Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы, является изучение внутреннего и внешнего экономического равновесия, выбор экономической политики.
В соответствии с данной целью было поставлено решение таких задач:
изучить модель внутреннего и внешнего равновесия в условиях фиксированного обменного курса;
оценить практическое применение модели внутреннего и внешнего баланса;
проанализировать влияние кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики на платежный баланс;
оценить особенности экономической политики в условиях плавающего обменного курса.
Реферат………………………………………………………………………………..2
Введение………………………………………………………………………………4
Глава 1.Макроэкономическое равновесие в открытой экономике. Модель внутреннего и внешнего равновесия в условиях фиксированного обменного курса. Экономическая политика в условиях плавающего курса………………………………………………………………………………..…6
1.1 Платежный баланс и его структура……………………………………………..6
1.2. Макроэкономическое регулирование в условиях фиксированного валютного курса…………………………………………………………………………………..8
1.3 Макроэкономическое регулирование в условиях плавающего валютного курса…………………………………………………………………………………12
Глава 2. Применение модели внутреннего и внешнего баланса при проведении экономической политики в Республике Беларусь……………………………….17
2.1Современное состояние платежного баланса в Республике Беларусь……………………………………………………………………………...17
2.2 Влияние бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики на экономику Республики Беларусь……………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….29
Приложение………………………………………………………………...……….31
Приложение 1……………………………………………………………………….31
Приложение 2 ………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………
Рассмотрим действие стимулирующей денежной политики в условиях плавающего валютного курса и абсолютной мобильности капитала. Меры, направленные на увеличение денежной массы Мs↑, например покупка облигаций на рынке ценных бумаг, приведут к сдвигу кривой LM вправо до положения LM1 (рис.1.5).
В результате внутренняя ставка банковского процента опустится ниже мировой (R1<R*), что вызовет отток капитала из страны КА↓. Это в свою очередь приведет к снижению обменного курса RER↓ и, как следствие, росту чистого экспорта Xn ↑. Чистый экспорт, являясь одним из факторов кривой IS, будет стимулировать сдвиг кривой вправо. Данный процесс будет происходить до тех пор, пока национальная ставка процента R1 не сравняется с мировой R и кривая IS не окажется в положении IS1.[9]
Следовательно, кредитно-денежная экспансия очень эффективна в таких условиях: не оказав влияния на ставку процента, она вызвала рост чистого экспорта из-за удешевления отечественной валюты и, как следствие, существенно увеличила объем ВВП до положения Y1:
∆M→R↓→отток капитала→KA↓→RER↓→ Xn ↑→Y↑→RER↑,R↑.
Проанализируем, как низкая мобильность капитала будет влиять на результаты политики государственного регулирования в условиях плавающего валютного курса. В случае стимулирующей фискальной политики увеличение государственных расходов ∆G и снижение налогов вызовет сдвиг кривой IS вправо до положения IS1 и вызовет первоначально увеличение национального продукта до Y1 и рост ставки процента до R1 (рис.1.6).
Рост национального продукта вызовет рост импорта Im↑. Одновременно в результате повышения внутренней ставки процента начнет ощущаться приток капитала КА↑. Однако все же из-за низкой мобильности капитала основное влияние на состояние платежного баланса будет происходить через счет текущих операций Xn, а не через счет КА.
Превышение импорта над экспортом Xn ↓ будет оказывать понижающее влияние на курс национальной валюты RER↓, что автоматически будет стимулировать рост экспорта Х↑, и кривая IS1, будет постепенно снижаться еще дальше вправо. До тех пор пока будет существовать отрицательное сальдо платежного баланса, кривая ВР также будет сдвигаться вправо, причем этот сдвиг будет происходить более быстрыми темпами, чем сдвиг кривой IS (поскольку в уравнении кривой ВР не входит функция потребления). Сдвиг кривой IS будет носить «догоняющий» характер: ISсдвинется в положение IS1, BP – в положение BP1, далее IS1 сдвинется до IS2 пока кривые не займут положение пересечения в точке С, где сальдо платежного баланса будет равно нулю. Точка С будет характеризоваться одновременным достижением внутреннего и внешнего равновесия.
Таким образом, стимулирующая фискальная политика в условиях плавающего валютного курса и низкой мобильности капитала очень результативна: она вызывает значительный рост объема национального производства при росте процентной ставки, привлекающей иностранный капитал.
Со стимулирующей кредитно-
Как следствие, возрастает уровень ВВП до Y1 (Y↑) и снизится процентная ставка до R1. Это приводит к оттоку капитала за рубеж, и по счету капитала возникает отрицательное сальдо КА↓. Как и в ранее рассмотренных случаях, в связи с ростом ВВП увеличиваются расходы и импорт Im↑, возникает дефицит торгового баланса Xn ↓. В результате общий платежный баланс сводится со значительным дефицитом.
