Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 16:13, курсовая работа
Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.
Таким образом, цель данной работы — на основании литературных источников, методических материалов, изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………..……..…3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ………….....5 1.1 Сущность, цели и основные условия приватизации, субъекты и объекты приватизации……………………………...………………………………...….….5
1.2 Методы приватизации………………………….…………………………..…7
1.3 Принципы приватизации в Республике Беларусь……………….………...11
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………...…….15
2.1 Разгосударствление — основное содержание преобразований собственности………………………………………………………………....…15
2.2 Приватизация и ее роль в преобразовании собственности…………….....16
2.3 Динамика процессов приватизации в Республике Беларусь..………….....18
ГЛАВА 3 ВОЗМОЖНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.…..……………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
ΔПО2006-2005 = 550-670 = -120 ед.
ΔПО2007-2006 = 567-550 = 17 ед.
ΔПО2008-2007 = 642-567 = 75 ед.
ΔПО2009-2008 = 1850-642 = 1208 ед.
ΔПО2010-2009 = 2269-1850 = 419 ед.
Оценим ситуацию графически (рисунок 2.1).
Годы |
2010 |
|
2009 | ||
2008 | ||
2007 | ||
2006 | ||
2005 | ||
Число приватизированных объектов | ||
Рисунок 2.1 — Разгосударствление и приватизация организаций (объектов) государственной собственности (единиц)
Примечание — источник : собственная разработка.
Годы |
2010 |
|
2009 | ||
2008 | ||
2007 | ||
2006 | ||
Прирост числа приватизированных объектов |
Рисунок 2.2 — Динамика прироста числа приватизируемых объектов
Примечание — источник : собственная разработка.
На основании
анализа вышеприведенных
Интересно оценить реформировано организаций (объектов) государственной собственности по отраслям экономики (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
На основании приведенных данных (ПРИЛОЖЕНИЕ А) построим следующую гистограмму (рисунок 2.3).
На основании гистограммы (рисунок 2.3) можно установить, что лидерами среди отраслей по числу реформированных объектов стали промышленность и сельское хозяйство.
В 2011 г. процессы приватизации в Республике Беларусь активно продолжаются. Так, за 9 месяцев 2011 г. в Республике Беларусь в общей сложности приватизировано 1618 объектов [11].
По состоянию на 1.10.2011 г. работы по приватизации проводились на 118 предприятиях.
| ||||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Рисунок 2.3 — Разгосударствление и приватизация организаций (объектов) государственной собственности (единиц) по отраслям экономики
Примечание — источник : [9, с. 9].
На предприятиях, которые планируется акционировать, созданы и работают комиссии по преобразованию. Проведена инвентаризация государственного имущества, прошли или ведутся ревизии финансово-хозяйственной деятельности и проверки правильности исчисления полноты и своевременности уплаты налогов и неналоговых платежей. Кроме создания открытых акционерных обществ, ведется работа и по продаже предприятий как имущественных комплексов.
В коммунальной собственности в 2011 г. соответствии с планами приватизации коммунальных объектов и с учетом внесенных корректировок решениями местных исполнительных и распорядительных органов планируется приватизировать 214 предприятий. В Брестской области таких предприятий 9, в Витебской — 34, Гомельской — 53, Гродненской — 39, Минской — 38, Могилевской — 28, в Минске — 13 [12, с. 504].
Следует подчеркнуть, что важный момент в преобразовании собственности в рамках переходной экономики — быстрое развитие частной собственности. Это наиболее динамичный сегмент переходной экономики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринимательства.
Необходимо отметить: всю работу по приватизации государственной собственности возглавляет Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальные органы. Оно непосредственно осуществляет приватизацию государственных объектов, находящихся в республиканской собственности.
Итак, приватизацию объектов коммунальной собственности проводят отделы приватизации, созданные в аппарате управления местных Советов депутатов.
