Внутреннее и внешнее равновесие: проблемы экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы, является изучение внутреннего и внешнего экономического равновесия, выбор экономической политики.
В соответствии с данной целью было поставлено решение таких задач:
изучить модель внутреннего и внешнего равновесия в условиях фиксированного обменного курса;
оценить практическое применение модели внутреннего и внешнего баланса;
проанализировать влияние кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики на платежный баланс;
оценить особенности экономической политики в условиях плавающего обменного курса.

Содержание работы

Реферат………………………………………………………………………………..2
Введение………………………………………………………………………………4
Глава 1.Макроэкономическое равновесие в открытой экономике. Модель внутреннего и внешнего равновесия в условиях фиксированного обменного курса. Экономическая политика в условиях плавающего курса………………………………………………………………………………..…6
1.1 Платежный баланс и его структура……………………………………………..6
1.2. Макроэкономическое регулирование в условиях фиксированного валютного курса…………………………………………………………………………………..8
1.3 Макроэкономическое регулирование в условиях плавающего валютного курса…………………………………………………………………………………12
Глава 2. Применение модели внутреннего и внешнего баланса при проведении экономической политики в Республике Беларусь……………………………….17
2.1Современное состояние платежного баланса в Республике Беларусь……………………………………………………………………………...17
2.2 Влияние бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики на экономику Республики Беларусь……………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….29
Приложение………………………………………………………………...……….31
Приложение 1……………………………………………………………………….31
Приложение 2 ………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 621.52 Кб (Скачать файл)

(чистое принятие обязательств) за январь – июнь 2008–2012 годов

Активы резидентов Республики Беларусь, размещенные главным образом  в долговых ценных бумагах, уменьшились на 27 млн. долларов (за январь – июнь 2011 г. – зафиксировано чистое приобретение указанных финансовых активов на сумму 20,8 млн. долларов).

Рост обязательств перед  нерезидентами по ценным бумагам  белорусских эмитентов составил 2,1 млн. долларов. Приток финансовых средств обеспечен увеличением обязательств по долговым ценным бумагам на 2,2 млн. долларов. В том числе депозитные организации увеличили свои обязательства на 1,3 млн. долларов, сектор государственного управления – на 0,7 млн. долларов, другие секторы – на 0,2 млн. долларов. Обязательства

нефинансовых организаций  по ценным бумагам, обеспечивающим участие  в капитале, уменьшились на 0,1 млн. долларов.

Операции центрального банка  и других депозитных организаций с производными финансовыми инструментами обусловили приток средств в страну в размере 49,9 млн. долларов, в том числе за счет сокращения внешних финансовых активов по данному разделу на 49,1 млн. долларов. Обязательства за отчетный период уменьшились на 0,8 млн. долларов.

По операциям, проведенным  с депозитами, наличной валютой, кредитами и займами, торговыми кредитами и авансами, прочими иностранными активами (кроме резервных) и обязательствами, зафиксирован чистый отток финансовых ресурсов из страны в размере 2 133,2 млн. долларов против притока инвестиций в размере 1 731,6 млн. долларов за январь – июнь 2011 г. Это стало результатом как роста иностранных активов резидентов Республики Беларусь, так и сокращения внешних обязательств перед нерезидентами по соответствующим финансовым инструментам(рис.2.5).

Иностранные активы резидентов Республики Беларусь по другим инвестициям  увеличились на 1 263,5 млн. долларов (за январь – июнь 2011 г. – на 1 894,9 млн. долларов), что обусловлено главным  образом накоплением активов  центрального банка, а также дебиторской  задолженности по торговым кредитам и авансам нефинансовых организаций Республики Беларусь.

 

Рис.2.5 Изменение внешних активов резидентов Республики Беларусь по разделу ”Другие инвестиции“ за январь – июнь 2008–2012 годов

Обязательств перед внешним  миром сократились на 869,7 млн. долларов, в то время как за январь – июнь 2011 г. зафиксирован их рост в объеме 3 626,5 млн. долларов. Отток в значительной степени обеспечен погашением внешнего долга по ранее привлеченным в страну иностранным кредитам и займам, а также уменьшением кредиторской задолженности по торговым кредитам и авансам (рис. 2.6).

