Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 17:14, доклад
Представление об организации как о системе, состоящей из управляющей и управляемой подсистем, или из объекта и субъекта управления, связанных между собой определенного рода информацией является наиболее общим и простым. В современных теориях организации нет единого общепринятого метода анализа внутреннего построения организации: сколько авторов, столько и мнений. Но объединяющей чертой исследований последних лет является предпосылка, что единственный разумный способ изучения организации состоит в том, чтобы изучать её как систему, и что изучение системы должно опираться на метод анализа, включающий в себя одновременные изменения взаимозависимых переменных.
Внутренняя среда организационной системы.
Социально-экономическая политика и цели развития организации.
Организационные структуры управления.
Мотивационные отношения организации.
Роль руководителя в системе управления персоналом.
Корпоративная культура организации.
Модель организационного дизайна.
Принципы построения блоков организационного дизайна.
Организации не просто играют роль пассивного созерцателя внешних воздействий, а пытаются управлять внешней средой для достижения собственных выгод
Одной из важнейших целей развития любой организации является снижение операционных издержек
Организационные характеристики, соответствующие внешней среде, достигаются за счет непрерывного совершенствования управления
Каждая социально-экономическая система имеет две движущие силы – желание выжить (сохранить себя, иметь определенную стабильность) и стремление развиваться (самосовершенствоваться). В настоящее время на смену старой парадигме «сначала сохранение, затем развитие» пришла новая – «сохранение через развитие».
Наиболее часто целью развития организации считают получение прибыли. Традиционными направлениями для извлечения большей прибыли являются рационализация системы управления и рост организации. Между тем прибыль, как правило, выступает лишь предпосылкой развития. Попробуем определить его цели через призму общепризнанных организационных теорий.
Сторонники данной теории (часто называемой естественным отбором) утверждают, что окружающая среда выбирает те признаки организаций, которые наилучшим образом подходят для нее, т.е. последняя развивается так, чтобы лучше соответствовать первой своими характеристиками.
При этом жизненный цикл организации имеет аналогию с жизнью человека и содержит стадии создания (рождения), роста, зрелости и упадка (отмирания). Рождение означает образование какой-либо организационной формы, которая получает на входе ресурсы и обеспечивает результат для определенных потребителей. Появившись, структура начинает развиваться и изменяться. Наиболее вероятное изменение, по мнению сторонников рассматриваемого подхода, – кончина. Причина кроется в неспособности новых организаций найти или создать свою нишу. Выживают те из них, которые формируют у себя характеристики, отвечающие требованиям внешней среды, ее критериям отбора. Выводы:
1. Организация должна иметь
2. Организационные
3. Характеристики, позволяющие обеспечить гибкость организации (ее адаптивность к внешней среде), вырабатываются сознательно, используя имеющийся позитивный опыт. К ним можно отнести наличие процессно- ориентированных подразделений; департаментизацию по результату; централизацию стратегических функций и функций общего управления; децентрализацию основных и обслуживающих функций управления; создание матричных ячеек и проектных групп под цели инновационного развития; организацию межфункциональных команд специалистов, ориентированных на производство ключевых продуктов, ту или иную группу потребителей, конкретный рынок.
Целью любой организации должно стать развитие собственных характеристик в соответствии с изменяющимися параметрами внешней среды.
Р. Коуз (нобелевский лауреат по экономике за 1991г.) предложил в 1937г. в качестве единицы экономической деятельности такое понятие, как трансакция (transaction – деловая операция, хозяйственная операция, сделка). Деловая операция составляет суть рыночной деятельности любой хозяйственной организации, посредством ее экономические ценности переходят от одного лица к другому. Следствием этого подхода явилось возникновение теории, названной «экономика операционных (или трансакционных) издержек».