При плавающем обменном курсе для устранения дефицита курс национальной валюты должен автоматически понизиться RER↓. Так как центральный банк теперь не вмешивается в функционирование валютного рынка и позволяет обменному курсу свободно колебаться, происходящее обесценивание валюты будет стимулировать возрастание чистого экспорта Xn ↑ и, следовательно, дальнейшее увеличение совокупного спроса и национального продукта Y↑, поэтому на графике линия IS сдвинется вправо.
Таким образом, кривые ВР и IS сдвигаются до тех пор, пока все три графика не пересекутся в общей точке С. Итак, при плавающем валютном курсе кредитно-денежная политика становится эффективной с точки зрения воздействия на ВВП, а наличие международной мобильности капитала способствует повышению эффективности. Кроме того кредитно-денежная политика также поощряет и внешний спрос, а следовательно, экспорт в результате снижения стоимости национальной валюты.
Обесценивание валюты усиливается
из-за понизившихся процентных ставок,
оттока капитала и возрастания дефицита
платежного баланса, что создает
еще более благоприятные
Глава 2. Применение модели внутреннего и внешнего баланса при проведении экономической политики в Республике Беларусь.
Раздел 2.1Современное состояние платежного баланса в Республике Беларусь
В соответствии с
Банковским кодексом Республики
Беларусь составление платежного
баланса Республики Беларусь
относится к основным функциям
Национального банка Республики
Беларусь (далее – Национальный
банк). Платежный баланс Республики
Беларусь входит в число
информационных ресурсов, имеющих
государственное значение, его
разработка осуществляется на
основании методических рекомендаций
МВФ, содержащихся в пятом издании
Руководства по платежному балансу(МВФ,
Вашингтон, 1993 г.), других изданиях МВФ
методологического характера.[
Официальные источники информации Республики Беларусь, к которым относятся Национальный статистический комитет, Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Государственный таможенный комитет, другие республиканские и местные органы управления, представляют информацию Национальному банку в соответствии со специальными формами отчетности на месячной или квартальной основе.
Платежный баланс разрабатывается
ежеквартально и направляется
органам государственного управления
страны, международным финансовым
и статистическим организациям,
центральным банкам стран–партнеров
по внешнеэкономической деятельности,
учебно-образовательным
Рассмотрим современное состояние платежного баланса Республики Беларусь на период январь - июнь 2012 года.
Сальдо первичных доходов сформировалось отрицательным в размере 0,8 млрд. долларов (2,8 % ВВП) по причине превышения чистых выплат инвестиционных доходов в размере 1,1 млрд. долларов, над чистым притоком доходов от оплаты труда временных работников на сумму 0,4 млрд. долларов.
Объем инвестиционных доходов к получению от активов, размещенных за рубежом, увеличился на 23,6 % и составил 85,5 млн. долларов. Нерезидентам начислено к выплате 1,2 млрд. долларов, что ниже начисленных в январе – июне 2011 г. на 8,1 %.[11]
Наибольшее влияние на величину и направленность потоков инвестиционных доходов оказали операции с доходами от прямых инвестиций. В том числе сумма начисленных к выплате доходов, причитающихся прямым иностранным инвесторам, составила 688,7 млн. долларов. Большая их часть представлена дивидендами и реинвестированными доходами.
Доходы к получению от прямых инвестиций, вложенных белорусскими резидентами за границу, составили 17 млн. долларов (рис.2.1).
Рис.2.1 Структура сальдо инвестиционных доходов за январь – июнь 2008–2012 годов
Сальдо по доходам от портфельных инвестиций также сложилось отрицательным в размере 81,4 млн. долларов, что отражает превышение выплат над поступлениями. Основная часть выплат связана с погашением процентов по долгосрочным еврооблигациям Правительства Республики Беларусь.
Накопленный Республикой Беларусь внешний долг обусловил превышение выплат процентов по прочим долговым обязательствам над поступлением от аналогичных активов белорусских резидентов за границей на 400,2 млн. долларов. В том числе погашение процентов по долговым обязательствам белорусских заемщиков (неучтенных в доходах от прямых и портфельных инвестиций) составило 449,4 млн. долларов, проценты к получению составили 49,2 млн. долларов.
Сальдо по доходам от трудовой деятельности временных работников за границей сложилось традиционно положительным в размере 369,4 млн. долларов (1,3 % ВВП). В указанном размере оплата труда резидентов Республики Беларусь, временно работающих за рубежом (составила 375,7 млн. долларов) превысила трудовые доходы мигрантов – нерезидентов, временно занятых в экономике Республики Беларусь (6,3 млн. долларов).
