Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 16:13, курсовая работа
Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.
Таким образом, цель данной работы — на основании литературных источников, методических материалов, изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………..……..…3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ………….....5 1.1 Сущность, цели и основные условия приватизации, субъекты и объекты приватизации……………………………...………………………………...….….5
1.2 Методы приватизации………………………….…………………………..…7
1.3 Принципы приватизации в Республике Беларусь……………….………...11
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………...…….15
2.1 Разгосударствление — основное содержание преобразований собственности………………………………………………………………....…15
2.2 Приватизация и ее роль в преобразовании собственности…………….....16
2.3 Динамика процессов приватизации в Республике Беларусь..………….....18
ГЛАВА 3 ВОЗМОЖНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.…..……………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
Большинство из названных способов приватизации уже широко использовались в практике преобразования отношений собственности, но предполагается, что в перспективе основными будут — продажа акций государственных открытых акционерных обществ и госимущества на аукционе и по конкурсу [7, с. 13].
1.3 Принципы приватизации в Республике Беларусь
Задача формирования многообразия форм собственности и активной конкурентной среды предопределяет необходимость приватизации большинства государственных предприятий, что придает ей в период перехода к рынку всеобъемлющий характер. В этих условиях эффективность приватизации во многом зависит от концепции ее реализации. В период перехода к рынку приватизация может осуществляться способами безвозмездной передачи государственной собственности всем гражданам, продажи объектов, принадлежащих государству, другим собственникам либо путем сочетания этих двух способов.
Безвозмездная передача государственной собственности всем гражданам представляется социально справедливой: собственниками станут все. Однако в результате распределения государственного имущества среди многочисленных собственников затрудняется формирование реального хозяина, заинтересованного в инвестировании, развитии и совершенствовании производства.
Экономически более целесообразна возмездная приватизация, так как приобретение государственного имущества за счет собственных средств формирует реального хозяина, экономически предопределяет хозяйственную самостоятельность и реальную ответственность. Вместе с тем исключительно возмездная приватизация не может быть принята с позиций социальной справедливости, так как государственная собственность, созданная трудом всех граждан Республики Беларусь, будет продана ограниченному кругу лиц, обладающих первоначальным капиталом. Кроме того, отсутствие у населения финансовых ресурсов, необходимых для выкупа государственного имущества, предопределяет длительные сроки возмездной приватизации. Поэтому концепция приватизации в нашей республике, как и в других государствах, переходящих от административно-командной к рыночной экономике, предусматривает наряду с возмездной и безвозмездную передачу государственного имущества гражданам.
Сочетание платности и безвозмездной передачи государственной собственности позволяет, с одной стороны, обеспечить социальную справедливость, а с другой — создать экономические условия для формирования реального собственника путем платного приобретения государственного имущества. Кроме того, передача части государственного имущества безвозмездно позволяет сократить разрыв между платежеспособным спросом населения и предложением государственного имущества для приватизации, что служит предпосылкой проведения ее в короткие сроки.
Для обеспечения независимости и суверенитета, решения других общенациональных социально-экономических задач в государственной собственности в результате приватизации должно оставаться примерно 1/3 государственного имущества. Это объекты, деятельность которых связана с угрозой для жизни и здоровья людей (производство взрывчатых, взрывоопасных, химических и других веществ), имеющие особый режим управления, являющиеся монополией государства, затрагивающие интересы его обороноспособности, безопасности и т. д. Перечень таких объектов утверждается Верховным Советом Республики Беларусь.
Подлежит приватизации 2/3 государственного имущества, из них 50% возмездно и 50 — безвозмездно [8, с. 24].
Принципы приватизации:
Итак, приватизация — это переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований.
Важно отметить, что конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально- экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.
ГЛАВА 2
Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности как средство перехода к рыночной экономике
2.1 Разгосударствление — основное
содержание преобразований
Разгосударствление охватывает все формы собственности. В рамках самой государственной собственности оно проявляется прежде всего в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм — допуске плюрализма форм собственности. Сохраняющиеся государственные предприятия должны коренным образом изменить характер своего функционирования, перейти на условия коммерциализации; отказаться от форм планового патернализма (субсидии, льготы, выгодные цены, твердые заказы и т.п.); перейти на равные с другими формами условия хозяйствования, в частности на жесткое бюджетное ограничение; широко использовать в целях большего динамизма акционерную форму и др. Наконец, один из путей разгосударствления в этой области — приватизация, т.е. смена государственной формы на частную.
Важный момент в преобразовании собственности в рамках переходной экономики — быстрое развитие частной собственности. Это наиболее динамичный сегмент переходной экономики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринимательства. Как показывает практика, естественно, на начальных этапах переходной экономики частная собственность возникает преимущественно в сфере обращения, охватывает мелкие, реже — средние предприятия [10, с. 11].
2.2. Приватизация и ее роль в преобразовании собственности
Приватизация — одна из форм разгосударствления собственности, важное средство создания экономической структуры производства, адекватной рыночной системе. Приватизация связана с образованием не только индивидуальной частной собственности, но и (что наблюдается чаще) с образованием собственности коллективно-частной в виде акционерных обществ.
Сама по себе приватизация — это характерное явление и в рыночной экономике. Необходимость приватизации в современном западном обществе возникает вследствие неэффективной деятельности государственных предприятий. Ее чертами здесь являются многообразие форм и методов проведения; ее избирательность, т.е. не широкий, не массовый характер; длительность сроков этого процесса; предварительное санирование убыточного производства; наконец, как правило, возмездный характер. По своим чертам приватизация в переходной экономике существенно отличается от аналогичного процесса в западных странах.
Роль приватизации в переходной
экономике небесспорна. Иногда с
ней отождествляют все
Наряду с принципиальной позицией о том, что главное — не приватизация, а создание частного сектора, существуют и конкретные предложения: основное внимание в переходной экономике обращать не на приватизацию старых, а на создание новых частных предприятий. Считается, что это более эффективно, так как сразу исключает инерцию методов плановой экономики; требует в итоге меньших издержек; может быть реализовано быстрее.
Таким образом,
необходимо подвести итоги, реформы
отношений собственности
Таким образом, приватизация в переходной экономике является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственных предприятий могут возникать частные и смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах — от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций
Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий [16].
Приступая к численному анализу процессов приватизации в Республике Беларусь, необходимо отметить, что данные официальной информации о процессах приватизации в Республике Беларусь сегодня предоставляются общественности Национальным статистическим комитетом в сборнике «Финансы Республики Беларусь — 2012» [11], а также данные Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь [24]. Динамика разгосударствления и приватизация организаций (объектов) государственной собственности представлена ниже (таблица 2.1).
Таблица 2.1 — Разгосударствление и приватизация организаций (объектов) государственной собственности (единиц)
С начала |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Всего |
13685 |
670 |
550 |
567 |
642 |
1850 |
2269 |
в том числе: |
|||||||
отчужденно |
9130 |
525 |
504 |
551 |
629 |
1656 |
2037 |
реформировано |
4555 |
145 |
46 |
16 |
13 |
194 |
232 |
в том числе: |
|||||||
республиканской собственности |
1423 |
51 |
27 |
4 |
5 |
157 |
169 |
коммунальной собственности |
3132 |
94 |
19 |
12 |
8 |
37 |
63 |
Примечание — источник : [9, с. 14].
Оценим динамику процессов приватизации (приросты числа приватизированных объектов), методом цепных приростов.
ΔПО = ПОn-1 — ПОn, |
( |
2.1 |
) | |
где |
ΔПО — прирост числа приватизирован | |||
ПОn-1 — число приватизированных объектов в предыдущем периоде,ед.; | ||||
ПОn — число приватизированных объектов в сравниваемом периоде, ед. |
Информация о работе Возможность и перспективы применения зарубежного опыта в Республике Беларусь