Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Внутренняя среда организации является источником её жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Когда речь идёт о внутренней среде фирмы, имеется ввиду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.

Содержание работы

Введение
Факторы косвенного воздействия
Особенности внешней среды в современных коммерческих организациях России.
Задачи
Технология
Структура
Люди
Литература

Файлы: 1 файл

гос.регулирование эк-ки.docx

— 63.67 Кб (Скачать файл)

1. Единичное, мелкосерийное  или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается  только одно изделие.

2. Массовое или крупносерийное  производство применяется при  изготовлении большого количества  изделий, которые идентичны друг  другу или очень похожи.

3. Непрерывное производство  использует автоматизированное  оборудование, которое работает  круглые сутки для непрерывного  изготовления одинакового по  характеристикам продукта в больших  объемах. Примеры – переработка  нефти, работа электростанций.

 Джеймс Томпсон предлагает  другие три категории технологий  не противоречащие трем предыдущим:

Многозвенные технологии, характеризуемые серией независимых  задач, которые должны выполняться  последовательно. Типичный образец  – сборочные линии массового  производства.

Посреднические технологии характеризуются встречами групп  людей, таких, например, как клиенты  или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми.

Интенсивная технология характеризуется  применением специальных приемов, навыков или услуг, для того чтобы  произвести определенные изменения  в конкретном материале, поступающем  в производство.

 

Эти две категории не так  уж расходятся друг с другом. Например, многозвенные технологии эквивалентны технологиям массового производства, а посреднические технологии занимают промежуточное место между индивидуальными  технологиями и технологиями массового  производства. Различия в этих классификациях в первую очередь вызваны разными  областями специализации авторов. То есть Вудворд в основном занималась технологиями промышленных предприятий, а Томпсон же обхватывал все виды организаций.

Структура

 Структура отражает  сложившееся в организации выделение  отдельных подразделений, связи  между этими подразделениями  и объединение подразделений  в единое целое.

 Структура организации  – это логические взаимоотношения  уровней управления и функциональных  областей, построенные в такой  форме, которая позволяет наиболее  эффективно достигать целей организации.

 Одной из основных  концепций, имеющих отношение  к структуре, является специализированное  разделение труда. В большинстве  современных организаций разделение  труда вовсе не означает случайного  разделения работ между имеющимися  людьми. Характерной особенностью  является специализированное разделение  труда – закрепление данной  работы за специалистами, т.е.  теми, кто способен выполнить  ее лучше всех с точки зрения  организации как единого целого. В пример можно привести разделение  труда между экспертами по  маркетингу, финансам и производству.

 На данный момент  во всех организациях, за исключением  самых мелких, имеет место горизонтальное  разделение труда по специализированным  линиям. Если организация достаточно  велика по размеру, специалистов  обычно группируют вместе в  пределах функциональной области.  Как именно осуществить разделение  труда в организации – один  из вопросов, являющийся существенным  управленческим решением.

 Не менее важно и  то, как осуществляется вертикальное  разделение труда. Вертикальное  разделение труда необходимо  для успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной  иерархии является формальная  подчиненность лиц на каждом  уровне. Лицо, находящееся на высшей  ступени, может иметь в своем  подчинении  нескольких руководителей  среднего звена, представляющих  различные  функциональные области.  Эти руководители, в свою очередь,  могут иметь в подчинении несколько  линейных руководителей. Число  лиц, подчиненных одному руководителю  представляет сферу контроля. Различают  широкую и узкую сферу контроля  в зависимости от числа подчиненных.  Обычно узкой сфере контроля  соответствует многоуровневая структура,  а широкой – плоская структура  управления.

 Не существует идеальной  сферы контроля. Многие переменные  внутри организации и вне ее могут влиять на нее. Кроме того, ни сфера контроля, ни «высота» структуры не показатель величины самой организации.

 Необходимость в координации,  существующая всегда, становится  поистине насущной, когда работа  четко делится и по горизонтали,  и по вертикали, как это имеет  место в крупных современных  организациях. Если руководство  не создаст формальных механизмов  координации, люди не смогут  выполнять работу вместе. Без  соответствующей формальной координации  различные уровни, функциональные  зоны и отдельные лица легко  могут сосредоточиться на обеспечении  своих собственных интересов,  а не на интересах организации  в целом.

 Формулирование и сообщение  целей организации в целом  и каждого ее подразделения  представляет собой лишь один  из многочисленных механизмов  координирования. Каждая функция  управления играет определенную  роль в координировании специализированного  разделения труда. Руководители  всегда должны ставить перед собой вопрос: каковы их обязательства по координации и что они делают, чтобы их выполнить.

 Люди ставят цели, решают  задачи, определяют технологию и  организационную структуру на  основе вертикального и горизонтального  разделения труда. Никакая структура  и технология не может быть  полезной и никакая задача  не может быть выполнена без  сотрудничества людей, которые  являются пятой внутренней переменной.

Люди

 Люди являются основой  любой организации. Без людей  нет организации. Люди в организации  создают ее продукт, они формируют  культуру организации, ее внутренний  климат, от них зависит то, чем  является организация. 

