Взаимодействие малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение форм взаимодействия малого и среднего бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть зарубежный опыт взаимодействия малого и среднего бизнеса.
Изучить формы взаимодействия малого и среднего бизнеса в России.
Показать использование взаимосвязей малых и крупных предприятий.
Рассмотреть состояние малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса.

Содержание работы

Введение 3
1. Формы и экономические механизмы взаимодействия малых и крупных предприятий 6
1.1. Зарубежный опыт взаимодействия малого и среднего бизнеса 6
1.2. Формы взаимодействия малого и среднего бизнеса в России 8
2. Использование взаимосвязей малых и крупных предприятий 25
3. Состояние малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса 36
Заключение 40
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (Взаимод малого и среднего бизнеса).doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Атомарные структуры  возникают не только в результате развития франчайзинга, но и как следствие реструктуризации крупной фирмы в том случае, если на ней имеется ряд непрофильных или убыточных производств. В этом случае целые цеха или отделы становятся точками «кристаллизации», вокруг которых создаются многочисленные малые предприятия, имеющие разную степень близости к «материнскому» предприятию (находящиеся на разных «орбитах» по отношению к центру). Эффект реструктуризации состоит в том, что происходит одновременное улучшение работы и крупной фирмы (которая освобождается от ненужного бремени) и внутренних ее структур, которые выделяются в самостоятельные малые предприятия и получают более широкие полномочия для решения собственных локальных задач (поиск заказчиков дешевого сырья на стороне, изменение технологии в выгодную для себя сторону и т.д.).

Сетчатая структура представляет собой один из способов кооперации малых фирм с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования крупного предприятия. Не теряя своей самостоятельности, малые предприятия, входящие в сеть и взаимодействующие друг с другом, получают возможность, во-первых, более рационально разделить свои функции, специализироваться на конкретных видах деятельности; и, во-вторых, усилить свои позиции в условиях конкурентной борьбы и меняющейся рыночной конъюнктуры.

Корпоративная структура возникает в том случае, когда кооперация малых предприятий, образовавших сетчатую структуру, расширяет сферу своей деятельности и обслуживает уже не одно, а несколько крупных предприятий (корпорацию). Как свидетельствует опыт, именно к таким сетевым и корпоративным структурам наибольший интерес проявляет иностранный капитал. При этом для малого предпринимательства такое иностранное участие – один из эффективных путей проникновения на мировые рынки.

Рассмотрим примеры взаимодействия крупных и малых предприятий на материале двух отраслей: нефтяной и пищевой. Причем, в первой из них характер взаимодействия рассматриваемых объектов, по принятой нами классификации, в большей степени приближается к западной модели, а во второй – к специфически российской.

Нефтяная отрасль является лидеров в сфере структурной  перестройки реструктуризации крупных  предприятий, в ходе которой образуется большое число малых фирм, эффективно взаимодействующих с крупным  бизнесом.

Сфера взаимодействия малых и крупных предприятий очень широка – от переуступки прав на производственную деятельность до совместной производственной деятельности. При этом в этой отрасли удается организовать наиболее прогрессивные формы взаимодействия – бизнес-инкубирование, франчайзинг и т.д. Основные направления совместной работы следующие.

  • Крупные вертикально интегрированные компании организуют работу таким образом, чтобы иметь все условия и возможности для реализации крупномасштабных проектов по разведке и эксплуатации богатых месторождений как внутри страны, так и за рубежом, при чем в любых по сложности природно-климатических и геолого-экономических условиях. В то же время в тесной связи с крупными компаниями в производственной сфере, технологическом обслуживании, консалтинге, сервисе, «обкатке» новых бизнес-схем, маркетинге, сбыте продукции могут работать и работают малые и средние фирмы. (Чаще всего здесь используются атомарные и сетчатые структуры взаимодействия малого и крупного бизнеса.)
  • Крупные нефтяные компании по мере перехода на поздние стадии разработки месторождений используют малые и средние нефтедобывающие компании для работы на подобных месторождения, зная, что эти сравнительно небольшие компании имеют соответствующий опыт, заинтересованы в получении подобных заказов и работают с ориентацией на снижение издержек. Договоры между крупными компаниями и малыми фирмами осуществляются либо на условиях соглашения о разделе продукции, либо аренды, либо находится какая-то иная форма сотрудничества.
  • Взаимодействие крупных нефтяных компаний с мелкими и средними проявляется также в сфере оказания сервисных услуг, среди которых фигурируют услуги по геолого-разведочным работам, бурению, ремонту скважин, оборудования всех стадий добычи, переработки и транспорта нефти и нефтепродуктов, маркетингу, НИОКР, внедрению информационных технологий и многое другое. Этот тип взаимодействия малых и крупных структур в нефтяном комплексе представлен наиболее широко. (Наиболее распространена атомарная разновидность взаимодействий.)
  • Специализированные фирмы взаимодействия крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний с малыми предприятиями, работающими в сфере сбыта нефтепродуктов. Здесь, наряду с конкурентной борьбой следует отметить направления сотрудничества. Крупные и малые предприятия заключают договора  о прямых поставках нефтепродуктов потребителям, минуя объекты продуктообеспечения; иначе говоря, их затраты за счет экономии складских и транспортных издержек, а также отсутствия платы посредникам, ниже. При этом крупные компании обеспечивают, как правило, регулярность поставок, стабильное качество нефтепродуктов, а малые обеспечивают более гибкую систему сбыта продукции. (Разновидности: атомарная, сетчатая, дипольная, корпоративная.)
  • Франчайзинг как форма взаимодействия малой и крупной структур хорошо представлена в этой отрасли. Одним из первопроходцев в области активного использования франчайзинга в России стала нефтяная компания ОАО «ЛУКОЙЛ». При этой форме взаимодействия крупные вертикально интегрированные нефтяные компании передают в аренду на конкурсной основе по принципу франчайзинга ряд принадлежащих им нерентабельных или малорентабельных объектов продуктообеспечения (АЗС, нефтебазы) коммерческим структурам, в том числе малым сбытовым компаниям, которые в свою очередь используют арендованную инфраструктуру и реализуют нефтепродукты под маркой крупной компании. Таким образом, крупная компания расширяет реализацию своей продукции, получает арендную плату и избавляется от нерентабельных активов (атомарные структуры взаимодействий).
  • Своеобразный подход к взаимодействию крупных компаний и малых предпринимательских структур демонстрирует российский газовый гигант ОАО «Газпром», выступающий в роли «инкубатора», выращивающего малые фирмы. В нашей стране, богатейшей по запасам газа, наряду с гигантскими имеются и мелкие месторождения, которые практически не осваивались из-за нерентабельности, сосредоточения крупных предприятий на проблемах «большого газа». В результате значительные запасы природных ресурсов оказывались неосвоенными. Для выбранных малых месторождений в НИИ и проектных институтах компании разрабатываются концепции их освоения, технологии обустройства и эксплуатации. Осуществляется обоснование проектов, материально-технической базы, заказывается оборудование (обычно в блочно-модульном исполнении). Только после этого компанией принимается решение о создании самостоятельной малой фирмы по разработке газового месторождения с небольшими запасами. Аналогичный подход используется в отношении отдельных месторождений, вступивших в завершающую фазу разработки. (Разновидности взаимодействия – инкубаторство, интрапренерство).

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что первая волна реструктуризации, включая  взаимодействие малых и средних  фирм в итоге привели нефтяную промышленность к реальным положительным  сдвигам.

Пищевая отрасль характеризуется  преимущественно различными вариантами российской модели взаимодействия малого и крупного бизнеса. Одной из современных тенденций является экспансия крупных предприятий больших городов в регионы и присоединения малых региональных предприятий в качестве звена первичной переработки. Крупные предприятия выделяют в виде дочерних малых предприятий особо прибыльные или новые производства для минимизации постоянных издержек и повышения оперативности управления. При этом они выполняют функции проводника научно-технического прогресса, формирования спроса за счет проведения маркетинговой политики. Малый бизнес же выполняет функции, во-первых, важного элемента в механизме разделения труда, а, во-вторых, так называемого «обратного франчайзинга», когда крупные предприятия используют статус малого предприятия для снижения налогового бремени, даже ухода от налогов и получения тем самым дополнительных льгот. Это своеобразный «биоценоз», когда разные формы бизнеса взаимно полезны и дополняют друг друга.

В настоящее время  малые предприятия по выработке пищевых продуктов не получили широкого распространения. По уровню качества продукции они не смогли составить должной конкуренции действующим крупным специализированным заводам и комбинатам, но весомо заявили о себе как о новых производителях с более низкими издержками производства. Следует отметить, что новый малый товаропроизводитель стал достаточно серьезным конкурентом на продовольственном рынке, так как в его руках находится сельскохозяйственное сырье. Перерабатывая собственное сырье, малые сельскохозяйственные предприятия имеют возможность успешно конкурировать со специализированными промышленными предприятиями, прежде всего, за счет более низкого уровня цен на готовую продукцию. Таким образом, с точки зрения формирования конкурентной среды на рынке продовольствия, появление нового малого товаропроизводителя – сельскохозяйственных предприятий – является положительным моментом. Это позволило несколько снизить уровень монополизма в производстве продовольствия в регионах и обусловило позитивную динамику цен на пищевые продукты.

Важным направлением изучения эффективности экономических  механизмов и форм взаимодействия малых  и крупных предприятий является экономико-математическое моделирование, которое в последнее время активно внедряется в новую для него предметную область малого предпринимательства. [15,16, 17, 18]. Опыт автора по моделированию малых фирм свидетельствует о том, что количественное обоснование устанавливаемых между малыми и крупными предприятиями взаимосвязей позволяет создавать предпосылки для их рационального взаимодействия и выбора наиболее эффективных форм его организации.

 

2. Использование взаимосвязей малых и крупных предприятий

 

 

Потенциальные возможности субъектов малого бизнеса получать поддержку от крупных компаний обусловлены едиными целями малого и большого предпринимательства. В крупном и в малом бизнесе происходит единение земли, труда и капитала. Различия касаются только масштабов этого процесса. Поэтому социально-экономические последствия от изменений в большом бизнесе более ощутимы. Однако большое число малых предприятий и значительная численность занятых в малом бизнесе сглаживает эти различия.

Все  развитые страны постоянно совершенствуют структуру своей экономики в отраслевом и территориальном масштабе. В процессе этой работы широко используется малый бизнес, поскольку рациональное соотношение числа больших и малых предприятий играет большую роль в рамках отдельных отраслей и территорий. Это позволяет более эффективно использовать потенциальные возможности национальной экономики.

В России наблюдается  значительная обособленность больших  и малых предприятий. В  значительной степени это связано с нерациональным соотношением количества крупных и малых предприятий. Это свойственно для всех отраслей российской экономики и имеет свою историческую основу. [20]

В бывшем Советском союзе  главную роль играли крупные предприятия  промышленные и сельскохозяйственные. Все они были ориентированы на постоянный рост объемов производства. При этом обращалось мало внимания на обеспеченность населения товарами и услугами в достаточном количестве, широком ассортименте и требуемого качества. В результате постоянно сохранялся дефицит многих товаров и услуг, отложенный спрос негативно влиял на трудовую активность населения. В рыночной экономике случаи дефицита носят локальный и кратковременный характер и обусловлены ажиотажным спросом на модные или новые изделия. Однако эффективность производства товаров и услуг (затраты, качество, обновление ассортимента и др.), их доведение до потребителей зависит во многом от взаимосвязей малого и большого бизнеса.

