Взгляды на роль государства в экономике различных экономических школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 11:54, реферат

Описание работы

Тот факт, что в стабильно развивающихся государствах значительная роль отводится государственному регулированию, обосновывает актуальность исследования роли государства в экономике.
В узком смысле термин «государство» служит для обозначения аппарата управления, стоящего над обществом и непосредственно выделившегося из него.
Данное определение является неполным, так как подчеркивает только структурный характер организации государства – наличие системы органов и механизма управления.

Файлы: 1 файл

Взгляды на роль государства в экономике различных экономических школ.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)


Взгляды на роль государства в экономике различных экономических школ

 

Тот факт, что  в стабильно развивающихся государствах значительная роль отводится государственному регулированию, обосновывает актуальность исследования роли государства в экономике.

В узком смысле термин «государство» служит для обозначения аппарата управления, стоящего над обществом и непосредственно выделившегося из него.

Данное определение  является неполным, так как подчеркивает только структурный характер организации  государства – наличие системы органов и механизма управления.

В широком  смысле «государство» - ассоциация, члены  которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. В приведенном понятии государство трактуется как политически организованное общество, тем самым понятие не сводится только к механизму управления и аппарату чиновников.1

Характеризуя  сущность понятия «государство»  Д.М. Шумков выделяет следующие его признаки:

1. Публичная  власть - власть, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним. Публичная государственная власть является аппаратной (имеет механизм осуществления), суверенной (не зависит от иной власти), легитимной (опирается на закон).

2. Территориальный  принцип разделения населения.  Подвластное государству население проживает на определенной территории. Выражением данного принципа является установление административных регионов, таких как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы.

3. Налоги, как  средство поддержания публичной  власти и осуществления социальных программ.2

Б.А. Денисова и Г.Н. Богачева дают следующее определение понятию «государство»: «Государство - это политический институт, осуществляющий функции управления обществом». При этом ими выделяются следующие признаки государства: суверенитет, гражданское общество, территория, ограниченная границами, материальные атрибуты (армия, полиция, разведка, чиновничество).3

Как видно  из определения, авторами дополнительно  выделяется такой признак государства  как суверенитет, однако, по нашему мнению, это скорее признак государственной власти, чем государства, ведь данное понятие означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере. Таким образом, суверенитет можно считать функциональным признаком государства с определенной долей условности.

Институциональная точка зрения определяет государство как особую организацию, которой граждане делегируют часть своих прав. Именно при помощи этих прав государство осуществляет свою деятельность. Распределение прав между гражданами и государством фиксируется в конституции, которая играет роль социального контракта.

Институциональная экономика рассматривает государство  как важнейшую форму коллективных действий. В основе этого тезиса лежат реалистические и достаточно деидеализированные концепции социального контроля и социальных изменений. Государство включается в социально-экономическую структуру власти в качестве зависимой или независимой переменной. Экономика является объектом правового контроля, а государство служит средством достижения экономических целей. Содержание правительственной политики во многом сводиться к формированию прав в экономическом смысле, например, прав собственности, которые порождают конкретную властную структуру и служат источником возникновения рынка. Поэтому экономика, хотя и частично, но создается государством. Серьезной социальной проблемой является обман правительства властными структурами, в том числе с помощью идеологических спекуляций. На практике важно не то, существует или нет государство, а то чьи интересы оно будет выражать.

Вмешательство государства в экономику заключается в изменении юридических норм. Государство является как формой существования верховной номинальной власти, так и формой контроля над ней в интересах тех, кто этой власти лишен. Аналогичным образом, корпоративная система представляет собой симбиоз интересов и убеждений частных субъектов и общественных должностных лиц. Поэтому с институциональной точкой зрения, как экономика, так и государство возникают одинаковым путем.4

На протяжении всей истории развития человечества передовые умы пытались выявить сущность и причины возникновения государства, эффективность его вмешательства в экономическую жизнь общества, а также минимальные и максимальные границы такого вмешательства.

Согласно учению Конфуция о государстве: «Государство процветает, когда государь бывает государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном». В своих работах он подчеркивал тот факт, что поведение человека должно строго соответствовать занимаемому им положению, а также обращал внимание на необходимость нравственного авторитета правительства.

Отдельное место  должно быть отведено ученым, которые  должны находиться непосредственно возле правителя и руководить его поступками, следить за соблюдением традиций и являться голосом его совести.

Государство соответствует своему назначению тогда, когда «достаточно пищи, достаточно войска и народ должен быть верным». В данном случае - человек лишь элементом государственного механизма.5

Много общего с идеями Конфуция имеет модель государственного устройства Платона. По мнению Платона, «Государство возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворить всех своих нужд».

Платон выделил  следующие главные условия для  существования идеального государства: строгое разделение на сословия и сферы труда; устранение из жизни источника нравственной порчи - противоположных полюсов богатства и бедности; строжайшее повиновение, прямо вытекающее из основной доблести всех членов государства - сдерживающей меры.

