Закон спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:19, реферат

Описание работы

Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Поэтому в рамках теории спроса потребители - это покупатели, обладающие определенными денежными средствами. Рынок не признает потребность, не подтвержденную платежеспособностью покупателя. В связи с этим можно сказать, что потребности - это наши желания и устремлении обладать теми или иными благами, тогда как спрос- это наша возможность приобретать эти блага.

Содержание работы

Введение 3
1.Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса 4
2.Предложение: кривая и закон предложения. 10
3.Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения 14
4.Экономическое значение исследования конъюнктуры рынка 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

курс.эк.docx

— 75.96 Кб (Скачать файл)

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут  приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции  потребителей на изменение цены может  значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию  ценовой эластичности для определения  чувствительности потребителей к изменению  цены продукции. Если небольшие изменения  в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.

Если существенное изменение  в цене ведет к небольшому изменению  в количестве покупок, то такой спрос  относительно неэластичный или просто неэластичны.

Когда процентное изменение  цены и последующее изменение  количества спрашиваемой продукции  равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью.

Рис.4. Спрос  с единичной эластичностью

Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным (рис. 2)

 

 

 

Рис.2 Неэластичный спрос

 


 

Цена Р D

 

 

 


Количество Q

 

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать  покупки от нуля до предела своих  возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным (рис. 3).

 

Рис. 3 Эластичный спрос.


 

 

 

 

 

 

Совершенно эластичный спрос.

Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с  помощью коэффициента эластичности Ed, который определяется по формуле (2).

 

  1. Ed=∆Q/∆P

 

где Ed - эластичность спроса по цене; ∆Q- изменение спроса, %; ∆P- изменение цены, %.

Для определения соответственно числителя и знаменателя для  вышеуказанной формулы следует  воспользоваться следующими формулами  их вычисления (3), (4):

 

  1. ∆Q’=(Qн-Qб)/Qб*100%
  2. ∆P’=(Pн-Pб)/Pб*100%

 

где Qб – первоначальный, или базовый объем спроса; Qн – новый объем спроса; Pб - первоначальная, или базовая цена; Pн - новая цена спроса.

Использование процентных изменений  позволяет избежать ошибок в расчетах при использовании произвольных единиц измерения.

Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный  знак (т.к. закон спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены), поэтому рассматривается  только абсолютная величина коэффициента эластичности. Существуют также дуговая  эластичность, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность. Таким  образом, величина спроса зависит от многих факторов, основным из которых  принято считать цену. Закон спроса выражает обратную зависимость между  спросом и ценой товара. Для  анализа рынка применяют показатель эластичности спроса по цене. Спрос  может быть эластичным, неэластичным и с единичной эластичностью (принимается  в качестве критерия для определения  товаров с эластичным и неэластичным спросом).

 2. Предложение: кривая и закон предложения

Предложение — это количество товаров и услуг, которое предложено для реализации на рынке (или может быть немедленно доставлено) в определенный промежуток времени. Следует различать натурально-вещественную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в деньгах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения.

Объем и структура предложения  характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями  производства, а также той долей  товаров, которая направляется на рынок, ибо часть производимой продукции  потребляется в производстве.

Объем предложения определяется общей суммой предложений товаров, продаваемых на рынке. Он зависит от целого ряда факторов. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов выражается через функцию предложения (5)

 

  1. Qs=f (P1, P2, …, Pn; K; C; Z; …; n)

 

где Qs-объем предложения; P1, P2, …, Pn- цены товаров и услуг; K-характер применяемых технологий; C- налоги и дотации; Z- природно-климатические условия; n- иные возможные факторы.

К товарному предложению  относятся все товары, находящиеся  на рынке, включая товары в пути. Оно формируется за счет объема структуры  товарной продукции производства, товарных запасов и импорта. На него оказывают  влияние возмещение естественной убыли  в торговле, расходы на уценку и  снижение цен.

Зависимость объема предложения  от цены также можно охарактеризовать с помощью графика.

