Закон спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:19, реферат

Описание работы

Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Поэтому в рамках теории спроса потребители - это покупатели, обладающие определенными денежными средствами. Рынок не признает потребность, не подтвержденную платежеспособностью покупателя. В связи с этим можно сказать, что потребности - это наши желания и устремлении обладать теми или иными благами, тогда как спрос- это наша возможность приобретать эти блага.

Содержание работы

Введение 3
1.Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса 4
2.Предложение: кривая и закон предложения. 10
3.Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения 14
4.Экономическое значение исследования конъюнктуры рынка 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

курс.эк.docx

— 75.96 Кб (Скачать файл)

Сбор информации — важнейший  этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные  виды информации, полученные из различных  источников. Различают информацию:

-общую - включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства;

- коммерческую – данные, извлекаемые из деловой документации предприятия по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена;

- специальную – данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов; выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций.

Изучение конъюнктуры  товарного рынка базируется на анализе  показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной  продажи, товарных запасов на складах  предприятия, в оптовой и розничной  торговле. Поэтому главная цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка — это создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения, выявить факторы формирования рыночной конъюнктуры. К таким показателям относятся: производство товаров в ассортименте; обновление товарного ассортимента; обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями; запасы товаров в ассортименте (в том числе на предприятии, в торговых организациях); забраковка товаров и рекламации (перечень товаров ограниченного и повышенного спроса); продажа товаров в ассортименте (в том числе оптовая, розничная, фирменная); изменение доли рынка, занимаемого предприятием; изменение доли рынка, занимаемого конкурентами; выполнение заявок на поставку товаров; изменение в спросе потребителей; величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте; динамика цен; продажа товаров по сниженным ценам (в том числе уценка, сезонная распродажа и др.).

Служба изучения рынка  предприятия анализирует данные о динамике производства товара в  сопоставлении с заявками и заказами оптовых покупателей, анализирует  сведения о движении товаров в  розничной торговой сети.

Анализ этих данных позволяет  сделать достаточно надежные выводы о тенденциях развития спроса на исследуемый  товар. Сопоставляя динамику поступления, продажи и запасов по отдельным  позициям ассортимента товаров рассматриваемой  группы и долю каждой из них в  поступлении, продаже и запасах, можно определить, во-первых, сдвиги в микроструктуре спроса, во-вторых, степень соответствия ассортимента товаров потребностям рынка.

При изучении конъюнктуры  товарного рынка ставится задача не только определения состояния  рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера  дальнейшего его развития, по крайней  мере, на один-два квартала, но не более  чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей  конъюнктуры рынка в сочетании  с отчетными и плановыми данными  дают возможность заблаговременно  выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся  и предотвращение возможных диспропорций. По своему характеру прогноз показателей  конъюнктуры является краткосрочным  прогнозом.

Учитывая особенности  прогноза показателей конъюнктуры, наиболее целесообразным является применение экономико-статистических методов  анализа и моделей прогнозирования (индексный, графический, метод группировок), которые предусматривают определение структурных показателей путем обработки и изучения динамических рядов. На основе анализа динамических рядов устанавливается тенденция развития и распространяется на ближайшую перспективу с учетом сложившихся закономерностей в развитии ресурсов товаров, покупательных фондов населения.

Расчеты вероятных значений показателей конъюнктуры носят  многовариантный характер.

Конъюнктурные исследования проводятся в рамках маркетинговой  деятельности предприятия. Для их регулярного  осуществления необходимо иметь  соответствующих квалифицированных  специалистов. К исследованиям могут  привлекаться и специализированные исследовательские организации.

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев подробно два  фундаментальных понятия экономической  теории – спрос и предложение, можно сказать, что рынок - это  взаимосвязь между производителями  и потребителями продукции, а  спрос и предложение являются элементами рыночного механизма, регулирующими  цену товара и его количество на рынке.

Процессу обмена товаров  на рынке присущи свои законы. Они  обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения  количества обмениваемых товаров и  их цен. Так, одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке выступает закон спроса. Спрос является, по меньшей мере, двуединым понятием, связывающим  количество покупаемого товара с  его ценой. Своеобразие закона спроса – в обратной зависимости между  ценой и количеством покупаемого  товара: чем выше цена, тем меньшее  количество товаров будет куплено  потребителями. И наоборот, если цена снижается – количество покупок  данного товара возрастает. Малейший дефицит привычных для покупателей  товаров на рынках вызовет тенденцию  повышения их цен.

Также важно предложение. Закон предложения гласит, что  при повышении цены на определенный товар, будет расти и его предложение. Между ценой и количеством  предлагаемого товара, в отличие  от спроса наблюдается прямая зависимость, т.к. производитель всегда будет  стремиться продать товар по более  высокой цене. Это обусловлено  тем, что издержки производства остаются неизменными, следовательно, чем выше цена, тем больше прибыль.

При неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут  изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей.

Степень чувствительности изменений  спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать  коэффициентом эластичности.

Величины спроса и предложения  являются взаимозависимыми. Изменение  спроса служит сигналом производителю  для изменения объема производства в соответствии с изменением спроса. Также, например, снижение предложения  может послужить причиной увеличения спроса.

В настоящее время в  условиях жесткой конкуренции все  большее значение приобретает исследование конъюнктуры рынка, которое позволяет  проанализировать изменение спроса потребителей, а также многих других факторов, влияющих на уровень продаж, и принять правильное решение для дальнейшего успешного функционирования предприятия.

В заключение хотелось бы добавить, что в данной работе рассмотрены  основные аспекты понятий «спрос»  и «предложение». Ввиду того, что  понятия эти достаточно многогранны, раскрыть их полностью с учетом всех особенностей и ситуаций в данной работе не представляется возможным.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Н. И. Базылев, А. В. Бондарь, С. П. Гурко и др.; Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. Мн.: БГТЭУ, 1997
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 1999.
  3. Бочкарев А., Кондратьев В., Краснова В. и др. Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя / Под ред. В. Красновой и А. Привалова. М.: ЗАО «Эксперт», 1998.
  4. Экономика. Под ред. доц. А.С.Булатова. - М.: Издательство БЕК, 1999.
  5. Бакалавр экономики: Хрестоматия в 3-х томах. Т. 2. / Под общ. ред. В.И. Видяпина; Рос. экон. академия им. Г.В. Плеханова; Центр кадрового развития. - М. : Триада, 1999
  6. Экономическая теория. Под ред. акад. Видяпина В.И. и др. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  7. Воробьев Е.М., Гриценко А.А., Ким М.Н. Экономическая теория. М.: Фортуна-Пресс, 2000.
  8. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2001
  9. Макроэкономика. Конспект лекций. - М.: Издательство ПРИОР, 1998.
  10. Современная экономика. Под ред. проф. О.Ю.Мамедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  11. Экономическая теория. Учебник по ред. И. П. Николаевой. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА- ИНФРА-М), 2000
  12. Курс экономики. Под ред. Б.А.Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 1997.
  13. Яковлева Е. Б. «Микроэкономика» Москва 2004г.

 


Информация о работе Закон спроса и предложения