Сальдо вторичных доходов сформировалось отрицательным в размере 2 млрд. долларов (7,2 % ВВП). Оно указывает на превышение выплат Республикой Беларусь текущих трансфертов над их поступлением из-за границы.
В страну поступило трансфертов текущего характера на сумму 0,8 млрд. долларов. В том числе в адрес Правительства Республики Беларусь с учетом распределения ввозных таможенных пошлин было направлено 0,6 млрд. долларов, других секторов (большей частью – личных трансфертов) – 0,2 млрд. долларов.
Текущие трансферты резидентов Республики Беларусь за границу составили 2,8 млрд. долларов, основную часть из которых выплатило Правительство Республики Беларусь как в рамках распределения ввозных таможенных пошлин между государствами – членами Таможенного союза, так и в силу двустороннего соглашения о выплате вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты в пользу России. Другие секторы выплатили текущих трансфертов, включая личные, на сумму 0,2 млрд. долларов.
За январь – июнь 2012 г. положительное сальдо счета операций с капиталом сформировалось в размере 2,4 млн. долларов. В том числе операции с непроизведенными нефинансовыми активами обеспечили приток средств в страну на сумму 1,5 млн. долларов, операции с прочими капитальными трансфертами других секторов – 0,9 млн. долларов.
Сальдо финансового счета в стандартном представлении платежного баланса за январь – июнь 2012 г. сложилось положительным в размере 1,8 млрд. долларов против отрицательного в размере 4,6 млрд. долларов за январь – июнь 2011 г. Это означает, что в первом полугодии 2012 г. экономика Республики Беларусь явилась чистым кредитором остального мира. В том числе иностранные активы резидентов Республики Беларусь увеличились на 1,7 млрд. долларов, обязательства перед внешним миром сократились на 0,1 млрд. долларов (рис 2.2).
Отток финансовых ресурсов
обеспечен главным образом
Сальдо по операциям с прямыми инвестициями за январь – июнь 2012 г. сложилось отрицательным в размере 683,5 млн.долларов (2,5 % ВВП).
Отрицательное значение указывает на превышение поступления прямых инвестиций в страну (обязательства выросли на 748,9 млн. долларов) над инвестициями, направленными белорусскими резидентами за границу (активы увеличились на 65,4 млн. долларов) Основным получателем белорусских прямых инвестиций выступила Российская Федерация – белорусские активы увеличились на 32 млн. долларов. В целом в форме акционерного капитала белорусскими резидентами инвестировано за границу 27,4 млн. долларов, в том числе в уставные фонды субъектов хозяйствования Российской Федерации – 25,7 млн. долларов. Реинвестирование доходов составило 10,6 млн. долларов. Операции с долговыми инструментами обусловили отток финансовых средств из страны в размере 27,4 млн. долларов (рис.2.3).
Приток прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь (с учетом изъятия) составил 748,9 млн. долларов, что на 25,7 % меньше, чем за аналогичный период 2011 г.
В общей структуре прямых
иностранных инвестиций акционерные
вложения увеличились на 234,1 млн. долларов.
В том числе белорусскими банками
в уставные фонды привлечено 76,6 млн.
долларов. Реинвестирование доходов (включая
доходы как нефинансовых организаций,
так и банков) осуществлено в сумме
420 млн. долларов, что меньше на 24,6 % по
сравнению с январем – июнем
2011 г. Операции с долговыми инструментами
(долговые обязательства перед
Рис.2.3 Изменение потоков прямых инвестиций за январь – июнь 2008–2012 годов
Из Российской Федерации поступило прямых инвестиций на сумму 246,8 млн. долларов (33 % всего нетто–притока прямых иностранных инвестиций). Кроме этого, основными прямыми инвесторами белорусской экономики явились резиденты Соединенного Королевства, Кипра, Германии, США, Польши. Наибольшие суммы прямых иностранных инвестиций были направлены в организации транспорта, торговли и обрабатывающей промышленности.
В банковский сектор страны прямые инвестиции поступили от инвесторов из Российской Федерации, Швейцарии, Кипра, Нидерландов и Ливана(рис.2.4).
Сальдо по операциям с ценными бумагами сформировалось отрицательным в размере 29,1 млн. долларов (за январь – июнь 2011 г. – в размере 806 млн. долларов) в результате изъятия финансовых ресурсов, размещенных в иностранных ценных бумагах, и роста иностранных вложений в ценные бумаги белорусских эмитентов.[13]
Рис.2.4 Динамика и структура прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь
Информация о работе Внутреннее и внешнее равновесие: проблемы экономической политики