Если на оси ординат  отложить цены, а на оси абсцисс  – количество продукции, предлагаемой товаропроизводителями, то графически можно выразить функциональную зависимость  изменении предложении от динамики цен (рис. 4)

Рис. 4. Кривая предложения

 

 

 P


 P3


 P2


 


 P1


 

 0        Q


 

 

Любая точка кривой показывает, какую цену надо заплатить за единицу  предлагаемого товара, чтобы данное его количество было предложено рынку.

Вогнутый характер кривой предложения демонстрирует процесс, в котором первоначальное повышение  цены на товар провоцирует вовлечение в него все большего количества предприятий, что обуславливает определенный всплеск предложения данного  товара. Дальнейшее повышение цены, в конечном счете, приведет к насыщению  предложения, ибо резервы расширения постепенно исчерпываются и количество предлагаемого товара относительно стабилизируется. В отношении характера  расположения кривой предложении среди  экономистов остаются разногласия. Одни из них считают, что она хотя и замедленно, но постоянно смещается  вверх и вправо. Другие полагают, что она затем трансформируется в вертикальную прямую и дальнейшее изменение (повышение), цены остается без внимания, ибо существуют определенные, ограниченные ресурсы и ограничения в совершенствовании производства.

Прямая связь предложения  и уровня цен объясняется действием  закона убывающей производительности факторов производства. Изменение цен  приводит к изменению величины предложения  и иллюстрируется движением его  вдоль постоянной кривой предложения  от одной точки к другой.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее  количество своего товара при высокой  цене, чем при низкой. Для продавца цена - побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Это обусловлено тем, что выручка, получаемая от реализации товара по более высокой цене, содержит большую долю прибыли, т. к. издержки производства на его выпуск остаются неизменными. Разность между выручкой от реализации товара и его издержками есть не что иное, как прибыль.

В каждый момент положение  производителей, предлагающих свой товар  на рынке, не является одинаковым. Некоторые  из них произвели и привезли на рынок много товара, другие —  мало. Одни затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличить предложение (при наличии конкурентов).

Объем предложения у каждого  производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат  мало товаров, придержат часть его  на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много  товара. Когда же цена существенно  возрастет и окажется очень высокой, то производители постараются увеличить  предложение товара, попытаются сбыть  даже бракованные изделия.

Предложение товаров на рынке  во многом зависит от издержек производства — производственных затрат, которые многие экономисты определяют как важнейший фактор, воздействующий на предложение.

Объясняется это следующим. Производитель, если на него не оказывается  экономического давления, действует, соблюдая свои собственные интересы, т.е. стремится  максимизировать получаемую им прибыль. Это означает, что, принимая решение  об объеме производства для предложения  на рынке, производитель всякий раз  выбирает такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. На первый взгляд кажется, что уменьшение объема производства ведет к увеличению выручки (валового дохода). Но оказывается, что каждая фирма имеет пределы своего роста. Рост фирмы и, следовательно, предложения на рынке за этими пределами ведет к увеличению издержек производства, например, таких, как транспортные расходы, затраты на управление производством и реализация продукции из-за возросших трудностей и т.д.

Цены ресурсов оказывают  непосредственное влияние на издержки производства и через них на объем  предложения. Но величина затрат на ресурсы  в экономическом смысле не тождественна сумме денежных издержек производства. Ресурсы, как правило, имеют несколько  возможных сфер применения, поэтому  экономист стремится учесть все альтернативные способы применения ресурсов. Например, фермер, который арендует участок земли и сталкивается с вопросом: что на этой земле выращивать — яблоки или пшеницу. Известно, что один гектар земли, отведенный под яблоки, приносит доход в 2 раза больший, чем тот же гектар, отведенный под пшеницу. Нетрудно догадаться, какой выбор сделает фермер. Но если он все же выбрал пшеницу, то в его издержки включается вся сумма упущенного им дохода от возможного использования земли под яблоки. Таким образом, в качестве затрат на ресурс должна включаться и денежная выручка от наиболее выгодного из альтернативных способов использования ресурса.

