Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:19, реферат
Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Поэтому в рамках теории спроса потребители - это покупатели, обладающие определенными денежными средствами. Рынок не признает потребность, не подтвержденную платежеспособностью покупателя. В связи с этим можно сказать, что потребности - это наши желания и устремлении обладать теми или иными благами, тогда как спрос- это наша возможность приобретать эти блага.
Введение 3
1.Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса 4
2.Предложение: кривая и закон предложения. 10
3.Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения 14
4.Экономическое значение исследования конъюнктуры рынка 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Рассмотрим влияние неценовых факторов, воздействующих на спрос:
1. Доходы населения (
2. Спрос и цены на
сопряженные (взаимозаменяемые
Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Например, если выросла цена на сливочное масло, спрос на него снижается, но одновременно растет спрос на масло животного происхождения, снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом.
Когда два товара являются взаимодополняющими, изменение спроса на один товар приводит к такому же изменению на другой. Между ценой на один товар и спросом на другой наблюдается обратная связь. Например, если увеличивается спрос на велосипеды, то растет спрос и на спортивную одежду, а сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.
Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Например, лекарства и одежда.
3. Размер рынка (размер предложения). Как правило, чем в большем объеме представлен товар на рынке, тем меньше его цена (сказывается конкуренция производителей), и, следовательно, тем больше спрос на него.
4. Число покупателей. Здесь прямая зависимость: увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Например, японцы сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.
5. Вкусы, предпочтения
покупателей, национальные
В то же время вкусы и предпочтения меняются так же, как меняются потребности с развитием общества. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, с появлением колготок постепенно снижался спрос на чулки.
6. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него. Сдвиг кривой вправо показывает, что спрос увеличивается, а влево – уменьшается. Теперь рассмотрим неценовые факторы, влияющие на предложение.
1. Стоимость ресурсов. Цены
на ресурсы определяют
2. Технология. Применение
более совершенной технологии
удешевляет производство. При данных
ценах на ресурсы снижаются
производственные издержки, а, следовательно,
увеличивается предложение.
3. Налоги и дотации.
Повышение налогов сокращает
возможности производителей, уменьшает
объемы производства, что приводит
к снижению предложения и
Дотации - это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Это способствует росту производства и предложения, сдвигает кривую предложения вправо.
4. Цены на другие товары также отражаются на объеме производства. Например, если растут цены на мясо птицы, то производители начнут увеличивать производство птицы, а производство говядины может сократиться.
5. Ожидания. Ожидая роста
цен, производители иногда
6. Конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот.
Проиллюстрируем смещения кривой предложения рисунком 6.
Рис.6
Как мы видим, кривая предложения смещается вправо, если произойдет увеличение предложения, и влево, если предложение сокращается.
Еще в XIX в. в экономической теории возникла дискуссия: что определяет уровень рыночной цены - спрос или предложение? Как - при каком уровне цены - может быть достигнуто рыночное равновесие - равенство спроса и предложения?
Здесь уместно вспомнить и о спросе, и о предложении.
Равновесная цена рассматривалась в противоположных концепциях рыночной цены. Одна из них высказана английскими классиками и К.Марксом и обосновывает приоритет предложения продавца (товаропроизводителя): цена - это денежное выражение стоимости товара, созданной трудом. Другое учение, развитое австрийской школой политической экономии, отстаивает приоритет спроса: потребности человека, полезность и ценность благ, а следовательно спрос покупателя, диктуют уровень рыночной цены.
Как известно, выход из сложившегося противоречия нашел А. Маршалл. Прежде всего, он сформулировал и выразил в математической форме законы спроса и предложения. Затем он примирил противоположные учения о рыночной цене. В соответствии с реальной действительностью А .Маршалл считал, что рыночная цена отражает влияние и предложения, и спроса. Как осуществляется двустороннее воздействие, видно на графике (рис.7), где одновременно отражается кривая спроса D (по цене) и кривая предложения S (по цене). Точка пересечения этих линий Е характеризует уровень равновесной цены.
Рис. 7.Равновесная цена
D
E
Теперь рассмотрим указанные кривые на графике (рис. 7). Точка Е на графике - равновесная цена, свидетельствующая, что цена продавцов (по которой им выгодно торговать), совпадает с ценой покупателей (которая устраивает последних). Планы как покупателей, так и продавцов оправдаются полностью: покупатели запланированным оптимальным образом удовлетворят свои потребности, а поставщики получат запланированную оптимальную прибыль.
Теория спроса и предложения, базирующаяся на концепции предельной полезности, не смогла раскрыть экономическую природу равновесной цены. Ведь в данной точке воздействие спроса и предложения на цену взаимопогашается, а поэтому не понятно, чему соответствует данный уровень цены.
Между тем несомненно, что равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами.
1. Товаров представлено
на рынке не больше и не
меньше, чем нужно для потребления
людей. Все затраты на
2. В точке равновесия
выражен и наибольший
3. На рынке не обнаруживается
ни избытка товаров (
Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. В этом примере совмещаются два эффекта снижения цены, которые дают большее снижение цены, чем при действии одного из эффектов. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменения предложения и спроса (если предложение больше спроса, то равновесное количество увеличивается). Предположим теперь, что предложение сокращается, а спрос возрастает. Наблюдаются два эффекта повышения цены. Если уменьшение предложения больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально. Возможны так же случаи, когда предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении.
Сначала предположим, что
и спрос и предложения
Рассмотрим одновременное уменьшение предложения и спроса. Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Равновесное количество продукта однозначно уменьшается.
Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и предложения с одной стороны, и увеличение спроса и предложения – с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, спрос не изменяется. Рассмотрим одновременное уменьшение предложения и спроса. Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Равновесное количество продукта однозначно уменьшается.
Итак, мы видим, что и на спрос, и на предложение могут оказывать влияние ценовые и неценовые факторы. Изменение этих факторов приводит к смещению кривой спроса и кривой предложения.
Величина спроса и величина предложения являются взаимозависимыми величинами. Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции. Ситуация рыночного равновесия выгодна и продавцам товара, и потребителям. Изменение спроса и предложения оказывают влияние на изменение равновесной цены и равновесного количества, в разных случаях оно может быть различным.
4. Экономическое
значение исследования
Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на данную продукцию, т.е. конъюнктуры рынка.
Конъюнктура рынка — это
совокупность условий, при которых
в данный момент протекает деятельность
на рынке. Она характеризуется
Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.
В связи с тем, что изучение конъюнктуры связано с текущим состоянием рынка, программа исследований должна быть ориентирована, прежде всего, на обоснование коммерческих решений, принимаемых на уровне предприятия, когда в основном ведутся исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков. Однако при этом учитывается состояние общеэкономических и отраслевых условий реализации.
Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка — установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.
Комплексный подход к изучению
конъюнктуры рынка