На первом этапе взаимосвязи  между предприятиями формируются  на основе необходимости в кооперации из-за разделения труда. В этом случае взаимосвязи определяются  на основе поиска предприятиями партнеров способных участвовать в совместной работе и четко выполнять договорные обязательства.

Относительно установления взаимосвязей между большими и малыми предприятиями большую роль играет государство. Именно государство, предоставляя льготы малому бизнесу, стимулирует крупные предприятия размещать заказы на  малых предприятиях, где производственные издержки значительно ниже. С другой стороны, большинство малых предприятий не может работать без заказов крупных и средних предприятий. В результате во всех странах с рыночной экономикой каждая крупная производственная компания сотрудничает с десятками и даже сотнями мелкими предприятиями.

Малые предприятия, обладая  в совокупности универсальными возможностями, могут оказать самые различные услуги своим крупным партнерам по приемлемым ценам. Относительная дешевизна таких услуг определяется специализацией и универсальностью малых предприятий. Так, бельгийские малые предприятия выполняют заказы крупных автомобильных компаний «Мерседес», «Фольксваген» и других, предоставляют услуги,  которые не вписываются в профиль производства крупных компаний. Например, специальная подготовка образцов продукции крупных фирм для выставок, рекламы. В Бельгии малые предприятия по заказам крупных фирм осуществляют отдельные операции по переработке продовольственных товаров с просроченными сроками хранения, участвуют в изготовлении опытных образцов мебели и др.

Увеличению заказов  со стороны крупных производителей способствует новая стратегия управления производством – аутсорсинг (outsoursing). В основе этого направления – поиск вариантов передачи на изготовление части выполняемого заказа другим исполнителям при условии, что это будет дешевле, чем самостоятельное выполнение данной работы. Точно также крупные компании соизмеряют затраты на самостоятельное обслуживание информационных потоков, разработку компьютерных программ, организацию питания сотрудников с величиной оплаты за эту же работу малым специализированным фирмам. Аутсорсинг поставил под сомнение такой универсальный показатель эффективной работы компании, как  «удельный доход на одного работника». Фирма с небольшим числом сотрудников может выполнять большой объем работ, пользуясь услугами аутсорсеров.

Малые предприятия сами используют аутсорсинг для повышения  эффективности своей работы. Например, бухгалтерский учет и отчетность на многих  малых предприятиях ведут  специализированные фирмы, поскольку  для самостоятельного учета руководитель малого предприятия должен иметь специальный сертификат. [20]

Кооперация малого и  большого бизнеса в основном осуществляется по отраслевому и территориальному признакам. Следовательно, достижение взаимосоответствия этих  сфер предпринимательства  во многом зависит от местных и центральных органов власти и негосударственных организаций (союзов, ассоциаций и др.), координирующих работу отдельных групп крупных и мелких предприятий.

Взаимосвязи малого и  большого бизнеса в странах Западной Европы устанавливаются в различной форме. В ряде случаев крупная компания за счет своего потенциала организует самостоятельное малое предприятие и передает ему часть своих функций. Как правило, это связано с организацией мелкосерийного или индивидуального производства продукции определенного профиля. Часто на такие малые предприятия передаются функции по обслуживанию занятых на предприятии. Так, один из вариантов создания малого предприятия крупной фирмой и их взаимосвязи можно проследить на примере крупнейшей в Бельгии металлургической компании «Сидмар». Несколько лет назад эта компания самостоятельно обеспечивала обедами часть своего персонала. После передачи этих функций менеджеру-специалисту «Сидмар» вынужден был выделять субсидии для сохранения уровня обслуживания в условиях низкой рентабельности ресторана, занятого только в обеденное время. После организации дочернего малого предприятия необходимость субсидий отпала, поскольку ресторан стал работать по вечерам для широкого круга клиентов, используя помещения и оборудование компании на условиях аренды. В результате компания не только решила задачу с питанием своего персонала, но и стала получать прибыль за счет арендной платы.

Информация о работе Взаимодействие малого и среднего бизнеса