Возможность и перспективы применения зарубежного опыта в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.
Таким образом, цель данной работы — на основании литературных источников, методических материалов, изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………..……..…3

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ………….....5 1.1 Сущность, цели и основные условия приватизации, субъекты и объекты приватизации……………………………...………………………………...….….5
1.2 Методы приватизации………………………….…………………………..…7
1.3 Принципы приватизации в Республике Беларусь……………….………...11

ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………...…….15
2.1 Разгосударствление — основное содержание преобразований собственности………………………………………………………………....…15
2.2 Приватизация и ее роль в преобразовании собственности…………….....16
2.3 Динамика процессов приватизации в Республике Беларусь..………….....18

ГЛАВА 3 ВОЗМОЖНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.…..……………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………..……..…3

 

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ   ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ………….....5 1.1 Сущность, цели и основные условия приватизации, субъекты и объекты приватизации……………………………...………………………………...….….5    

1.2 Методы приватизации………………………….…………………………..…7

1.3 Принципы приватизации в Республике Беларусь……………….………...11

 

ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………...…….15

2.1 Разгосударствление — основное содержание преобразований собственности………………………………………………………………....…15

2.2 Приватизация и ее роль в преобразовании собственности…………….....16

2.3 Динамика процессов приватизации в Республике Беларусь..………….....18

 

ГЛАВА 3 ВОЗМОЖНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.…..……………….23

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31

     ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...…….….33

 

 

Введение 

 

 

Наша  Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике, и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной.

В последние  годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации.

Приватизация  означает смену государственной формы собственности на частную (приватную). Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка.

Следовательно, приватизация связана, прежде всего, с прагматическими соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий. Освобождение в холе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.

Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.

Таким образом, цель данной работы — на основании литературных источников, методических материалов, изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Сущность и экономическое содержание приватизации государственной собственности

 

 

1.1 Сущность, цели и основные условия приватизации, субъекты и объекты приватизации

 

Приватизация  — процесс приобретения физическими  и юридическими лицами права собственности  на объекты, принадлежащие государству. В результате оно полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы — право непосредственного управления ею. Приватизированные предприятия становятся либо частными, либо функционируют на основе коллективной собственности [1, с. 3].

К главным целям  приватизации относится:

    • формирование новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики — это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к  максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений;
    • создание хозяйственно — правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
    • развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
    • сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
    • становление слоя частных собственников (среднего класса);

Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально — экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения [2, с. 2].

Пути приватизации сводятся к выбору централизованного  подхода (приватизация «сверху») или  децентрализованного (приватизация «снизу»). Первый подход означает, что государство занимается приватизацией предприятий. Второй — государство лишь устанавливает необходимые правила, а приватизацией занимаются сами предприятия. В бывших социалистических государствах именно первый способ был осуществлен, так как сторонники приватизации «сверху» считают, что такой способ обеспечивает быструю и эффективную приватизацию.

Условия приватизации

    • наличие необходимого пакета законодательных актов и нормативов по приватизации;
    • обоснованной программы действий;
    • инвентаризации всей государственной собственности и разграничения её на общегосударственную (республиканскую) и коммунальную;
    • потенциально свободного капитала;
    • благоприятного общественного климата для проявления 
      предпринимательства;
    • кадрового обеспечения процесса приватизации и подготовленность кадров.

Необходимо  отметить, что для достижения целей  приватизации очень важно правильно и четко определить: кто может участвовать в этом процессе (субъекты) и что можно приватизировать (объекты).

Субъекты приватизации:

  • граждане государства;
  • юридические лица, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности (т.е. у которых более 50% уставного капитала не принадлежит государству и не контролируется им);
  • юридические лица, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов   приватизируемых предприятий;
  • иностранные инвесторы;
  • лица без гражданства.

Объекты приватизации:

  • государственное и общественное жилье;
  • предприятия, учреждения, цехи, организации, производства, участки;
  • оборудование, здания, сооружения;
  • лицензии, патенты, доли акции государства и административно-территориальных субъектов хозяйствования [3, с. 101].

 

1.2.  Методы  приватизации

 

Существует  два метода осуществления приватизации — возмездный и безвозмездный.

Возмездный  метод приватизации:

  • обеспечивает реальную смену собственников и изначально «утверждает» действие законов рыночной экономики;
  • свидетельствует о заинтересованности  покупателя в приобретении 
    собственности и формирует ответственного хозяина;
  • уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект;
  • представляет возможность продать имущество тому, кто больше заплатит;
  • дает возможность частично погасить внутренний государственный долг, способствует финансовому оздоровлению экономики.

Однако ориентация только на продажу объектов госсобственности нереальна в условиях ограниченности денежных средств у населения  и у предприятий, и приватизация может затянуться на многие годы [4, с. 28].

В то же время осуществление  приватизации методом безвозмездной передачи (раздела) государственного имущества:

  • вызывает положительное отношение всех граждан, снижает социальную напряженность, но такое уравнительное распределение не является «двигателем» рыночной экономики;
  • расширяет круг потенциальных собственников из числа не только производственной, но и социальной среды;
  • позволяет при переходе к рынку частично и временно «компенсировать» рост цен, потери от безработицы;
  • является быстрым способом раздела и преобразования госсобственности в частную.

Объекты приватизации могут быть приобретены за счет любых  имеющихся в соответствии с законодательством  у субъектов приватизации собственных и заемных средств [5, с. 64].

Безусловно, все  эти источники финансовых средств  могут использоваться одновременно в различных соотношениях для выкупа государственного имущества. Однако в действительности многие предприятия встречаются с серьезными трудностями при изыскании средств для выкупа. Так, опыт приватизации свидетельствует о том, что основная доля (более 60 %) государственного имущества приватизированных в 1991—1992 годах предприятий была приобретена за счет заемных и кредитных ресурсов; 20 % составило имущество, приобретенное в собственность трудовыми коллективами за время работы на условиях аренды; 15 % — передано безвозмездно. За счет собственных средств граждан и предприятий было выкуплено немногим более 2 % госимущества приватизируемых предприятий.   В результате отсутствия собственных средств предприятия вынуждены были брать для целей выкупа кредиты под высокие проценты, расчеты по которым в течение нескольких лет сдерживали развитие их производства.

Отсюда следует  вывод, что без использования  безвозмездного метода приватизации, т.е. без привлечения именных приватизационных чеков, процесс преобразования государственной собственности либо затянется на многие годы, либо в случае его искусственного ускорения приведет к переходу имущества в руки владельцев «теневой» экономики или иностранных инвесторов [6, с. 62].

Способы осуществления  приватизации:

  • выкуп арендованного имущества арендным предприятием;
  • продажа акций, принадлежащих государству;
  • продажа объектов государственной собственности на аукционе;
  • продажа объектов государственной собственности по конкурсу;
  • безвозмездная передача части государственной собственности.

Следует отметить, что на выбор конкретного способа  приватизации влияют различные факторы: размер предприятия, отраслевая принадлежность, технологий и выпускаемой продукции, финансового состояния предприятий  и т.д.

Выкуп арендным предприятием арендованного имущества производится в соответствии с договором о выкупе имущества и может быть использован для объектов малых и средних размеров во всех отраслях народного хозяйства. До 50% стоимости выкупаемого имущества может быть оплачено именными приватизационными чеками, а остальная часть — деньгами по цене на 20% ниже стоимости. Предприятие имеет право на оплату стоимости имущества в рассрочку в течение трех лет. Право собственности на сданное в аренду государственное имущество переходит к новому собственнику после полной оплаты стоимости этого имущества. Если же имущество не выкупается, то по истечении срока действия договора аренды имущества государственного предприятия, арендное предприятие преобразуется в соответствии с законодательством в открытое акционерное общество или же в установленном порядке возвращает это имущество арендодателю.

Долю государственной  собственности, безвозмездно передаваемой гражданам той или иной страны в процессе приватизации, определяет государство в лице высшего исполнительного органа, Президента и т.д. Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной собственности определяется квотами — жилищной и на имущество. Безвозмездно приобретают имущество и члены трудовых коллективов, совхозов и др. сельскохозяйственных предприятий, созданных на базе колхозов. Кроме этого, безвозмездно передаются в пользование новому собственнику приватизируемого предприятия объекты социальной инфраструктуры (жилые дома, детские дошкольные учреждения, профилактории, стадионы и т.д.), находящиеся на балансе предприятия, без права распоряжения и с условием сохранения их целевого использования.

Информация о работе Возможность и перспективы применения зарубежного опыта в Республике Беларусь