Операции с депозитами и активами в виде наличной иностранной  валюты обусловили чистый отток капитала из страны в размере 406,9 млн. долларов, что стало результатом опережающего роста внешних активов над  увеличением обязательств по данному  разделу (за январь – июнь 2011 г. –  положительное сальдо в размере 585,2 млн. долларов).

Активы резидентов Республики Беларусь на счетах за границей и в  виде наличной иностранной валюты увеличились  на 519,7 млн. долларов (за январь–июнь 2011 г. – на 585,2 млн. долларов). В том  числе рост активов центрального банка, не относящихся к резервным  активам, составил 604,5 млн. долларов. Активы прочих депозитных организаций, напротив, уменьшились на 72,5 млн. долларов. Средства нефинансовых организаций на

счетах в иностранных  банках сократились на 12,3 млн. долларов.

Обязательства резидентов Республики Беларусь по счетам и депозитам нерезидентов выросли на 112,8 млн. долларов. В том  числе депозитные организации увеличили  свои обязательства по данному разделу  на 150,9 млн. долларов, в то время как  центральный банк их сократил на 38,1 млн. долларов.

Операции с кредитами  и займами обусловили чистый отток  финансовых ресурсов из страны в объеме 436,7 млн. долларов против чистого поступления кредитных средств в страну в размере 1 906,5 млн. долларов за январь – июнь 2011 г.

 

Рис.2.6 Изменение обязательств резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами по разделу ”Другие инвестиции“ за январь – июнь 2008–2012 годов

Требования резидентов Республики Беларусь к внешнему миру в форме

предоставленных нерезидентам кредитам и займам увеличились на 120 млн. долларов. В том числе активы депозитных организаций выросли  на 138,2 млн. долларов, нефинансовых организаций, напротив, сократились на 18,2 млн. долларов.

Первое полугодие 2012 г. характеризовалось  снижением обязательств перед нерезидентами  по ранее привлеченным в экономику  страны кредитам и займам в объеме 316,7 млн. долларов, в то время как  за январь – июнь 2011 г. наблюдалось  привлечение иностранных заемных  средств в размере 1 975,7 млн. долларов. Основной отток иностранных инвестиций в форме кредитов и займов обеспечен  операциями депозитных организаций (снижение обязательств перед нерезидентами  на 723,3 млн. долларов) и центрального банка (на 128,8 млн. долларов).

В то же время в первом полугодии 2012 г. Правительством Республики Беларусь привлечено на чистой основе 383,2 млн. долларов. Основной объем финансовых средств поступил из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в виде третьего транша в размере 440 млн. долларов в  рамках предоставляемого стране стабилизационного  кредита. Одновременно Республика Беларусь во исполнение своих обязательств по кредиту ”стэнд-бай“ МВФ осуществила  первое погашение основного долга  в размере 64,7 миллиона СПЗ (эквивалентно 100,3 млн. долларов).

Белорусские нефинансовые организации  увеличили свои обязательства по кредитам и займам на сумму 152,2 млн. долларов (за январь – июнь 2011 г. –  на 337,7 млн. долларов). При этом рост обязательств по долгосрочным заимствованиям составил 195,3 млн. долларов, по краткосрочным  – зафиксировано сокращение долга  на 43,1 млн. долларов (рис.2.7).

Январь – июнь 2012 г. характеризовался интенсивным ростом дебиторской  задолженности (на 882,6 млн. долларов) при  одновременном сокращении кредиторской задолженности по внешнеторговым операциям (на 748,8 млн. долларов). В результате сальдо по данному виду финансовых активов сложилось положительным в размере 1 631,4 млн. долларов (за январь – июнь 2011 г. – отрицательное сальдо в размере 317,1 млн. долларов).

Рис.2.7 Привлечение  иностранных кредитов и займов в Республику Беларусь по секторам экономики (с учетом изъятия) за январь – июнь 2008–2012 годов

Отрицательное сальдо операций с прочими внешними активами и  обязательствами составило 341,9 млн. долларов.

Приток средств в страну обеспечен снижением внешних  активов по данному разделу на 258,8 млн. долларов и ростом обязательств на 83,1 млн. долларов.