ГЛАВА 3
ВОЗМОЖНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Национализация — приватизация. Этот маятник уже давно и привычно раскачивается в западном мире. И к настоящему времени он уже почти перестал ассоциироваться с проводниками той или иной политики. Если прежде мы обычно связывали национализацию с социал-демократическими партиями, пекущимися о благе народа и потому ратующими за расширение государственного сектора в экономике и за растущую интервенцию государства в перераспределение доходов, вообще в хозяйственную деятельность, а приватизацию — с партиями буржуазными, заботящимися только об эффективности и прибыли, то сегодня безусловно преобладает чисто экономический, прагматический подход к этой проблеме.
Вопросы национализации
или приватизации рассматриваются
любой партией, находящейся у
власти, в контексте общей социально-
Такая деидеологизация
экономических отношений на Западе,
конечно, рассеивает последние предрассудки,
мешающие заимствованию его опыта
постсоциалистическими
Но вот вопрос: куда в первую очередь обращать свой взор Беларуси? Ведь кроме Запада существуют страны, которые до недавнего времени размещались в одном с ней лагере. Оставив позади тоталитарные Северную Корею и Кубу, мы вместе с другими государствами СНГ остановились теперь в некоторой растерянности перед Китаем и Вьетнамом, перед странами Центральной и Восточной Европы, которые, как и мы, пытаются приобщиться к мировой цивилизации.
У первых двух стран успехи в экономической области очевидны, но они достигнуты в рамках непоколебленной политической системы. Приемлем ли (или, точнее, был ли приемлем) этот вариант для нас? Думаю, что нет. Никакие сдвиги в экономике не могли бы в наших условиях, в отличие от китайских, начаться без демократизации, прелюдией к которой послужила так называемая гласность. Но даже через шесть лет после начала перестройки, когда в деле демократизации общества наметились определенные сдвиги, хозяйственная номенклатура не позволила кардинально решить ни один экономический вопрос, доведя страну до такого состояния, когда пришлось пойти на шоковый, или хирургический, вариант лечения. Таким образом, постепенный выход из кризиса с благословения и под контролем Центра не мог стать нашим путем, сколь бы заманчивым он ни рисовался из сегодняшнего дня.
Но давайте
даже допустим, что наше общество смогло
бы послушно пойти по китайскому пути,
тоже начав постепенные
Наконец, насколько
устойчива перспектива
Страны Центральной и Восточной Европы пошли тем же путем, что и мы, то есть начали с политики, а в экономике — со стабилизационных мероприятий, слившихся, по сути, с изменениями в ценовой и финансово-денежной системе. Приватизация пошла вторым эшелоном, поскольку вне рыночной инфраструктуры она была бы заведомо обречена на провал. Но даже первые ростки рынка, как мы видим, не в силах ее поддержать, поэтому все шире входят в практику различные промежуточные формы, среди которых уверенно лидирует коммерциализация, или корпоратизация, государственных предприятий. И это закономерно, если учесть, что переход к современному рынку от сложившихся в течение десятилетий тоталитарных структур не может не занять целой исторической эпохи и что приватизация по своей природе тоже процесс довольно длительный, о чем говорит даже опыт промышленно развитых стран.
Особенно болезненным оказался переходный период для Польши, России и Беларуси волею судеб вынужденных применить метод шоковой терапии. Резкая децентрализация управления и либерализация цен, не сопровождавшиеся формированием адекватных рыночных субъектов и рыночной инфраструктуры, спровоцировали инфляционную волну вместо дефляции как следствия введения «жестких бюджетных ограничителей», предусмотренных первоначальной концепцией. За этим последовало безостановочное падение производства и жизненного уровня. Ситуация сложилась поистине драматическая[13, с. 22].
Поиск выхода из замкнутого круга разделил общество на две неравные части — на сторонников того или иного варианта возврата к административным методам, как правило, завуалированного рыночными категориями (большая часть), и на сторонников дальнейшего углубления рыночного характера реформ, создания полноценных рынков — товарного, труда и капитала. Опасность такого положения состоит в том, что любой компромисс чреват инерцией отката назад, к командной системе, что в нынешней политической обстановке выглядит не таким уж маловероятным. Что подтверждает мнение Зинаиды Шевченко, начальника управления чековой приватизации Мингосимущества Республики Беларусь, «Если не ускорить разгосударствление и приватизацию в республике, не реанимировать специнвестфонды, то чековая приватизация потеряет всякий смысл».
