  показал в своем знаменитом  примере о производстве булавок  Адам Смит, специалист может существенно  увеличить производительность труда.  В нашем веке технологические  нововведения и системное сочетание  техники и специализации труда  сделали специализацию задач  углубленной и сложной.

Технология

 Технология как фактор  внутренней среды имеет большее  значение. Большинство людей рассматривают  технологию как нечто, связанное  с изобретениями и машинами, например  с полупроводниками и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги.

 Технология подразумевает  стандартизацию и механизацию.  То есть использование стандартных  деталей может существенно облегчить  процесс производства и ремонта.  В наше время существует очень  мало товаров, процесс производства  которых не стандартизован.

 В начале 20 века появилось  такое понятие как сборочные  конвейерные линии. Сейчас этот  принцип используется почти повсеместно,  и очень сильно повышает производительность  предприятий.

 Технология, как фактор, сильно влияющий на организационную  эффективность, требует тщательного  изучения и классификации. Существует  несколько способов классификации.  Наиболее распространенная классификация  по Томпсону и по Вудворд.

 Классификация технологии  по Джоан Вудворд пользуется наибольшей известностью. Она выделят три категории технологий:

Информация о работе Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия