Взаимодействие малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение форм взаимодействия малого и среднего бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть зарубежный опыт взаимодействия малого и среднего бизнеса.
Изучить формы взаимодействия малого и среднего бизнеса в России.
Показать использование взаимосвязей малых и крупных предприятий.
Рассмотреть состояние малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса.

Содержание работы

Введение 3
1. Формы и экономические механизмы взаимодействия малых и крупных предприятий 6
1.1. Зарубежный опыт взаимодействия малого и среднего бизнеса 6
1.2. Формы взаимодействия малого и среднего бизнеса в России 8
2. Использование взаимосвязей малых и крупных предприятий 25
3. Состояние малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса 36
Заключение 40
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (Взаимод малого и среднего бизнеса).doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

В начале 90-х годов  в Западной Европе стали создаваться  малые предприятия, которые используют технологии, заимствованные у крупных компаний, ведут научные исследования и разработки на их материальной базе, создают новые виды продукции, которые при успешной презентации внедряются их партнерами  в массовое производство.

Качественно новый уровень  взаимодействия большого и малого бизнеса проявляется при создании региональных центров поддержки малого бизнеса в странах Евросоюза. Здесь консолидируются усилия практически всех сторон, заинтересованных  в успешной работе малых предприятий и увеличении их числа. Центральные и региональные органы власти интересует повышение занятости населения и рост поступления налогов от малого бизнеса, крупные компании заинтересованы в наиболее полном использовании потенциальных возможностей малых предприятий для решения своих корпоративных задач.

Органы власти участвуют  в создании центров через различные  фонды поддержки малого бизнеса, в финансировании которых они  участвуют. Одновременно используются формы финансовой поддержки центров  через налогообложение и субсидии. Крупные компании берут на себя часть затрат центров, помогают в организационной работе и т.д. Примером может служить центр поддержки малых предприятий в бельгийском городе Генте. Он организован 18 акционерами, среди которых компании «Volvo», «Хонда», пять крупнейших банков, администрация города, различные организации с государственным финансированием.

Партнерами малых предприятий  могут быть не только крупные компании производственного профиля. На их месте  могут быть, например, высшие учебные  заведения. Уже есть опыт создания при них малых предприятий по оказанию образовательных услуг, консультированию и др. В этом случае решаются две важные задачи: во-первых, появляется возможность осуществлять на коммерческой основе дополнительную профессиональную подготовку специалистов или повышение их квалификации; во-вторых, эффективно использовать потенциал ВУЗов.

Для России особый интерес  представляет зарубежная практика участия  в создании центров поддержки  малого бизнеса университетов. В  этом случае стимулируется возможности  оперативного использования нововведений и повышение профессиональных знаний у занятых в малом бизнесе на базе университетов. Это подтверждает работа «Инкубатора – инновационного центра», созданного на базе Гентского университета.

В числе его 13 учредителей  – правительство Восточной Фландрии, мэрия Гента, Женераль банк, федеральные и региональные организации поддержки малого бизнеса, крупные фирмы и ряд других. Все они представлены в руководстве центра и это позволяет им вести согласованную в общих интересах политику. Общее руководство Центром осуществляет Фламандское правительство, что свидетельствует о его большой значимости.

Центр одновременно решает две задачи: оказывает помощь малым предприятиям и реализует через них нововведения, разработанные в университетских лабораториях или с участием научно-педагогических работников университета. Причем, интересы университета прослеживаются в процессе решения обеих задач, поскольку в этом центре могут начинать малый бизнес выпускники университета, его преподаватели и научные работники. Именно они доводят многие нововведения до конкретных технологий и  изделий. Последнее весьма интересует крупные компании, которые способны организовать серийное производство или масштабное внедрение результатов работы малых предприятий.

Вместе с тем центр не является чисто университетским, поскольку студенты, профессора составляют меньше 25 % от всех предпринимателей в этом центре. Однако их присутствие, высокая степень интеграции центра с университетом существенно повышает статус всех предпринимателей центра, служит им хорошей рекламой. Кроме того, центр помогает малым предприятиям устанавливать контакты с крупными фирмами, пользуясь своей известностью в деловых кругах.

Значимость и привлекательность  центра для начинающих предпринимателей предопределена и конкретной помощью, которая оказывается малым предприятиям со стороны Университета в целом. Так, молодые предприниматели, работающие в центре могут учиться в университетской бизнес-школе, получать в ней консультации, находить среди ее слушателей своих будущих партнеров.[20]

Что касается материальной помощи малым предприятиям, то ее диапазон достаточно широк. Это бесплатная связь (все виды), оплата электричества, отопление, охрана и др. Оказывается помощь и в получении льготных кредитов. Характерно, что центр принимает молодых предпринимателей, которые уже имеют свой бизнес, но испытывают трудности в его продолжении и развитии.

