Закон спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:19, реферат

Описание работы

Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Поэтому в рамках теории спроса потребители - это покупатели, обладающие определенными денежными средствами. Рынок не признает потребность, не подтвержденную платежеспособностью покупателя. В связи с этим можно сказать, что потребности - это наши желания и устремлении обладать теми или иными благами, тогда как спрос- это наша возможность приобретать эти блага.

Содержание работы

Введение 3
1.Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса 4
2.Предложение: кривая и закон предложения. 10
3.Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения 14
4.Экономическое значение исследования конъюнктуры рынка 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

курс.эк.docx

— 75.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

Введение                                                                                                           3

1.Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса 4

2.Предложение: кривая  и закон предложения. 10

3.Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения 14

4.Экономическое значение  исследования конъюнктуры рынка 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

 

 

Введение

 

Приступая к изучению теории спроса и предложения, надо отметить, что она претерпела определенные изменения, которые благоприятно сказались  на взаимодействии с другими теоретическими концепциями стоимости, ценности и  цены. Рынок, несмотря на его кажущуюся стихийность и анархичность, обладает внутренним порядком, подчиняется определенным закономерностям, способен в значительной степени самонастраиваться и эффективно функционировать. Т. е., по выражению А. Смита, какая-то «невидимая рука», которая руководит поведением субъектов рынка, придавая им целеустремленность и направляя их, в конечном счете, не только на удовлетворение личных, но и общественных потребностей.

Механизм функционирования – это процесс формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями).

Изучение спроса на рынке  сейчас становится первоочередной задачей  при функционировании любого предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность  моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание  и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а  сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара.

Ясно, что для определенного  товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие  у покупателя возможности удовлетворять  ту же потребность иным близким по назначению товаром.

Анализ процессов, происходящих на потребительском рынке представляет практический интерес для производителей и предпринимателей, занимающихся сбытом товара. Вследствие всего вышесказанного данная тема является актуальной для изучения.

Цель настоящей работы – раскрыть экономическое содержание спроса и предложения, выявить закономерности в изменении спроса и предложения  на рынке, разобраться какие факторы  влияют на изменения в спросе и  предложении, выявить зависимость  между спросом и предложением, сделать выводы.

1. Спрос и закон  спроса. Особенности действия закона  спроса

Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Поэтому в рамках теории спроса потребители - это покупатели, обладающие определенными денежными средствами. Рынок не признает потребность, не подтвержденную платежеспособностью покупателя. В связи с этим можно сказать, что потребности - это наши желания и устремлении обладать теми или иными благами, тогда как спрос- это наша возможность приобретать эти блага.

Объем спроса, или количество товаров, на которое предъявлен спрос, определяется множеством факторов. Таковыми могут быть цена товара или услуги, доходы потребителей, вкусы, ожидания и др. Зависимость объема спроса на определенный товар от перечисленных и иных факторов выражает формула (1):

 

  1. Qd=f(Pa, Pb, …, Pz; I; T; M;…; n)

 

где Qd -объем спроса; P- цены товаров a, b и z; I- доходы потребителей; T-вкусы покупателей; M;-общее число покупателей; n- иные факторы.

Любой покупатель стремится  максимально полно удовлетворить  все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен  в своих действиях имеющейся  в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность  передать в обмен на необходимый  ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить  определенную комбинацию различных  планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и  одновременно наилучшим образом  удовлетворит его индивидуальные потребности  в целом. Формируется индивидуальный спрос - намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары. Общий спрос для некоторой  группы покупателей является суммой индивидуальных спросов.

Предположим, что существует некоторый набор потребностей покупателя, удовлетворяемых каждая своим товаром. На каждый из товаров существуют определенные цены, и покупатель решил для себя, что его общая удовлетворенность  всеми покупками в целом будет  оптимальна, если он купит эти товары в некоторых определенных количествах. При снижении цены на любой из товаров часть имеющихся у покупателя средств остается свободной для дополнительного использования и лучшего удовлетворения одной или нескольких его потребностей. В зависимости от приоритетов покупателя в удовлетворении своих различных потребностей, спрос может увеличиться только на исследуемый товар, либо на любой другой из товаров, либо на несколько товаров, включая или исключая исследуемый, в любой пропорции. То есть со снижением цены спрос на товар, по крайней мере, не снизится.

Кроме того, в реальности в большинстве случаев существуют близкие по назначению товары, способные  удовлетворить одну и ту же потребность, но отличающиеся, например, по сложности  извлечения из них пользы, по продолжительности  временного интервала, в течение  которого возможно извлечение из них  пользы, по интенсивности удовлетворения ими соответствующей потребности  покупателя. Снижение цены делает товар  более привлекательным для покупателя по сравнению с альтернативным близким  по назначению товаром, и спрос на подешевевший товар может возрасти еще и за счет выбора в его пользу по сравнению с альтернативным товаром (но может и остаться прежним, если количественный прирост недостаточен для покрытия разницы полезности).

