Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:19, реферат
Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Поэтому в рамках теории спроса потребители - это покупатели, обладающие определенными денежными средствами. Рынок не признает потребность, не подтвержденную платежеспособностью покупателя. В связи с этим можно сказать, что потребности - это наши желания и устремлении обладать теми или иными благами, тогда как спрос- это наша возможность приобретать эти блага.
Введение 3
1.Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса 4
2.Предложение: кривая и закон предложения. 10
3.Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения 14
4.Экономическое значение исследования конъюнктуры рынка 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Содержание
Введение
1.Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса 4
2.Предложение: кривая и закон предложения. 10
3.Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения 14
4.Экономическое значение
исследования конъюнктуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Введение
Приступая к изучению теории спроса и предложения, надо отметить, что она претерпела определенные изменения, которые благоприятно сказались на взаимодействии с другими теоретическими концепциями стоимости, ценности и цены. Рынок, несмотря на его кажущуюся стихийность и анархичность, обладает внутренним порядком, подчиняется определенным закономерностям, способен в значительной степени самонастраиваться и эффективно функционировать. Т. е., по выражению А. Смита, какая-то «невидимая рука», которая руководит поведением субъектов рынка, придавая им целеустремленность и направляя их, в конечном счете, не только на удовлетворение личных, но и общественных потребностей.
Механизм функционирования – это процесс формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена и конкуренция.
Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями).
Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании любого предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара.
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром.
Анализ процессов, происходящих на потребительском рынке представляет практический интерес для производителей и предпринимателей, занимающихся сбытом товара. Вследствие всего вышесказанного данная тема является актуальной для изучения.
Цель настоящей работы – раскрыть экономическое содержание спроса и предложения, выявить закономерности в изменении спроса и предложения на рынке, разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе и предложении, выявить зависимость между спросом и предложением, сделать выводы.
1. Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса
Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Поэтому в рамках теории спроса потребители - это покупатели, обладающие определенными денежными средствами. Рынок не признает потребность, не подтвержденную платежеспособностью покупателя. В связи с этим можно сказать, что потребности - это наши желания и устремлении обладать теми или иными благами, тогда как спрос- это наша возможность приобретать эти блага.
Объем спроса, или количество товаров, на которое предъявлен спрос, определяется множеством факторов. Таковыми могут быть цена товара или услуги, доходы потребителей, вкусы, ожидания и др. Зависимость объема спроса на определенный товар от перечисленных и иных факторов выражает формула (1):
где Qd -объем спроса; P- цены товаров a, b и z; I- доходы потребителей; T-вкусы покупателей; M;-общее число покупателей; n- иные факторы.
Любой покупатель стремится
максимально полно
Предположим, что существует
некоторый набор потребностей покупателя,
удовлетворяемых каждая своим товаром.
На каждый из товаров существуют определенные
цены, и покупатель решил для себя,
что его общая
Кроме того, в реальности
в большинстве случаев
Постоянство спроса на определенный товар при снижении цены на него хотя и вероятно, но не может бесконечно сохраняться при постепенном дальнейшем снижении цены. Используя сэкономленные на покупке данного товара средства на повышенное удовлетворение иных потребностей, покупатель, в конце концов, неизбежно захочет лучше удовлетворить свою потребность, связанную именно с данным товаром, поскольку она будет отставать от удовлетворения иных потребностей.
Из того, что для разных
покупателей приоритеты удовлетворения
потребностей и оценка соотношений
полезности альтернативных товаров
будут расставлены по-разному, следует,
что общий спрос на определенный
товар будет возрастать при снижении
его цены и неизменности всех прочих
факторов. Кроме того, при более
высокой цене часть потенциальных
покупателей, пусть даже имевшая
доступ к данному рынку, не могла
себе позволить покупать данный и
альтернативный товар: соответствующая
данному товару потребность вполне
могла быть наименее актуальной для
некоторых покупателей, и они
могли вовсе отказываться от удовлетворения
соответствующей потребности
Одним из важнейших факторов, определяющих величину спроса Qd, является цена услуги, или P. Рассмотрим взаимосвязь спроса с ценой, т. е. зависимость спроса от цены. Отложим на оси абсцисс объемы продукции Q, на которые предъявляется спрос, а на оси ординат - цены на данный товар P и проведем линию, выражающую взаимосвязь между ними (рис. 1).
Рис.1Взаимосвязь спроса с ценой
Х С
Q
P У
Кривая спроса (С) представляет обратную функциональную зависимость изменения спроса от динамики цены. Поэтому любая кривая спроса сама по себе выражает функциональную зависимость величины спроса от цены: когда цена движется в одном направлении (в сторону повышения или понижения), величина спроса изменяется в противоположном направлении (соответственно в сторону понижения или повышения). В связи с этим можно сказать, что величина спроса - это конкретная количественная определенность, диктуемая или навязываемая ценой. Передвижение по кривой спроса называют изменением величины спроса. Это передвижение отражает реакцию покупателей на изменение цены товара при прочих равных условиях.
В то же время кривая спроса не выражает обратную функциональную зависимость изменения цены под воздействием динамики спроса. В противном случае это означало бы, что с увеличением спроса цены падают.
Таким образом, кривая спроса показывает, что при неизменности других факторов снижение цены ведет к возрастанию спроса и наоборот, повышение цены влечет уменьшение спроса. Эту связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара.
Спрос и его динамику можно проиллюстрировать с помощью таблицы 1. Например, у нас есть товар (пряник медовый), спрос на который меняется с изменением его цены.
Таблица 1. Динамика спроса
Обратная зависимость
динамики спроса от уровня цен определяется
тремя причинами: во-первых, снижение
цен увеличивает число
Действие закона спроса объясняет
существование эффекта дохода и
эффекта замещения. Эффект дохода выражается
в том, что при снижении цены товара
потребитель чувствует себя богаче
и хочет приобрести большее количество
товара. Эффект замещения состоит
в том, что при снижении цены товара
потребитель стремится
Следует отметить несколько
исключений из закона спроса. Они касаются
так называемых высших и низших товаров.
К первым относятся товары, потребление
которых уменьшается с
Функция спроса в механизме
функционирования рынка необычайно
велика, ибо она побуждает
Для анализа состояния рынка того или иного товара немаловажное значение имеет знание реакции спроса на повышение или понижение цены. Причем в данном случае идет речь о количественном изменении чувствительности спроса к изменению цен. Таким показателем является эластичность спроса по цене — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.