Международные резервные  активы Республики Беларусь в результате операционных изменений (без учета  изменений в результате переоценки и прочих изменений, учитываемых  в международной инвестиционной позиции) за январь – июнь 2012 г. увеличились  на 435 млн. долларов, в то время как  за первое полугодие 2011 г. наблюдалось  их сокращение на 1 032,5 млн. долларов. При  этом международные резервы в  иностранной валюте (включая изменение  СПЗ и прочих валютных активов) выросли  на 164,5 млн. долларов, запасы монетарного  золота увеличились на 270,5 млн. долларов.

Статистические расхождения  между кредитовыми и дебетовыми проводками платежного баланса за январь – июнь 2012 г. сложились положительными в размере 882,8 млн. долларов, что на 200,8 млн. долларов больше чем за аналогичный период в 2011 году.

Раздел 2.2 Влияние бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики на экономику Республики Беларусь

Главной целью макроэкономической политики является достижение устойчивого  экономического роста в контексте  стабильности цен и жизнеспособного  платежного баланса. Для этого важно  достичь тесной взаимосвязи между  государственными институтами, принимающими решения в монетарной и фискальной сферах экономики, то есть между правительством и центральным банком.

Эффективное проведение фискальной и монетарной политик требует всесторонней координации со стороны соответствующих государственных органов. Координация помогает властям достигать поставленных целей наиболее эффективным способом, а также обеспечивает ответственность фискальных и монетарных структур за взаимно поставленные цели, что помогает избежать проблемы непостоянства во времени при моделировании стабилизационной политики. Исходя из этого, координация может принимать форму постоянного контакта между фискальными и монетарными властями для принятия совместных действий по формированию и реализации стабилизационной политики, или, как альтернатива, — координация может быть представлена набором правил и мероприятий, которые сводят к минимуму постоянное взаимодействие.

Развитие денежно-кредитной  политики республики на 2012 год находит  свое  отражение  в Указе Президента Республики Беларусь  от 23.12.2011 № 591 « Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год». Согласно этому указу денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2012 году будет направлена на формирование условий для сбалансированного развития экономики.[15]

Цель денежно-кредитной  политики в 2012 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.

С учетом погашения Республикой  Беларусь обязательств (внутренних и внешних) в иностранной валюте и привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда на конец 2012 года составят 6,1 – 7 млрд. долларов США согласно приложению.

Инструменты денежно-кредитной  политики в 2012 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.

Национальный банк продолжит  использование гибкого механизма курсообразования, позволяющего адекватно реагировать на взаимные колебания курсов основных валют и сохранять внутреннюю и внешнюю сбалансированность экономики.

Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Национальный банк планирует проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют.

Процентная политика в 2012 году будет направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков.

С учетом снижения инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2012 года составит 20 – 23 процента годовых.

Для рыночного регулирования  уровня ставки на однодневном межбанковском рынке Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

Кредитная эмиссия Национального  банка будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.

Национальный банк продолжит  работу по развитию и укреплению банковской системы.

Основным ориентиром совершенствования  принципов и инструментов банковского надзора, в том числе пруденциальных требований и ограничений, будет использование международных стандартов и лучшей мировой практики в данной области.

Продолжится увеличение ресурсной  базы банков посредством повышения  эффективности их деятельности, привлечения  средств национальных и иностранных  инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

В целях стимулирования деловой  активности Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь продолжит формирование стабильного и эффективного финансового рынка путем совершенствования его инструментов, инфраструктуры, а также создания благоприятного инвестиционного климата.

Для повышения инвестиционной привлекательности банковской системы и объективности оценки финансового положения банков будет продолжена работа по сближению национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках с международными принципами, правилами и стандартами.

В 2012 году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы.

Национальный банк продолжит  работу по снятию валютных ограничений  по операциям, проводимым между резидентами  государств – участников Единого  экономического пространства, а также  по развитию и укреплению системы  внутреннего контроля в банках в  целях предотвращения легализации  доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

В 2012 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Евразийского экономического сообщества и других государств – участников Содружества Независимых Государств.

Продолжится взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом ЕврАзЭС, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.

Согласно программе социально-экономического развития страны на 2011 – 2015 гг. были выделены главные цели социально-экономического развития страны и основные направления бюджетно-налоговой политики.

Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие пять лет нацелены на обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения.[14]

Информация о работе Внутреннее и внешнее равновесие: проблемы экономической политики