Постоянство спроса на определенный товар при снижении цены на него хотя и вероятно, но не может бесконечно сохраняться при постепенном  дальнейшем снижении цены. Используя  сэкономленные на покупке данного  товара средства на повышенное удовлетворение иных потребностей, покупатель, в конце  концов, неизбежно захочет лучше  удовлетворить свою потребность, связанную  именно с данным товаром, поскольку  она будет отставать от удовлетворения иных потребностей.

Из того, что для разных покупателей приоритеты удовлетворения потребностей и оценка соотношений  полезности альтернативных товаров  будут расставлены по-разному, следует, что общий спрос на определенный товар будет возрастать при снижении его цены и неизменности всех прочих факторов. Кроме того, при более  высокой цене часть потенциальных  покупателей, пусть даже имевшая  доступ к данному рынку, не могла  себе позволить покупать данный и  альтернативный товар: соответствующая  данному товару потребность вполне могла быть наименее актуальной для  некоторых покупателей, и они  могли вовсе отказываться от удовлетворения соответствующей потребности ввиду  недостаточного дохода. При снижении же цены некоторые покупатели уже  станут способны покупать данный товар, и спрос будет расти еще  и за счет увеличения количества покупателей.

Одним из важнейших факторов, определяющих величину спроса Qd, является цена услуги, или P. Рассмотрим взаимосвязь спроса с ценой, т. е. зависимость спроса от цены. Отложим на оси абсцисс объемы продукции Q, на которые предъявляется спрос, а на оси ординат - цены на данный товар P и проведем линию, выражающую взаимосвязь между ними (рис. 1).

 

Рис.1Взаимосвязь спроса с ценой

 


    Х              С

     Q




   P У


 

Кривая спроса (С) представляет обратную функциональную зависимость изменения спроса от динамики цены. Поэтому любая кривая спроса сама по себе выражает функциональную зависимость величины спроса от цены: когда цена движется в одном направлении (в сторону повышения или понижения), величина спроса изменяется в противоположном направлении (соответственно в сторону понижения или повышения). В связи с этим можно сказать, что величина спроса - это конкретная количественная определенность, диктуемая или навязываемая ценой. Передвижение по кривой спроса называют изменением величины спроса. Это передвижение отражает реакцию покупателей на изменение цены товара при прочих равных условиях.

В то же время кривая спроса не выражает обратную функциональную зависимость изменения цены под  воздействием динамики спроса. В противном  случае это означало бы, что с  увеличением спроса цены падают.

Таким образом, кривая спроса показывает, что при неизменности других факторов снижение цены ведет  к возрастанию спроса и наоборот, повышение цены влечет уменьшение спроса. Эту связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара.

Спрос и его динамику можно  проиллюстрировать с помощью таблицы 1. Например, у нас есть товар (пряник медовый), спрос на который меняется с изменением его цены.

 

 

 

 

 

Таблица 1. Динамика спроса

 

Обратная зависимость  динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей; во-вторых, снижение цен расширяет  покупательскую способность потребителей; в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей  предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене. Более низкая цена позволяет  покупателям приобретать еще  большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог  себе позволить покупку, приобретать  этот товар. Кривая спроса идет вниз, поскольку  потребитель обычно предпочитает покупать больше, если цена ниже.

Действие закона спроса объясняет  существование эффекта дохода и  эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит  в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить  подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Следует отметить несколько  исключений из закона спроса. Они касаются так называемых высших и низших товаров. К первым относятся товары, потребление  которых уменьшается с увеличением  доходов. Это объясняется тем, что  для таких благ существуют альтернативные блага, характеризующиеся более  высоким качеством или большими удобствами. Когда товар, становится для потребителя менее полезен, он переходит на потребление других товаров. Возможна и такая ситуация, когда с ростом цен на определенные товары (как правило, это товары первой необходимости) величина спроса снижаться не будет. В экономической теории это явление получило название «парадокса Гиффена». Впервые на эту группу товаров обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Эти товары получили название благ низшего порядка. Ко второй группе относят, как правило, предметы роскоши. При снижении цены снижается и величина спроса на них. Это относится к тем товарам, посредством которых индивиды стремятся подчеркнуть свое высокое социальное положение. В экономической теории это называют «эффектом сноба» или «эффектом Веблена». К исключению из закона спроса относится также ситуация «инфляционных ожиданий». Когда покупатели психологически настроены на постоянное повышение цен, увеличение спроса может наблюдаться даже при росте цен. Товары, спрос на которые возрастает по мере роста доходов, относят к нормальным товарам. Следует заметить, что вышеприведенная дифференциация товаров во многом зависит от вкуса потребителя, а потому в какой-то мере носит условный характер.

Функция спроса в механизме  функционирования рынка необычайно велика, ибо она побуждает производителей выпускать необходимые населению  товары, улучшать их ассортимент и  качество.

Для анализа состояния  рынка того или иного товара немаловажное значение имеет знание реакции спроса на повышение или понижение цены. Причем в данном случае идет речь о  количественном изменении чувствительности спроса к изменению цен. Таким  показателем является эластичность спроса по цене — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

Информация о работе Закон спроса и предложения