В «Государстве»  Платона есть ряд черт и учений, которые близки к современным теориям социализма и коммунизма. Это отрицание личной собственности для класса стражей-воинов, организация их общежития, снабжения и питания, резкая критика страсти к стяжанию и накоплению денег, золота и вообще ценностей, а также торговли и торговых спекуляций, мысль о необходимости нерушимого единства общества, полного единомыслия всех его членов и воспитания в гражданах нравственных качеств, способных привести их к этому единству и единомыслию, и т.д.6

Учитывая  эти черты, говоря о модели государственного устройства Платона, можно утверждать, что это первая модель идеального коммунистического общества, в котором отсутствует частная собственность.

Ученик Платона  Аристотель, рассматривая сущность государства, высказывался следующим образом:

1. «…всякое  государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других, и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим»;

2. «…всякое  государство - продукт естественного  возникновения, как и первичные  общения: оно является завершением  их, в завершении же сказывается природа»;

3. «…государство  принадлежит к тому, что существует  по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое…»;

4. «Понятие  справедливости связано с представлением  о государстве, так как право,  служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения».7

В современной  экономической науке существует несколько направлений, характеризующих роль государства в экономике.

Не вызывает сомнения тот факт, что развитая рыночная экономика не может существовать без постоянного государственного воздействия на нее. Расхождения касаются лишь степени, форм и методов влияния.

Подчеркивая значение государственного регулирования  экономики, Л. Абалкин высказывается  следующим образом: «Нет и не может  быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Таких примеров в мире нет. В то же время последствия ухода государства из сферы регулирования рыночных отношений всем хорошо известны».8

Изучением вопроса  государственного регулирования экономики  занимались практически все выдающиеся экономисты.

Так, в период первоначального накопления капитала, представители школы меркантилизма обосновали необходимость активного государственного вмешательства в экономику (Стаффорд У., Скоруффи Г., Мен Т., Сера А., А. де Монкретьен).

 Н.Д. Кондратьев  так оценивает систему меркантилистов: «система меркантилистов была системой практической политики, системой, которая в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как должна вести себя в отношении его государственная власть».9

М. Блауг выделил  основные мировоззренческие принципы меркантилистов, что вполне соответствует данной Н.Д. Кондратьевым оценки системы:

1) золото и сокровища, любого рода как выражение сути богатства;

2) регулирование  внешней торговли с целью обеспечения  притока в страну золота и серебра;

3) поддержка  промышленности путем импорта  дешевого сырья;

4) протекционистские  тарифы на импортируемые промышленные товары;

5) поощрение  экспорта, особенно готовой продукции;

6) рост населения  для поддержания низкого уровня  заработной платы.10

Координирующие  и регулирующие хозяйственную жизнь  меры государства, согласно системе меркантилизма, проявляли себя через различные указы и статуты, посредством которых предполагалось возвести всеобщую коммерциализацию в ранг национальной политики. Однако меркантилисты не допускали идею коммерциализации труда и земли - исходного условия формирования рыночной экономики.

Развитие рыночных отношений, мануфактурного производства, подчинение торгового капитала капиталу промышленному требовало замены идеологической концепции меркантилизма. На его смену пришла классическая политическая экономия, которая обосновала принцип минимального вмешательства государства в развитие хозяйственных процессов. Было положено начало либеральному направлению экономической теории и практики.

Нужно отметить, что идеи о господстве естественного  порядка и необходимости ограничения вмешательства государства в экономику появляются еще у представителей экономической школы физиократов (П. Буагильбера, Ж. Тюрго, В. Гурне, Ф. Кенэ), но наиболее мощный удар по меркантилизму был нанесен вышедшим в 1776 г. трудом А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

По мнению А.Смита, государство должно обеспечивать внутреннюю и внешнюю безопасность граждан и создавать правовую базу для свободного обмена благами. Иными словами, государство не должно вмешиваться в экономику, ему следует выступать лишь в роли «ночного сторожа», гарантирующего полную экономическую свободу хозяйствующих субъектов, действующих в условиях свободной конкуренции.

А. Смит в работе «Исследование о природе и  причинах богатства народов» утверждал, что «свободная игра рыночных сил» (принцип «laissez faire, laissez passer» – «дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом» - фр.) создает гармоничное устройство». В своем описании системы рыночной экономики А. Смит доказывал, что именно стремление отдельного индивида к достижению своих частных интересов, которое увеличивает как его собственное благосостояние, так и благосостояние общества в целом, является главной движущей силой экономического развития. Свободный рыночный порядок, по А. Смиту, обладает встроенным механизмом самонастройки экономики, так называемой «невидимой рукой», которая так координирует действия экономических субъектов, что вся система пребывает в состоянии экономического равновесия.

Согласно  А. Смиту, главная задача государства  заключается в том, чтобы для всех субъектов хозяйственной деятельности гарантировать основные экономические свободы, а именно свободу выбора сферы деятельности, свободу конкуренции и свободу торговли. А. Смит обращал особое внимание необходимость поддержки режима свободной конкуренции, поскольку только в таких условиях участники рынка будут лишены власти над ценой. Монополизм вреден, поскольку «монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы…»11.

Еще одной  функцией государства должна быть охрана жизни и собственности граждан (оборона страны, отправление правосудия). Кроме того, государство должно обеспечивать для общества такие услуги, производство которых частными лицами невозможно или невыгодно (народное образование, общественные работы, развитие или поддержка систем связи, транспорта, коммунальных служб)».

Информация о работе Взгляды на роль государства в экономике различных экономических школ