Подобные центры  можно  создавать при российских университетах, как классического типа, так и  технических. Во многих из них проводятся фундаментальные и прикладные исследования, имеется достаточно хорошая лаборатория и экспериментальная база. В условиях недостаточного бюджетного финансирования эти вузы должны обратить внимание на малый бизнес, ориентировать на него студенческую науку с ее хорошими традициями в деле конкретных реальных разработок. Однако, заглавная роль университетов в этом деле может проявиться  лишь при поддержке местной администрации.

Итоги различных совещаний, конференций и съездов, проведенных  в последнее время свидетельствуют, что руководители российских регионов намерены компенсировать отсутствие финансовой поддержки малого бизнеса на федеральном уровне за счет региональных бюджетов. Представляется, что часть этих средств, а также помощь местных предприятий целесообразно использовать для создания подобных центров. Более того, в каждом, даже среднем городе, имеются несколько вузов, способных придать центру многопрофильный характер и тем самым способствовать развитию малого бизнеса в широком диапазоне.

Весьма специфичны  взаимосвязи между российскими малыми и крупными фирмами в инновационной сфере. Здесь поисковый характер работы предопределяет необходимость постоянных контактов, позволяющих корректировать научные исследования и опытно-конструкторские разработки.  Особенности взаимосвязей  обусловлены также  корпоративными интересами работников инновационной сферы, которые обеспечивают научную интеграцию любых организаций независимо от их размера. Последнее стало проявляться наиболее отчетливо в начале 90-х годов по мере сокращения бюджетного финансирования отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро.

Именно в этот период эти организации, одновременно с  резким сокращением объемов исследований и разработок, стали организовывать  малые предприятия, позволяющие реализовывать двойные технологии и другие научные разработки на рынке. Такие малые предприятия можно разделить на две группы, в одну из которых входят предприятия целиком зависящие от крупных фирм, поскольку созданы на их базе и предназначены для сокращения сроков и упрощения процедуры передачи потенциальным потребителям новых технологий, образцов или мелко серийной продукции.

Во вторую группу входят  предприятия с определенной независимостью, самостоятельной научной тематикой. Многие из них успешно работают с зарубежными фирмами, выполняя их заказы на самые различные разработки.  Такая автономность увеличивает риски в из работе. Поэтому более защищены от экстремальных ситуаций предприятия первой группы.

В целом малые предприятия в инновационном секторе позволили России сохранить значительную часть высококвалифицированных кадров. Этому способствовали качественные изменения в практике взаимоотношений малых предприятий и крупных компаний. Во-первых, малые предприятия уже не ограничиваются работой на базе имеющихся научных разработок. Об этом свидетельствуют, например, сообщения о выполнении для них заказов академическими институтами на проведение целевых фундаментальных исследований, необходимых для разработки новых технологий, в наиболее перспективных направлениях.

Во-вторых, малые предприятия, условно включенные нами во вторую группу все чаще меняют свой  статус в результате  экстенсивного развития и увеличения числа занятых и  уже сами организуют дочерние предприятия. В целом это способствует восстановлению на новых условиях распавшихся ранее  крупных научно-исследовательских фирм и изменениям в их работе.

В результате создаются  предпосылки для формирования гармоничной  структуры  инновационного потенциала за счет стремления к взаимосоответствию   малого, среднего и большого бизнеса в научной сфере. Этот процесс сдерживается из-за недостаточного финансирования. Отсутствие венчурного капитала объясняется недоверием россиян к инвестиционным фондам.  Это повышает роль федеральных и региональных органов власти в деле поддержки малых предприятий в научно-исследовательском секторе экономики.

Собственно, во всех развитых странах, несмотря на рост  венчурного капитала, государственная поддержка  остается весьма существенной за счет субсидий и различных льгот. В то же время существуют и другие формы и методы поддержки малых предприятий за счет их взаимосвязей с крупными фирмами.

В России получает распространение  практика создания  малых дочерних фирм крупными предприятиями для  международных связей, поскольку в этом случае можно сконцентрировать кооперацию, изолировать финансовые и информационные связи от основного  производства. Успешность такой работы подтверждает подмосковное предприятие «Бецема». Это малое предприятие организовало совместно с крупной голландской компанией производство упаковочных машин. Последняя передала малому предприятию «Бистром» технологию, подготовила его персонал и обеспечила комплектующими изделиями. В результате «Бистром» имеет связи с крупными компаниями двух стран, что позволяет поставлять на рынок прогрессивное оборудование, изготовленное на 80 % на малом и головном предприятии в России. Голландская компания с небольшими затратами получила доступ на российский внутренний рынок и возможность покупать комплектующие изделия для своего производства в Европе.

Таким образом, взаимосвязи  малого и большого бизнеса позволяют  повысить устойчивость малых предприятий  и сниз


Информация о работе Взаимодействие малого и среднего бизнеса