Экономист, в отличие от бухгалтера, учитывает не только стоимость  ресурсов, оплаченных в явном виде производителем их собственнику, но и  стоимость неявно оплаченных ресурсов. Например, для владельца магазина к таким ресурсам относятся собственный  труд и вложенный капитал. Очевидно, что рост процентной ставки или предложение  работы по найму с высокой оплатой  могут вынудить предпринимателя  закрыть дело, хотя никакого изменения  в стоимости явно оплаченных ресурсов и не произойдет.

Технический прогресс приводит к снижению затрат на производство и последующему увеличению объема предложения. Государство, осуществляя законодательную  деятельность, устанавливает правила  поведения экономических агентов, взимает налоги с производителей. Налоговая политика разрабатывается  не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с  целью оказать то или иное влияние на производство товаров (а в некоторых случаях выплачиваются дотации), государство занимается регулированием цен и стандартизацией товаров. Иногда оно осуществляет прямое вмешательство в процессы производства и обмена.

На микроуровне говорят об индивидуальном предложении (отдельных производителей на частном, отдельном рынке), на макроуровне — о совокупном предложении — реальном объеме национального производства, который может быть произведен всеми товаропроизводителями при различных уровнях цен.

 При анализе цен  ресурсов должны учитываться  абсолютно все факторы, участвующие  в производстве товара, включая  географическое положение и даже, в широком смысле, человеческие  контакты и многое другое.

На объем предложения, кроме самого товара, оказывают влияние  и такие факторы, как цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров, уровень технологии, деятельность государства, налоги, перспективные ожидания, степень монополизации производства и рынка и т.д.

Для потребителя цены - сдерживающий фактор, т. к. высокая цена вынуждает  покупать меньшее количество товара.

Наравне с эластичностью  спроса проявляет себя и эластичность предложения, которая характеризует  относительные изменения между  ценой и предложением товаров  к реализации. Коэффициент эластичности предложения по цене выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении товара на 1 %. Он рассчитывается как отношение процентного измерения величины предлагаемой продукции к процентному изменению в цене по формуле (6):

 

  1. Es=%∆Qs/ %∆P. 

 

где Es- эластичность предложения по цене; %∆Qs- процентное измерение величины предлагаемой продукции; %∆P-процентное изменение в цене.

Если при увеличении (уменьшении) цены на 1% его предложение соответственно увеличилось тоже на 1%, то такая эластичность предложении называется единичной. Наклон кривых предложения дает определенное представление о степени эластичности предложения по цене товара. Чем  положе кривая предложения товара, тем большей эластичностью оно  обладает. Чем круче кривая предложения, тем меньшей эластичностью обладает предложение того или иного товара.

Таким образом, предложение-это  те блага, которые поступают на рынок  с целью их продажи.

Исходя из закона предложения, можно сказать, что в отличие  от спроса, стимулом к расширению производства товара, и, следовательно, увеличения его  предложения является повышение  цен.

Предложение, как и спрос, может быть эластичным, неэластичным и единичным.

3. Ценовые и  неценовые факторы спроса и  предложения

Выяснив закономерности, необходимо выяснить факторы, влияющие на спрос  и предложение. Их условно принято  делить на ценовые и неценовые.

Ценовой фактор – это цена на данный товар, она влияет на спрос обратно пропорционально.

Любая цена, назначенная  фирмой, так или иначе, скажется на уровне спроса и предложения на товар.

Для замера спроса необходимо провести его оценку при разных ценах. На рисунке 5 представлена оценка спроса на кукурузные хлопья. Спрос растет по мере снижения цены с 100 тенге до 50 тенге. Однако на уровне 45 тенге он начинает падать, т.к. люди думают, что кукурузные хлопья слишком дешевые и, следовательно, низкого качества.

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.Оценка спроса на кукурузные хлопья

 

 

Цена служит самым важным фактором количества любого покупаемого  продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми факторами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса и кривой предложения. Поэтому их также называют факторами изменения спроса и предложения. Изменение одного из факторов изменяет положение кривой.

Информация о работе Закон спроса и предложения