Одним из наиболее известных последователей этой теории является О. Уильямсон, который использовал ее аппарат для анализа отраслевых рынков. Именно он предложил соизмерять деловые операции со структурой организации исходя из экономии операционных издержек. По его мнению, создание организации является ответом на неопределенность окружающей среды. В последнюю, в частности, входят потенциальные партнеры по обмену, чья кредитоспособность неизвестна и которые могут вести себя оппортунистически. Отсюда стремление построить организацию более высокого уровня (трест, холдинг и т.п.), что позволило бы контролировать поведение задействованных партнеров с помощью непосредственного наблюдения, ревизии и других механизмов. Возможно и противоположное направление – возврат «к свободному рынку», например заключение субдоговора на выполнение работ с внешними фирмами.
В настоящее время наиболее действенным методом снижения операционных издержек считается ведение бизнеса через распределение работ. Его суть заключается в следующем:
поручение всей или части работы внештатным исполнителям (сотрудникам, работающим в других организациях или на самих себя);
выполнение части или всего объема производственных и управленческих функций специализированными организациями на контрактной основе;
концентрация усилий на координации распределенной деятельности с целью достижения максимального удовлетворения запросов потребителей.
В связи с этим организация представляет новый альянс различных видов деятельности. Ключевыми фигурами здесь являются квалифицированные сотрудники (это ее профессиональный стержень). Они, как правило, получают высокое вознаграждение и льготы; организация заинтересована удержать и привязать таких работников к себе. Второй уровень составляют субконтрактники – фирмы или отдельные специалисты, выполняющие те или иные функции лучше и дешевле. Расчеты показывают, что для некоторых компаний до 80% стоимости их конечного товара (услуги) создается работающими вне данной структуры людьми. Третий уровень – гибкая рабочая сила (те, кто трудится неполный день и временный персонал). Действительно, приглашать дополнительных работников от случая к случаю дешевле, хотя и сложнее. Это позволяет удовлетворять растущие потребности клиентов, быть готовым как к взлету, так и к падению спроса.
Примером сказанного может служить компания “УИНЗЛОУ КЛОКС” (США), которая была основана М. Уинзлоу (по профессии врач-психиатр) для реализации инновационного проекта по производству «швыряемых» будильников. Идея заключалась в том, что отключить звонок можно только швырнув будильник. Новая модель бизнеса состояла в следующем: производство отдельных элементов и сборка узлов были переданы внешним субподрядчикам, (комплектующие – “Сейко”, пористые материалы – “Роджерз фоам”, ударные выключатели – “Сантин инжиниринг” и т.д.). Функции головной организации свелись лишь к контролю за их деятельностью. Выводы:
1. Организации создаются в тех
случаях, когда операционные издержки
меньше соответствующих
2. Организация работает
Целью развития любой организации является снижение операционных издержек.
В марксистском анализе детерминизм окружающей среды сочетается с рациональным стратегическим выбором со стороны капиталистического класса и контролируемых им организаций. Между буржуазией и пролетариатом существует принципиальное различие в интересах. Это, несмотря на сознательные действия власть имущих, порождает антагонистическое противоречие. Одним из его проявлений на современном этапе выступает сокращение количества рабочих мест. Согласно независимым прогнозам, автоматизация производства только в Европейском Союзе приведет за 10 ближайших лет к увольнению примерно 4-5 млн. человек. Выводы:
1. На первый план должны быть выдвинуты социальные задачи, такие как рост жизненного уровня работников, удовлетворение потребностей в жилье, полноценном досуге, повышение уровня квалификации, улучшение условий работы и безопасности труда, забота о здоровье, предоставление гарантий пенсионного обеспечения и восстановления трудоспособности.
2. Необходимы гуманизация целей
развития организации, сотрудничество
и партнерство. В их основу
следует положить
3. Критерий эффективности
Цель развития организации состоит в устранении антагонистических противоречий.
Основная идея данной теории – организация имеет многочисленные и противоречащие друг другу цели, поскольку состоит из множества целеустремленных индивидуумов. Существует сложность определения приоритета между целями, чаще всего он устанавливается прямыми или косвенными господствующими в ней коалициями. Такое положение (целенаправленность) можно преодолеть давлением извне, в этом случае организация может погибнуть или будет вынуждена коренным образом измениться.
Термин “случайность” в названии теории связан с вероятностью попадания организации в определенную “природу” окружающей среды, которая может благоприятствовать реализации целей или наоборот. Понятие рациональности свидетельствует о наличии индивидуумов или коалиций, принимающих решение. В этом подходе цели присоединяются к причинам образа действий, составляя часть культуры организации и мировоззрения ее руководителей. Причем развитие организации выступает высшей целью для всех заинтересованных групп, ибо через нее они получают возможность реализовать свои индивидуальные цели. Выводы:
1. Развитие организации является производной от индивидуальных целей людей, составляющих организацию, и других лиц в ее окружении.
2. Наличие множественности целей
и задача обеспечения баланса
между ними определяют необходи
Целью развития организации является сближение коалиционных целей.
Данная теория исходит из следующих основных положений:
экономическая организация – специфическая процедура координации. Она обеспечивает аллокацию ресурсов, следуя собственным правилам;
институты изменяются в соответствии с историческими и социальными ограничениями. В настоящее время возрастает число авторов, которые подходят к ним не как к данности, а как к условиям, необходимым для возникновения, существования и воспроизводства рынков. Более радикальная позиция в том, чтобы рассматривать институциональную среду как источник глубоких изменений. Институциональная динамика зависит от эволюции противоборствующих интересов социальных групп в рамках длительного периода;
организация основывается на правилах, в то время как институты часто являются объектом выбора или переговоров. Приноравливаясь к ограничениям, порожденным институциональной средой, организация может или изменять их или приспосабливаться к ним;
организация характеризуется созданием внутренних ограничений, она представляет собой институционализацию отношений между агентами посредством выбранной иерархической структуры, системы стимулирующих механизмов, правил внутренних изменений.
Таким образом, невозможно анализировать развитие организации не принимая во внимание институциональные составляющие и механизмы, которые соединяют организации между собой.
Многие сторонники институциональной теории указывают на то, что в последнее время обострился кризис общественного доверия к государству и его основным институтам в возможности решения социальных проблем. Так, П. Друкер отмечает, что реальность, в которой существует всякое современное общество, – это постоянный и быстро развивающийся плюрализм, где существуют институты всех видов, размеров, предназначения и структур. Но в то же время никто не берет на себя заботу об обществе в целом. Тезис 60-х годов ушедшего столетия, что государство может и должно взять на себя заботу обо всех проблемах общества – миф, в который никто больше не верит, хотя всего лишь 40 лет назад он принимался практически всеми. В каждой отдельно взятой стране существуют могущественные группы со своими интересами, которые доминируют в политическом процессе и во все большей степени оборачивают общее благо себе на пользу, собственное возвышение и власть.
Сегодня талантливые и образованные выпускники университетов отдают предпочтение не государственному, а коммерческому сектору. Здравый смысл подсказывает, что чем меньше молодых талантов привлекает карьера государственных служащих, тем больше правительство утрачивает способность решать сложные социальные проблемы. К тому же имидж правительственных учреждений как недееспособных, бюрократически раздутых и коррумпированных активно подогревается массовой культурой и пропагандистскими компаниями самих политиков.
В любой организации ответственность за руководство ею, а также социальная (непричинение вреда другим при преследовании собственных интересов) и гражданская (вклад в прогресс всего общества наряду с решением своих задач) ответственности должны интегрироваться в лице лидеров на основе целей ее развития. Отсюда можно сделать вывод, что цель управления развитием организации состоит в установлении баланса между общественным благом, гуманитарным развитием работающих и решаемыми ею специфическими задачами.
Новым подходом здесь является участие организации в партнерстве с правительственными и некоммерческими институтами местного уровня в реализации узконаправленных и краткосрочных социальных проектов, например таких, как обучение и трудоустройство молодых людей из неблагополучных семей; опека школ и конкретных детей; поддержание подростковых центров; создание клубов для обеспечения нуждающихся детей программами обучения и развития (где они могли бы проводить время, заниматься спортом, учиться, раскрывать свои способности) и т.п.