Все это не может не влиять на судьбу массовой приватизации, начавшейся в Беларуси. В сложнейших условиях разворачивается решающее сражение за переход от этатистской к рыночной модели экономики, за завоевание таких позиций, которые обеспечат необратимость реформ. В ходе этой борьбы возникает масса вопросов по приватизации, многие из которых остаются пока без ответа.
Сегодня в центре всей полемики стоит вопрос о том, где взять средства на приватизацию и каким должен быть механизм их использования. Западный опыт предлагает богатую палитру решений, часть из которых изложена в этой работе. Все они основаны на идее выкупа собственности. Такой способ достаточно широко распространен в странах Восточной Европы и СНГ.
Но какую практическую ценность может представлять для нашей страны, где нет ни свободных капиталов, ни финансового рынка, опыт выкупа собственности как главный способ «большой приватизации»? В будущем, бесспорно, он окажется нам полезным, но сегодня, увы, не работает. Он применяется лишь в уникальных условиях воссоединенной Германии и с трудом пробивается в Венгрии (в основном в виде закупок акций иностранными инвесторами, наплыв которых превратился в последнее время в острую политическую проблему). В Беларуси нет еще ни собственности на землю с правом ее купли-продажи, ни отработанной процедуры банкротств, ни современного аудита, ни развитой банковской системы, ни конвертируемости валюты. А ведь все это — неотъемлемые спутники рыночной приватизации[14, с. 31].
Где же выход? В Польше, Румынии и особенно бывшей Чехословакии выход был найден в частичном выкупе государственного имущества с помощью личных приватизационных чеков. В Беларуси после некоторых колебаний правительство тоже решилось пойти по этому пути, отчетливо видя все слабые стороны ваучеризации, но тем не менее считая, что сильные ее стороны (компенсация нехватки реальных средств для выкупа, ускорение процесса приватизации, некоторое снятие социальной напряженности и др.) в нынешней ситуации имеют явный перевес.
Белорусское правительство, полагаясь на опыт России и стремясь избежать его ошибок, подготовило пакет документов по чековой приватизации и пытается шаг за шагом проводить ваучеризацию в жизнь. Опасности, которые подстерегают его на этом пути, огромны. Так, до сих пор не ясна реальная стоимость чека: то ли она возрастет в десятки раз, то ли чек совершенно обесценится. Дополнительные проблемы создают при этом переоценка основных фондов, а также включение в объекты ваучерной приватизации жилья, муниципальной собственности, причем для приватизации последней создается своя система чеков. Люди плохо себе представляют, как выгоднее распорядиться ваучерами. Реальны опасения скупки чеков у основной массы населения нуворишами и, соответственно, дальнейшего социального расслоения в обществе. Большие сомнения вызывает возможность превратить всех граждан с помощью приватизационных чеков в собственников и предпринимателей; такие заявления расцениваются большинством как чисто популистский лозунг. Никто еще точно не знает, какова будет реакция предприятий на продажу части их акций за чеки. Высказывается мнение, что чековая приватизация является одним из весомых факторов инфляции. Разумеется, ни одна из стран мира не может дать точных рекомендаций ни по одному из названных и других постоянно возникающих вопросов, ибо нет двух стран, зеркально отражающих друг друга. И все же генетически более близкие нам страны — не только европейские, но и азиатские — предлагают сейчас, пожалуй, такие алгоритмы экономических решений, на которые нам следовало бы обратить внимание в первую очередь, не опасаясь, потеряться в ворохе проблем, порожденных трансформацией систем нашего типа. Ведь переходный период — это реальность, с которой приходится считаться, в которой действуют свои законы и которая может оказаться растянутой на долгие годы. Что демонстрирует нам ход приватизации в Беларуси. Вместе с тем анализ западной практики позволяет глубже понять те трудности, которые не вытекают из отсутствия целого ряда предпосылок и условий для приватизации в системах советского типа, а характерны для любой экономики, в которой государственная собственность уступает место частной.
Информация о работе Возможность и перспективы применения зарубежного опыта в Республике Беларусь