 В силу такого положения  люди для менеджера являются  «предметом номер один». Менеджер  формирует кадры, устанавливает  систему отношений между ними, включает их в созидательный  процесс совместной работы, способствует  их развитию, обучению и продвижению  по работе.

 Люди, работающие в  организации, очень сильно отличаются  друг от друга по многим  параметрам: пол, возраст, образование,  национальность, семейное положение,  его способности и т.п. Все  эти отличия могут оказывать  серьезное влияние как на характеристики  работы и поведение отдельного  работника, так и на действия  и поведение других членов  организации. В связи с этим  менеджмент должен строить свою  работу с кадрами таким образом,  чтобы способствовать развитию  положительных результатов поведения  и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. В отличие от машины человек имеет желания, и для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих. А это может серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи менеджеру приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в большой степени зависит успех функционирования организации.

 Внутренняя жизнь организации  состоит из большого количества  различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако, несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являют­ся объектом управления со стороны менеджмента. Данными функциональными группами процессов являются следующие:

производство;

     маркетинг;

финансы;

работа с кадрами;

эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

 

Управление производством  состоит в осуществлении управления процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде. Для этого менеджмент осуществляет следующие операции:

управление разработкой  и проектированием продукта;

выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники  по процессу с целью оптимизации  затрат на изготовление и выбор методов  изготовления продукта;

управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;

управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением  закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего  пользования и конечной продукции;

контроль качества.

 

Управление маркетингом  призвано посредством маркетинговой  деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как:

изучение рынка;

реклама;

ценообразование;

создание систем сбыта;

распределение созданной  продукции;

сбыт.

 

Управление финансами  состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом  движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется:

составление бюджета и  финансового плана;

формирование денежных ресурсов;

распределение денег между  различными сторонами, определяющими  жизнь организации;

оценка финансового потенциала организации.

 

Управление персоналом связано  с обеспечением производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка). Также предполагает выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма.

 Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее воз­можностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осущест­вления ее деятельности.

Управление внешнеэкономическими связями

 

 Все большее расширение  технологических и географических  границ, а также развитие новых  общественных институтов привели  к формированию деловой среды,  характеризуемой конкуренцией в  глобальном масштабе. Ее отличительными  чертами являются использование  зарубежных стран в качестве  базы для производства и сбыта  продукции и быстрое распространение  новых товаров и новых процессов  в международном масштабе.

 Многие компании, фирмы,  предприятия, расширяя свою сферу  деятельности, вступают во взаимоотношения  с компаниями других государств, открывают свои филиалы за  рубежом, сливаются с другими  компаниями, образовывая крупные  корпорации и т.д., то есть начинают  заниматься внешнеэкономической  деятельностью. В этих условиях  менеджеру, вовлеченному в процесс  принятия решений в условиях  международной конкуренции, необходимо  знать особенности управления  внешнеэкономической деятельностью  компании.

 Компании, имеющие отделения  за рубежом, используют специальные  методы и структурные построения, способствующие достижению соответствия  целей зару6ежных филиалов общим  целям и философии корпорации.

 Таким образом, внешнеэкономические  связи включают следующие направления  и формы:

 внешнюю торговлю;

 международное производственное  сотрудничество;

 инвестиционное сотрудничество;

 международное научно-техническое  сотрудничество;

 экономическое и техническое  содействие;

 валютно-финансовое сотрудничество.

 

Внешнеэкономическая деятельность фирмы – это деятельность, связанная  с перемещением денег, товаров, капиталов, технологий, услуг через государственную  границу.

 Внешнеторговые цели  экспорта фирмы:

 расширение производства, увеличение прибыли за счет  захвата новых рынков;

 повышение иди поддержание  организационно-техническою уровня  производства под «прессом» международной  конкуренции;

 достижение экономии  на масштабе производства;

 увеличение валютных  ресурсов фирмы.

 

            Внешнеторговые цели импорта  фирмы:

 модернизация и расширение  производственного аппарата фирмы;

 достижение экономии  на замене оборудования, сырья  отечественного производства более аффективной зарубежной продукцией;

 расширение производства, увеличение прибыли за счет  захвата новых внутренних рынков;

 расширение ассортимента  на национальном потребительском  рынке.

 

Анализ экспортно-импортных  возможностей фирмы входит в состав маркетинговых, предпроектных исследований.

 Одним из важнейших  направлений внешнеэкономической  деятельности является экспорт  (импорт) капитала, который осуществляется  в двух формах: ссудной и предпринимательской.

 Ссудная форма вывоза (ввоза) капитала связана с  международными кредитами и займами.  Международное кредитование осуществляется  специализированными предприятиями  - банками.

 Предпринимательская  форма вывоза (ввоза) капитала  представляет собой международное  инвестирование, т.е. создание за  границей совместных предприятий  и филиалов фирмы.

 Цели международного  инвестирования:

1. Обход тарифных (таможенных) пошлин и ряда нетарифных протекционистских  барьеров.

2. Использование разницы  в стоимости ресурсов в разных  странах, в т.ч. использование  розницы в издержках производства.

3. Повышение конкурентоспособности  и более активное, чем в случав внешней торговли, внедрение на рынки; использование эффекта внедрения на рынок не извне (торговля), а изнутри.

Информация о работе Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия