Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 16:13, курсовая работа
Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.
Таким образом, цель данной работы — на основании литературных источников, методических материалов, изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………..……..…3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ………….....5 1.1 Сущность, цели и основные условия приватизации, субъекты и объекты приватизации……………………………...………………………………...….….5
1.2 Методы приватизации………………………….…………………………..…7
1.3 Принципы приватизации в Республике Беларусь……………….………...11
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………...…….15
2.1 Разгосударствление — основное содержание преобразований собственности………………………………………………………………....…15
2.2 Приватизация и ее роль в преобразовании собственности…………….....16
2.3 Динамика процессов приватизации в Республике Беларусь..………….....18
ГЛАВА 3 ВОЗМОЖНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.…..……………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
………….....5 1.1 Сущность, цели и основные
условия приватизации, субъекты и объекты
приватизации……………………………...…………
1.2 Методы приватизации………………………….…………………
1.3 Принципы приватизации в Республике Беларусь……………….………...11
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………...…….15
2.1 Разгосударствление — основное
содержание преобразований собственности……………………………………………
2.2 Приватизация и ее роль в преобразовании собственности…………….....16
2.3 Динамика процессов приватизации в Республике Беларусь..………….....18
ГЛАВА 3 ВОЗМОЖНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.…..……………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Введение
Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике, и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной.
В последние
годы правительства более
Приватизация означает смену государственной формы собственности на частную (приватную). Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка.
Следовательно, приватизация связана, прежде всего, с прагматическими соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий. Освобождение в холе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.
Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.
Таким образом, цель данной работы — на основании литературных источников, методических материалов, изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Глава 1
Сущность и экономическое
1.1 Сущность, цели и основные условия приватизации, субъекты и объекты приватизации
Приватизация — процесс приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате оно полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы — право непосредственного управления ею. Приватизированные предприятия становятся либо частными, либо функционируют на основе коллективной собственности [1, с. 3].
К главным целям приватизации относится:
Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально — экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения [2, с. 2].
Пути приватизации сводятся к выбору централизованного подхода (приватизация «сверху») или децентрализованного (приватизация «снизу»). Первый подход означает, что государство занимается приватизацией предприятий. Второй — государство лишь устанавливает необходимые правила, а приватизацией занимаются сами предприятия. В бывших социалистических государствах именно первый способ был осуществлен, так как сторонники приватизации «сверху» считают, что такой способ обеспечивает быструю и эффективную приватизацию.
Условия приватизации
Необходимо отметить, что для достижения целей приватизации очень важно правильно и четко определить: кто может участвовать в этом процессе (субъекты) и что можно приватизировать (объекты).
Субъекты приватизации:
Объекты приватизации:
1.2. Методы приватизации
Существует два метода осуществления приватизации — возмездный и безвозмездный.
Возмездный метод приватизации:
Однако ориентация только на продажу объектов госсобственности нереальна в условиях ограниченности денежных средств у населения и у предприятий, и приватизация может затянуться на многие годы [4, с. 28].
В то же время осуществление приватизации методом безвозмездной передачи (раздела) государственного имущества:
Объекты приватизации могут быть приобретены за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у субъектов приватизации собственных и заемных средств [5, с. 64].
Безусловно, все эти источники финансовых средств могут использоваться одновременно в различных соотношениях для выкупа государственного имущества. Однако в действительности многие предприятия встречаются с серьезными трудностями при изыскании средств для выкупа. Так, опыт приватизации свидетельствует о том, что основная доля (более 60 %) государственного имущества приватизированных в 1991—1992 годах предприятий была приобретена за счет заемных и кредитных ресурсов; 20 % составило имущество, приобретенное в собственность трудовыми коллективами за время работы на условиях аренды; 15 % — передано безвозмездно. За счет собственных средств граждан и предприятий было выкуплено немногим более 2 % госимущества приватизируемых предприятий. В результате отсутствия собственных средств предприятия вынуждены были брать для целей выкупа кредиты под высокие проценты, расчеты по которым в течение нескольких лет сдерживали развитие их производства.
Отсюда следует
вывод, что без использования
безвозмездного метода приватизации,
т.е. без привлечения именных
Способы осуществления приватизации:
Следует отметить,
что на выбор конкретного способа
приватизации влияют различные факторы:
размер предприятия, отраслевая принадлежность,
технологий и выпускаемой продукции,
финансового состояния
Выкуп арендным предприятием арендованного имущества производится в соответствии с договором о выкупе имущества и может быть использован для объектов малых и средних размеров во всех отраслях народного хозяйства. До 50% стоимости выкупаемого имущества может быть оплачено именными приватизационными чеками, а остальная часть — деньгами по цене на 20% ниже стоимости. Предприятие имеет право на оплату стоимости имущества в рассрочку в течение трех лет. Право собственности на сданное в аренду государственное имущество переходит к новому собственнику после полной оплаты стоимости этого имущества. Если же имущество не выкупается, то по истечении срока действия договора аренды имущества государственного предприятия, арендное предприятие преобразуется в соответствии с законодательством в открытое акционерное общество или же в установленном порядке возвращает это имущество арендодателю.
Долю государственной
собственности, безвозмездно передаваемой
гражданам той или иной страны
в процессе приватизации, определяет
государство в лице высшего исполнительного органа
Информация о работе Возможность и перспективы применения зарубежного опыта в Республике Беларусь